УДК 101.8:316.4:77
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ С.А. АФАНАСЬЕВА
(Донской государственный технический университет)
Рассматривается роль фотографии в организации процесса социального контроля властью за действиями, поведением людей и формированием общественного мнения. Фотография представлена в качестве манипу-лятивной технологии информационной войны.
Ключевые слова: манипуляция, фотография, социальный контроль, информационная война, власть, общество, СМК.
Введение. Жизнедеятельность современного человека протекает бок о бок с порожденными прогрессом техническими средствами, которые практически полностью погружают его в атмосферу искусственности. Искусственность окружающего пространства заставляет его меняться, именно она диктует ему наиболее удобную для современности модель приспособления к жизненным реалиям, отражаясь в мировоззрении, в мироощущении, в понимании и трактовке извечных бытийных категорий.
Власть постепенно утекает из рук обладателей материальных капиталов и переходит к кураторам социально-информационных сетей, концентрируясь в руках тех, кто способен контролировать материальное и символическое производство и потребление, т.е. «управлять полным жизненным циклом модели поведения других людей для осознанного достижения своих целей» [1, с.57].
СМИ с их возможностями сегодня «фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» [2, с.87].
Именно в это время своего расцвета и наивысшей востребованности достигает фотография, которая, являясь символом сочетания двух противоположностей, а именно технического и духовного, становится одним из формообразующих начал современного этапа истории человечества. Сегодня она задействована во всех сферах человеческой деятельности: в документальноинформационной хронике, в политической жизни общества, в рекламных кампаниях, в области развлечений, в сфере искусства, в повседневной жизни, в виртуальном мире Интернета и даже в войнах между государствами.
Для нас представляет исследовательский интерес фотография, поскольку, являясь средством массовой коммуникации, имеет возможность социального контроля над обществом и манипуляции массовым сознанием.
Понятие манипуляции. Проведенный нами анализ различных точек зрения на предмет понятия манипуляции позволяет выделить ряд основных сущностных характеристик манипулирования. Манипуляция рассматривается как: 1) «психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно в ущерб тем лицам, на которых оно направлено» [3]; 2) «общественное и государственное культивирование ситуаций посредством целенаправленного управления с тем, чтобы решающим образом формировать общественную структуру» [4]; 3) «духовное управление человеком, обусловленное воздействием иррациональных и эмоциональных средств и аргументов: в политике - обращение к нации, любви к отечеству, к крови, расе, чести» [5].
Фотография как средство массовой коммуникации наравне с другими СМИ выполняет функцию социального контроля и манипуляции массовым сознанием. В данной статье речь пой-
дет о фотоизображении, используемом политической, властвующей элитой с целью манипуляции массовым сознанием индивидов.
Манипулятивную функцию фотоизображения, в том числе политического характера, анализируют в своих работах такие исследователи, как Ж. Бодрийяр, В. Нуркова, П. Штомпка, В. Флюссер, С. Зонтаг, П. Вирилио, П. Бурдье и другие. Анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод, что фотография из информационно- коммуникативного средства превращается в средство влияния и манипуляции массовым сознанием.
Использование фотографии как контроль над личностью. Общество еще в XIX веке открыло для себя возможность использования фотографии в качестве орудия управления и принуждения [6]. Такая возможность была реализована с помощью фотографирования всех членов общества и включения этих фотодокументов в судебную и следственную практику. Эта мера оказалась полезной при разыскивании преступников и прочих лиц [7]. Включение фотографий в архивные материалы больниц, клиник, домов вспомоществования, приютов и тюрем открыло новые возможности изучения болезней, внешнего вида больных и их отличия от внешнего облика здоровых людей. Здесь фотография предстает как одна из технологий власти, применяемая к различным группам людей - с умственными отклонениями и с криминальными.
Так, М. Фуко, исследуя природу власти, отмечает те ситуации, в которых власть использует различные технологии для приведения общества в нормальное состояние [8]. Власть предстает как система, управляющая обществом и устанавливающая общепринятые стандарты с помощью техник нормализации. Использование фотографии всех членов общества позволяет отслеживать рост народонаселения, миграцию населения. Это позволяет власти реализовывать контроль над обществом. Здесь мы видим использование документальной фотографии обществом с целью удовлетворения возникающих социальных потребностей.
Поскольку фотография обладает способностью быть документом в строгом смысле слова, то ее использование в документах, удостоверяющих личность человека, выступает как еще один метод социального контроля за всеми членами общества. Помимо паспорта, есть документы, называемые маркерами социальной неполноценности. К ним относится справка об освобождении. В данном виде документа фотографии нет, что является ущемлением в правах социальных субъектов.
В данном контексте отдельного внимания заслуживают работы М. Фуко о политической власти, техниках власти. В работах М.Фуко «Надзирать и наказывать», «Око власти», «Власть и тело» и др. исследуются техники власти, выполняющей наблюдающую, контролирующую и карающую функции. Фуко обращается к идеям просвещенных реформаторов XVIII века, например, к «Паноптикуму» И.Бентама, предполагающему постоянное наблюдение за заключенными, которое в итоге должно привести к формированию у них добродетели, поскольку общественное мнение в виде совести общества и вид демократического внимания окажут влияние на преступивших границы дозволенного. Но М. Фуко аргументированно критикует данные идеи. Он говорит, что в действительности всеохватывающий взгляд является иллюзией власти. По его мнению, такая технология власти осуществляется с помощью полного кругового недоверия: «совершенство наблюдения - это итог недоброжелательства» [8].
Использование фотографии в документе с целью контроля над обществом выгодно узкому кругу лиц, что не является доказательством существования демократических институтов власти.
Благодаря информационным технологиям, в подчинении которых существуют и фотоизображения, масштабы тотального контроля над личностью приобретают глобальный характер. Утрачивая демократические черты, власть проникает «буквально под одежду каждого», используя фото, телевидение, Интернет с целью передачи нужной информации [9, с.20].
Так, в 2001 году финальный матч чемпионата США по американскому футболу впервые в истории сопровождался беспрецедентными мерами: все зрители были засняты видеокамерами, а
их лица сравнивали с базой данных преступников и террористов, находящихся в розыске. Это еще раз подтверждает утрату демократических черт власти.
Внедрение новых технологий власти выражается, например, в замене фотографии на паспорт отпечатком пальца и изображением радужной оболочки глаза, представленных также в форме фотографии. Здесь речь идет не о фотографии на бумажном носителе, которую мы привыкли воспринимать именно таковой, а о цифровой фотографии. Сканированные биометрические параметры человеческого тела, встроенные затем в чипы и микрочипы, реализуются по той же схеме, что и отражение статичного образа в фотографии и используются не только в паспорте.
Широко обсуждаемый пример использования биометрической идентификации продемонстрировали законодатели штата Нью-Джерси, первыми приняв закон «об умном оружии» [10]. Закон требует, чтобы все продаваемое оружие снабжалось устройством, позволяющим применять его лишь зарегистрированному владельцу. В пусковой курок оружия встроена цифровая фотография папиллярного рисунка пальца зарегистрированного владельца. Это не только сделает невозможным, например, применение детьми найденного в доме оружия, но и законному владельцу напомнит, что все его действия с оружием находятся под неусыпным контролем системы идентификации.
Еще один способ контроля за членами общества власть обнаружила более полувека назад, когда был доказан факт отсутствия двух человек с одинаковым рисунком радужной оболочки глаза. Существенные отличия рисунка радужной оболочки наблюдаются даже у близнецов.
Технология допуска, основанная на сканировании радужной оболочки глаза и сличении с ее фотографией на цифровом носителе, уже несколько лет применяется в США в учреждениях с высоким уровнем секретности и в тюрьмах. Сканеры радужной оболочки глаза планируется установить в столовой одной из открывающихся английских школ. Система будет автоматически взыскивать с учащихся оплату за завтраки. Предполагается, что такая практика позволит защитить от насмешек детей из бедных семей, получающих еду бесплатно. Аналогичные сканеры будут использоваться и в школьной библиотеке [10].
Значительный объем информации, содержащийся в радужной оболочке глаза, нередко вызывает озабоченность испытуемых - не каждый хочет, чтобы копировалась и сканировалась информация, по которой можно многое узнать о человеке, о состоянии его здоровья.
Данные трансформации использования фотографии напрямую связаны с развитием технологий власти. Противники повсеместного внедрения биометрических идентификаторов язвительно напоминают, что первые массовые опыты в этом направлении предпринимались еще до изобретения цифровых фотографий, сканеров, компьютеров - нацисты татуировали личные номера на телах узников концлагерей.
Размышления над этим шокирующим фактом невольно наводят на мысль: не пойдет ли развитие систем идентификации и контроля иным путем, отклонившись от обсуждавшихся выше методов? Не проще ли снабдить индивидуума некоторым, пусть не врожденным, но неотъемлемым свойством, которое значительно лучше поддается надежному считыванию, чем любой биокод?
Близки к современной действительности мысли философа Фуко, высказанные им также в диалогах с Н.Хомским и Э. Элдерсом, где он отказывается называть современное общество демократическим. Мыслитель называет власть безличной. Власть превращается в «машинерию», у которой нет владельца. М. Фуко считает, что главной задачей на сегодняшний день является выявление скрытых отношений политической власти, подавляющей и угнетающей население. Он обращает внимание на то, что эти функции выполняют в том числе те учреждения, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с политической властью. Поэтому нужно определять образы такого скрытого господства, подвергать их обсуждению и критике, показывать, как независимые учреждения творят негласное насилие [11].
Мы можем предположить, что в современном обществе к таким «независимым учреждениям, творящим негласное насилие», можно отнести средства массовой информации, в частности, визуальные средства информации, к ним примыкает и политическая фотография.
Вместе с тем, фотография становится эффективным средством, используемым властью с целью формирования общественного мнения. Политическая власть, используя фотографию, воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильное влияние на общественное мнение происходит во время политических конфликтов, когда с помощью СМК внедряются установки, стереотипы восприятия , в нашем случае, визуальной информации.
Итальянский архитектор и философ П. Вирильо одним из первых заговорил о политическом статусе визуальных технологий в книге с характерным названием «Машина зрения». Поэтому, в свете вышеизложенного, не будет большим преувеличением вслед за ним утверждать, что современное политическое противостояние переходит в дигитальное пространство визуальных медиа, а «война изображений и звуков подменяет собою войну объектов и вещей» [12, с.121].
Использование визуальных средств массовой информации с целью разжигания информационной войны предстает перед нами куда более серьезной и глобальной проблемой. Из общества, живущего в «информационной нищете», мы почти мгновенно перешли к сообществу, терпящему информационную перегруженность. В условиях открытого демократического общества, господства представлений о правах человека и отвратительности прямого насилия значение информационной войны все более возрастает по мере того, как падает значение материальной войны. Однако насилие, являющееся неотъемлемой частью любой войны, продолжает осуществляться, в данном случае это насилие над восприятием зрителя. Происходит прямой обман тех, кто воспринимает медиасообщение, поступающее из медиареальности, порожденной СМИ.
Исследованием природы информационной войны занимались многие из современных авторов: С.А. Комов, Г.Г. Почепцов, А.С. Панарин, Д.М. Ольшанский, А.В. Манойло, В.А. Лисичкин, В.Т. Красько и другие. Опираясь на их работы, можно прийти к выводу, что информационная война - это целенаправленное воздействие на общественное сознание противника для достижения информационного превосходства, политических или военных целей путем нанесения ущерба информации и информационным системам противника. По сути, информационная война, прежде всего, является технологией системного воздействия на массовое и общественное сознание, т.е. манипулятивной технологией.
Одной из манипулятивных технологий информационной войны является фотография. Фотография, как способ пропаганды, способна оказывать чрезвычайно высокое эмоциональное воздействие. Она активно генерирует в воображении зрителя иллюзорную картину мира в очень идеализированном виде. В соответствии с «нужным» заинтересованной стороне углом зрения, фотография может произвольно создавать у зрителя ощущение объективности, «справедливости» и моральной правоты изображенной в фотографии ситуации, независимо от ее действительной роли в истории. При этом пропагандистское влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля.
Так, августовские события 2008 года в Южной Осетии являются примером использования метода информационной войны. Субъекты власти претерпели серьезные метаморфозы, а сам характер власти изменился. Она стала безличной в том смысле, что властвующая элита предпочитает скрывать свои истинные цели. Это влечет за собой формирование особой роли СМИ, когда они сами определяют, какие проблемы важны для общества, а какие нет.
Рассматривая роль визуальных СМИ, занимающих ведущее место в освещении конфликта в Южной Осетии, считаем важным обратить внимание на следующие обстоятельства. Западные СМИ начали массированный обзор событий только после начала российских ответных акций, а агрессивные действия Грузии рассматривались до того в «повестке дня» как неважные. Западная пропаганда связывала страшные фотографии жерт войны в Южной Осетии, которые передавали
корреспонденты с места событий, с российским вторжением на территорию независимого государства Грузии. Таким образом, картины зверств ассоциировались с Россией, что помогало формировать «медиакартину мира», в которой РФ является агрессором.
Россия также использовала метод информационной войны. Как пишет Н. Стариков: «Запад заметил преступления М. Саакашвили не потому, что ранее ошибся, а потому, что массированная атака российских СМИ дала свои плоды» [13]. Таким образом, технологии информационной войны, применяемые СМИ в рамках глобальной информационной среды, с одной стороны, конструируют глобальную медиакартину мира, с другой - являются единственным средством ее же разоблачения. Возможно и уничижение отдельного политического лидера в условиях информационной войны. Примером тому может служить распространение в мировом сообществе фотографии президента Саакашвили, «жующим галстук», ставшей поводом для саркастических суждений в его адрес и адрес политики грузинского руководства. А широкое распространение фотографий мертвого политического и военного ливийского лидера М. Каддафи поражали жестокостью, вызывая отвращение к изображенному, отрицательное, унизительное отношение к Каддафи как личности.
Выражая собственную точку зрения, хотелось бы отметить, что отражая те или иные явления войны, фотоснимки должны быть не сенсацией, а обращением к чувствам зрителя; они предназначены защищать достоинство людей, на долю которых выпали тяжелые испытания, уделяя основное внимание их правам и нуждам.
Приведенные выше примеры подтверждают и рассуждения М. Фуко об отсутствии в современном глобальном мире демократического общества. Иное положение дел должно быть в демократическом обществе, в котором политический фотоплакат выполняет информационную социально-ориентирующую функцию, знакомит массовую аудиторию с политическими партиями и политическими движениями, политическими конфликтами, имеющими место в политической жизни любого общества.
Заключение. В современном обществе возможности фотографии используются властвующей элитой с целью социального контроля. Включение фотографий в документы, подтверждающие личность, а также использование цифровых фотографий биометрических особенностей человеческого тела позволяют власти контролировать и отслеживать поведение каждого члена общества.
Фотография из информационно- коммуникативного средства превращается в средство влияния и манипуляции массовым сознанием. Серьезной и глобальной проблемой сегодняшнего общества является использование СМК визуальных материалов (фотографии) с целью разжигания информационных войн и формирования определенного отношения к действительности в соответствии с «нужным» заинтересованной стороне углом зрения. Это, в первую очередь, связано с распространением фотографий с изображением насилия, убийства членов одного государства другим, что формирует требуемый заказчиком тип суждений.
Библиографический список
1. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - М.: Республика, 1998. - 172 с.
2. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
3. Франке Г.В. Манипулируемый человек / Г.В. Франке. - М.,1964.
4. Шишков Г. Управляемое омассовление / Г. Шишков. - М., 1999.
5. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления / Б.Н. Бессонов. - М., 1978. - 279 с.
6. Левашов В. Фотовек. Очень краткая история фотографии за последние сто лет / В. Левашов. - Н.-Новгород: Издательский дом КАРИАТИДА, 2002.
7. Нуркова В.В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: культурно-исторический анализ / В.В. Нуркова. / РГГУ. - М., 2006. - 287 с.
8. Фуко М. Око власти /М. Фуко// Интеллектуалы и власть.- М.: Праксис, 2002.
9. Яременко С.Н. Призма власти Мишеля Фука / С.Н. Яременко, Т.А. Бондаренко,
Т.Л. Кончанин // Метаморфозы дискурса о современном обществе / - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2009. - 193 с.
10. Чтобы поехать в Европу, надо сдать отпечатки пальцев [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://kp.ru (дата обращения 5.12.2011).
11. Фуко М. О природе человека. Справедливость против власти / М. Фуко // Интеллектуалы и власть. - М.: Праксис, - С.118-121.
12. Вирильо П. Машина зрения / П. Вирильо. - СПб.: Наука, 2004. - 140 с.
13. Стариков Н. Кризис: как это делается / Н. Стариков. - СПб.: Лидер, 2010. - 151 с.
Материал поступил в редакцию 24.09.2011.
References
1. Shiller G. Manipulatory' soznaniem / G. Shiller. - M.: Respublika, 1998. - 172 s. -In Russian.
2. Mol' A. Sociodinamika kul'tury' / A. Mol'. - M.: Progress, 1973. - 406 s. - In Russian.
3. Franke G.V. Manipuliruemy'j chelovek / G.V. Franke. - M.,1964. - In Russian.
4. Shishkov G. Upravlyaemoe omassovlenie / G. Shishkov. - M., 1999. - In Russian.
5. Bessonov B.N. Ideologiya duxovnogo podavleniya / B.N. Bessonov. - M., 1978. - 279 s. -In Russian.
6. Levashov V. Fotovek. Ochen' kratkaya istoriya fotografii za poslednie sto let / V. Levashov. -N.-Novgorod: Izdatel'skij dom KARIATIDA, 2002. - In Russian.
7. Nurkova V.V. Zerkalo s pamyat'yu: Fenomen fotografii: kul'turno-istoricheskij analiz / V.V. Nurkova. / RGGU. - M., 2006. - 287 s. - In Russian.
8. Fuko M. Oko vlasti /M. Fuko// Intellektualy' i vlast'.- M.: Praksis, 2002. - In Russian.
9. Yaryomenko S.N. Prizma vlasti Mishelya Fuka / S.N. Yaryomenko, T.A. Bondarenko, T.L. Konchanin // Metamorfozy' diskursa o sovremennom obshhestve / - Rostov n/D: Izdatel'skij centr DGTU, 2009. - 193 s. - In Russian.
10. Chtoby' poexat' v Evropu, nado sdat' otpechatki pal'cev [E'lektron. resurs]. - Rezhim
dostupa: http://kp.ru (data obrashheniya 5.12.2011). - In Russian.
11. Fuko M. O prirode cheloveka. Spravedlivost' protiv vlasti / M. Fuko // Intellektualy' i vlast'. - M.: Praksis, - S.118-121. - In Russian.
12. Viril'o P. Mashina zreniya / P. Viril'o. - SPb.: Nauka, 2004. - 140 s. - In Russian.
13. Starikov N. Krizis: kak e'to delaetsya / N. Starikov. - SPb.: Lider, 2010. - 151 s. -
In Russian.
USING PHOTOGRAPHY FOR SOCIAL CONTROL AND POLITICAL MANIPULATION
S.A. AFANASYEVA
(Don State Technical University)
The role of photography in the process of the social control of the power over the actions, people's behaviour, and forming public opinion is considered. Photography is presented as a manipulative technology of the information war.
Keywords: manipulation, photography, social control, information war, power, society, communication media.