Научная статья на тему 'Некоторые особенности отражения социальных и общественных проблем в профессиональной фотожурналистике'

Некоторые особенности отражения социальных и общественных проблем в профессиональной фотожурналистике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
917
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фотография / профессиональная фотография / жанры фотографии / фотожурналистика / социальная фотография. / photography / professional photog- raphy / photography genres / photojournalism / so- cial photography.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сизова Е. С.

Фото явлений природы и социума — неотъемлемая часть современного информационного пространства. Жанр социальной фотографии активно развивается с начала XX века как реакция на глобальные общественнополитические и экономические трансформации: войны, революции и другие процессы, происходившие в Европе и Америке. Социальная фотография, используя определенную эстетику, визуализирует общественные, социальные и политические проблемы и привлекает к ним внимание. Социальная фотожурналистика, связывая человека и общество, потенциально может урегулировать проблемы. Она помогает зрителю ориентироваться в современности и учитывать опыт прошлого. Для этого вида пластического искусства характерны актуальность, оценочность и преобразовательный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE REFLECTION OF SOCIAL AND PUBLIC PROBLEMS IN PROFESSIONAL PHOTOJOURNALISM

Photos of nature and society phenomena are an integral part of modern information space. The genre of social photography has been actively developing since the beginning of the XX century as a reaction to global socio-political and economic transformations: wars, revolutions and other processes taking place in Europe and America. Social photography with a certain aesthetics visualizes and draws attention to social and political problems. Social photojournalism has the potential to solve problems by linking people and society. It helps the viewer to navigate in the present and take into account the experience of the past. This type of plastic art is characterized by relevance, evaluation and transformative potential.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности отражения социальных и общественных проблем в профессиональной фотожурналистике»

УДК 304

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ

Сизова Е. С.

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

sizova-ekaterina@mail.ru

Фото явлений природы и социума — неотъемлемая часть современного информационного пространства. Жанр социальной фотографии активно развивается с начала XX века как реакция на глобальные общественно-политические и экономические трансформации: войны, революции и другие процессы, происходившие в Европе и Америке. Социальная фотография, используя определенную эстетику, визуализирует общественные, социальные и политические проблемы и привлекает к ним внимание. Социальная фотожурналистика, связывая человека и общество, потенциально может урегулировать проблемы. Она помогает зрителю ориентироваться в современности и учитывать опыт прошлого. Для этого вида пластического искусства характерны актуальность, оценочность и преобразовательный потенциал.

Ключевые слова: фотография, профессиональная фотография, жанры фотографии, фотожурналистика, социальная фотография.

UDC 304

SOME FEATURES OF THE REFLECTION OF SOCIAL AND PUBLIC PROBLEMS IN PROFESSIONAL PHOTOJOURNALISM

Sizova E. S.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

sizova-ekaterina@mail.ru

Photos of nature and society phenomena are an integral part of modern information space. The genre of social photography has been actively developing since the beginning of the XX century as a reaction to global socio-political and economic transformations: wars, revolutions and other processes taking place in Europe and America. Social photography with a certain aesthetics visualizes and draws attention to social and political problems. Social photojournalism has the potential to solve problems by linking people and society. It helps the viewer to navigate in the present and take into account the experience of the past. This type of plastic art is characterized by relevance, evaluation and transformative potential.

Keywords: photography, professional photography, photography genres, photojournalism, social photography.

Введение. Фотография как технология записи изображения получила широкое распространение во второй половине XIX столетия. Следует отметить, что примерно в это же время активно развивалась социология. Таким образом, закономерно, что в некоторых произведениях фотоискусства отражался социум. Ученые, исследовавшие общественные явления, получили доступ к новому типу документов — фотографии.

Основная часть. В. Семенова отмечает [1], что в течение определенного времени фотография не была востребована как источник информации о социуме. Первые мастера редко фиксировали социальные проблемы. В большинстве случаев фото тех времен не отражает позицию автора, его отношение к запечатленным явлениям. Новое искусство приобретает черты авторской фотожурналистики гораздо позже — когда в произведениях осмысливаются проблемы современности, ее болевые точки.

Фото явлений природы и социума — неотъемлемая часть современного информационного пространства. Французский исследователь Пьер Будье анализирует фотографию с точки зрения процессов ее создания, представления аудитории и ее реакции [2]. Как и в случае с любым другим видом визуального искусства, зритель вступает в контакт с изображением, осмысливает и оценивает увиденное с позиций собственного Я, то есть интерпретация зависит от интеллектуального уровня наблюдателя, его представлений об эстетике, эмоционально-психологических особенностей (особенно, если на снимке он сам, знакомые ему персонажи или места).

Фото представляет собой статичное изображение. В этой связи Дж. Бёрджер отмечал, что фотография изолирует, сохраняет выхваченный из континуума момент, при этом «отсылка фотографии к естественному миру, за пределы раскрашенной поверхности никогда не бывает прямой

— она оперирует эквивалентами» [3].

Марсель Пруст видел в фотографии «инструмент памяти». Полагаем, однако, необходимым уточнить данное определение. Дело в том, что фотография может заменить, дополнить часть сознания вовлеченного зрителя, «включить» рефлексию.

К началу XX столетия формируется жанр социальной фотографии, который получает мощный импульс развития в связи с глобальными общественно-политическими и экономическими трансформациями. В первую очередь это связано с войнами, революциями и другими процессами, происходившими в Европе и Америке.

Определение объекта и проблематики социальной журналистики до сих пор остается дискуссионным вопросом. Ряд исследователей полагает, что для таких произведений обязательно изображение человека. Их оппоненты утверждают, что социальные вопросы можно обозначить даже в том случае, если на фото нет персонажей. Очевидные примеры:

— военная техника рядом с разрушенными зданиями,

— плохо освещенный школьный класс с голыми стенами и выбитыми окнами,

— производственное предприятие с сильно дымящими трубами,

— свалка отходов рядом с рекой.

Аналогичные сюжеты широко представлены в современной фотографии.

Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении, что социальная журналистика (в том числе фотожурналистика) так или иначе отражает проблемы различных социальных групп, поднимает вопросы соблюдения прав человека, экономического благосостояния, здравоохранения, образования и пр. [4]. А. А. Зайцева кроме перечисленных выше тем отмечает еще и культуру, социальное обеспечение и жилищно-коммунальные проблемы [5].

Особое место в этой дискуссии принадлежит Дж. Бакнеру. Он разграничивает понятия социальной и гражданской журналистики [6]. По его мнению, в первом случае задача автора — формирование сознания гражданина. Такая информация позволяет аудитории определиться с собственной гражданской позицией. Социальная журналистика охватывает более широкий круг проблем, и ее аудитория значительно шире. Это не только отдельные граждане и их объединения. Зачастую цель социальной журналистики — стимулировать представителей органов власти и управления обратить внимание на проблему, заняться ее решением.

В любом случае следует согласиться, что социальная фотография, используя определенную эстетику, способна визуализировать общественные, социальные и политические проблемы и привлечь к ним внимание.

Известный советский и российский фотограф Г. М. Колосов под социальной фотографией понимает любой снимок, так или иначе затрагивающий социальные проблемы и обладающий особой пластической характеристикой: «Мы обязаны вызвать сочувствие к человеку <...> Все решают пластические характеристики персонажей, иногда самые тонкие (например, направление

Молодой исследователь Дона №У1в1 №2(17) 2019

взгляда). Именно феномен формы, как бы растворенной в самой натуре, определяет меру психологической глубины фотографии, которая в результате или потрясает зрителя, или оставляет его равнодушным» [7].

Говоря о социальной природе фотографии, С. А. Афанасьева выделяет ее главные особенности [6]. Фотография, безусловно, воссоздает образы реальности. Такое произведение выполняет функции общественного контроля, интеграции, формировании социальной идентичности. Социальная фотожурналистика связывает человека и общество, потенциально может урегулировать проблемы, помогает зрителю ориентироваться в современности и учитывать опыт прошлого.

Наиболее полным представляется определение социальной журналистики, которое дал И. М. Дзялошинский [8]. Социальная журналистика, по мнению исследователя, не ограничивается отражением действительности. Недостаточно просто проинформировать аудиторию. Следует стимулировать обмен мнениями и регулировать отношения между людьми и социальными общностями, стремиться позитивно повлиять на сами эти отношения и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни.

Таким образом, можно выделить характерные черты социальной фотожурналистики:

1) актуальность (обращение к острым, злободневным темам);

2) оценочность (очевидно отношение автора к изображенному явлению);

3) преобразовательный потенциал (цель публичного дискурса, инициируемого социальной журналистикой, — преодоление негативных социальных явлений, освоение обществом положительных практик).

Заключение. Важно отметить, что социальная фотография может воздействовать на массовое сознание, способствовать формированию общественного мнения, менять сложившуюся социальную, политическую и даже экономическую ситуацию.

Характерным примером может служить серия фотографий Льюиса Хайна, на которых были изображены американские дети и подростки, работавшие в угольных и цинковых шахтах [9]. В 1910 году публикация этих фото спровоцировала масштабную борьбу против использования детского труда на опасных производствах. В итоге эта практика была запрещена.

Пожалуй, наибольший резонанс в истории современной социальной фотографии вызвала работа Нилюфер Демир, запечатлевшая выброшенное на берег моря тело ребенка сирийских беженцев. Мировое сообщество было глубоко шокировано этим фактом. Фото тиражировалось СМИ, обсуждалось на всех уровнях. В результате многие страны Европы, имеющие выход к Средиземному морю, негласно смягчили инструкции собственных пограничных служб и сосредоточились на принципиально ином — организационно-финансовом решении проблемы сирийских беженцев.

Следует в очередной раз подчеркнуть, что, влияя на массовое сознание, фотоискусство обозначает не только общественные проблемы, но и культурные, политические, экономические, этно-конфессиональные. В дальнейшем предполагается исследовать возможности фото в указанных направлениях.

Библиографический список

1. Семенова, В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. — Москва : Добросвет, 1998. — С. 102.

2. Круткин, В. Л. Пьер Бурдье: фотография как средство и индекс социальной интеграции / В. Л. Круткин // Вестник Удмурт. ун-та. — 2006. — № 3. — С. 40. — (Философия. Психология. Педагогика).

3. Бёрджер, Дж. Фотография и ее предназначения / Дж. Бёрджер. — Москва : Ад Маргинем

Пресс, 2014. — 240 с. — (Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Ма^тет).

4. Ворон, Н. И. Жанры фотожурналистики / Н. И. Ворон // Москва : Изд-во МГУ, 2012. —

С. 34.

5. Зайцева, А. А. Социальная проблематика в СМИ: приоритеты, проблемы и пути решения / А. А. Зайцева // Вестник СпбГУ. — 2010. — № 2. — С. 60-64.

6. Афанасьева, С. А. Социальная природа фотографии / С. А. Афанасьева // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 2. — С. 50-54.

7. Колосов, Г. М. Современный пикториализм и новое восприятие / Г. М. Колосов // Советское фото. — 1995. — № 4. — С. 41.

8. Дзялошинский, И. М. СМИ и общественные институты: перспективы взаимодействия [Электронный ресурс] / И. М. Дзялошинский. — Режим доступа http://www.dzyalosh.ru/comm-stati.shtml (дата обращения 29.03.19).

9. Детский труд в Америке XX века: фотографии детей на угольных и цинковых шахтах [Электронный ресурс] // BigPicture.ru — Новости в фотографиях / BIGCHEZA. — Режим доступа: https://bigpicture.ru/?p=820473 (дата обращения 29.03.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.