РЕГИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 330.4
Е. А. Коломак 1 2, В. Е. Селиверстов 2
1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
2 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]; [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ *
В статье обсуждаются вопросы применения формальных процедур и методов экономико-математического анализа при разработке Стратегии развития территорий. Для каждой стадии подготовки документа формулируются основные задачи и предлагается система методов, позволяющих их решить. Ключевые слова: стратегия, развитие, регион, формальные методы.
Стратегия развития территории - это документ, в котором определяются цели, задачи и средства достижения государственной политики. При этом успешная реализация стратегии определяется непротиворечивостью интересов государства, бизнеса и гражданского общества. В связи с этим разработка стратегии представляет собой согласование как отдельных элементов стратегического плана, так ожиданий и действий активных участников социально-экономического процессов.
Кроме того, одним из обязательных требований к качественной стратегической разработке является присутствие количественных характеристик и системы оценок эффективности реализации стратегии, без которых документ превращается в набор призывов и благих пожеланий. Отсутствие количественных ориентиров исключает возможность мониторинга достижения сформулированных задач и целей, а также управления реализацией стратегии.
Такого рода работа не может быть выполнена без применения формальных методов: современного экономико-математического аппарата, развитых моделей основных экономических участников (корпораций, отраслей, территорий, населения, государства), информационных технологий. Спектр применяемых формальных моделей и методов при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития довольно широкий: балансовые и оптимизационные, динамические и статические, межрегиональные и точечные модели, эмпирические методы, игровые модели, эволюционный, имитационный и проектный подходы. Рассмотрим возможности и ограничения применения в стратегическом планировании различного формального и математического аппарата.
Одна из главных задач стратегического планирования состоит в согласовании интересов экономических агентов и в установлении четких ориентиров для них на долгосрочную перспективу. В связи с этим на первом этапе разработки стратегии систематизируется и обобщается информация о возможностях, планах и проектах участников и агентов экономической деятельности, осуществляется их согласование [1]. Эта работа не может быть выполнена без консультации с экспертами. Группы экспертов по отраслевым, региональным и проблемно-
* Статья подготовлена в рамках исследований по программе Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» (проект № 13.3).
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 3 © Е. А. Коломак, В. Е. Селиверстов, 2011
функциональным разделам участвуют также в построении сценариев стратегического развития. При этом эксперты могут пользоваться интерфейсными моделями различного типа: моделями прямого счета, имитационными, эконометрическими, сетевыми.
Вопросы, которые требуют решений на этих стадиях, заключаются в выборе эффективного способа взаимодействия разработчиков стратегии с экспертами, экспертов между собой, в определении методов обработки и интерпретации информации, полученной от экспертов [2].
На практике распространены следующие методы индивидуального взаимодействия с экспертами.
1. Стандартизированный экспертный опрос. Данный метод требует от команды разработчиков предварительного четкого структурирования проблемы и определения перечня всех вопросов, на которые должны быть получены однозначные ответы. Для реализации опроса разрабатывается стандартизированная анкета с вопросами закрытого типа (с предложением вариантов ответа).
2. Нестандартизированный экспертный опрос. Метод представляет собой личное интервью с экспертом по определенной проблеме. Степень формализации интервью может быть различной. Низкий уровень формализации опроса - неформальная беседа. Высокий уровень формализации предполагает разработку четко структурированного вопросника с вопросами открытого типа.
3. Метод «индивидуального блокнота». Это заочная работа эксперта без непосредственного общения с разработчиками. Эксперт получает блокнот, на первой странице которого описана проблема, и затем в течение оговоренного периода времени заносит в этот блокнот все свои мысли, идеи, замечания, касающиеся поставленной задачи, после чего сдает блокнот исследователям. Существенную сложность представляет последующая обработка информации и ее интерпретация. Для повышения эффективности индивидуальной работы с экспертами составляется стандартизованный вопросник, который позволяет гармонизировать и совместно учитывать замечания разных экспертов. Например, такой вопросник может включать пункты, которые могут быть выражены:
1) количественно:
а) адекватность темпов роста производства / потребления / инвестиций отрасли / региона на прогнозный период;
б) адекватность отраслевой структуры производства / потребления / инвестиций в регионе на базовый / прогнозный год;
в) адекватность территориальной структуры производства / потребления / инвестиций в отрасли на базовый / прогнозный год;
г) адекватность учета ограничений по труду / производственным мощностям;
2) в терминах соответствия вербальным сценариям развития:
а) соответствие целям инновационного / устойчивого / энергосберегающего / трудосберегающего / и т. д. развития;
б) соответствие целям социальной стабильности / территориальной справедливости / демографической безопасности и т. д.
Групповые методы предпочтительнее с точки зрения повышения надежности экспертизы. Известны следующие методы групповой экспертизы.
1. Метод номинальных групп. Представляет собой некую переходную разновидность от индивидуального опроса к групповому. При реализации этого метода сначала производится индивидуальный опрос одних экспертов, а затем результаты данных интервью также автономно и независимо друг от друга обсуждаются другими экспертами. Эксперты могут выразить согласие или несогласие с ранее прозвучавшими мнениями, необходимо, чтобы критика или выражение солидарности были четко аргументированы.
2. Мозговой штурм. Совместное очное обсуждение проблемы группой экспертов. Процедуры генерации и обсуждения идей могут быть в большей ими меньшей степени формализованы.
3. Метод «635». Достаточно формализованная вариация метода мозгового штурма.
4. Критическая атака. Вариация метода мозгового штурма, принципиальное отличие - в критической направленности обсуждения.
5. Экспертное фокусирование. Одна из форм совместного очного обсуждения проблемы. Эксперты всесторонне рассматривают исследуемую ситуацию, «фокусируются» на ней. Основная цель - выявить структуру данной проблемы, определить по возможности все факторы, влияющие на данную ситуацию, установить взаимосвязи между ними.
6. Метод комиссий. Заключается в совместном обсуждении проблемы. Основное отличие от фокусирования - стремление выяснить, в чем состоит противоречие между разными вариантами предлагаемых решений, найти максимальное число «точек согласия» и прийти к консенсусу.
7. Метод интеграции решений. В своей основе аналогичен методу комиссий, однако в большей степени формализован. Метод заключается в выработке совместного решения проблемы на основе выявления сильных сторон отдельных решений и их объединения. Метод реализуется в несколько этапов. На первом этапе экспертам предлагается задача, и они рассматривают и решают ее независимо друг от друга. Затем в заранее подготовленный формуляр эксперты заносят свои индивидуальные решения, т. е. трактовку анализируемой ситуации или прогноз развития событий. На следующем этапе эксперты совместно обсуждают задачу и все предложенные решения с целью выявить сильные стороны каждого отдельного решения. После этого вырабатывается синтезированное решение на основе комбинирования преимуществ отдельных решений.
8. Деловая игра. Наиболее распространенная форма - моделирование анализируемых процессов и / или будущего развития прогнозируемого явления в разных вариантах и рассмотрение полученных данных. Рефлексия - разбор хода игры и подведение итогов - заключается не только в анализе самого игрового процесса, но и в анализе результатов моделирования исследуемого явления.
9. Метод «суда». Одна из разновидностей деловых игр. Обсуждение поставленной задачи реализуется в виде судебного процесса: моделируется «процесс над проблемой».
10. «Консилиум». Эксперты исследуют проблему подобно тому, как врачи обследуют пациента: определяются «симптомы» проявления проблемы, вскрываются причины возникновения проблемы, производится анализ, ставится «диагноз» и дается прогноз развития ситуации.
11. «Коллективный блокнот». Метод в основе своей аналогичен «индивидуальному блокноту», однако в данном случае блокноты получают несколько экспертов, каждый из которых знает, что он является участником экспертной группы.
12. Метод Дельфи. Метод представляет собой заочный и анонимный опрос экспертной группы в несколько туров с согласованием мнений экспертов. Существуют различные методики согласования экспертных оценок (с учетом / или без квалификации экспертов (как весовых коэффициентов), с отбрасыванием / или без крайних оценок и др.).
Сформулированные экспертами целевые установки, сценарные условия и границы параметров экономической системы являются информацией, на основе которой формируются экзогенные характеристики экономико-математических моделей: отдельных моделей территорий либо модельного комплекса.
Одной из важных задач, которые стоят перед разработчиками стратегии, является адекватная оценка возможностей территории, особенно в части дефицитов ресурсов многоцелевого назначения: инфраструктуры связи, транспорта и энергетики, трудовых ресурсов, социальной инфраструктуры, инвестиционных (финансовых и материально-технических), а также экологических ограничений региона [3]. Решение этой задачи предполагает использование балансовых и оптимизационных межотраслевых моделей, которые позволяют учитывать как прямые, так и косвенные связи в формировании спроса на продукцию отраслей и на ресурсы.
Направлениями использования межотраслевых моделей разработчиками стратегий социально-экономического развития территорий являются:
• анализ сбалансированных уровней производства различных секторов экономики, обеспечивающих различные сценарии социально-экономического развития;
• обоснование реализуемости сценариев развития стратегических планов и обеспеченности их необходимыми ресурсами и системой создаваемых производственных мощностей;
• исследование влияния изменений (ожидаемых или происходящих) и резких флуктуа-ций во внутренней региональной структуре на ключевые индикаторы развития и формирование запроса на ответные действия;
• анализ отрицательных антропогенных воздействий на окружающую среду с учетом реализации проектов по созданию новых технологий, а также производств по переработке и уничтожению вредных отходов;
• анализ влияния внешних условий и их резких изменений (глобальных и макроэкономических национальных) на реализуемость сценариев долгосрочного развития.
• оценки объемов инвестиций, необходимых для реализации стратегических проектов и планов развития территории;
• анализ возможных траекторий развития территории, выделение типов динамики и этапов реализации стратегического плана с точки зрения набора решаемых проблем и необходимых предпринимаемых действий.
Экономика региона является открытой системой, его развитие определяется как внутренними ресурсами, так и возможностями взаимодействия с другими территориями [4]. Каналы межрегиональных влияний наряду с кооперативными и торговыми связями включают миграцию населения, распространение технологий и инноваций, диффузию знаний и информации, институциональные и социальные связи. Благодаря механизмам прямых и косвенных межрегиональных связей регион получает импульсы от процессов, зародившихся и протекающих на другой территории. При этом результат влияния необязательно оказывается положительным. Например, размещение новых производств или реализация крупных инфраструктурных проектов усиливают конкурентные позиции отдельной территории, это может снижать привлекательность соседних регионов и ухудшать перспективы их экономического роста. С другой стороны, расширение спроса со стороны территориально близко растущей экономики, прогрессивные технологические решения и инновации, адаптированные в схожих институциональных условиях, могут быть использованы другими регионами, что является дополнительным стимулом их развития.
Система внешних эффектов, генерируемых регионами, не поддается корректной оценке без использования модельного аппарата. Межрегиональные межотраслевые модели позволяют анализировать пространственные горизонтальные и вертикальные связи, обусловленные региональной специализацией. Оценки эффектов взаимодействий, которые реализуются в рамках межрегиональных межотраслевых моделей (оптимизационных и балансовых), включают следующие направления [5]:
1) национальная экономика / макрорегион - отрасль - отрасль в регионах;
2) национальная экономика / макрорегион - регион - отрасли в регионе;
3) национальная экономика / макрорегион - отрасли - межотраслевое взаимодействие;
4) национальная экономика / макрорегион - регионы - межрегиональное взаимодействие;
5) национальная экономика / макрорегион - регион - инвестиционный проект.
Регион является частью экономической системы страны, на его развитие оказывают влияние стратегические планы национального правительства и макроэкономические регуляторы. Это направление воздействий разработчиками стратегии территории может быть изучено и учтено на основе аппарата системы моделей, включающих, например, межрегиональную межотраслевую модель, реализованную в едином комплексе с точечной динамической межотраслевой моделью. В рамках точечной модели отрабатываются основные гипотезы в части изменения прогнозных параметров трудоемкости, материалоемкости, капиталоемкости, структуры конечного потребления и т. п. В дальнейшем осуществляется пространственная разверстка макроэкономического прогноза. Прогнозирование на основе динамической постановки оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели может проходить для целого ряда временных периодов, детализируя прогноз во времени.
Использование двойственного аспекта многорегиональной межотраслевой модели в прикладном анализе позволяет изучать жесткость бюджетных ограничений и оценивать системные эффекты от их смягчения при реализации крупных проектов (производственных, инфра-
структурных, социальных). Финансовые системные аспекты стратегии исследуются с помощью макрофинансовых балансов в межрегиональных межотраслевых моделях. Методика коалиционного анализа дает возможность анализировать эффекты территориальных коалиций, выявляя направления наиболее продуктивных межрегиональных взаимодействий с точки зрения перспективного развития.
Другим аппаратом, который используется при оценке эффектов межрегиональных связей, являются модели пространственной эконометрики, в которых вводятся матрицы пространственных весов, задающих структуру межрегиональных связей. В рамках этих моделей тестируется гипотеза о том, что темп роста региона зависит как от уровня и структуры производства в данном регионе, так и от средних темпов роста соседей региона и от среднего начального уровня производства соседей. Регион может развиваться быстрее, если темп роста его соседей высокий и их исходное положение было хорошим, если в межрегиональных взаимодействиях доминируют положительные эффекты. Однако не всегда экономическую активность соседних территорий можно рассматривать как фактор развития региона, острая конкуренция между регионами-соседями (за трудовые и инвестиционные ресурсы, за реализацию и размещение национальных и международных проектов) может приводить к сдерживанию роста.
Эконометрические модели позволяют оценить направление действия межрегиональных эффектов, что является дополнительной информацией для разработки корректных сценариев разработчиками стратегии. Интенсивность взаимодействия соседних регионов определяется степенью интегрированности экономического пространства, которая зависит от общей экономической активности в стране, развитости и надежности систем коммуникации, а также от уровня межрегиональных физических и институциональных барьеров, сдерживающих мобильность факторов и результатов производства, и может варьироваться по стране. В качестве индикатора уровня экономического развития региона используется, как правило, показатель валового регионального дохода на душу населения. Включение переменных, отражающих региональные особенности, позволяет учесть связь между экономическим развитием и внутренними ресурсами, а также условиями, сложившимися в регионе. Матрица переменных, фиксирующих региональную специфику, формируется на основе идеологии расширенной производственной функции, в модель включаются характеристики трудовых ресурсов, капитала, инфраструктуры, отраслевой структуры производства, институциональные и социальные индикаторы, для улучшения свойств ошибки вводятся фиктивные переменные.
Аппарат теории игр также полезен при анализе конкурентных взаимодействий экономических агентов, которыми могут выступать как фирмы, так и регионы. Сферой активного применения этого аппарата является исследование последствий стратегического конфликта, в котором применяются методы сдерживания проникновения на товарные рынки и анализируется стратегическое взаимодействие участников. Регионы и отдельные крупные корпорации могут влиять на поведение конкурентов, создавая невыгодные условия, путем стратегических инвестиций, подачи сигналов о долгосрочных акциях и формах контроля для участников рынка. В рамках теории игр анализируются условия входа и выхода производителей, технологических изменений и механизма принятия стандартов поведения. Одним из ограничений применения аппарата теории игр в исследовании региональных стратегий является предположение о том, что в реальности рациональность участников гораздо ниже, чем в игровых моделях, а одной из целей региональных властей является рост занятости, что зачастую противоречит требованиям рациональности. Другим важным методологическим противоречием реальности игрового подхода является сведение конкуренции между участниками к конфликту. Хотя положительные внешние эффекты, которые генерирует динамично развивающийся регион, создают условия для развития соседних территорий, в результате успех одного региона не означает потери для другого. Теория игр является полезным инструментом для исследования эффектов внешних рыночных условий, однако этот аппарат имеет определенные ограничения в адекватном использовании в стратегических планах территорий.
Так как стратегия развития территории представляет собой реализацию крупных инвестиционных проектов, которые должны быть распределены во времени, согласованы по ресурсам (трудовым, финансовым, инфраструктурным, административным), то разработка стратегий в значительной степени опирается на проектный подход. В отличие от эволюционного подхода, предполагающего продолжение сложившихся тенденций в будущем, проектный подход основан на гипотезе о новом качестве экономики. Крупные инновационные проекты обладают высокой эффективностью и существенными экстерналиями, что дает рост общей региональной производительности, расширяются пределы роста экономики, снижаются функции затрат, происходит рост доходов и потребления населения. Основную проблему проектного подхода составляет оценка направлений и размера экстерналий, которые создают крупные инвестиционные проекты. Решение этой проблемы находится в применении экономико-математических моделей, где есть возможность учесть взаимодействие секторов и участников экономических процессов и дать оценку как прямым, так и косвенным эффектам, возникающим при реализации крупных проектов.
Широкое применение в разработке стратегий имеют эмпирические методы исследования, которые включают анализ кейсов, многомерные статистические методы (кластерный и дисперсионный анализы) и регрессионные модели (структурные и прогнозные). Анализ кейсов используется для изучения существующего опыта стратегического и индикативного планирования и для проверки гипотез и концепций разработчиков стратегий. При наличии достаточных наблюдений и крупных массивов данных тестирование гипотез может осуществляться с использованием многомерных статистических методов и регрессионного анализа. Применение последних включает, во-первых, исследование структуры взаимодействия параметров и участников экономической системы и, во-вторых, прогнозирование результатов развития экономики территории. Как структурные модели, так и модели эконометрического прогнозирования предполагают наличие крупных баз данных, вычислительной техники и информационных технологий, допускающих их хранение, обработку, эконометрическое моделирование и оценку.
Эмпирические методы анализа применяются как на предварительных этапах проработки стратегии, так и при формировании сценариев развития территории и позволяют:
• получить новую содержательную информацию о существующем опыте, а также возможностях и проблемах перспективного развития;
• более глубоко понимать стратегические и текущие проблемы социально-экономического развития региона;
• снизить риск принятия неэффективных решений с последующими значительными экономическими потерями;
• создать дополнительные возможности для оценки эффективности деятельности органов государственного управления и местного самоуправления путем сопоставления оцениваемых при расчетах модели реальных достигнутых результатах при различных вариантах принимаемых управленческих решений по развитию региона.
Интегральным показателем корректности и согласованности элементов стратегическо го плана и механизма его реализации является оценка эффективности программ регионального развития. Одним из подходов к формированию характеристик эффективности региональных стратегий является концепция сбалансированной системы показателей, которые должны учитывать многоуровневость, взаимосвязанность, сложность, инерционность процессов, выделять экономические, социальные, институциональные эффекты, а также вклады различных факторов и уровней. Существует мнение, что центральным элементом системы являются не сами показатели и их число, а причинно-следственная связь между ними. Если регион ставит цель достигнуть определенный уровень социально-экономического развития, выраженного в показателях производительности труда, бюджетных доходов, общего финансового результата и т. п., то это требует изменения внутрирегиональных бизнес-процессов, для чего необходимо развитие инновационного потенциала, инфраструктуры, способности к стабильному и сбалансированному развитию территории.
В связи с этим в качестве аппарата разработки системы индикаторов эффективности стратегических планов развития территорий предлагается теория графов и сетей. Активное при-
менение находит в этой части дерево целей, с помощью которого основная цель стратегического плана разворачивается в систему задач, которая затем детализируется в перечень инициатив и проектов, которые в свою очередь задают уровень социальных, экономических, финансовых и институциональных эффектов и т. д., необходимых для реализации стратегического плана развития территорий.
Индикаторы реализации стратегии и концепция, которая лежит в основе их формирования, определяют требования к организации мониторинга, который не может быть реализован без развитой информационно-аналитической системы, в которой должны найти отражение динамика социально-экономических процессов и оценки их соответствия параметрам перспективного развития регионов, заложенных в стратегии. В связи с этим информационные системы, внедренные в деятельность региональных органов власти (которые отвечают за успех реализации стратегии), должны включать блоки, ориентированные на оценку современного состояния, на систематизацию информации о социально-экономическом развитии региона и его финансовом состоянии и прогнозные модули, включающие динамические структурные модели и модели эконометрического прогнозирования. Только в этом случае система регионального мониторинга будет ориентирована на цели организационной поддержки Стратегического планирования в регионе.
Применение формальных методов в стратегическом планировании территории
Стадии стратегического планирования Формальные методы
Обоснование необходимости разработки стратегии развития, согласование формата работы над стратегией, распределение функций и полномочий эмпирические методы; методы индивидуальной и групповой экспертизы
Изучение особенностей внешней среды, выявление внешних угроз и вызовов, сравнительный анализ позиций региона эмпирические методы; методы индивидуальной и групповой экспертизы; мультирегиональные модели; системное моделирование
Исследование внутренней региональной среды, оценка доступных ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) и напряженности их балансов, выявление возможных рисков эмпирические методы; методы индивидуальной и групповой экспертизы; модели региональной системы; мультирегиональные модели; теория игр; проектный анализ
Четкая формулировка целей, задач и системы мероприятий по реализации стратегии эмпирические методы; методы индивидуальной и групповой экспертизы; модели региональной системы; теория игр; проектный анализ; теория графов и сетей
Разработка структуры управления, управленческой технологии и механизма по реализации стратегии эмпирические методы; методы индивидуальной и групповой экспертизы; теория графов и сетей
Разработка системы оценки эффективности реализации стратегии и мониторинга эмпирические методы; методы индивидуальной и групповой экспертизы; теория графов и сетей; информационные аналитические системы
В таблице обобщены направления применения формальных методов в стратегическом планировании территории с точки зрения их распределения по стадиям планирования.
Список литературы
1. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
2. Суслов В. И. Стратегия экономического развития макрорегиона: подходы к разработке, структура, модели // Регион: экономика и социология. 2009. № 4. С. 3-31.
3. КузыкБ. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М.: Экономика, 2011. 606 с.
4. Двас Г. В. Региональная экономика: мотивационные аспекты и механизмы стратегического планирования. М.: Наука, 2008. 100 с.
5. Ершов Ю. С., Мельникова Л. В., Суслов В.И. Практика применения оптимизационных мультирегиональных межотраслевых моделей в стратегических прогнозах российской экономики // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 9-23.
Материал поступил в редколлегию 19.04.2011
E. A. Kolomak, V. E. Seliverstov
USAGE OF FORMAL METHODS IN THE CREATING OF STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF A TERRITORY
The article discusses usage of formal procedures and mathematical methods of economic analysis in the creating Strategy of territorial development. For every stage of preparing the document main tasks and corresponding system of the methods are formulated.
Keywords: strategy, development, region, formal methods.