УДК 796.08
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
USE OF FITNESS TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF PUBLIC HEALTH FORMATION
Иванов Артем Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
г. Симферополь, Республика Крым, Россия Ivanov Artem Vladimirovich Ph. D., associate professor department of physical culture Crimean engineering and pedagogical university named after Fevzi Yakubov
Simferopol, Republic of Crimea, Russia
Топчи Ленура Абдураимовна
специалист по учебно-методической работе кафедра физической культуры Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
г. Симферополь, Республика Крым, Россия Topchi Lenura Abduraimovna specialist in educational and methodical work department of physical education Crimean engineering and pedagogical university named after Fevzi Yakubov
Simferopol, Republic of Crimea, Russia
Кудрявцева Екатерина Сергеевна
специалист по учебно-методической работе кафедра биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
г. Симферополь, Республика Крым, Россия Kudryavtseva Ekaterina Sergeevna specialist in educational and methodical work department of biology, ecology and life safety state Crimean engineering and pedagogical university named after Fevzi Yakubov
Simferopol, Republic of Crimea, Russia
Аннотация. Наша цивилизация находится в постоянном развитии, на которое влияют различные факторы, оказывающие негативное влияние как на психическое, так и на физическое здоровье. Кроме того, основными проблемами, влияющими на здоровье человека, выступают: малоподвижный образ жизни, стрессы, наличие ряда болезней, травм, которые являются преградой в занятиях физическими упражнениями. В статье рассматривается содержание фитнес технологий для формирования здоровья насе-ления, что является актуальным в связи со стремительным распространением панде -
мии COVID-19 и малоподвижным образом жизни людей, как следствие уровень здоровья молодого поколения в России стремительно снижается. Поэтому возникает проблема сохранения и укрепления здоровья детей и молодого поколения, что является сегодня приоритетной задачей системы образования России.
Abstract. Our civilization is in constant development, which is influenced by various factors that have a negative impact on both mental and physical health. In addition, the main problems affecting human health are: a sedentary lifestyle, stress, the presence of a number of diseases, injuries, which are an obstacle to exercise. The article examines the content of fitness technologies for shaping the health of the population, which is relevant in connection with the rapid spread of the COVID-19 pandemic and the sedentary lifestyle of people, as a result, the health level of the younger generation in Russia is rapidly declining. Therefore, the problem arises of preserving and strengthening the health of children and the young generation, which is today a priority task for the education system in Russia.
Ключевые слова: фитнес технологии, фитнес программы, здоровье населения, двигательная активность, физическое воспитание, высшие учебные заведения.
Key words: fitness technologies, fitness programs, health, physical activity, physical education, higher- educational institutions.
В современных условиях на человека оказывают негативное влияние различные факторы, воздействующие как на психическое, так и на физическое здоровье. Кроме того, основными проблемами, влияющими на здоровье человека, выступают: малоподвижный образ жизни, стрессы, наличие ряда болезней, травм, которые являются преградой в занятиях физическими упражнениями. Исходя из вышесказанного, важным является выбор двигательной активности, при котором она будет максимально адаптирована под конкретного человека. Необходимость применения инновационных подходов для обеспечения двигательной активности современной студенческой молодежи не вызывает сомнений. Следовательно, в современных условиях большинство людей выбирают инновационные направления оздоровительной физкультуры, которые формируются фитнес-технологиями и являются трен-довыми, поскольку помогают не только улучшить внешний вид и физическое состояние, но и укрепить физическое здоровье.
Общие основы фитнеса и проблемы фитнес-технологий в контексте формирования здоровья населения, в том числе и студенческой молодежи, рассматривали в своих научных работах такие ученые, как Боярская Л. А., Григорьев В. И., Лопатина Т. П., Ковшура Е. О., Селуянов В. Н., [1, 2, 3, 4, 5]. Роль оздоровительного фитнеса и его современные программы в контексте использования в системе оздоровительной физической культуры студентов высших учебных заведений изучали Лах-май А. А., Раковецкий А. И., Макеева В. С., Лубышева Л.И [6, 7, 8, 9]. В исследованиях российских и зарубежных авторов оздоровительная физическая культура, которая в настоящее время широко использует фитнес-технологии, рассматривается как эффективное средство оздоровления населения путем рационального использования двигательной активности в сочетании с другими оздоравливающими факторами [10].
Однако, исследование проблемы использования фитнес-технологий в контексте здоровья населения, особенно ее современного состояния, показывает, что данный
вопрос остается открытым и требует дальнейшего рассмотрения.
Также, в связи со стремительным распространением пандемии COVID-19 и малоподвижностью уровень здоровья молодого поколения в России стремительно снижается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи является сегодня приоритетной задачей системы образования России. Одним из путей формирования общего здоровья населения является внедрение в систему образования фитнес-технологии, способствующей обновлению занятий по физическому воспитанию и отвечающую современным потребностям населения всех возрастов.
Целью данной статья является теоретическое обоснование содержания фитнес технологий в формировании здоровья населения.
Беря во внимание современную рекреационно-оздоровительную работу, можно прийти к выводу, что фитнес является одним из самых популярных видов физической активности. Следовательно, он представляет собой систему оздоровления, которая призвана удовлетворить современные потребности населения всех возрастов, желающих укрепить свое здоровье и улучшить свою фигуру.
Наибольшее распространение в решении оздоровительных, профилактических восстановительных и рекреационных задач получили фитнес-технологии, в основе которых лежит использование аэробики, аквааэробики, шейпинга, занятий на тренажерах, оздоровительной ходьбы, спортивных игр и другие. Эти фитнес-техноло-гии являются наиболее популярными особенно среди учащейся молодежи [11].
Использование инновационных технологий в образовательном процессе высших учебных заведений является актуальным, поскольку в современных условиях жизни двигательная активность молодого поколения является одним из важных научных задач современности. Современная фитнес-индустрия предлагает большое разнообразие фитнес-программ, таких как аква-фитнес, спинбайк-аэробика, аква-джоджинг, стретчинг, памп-фитнес, слайд-фитнес, степ-фитнес, бокс-фитнес, каратэ-фитнес, йога-фитнес, резист бол, дубль-степ, пилатес, спиннинг или сайкл рибок, и другие. Влияние физических упражнений на организм значительно усиливается с помощью этих программ [12].
Сегодня можно выделить главные особенности современных видов фитнеса: четкий эффект оздоровления, развитие почти всех двигательных качеств и использование креативных средств при создании упражнений. Поводом для активизации занятий является их положительное влияние на состояние здоровья человека и улучшение состояния физической подготовленности и физического совершенствования.
Современные фитнес программы можно разделить на три направления: «Кардио программы» (аэробику, степ аэробику, сайкл) «Силовой фитнес» (бодибилдинг, занятия на тренажерах) и программы «Умное тело» (Стретчинг, пилатес, йога, футбол, аэробика и т. д.) [13].
В системе современных фитнес-технологий особое место занимают программы «Умное тело», которые относятся к «мягкому» ментальному фитнесу, их еще называют программами для тела и души. Данные технологии сочетают физический и духовный потенциал человека и направлены на развитие личности, достижение гармонии, познание себя. К ним относят некоторые разновидности йоги, танцы,
хореография, фитбол-аэробика, пилатес, бодифлекс, стретчинг, китайская гимнастика у-шу, и ряд других, которые базируются на принципах оздоровительных систем восточного образца. Особенностями восточных систем является медитация и релаксация, которые способствуют общему укреплению организма, расслаблению и снятию стресса, стабилизации психоэмоционального состояния, развитию физических качеств, укреплению мышц, связок, сухожилий и суставов, формированию правильной осанки, а также нормализации работы внутренних органов, профилактике травм, восстановлению функций и работоспособности после травм. Упражнения этих программ концентрируют внимание человека на работе мышц и деятельности внутренних органов. Характерной чертой таких программ является широкое использование упражнений статодинамического характера (пилатес, йога, тай-чи) и с осложненными условиями опоры (кор-тренировки, боссу, фитбол), это способствует развитию равновесия и инстинктивному включению в работу мышц, обеспечивающих содержание правильной осанки, а также профилактике заболе-ваний опорно-двигательного аппарата. Правильная техника выполнения улучшает нервно-мышечную и межмышечную координацию, помогает улучшить плавность движений, лучше чувствовать себя и свои физические возможности, поэтому название этого направления - «Разумное тело» полностью оправдано [14].
В заключении следует отметить, что современные исследования показывают, что состояние здоровья человека на 60% определяется образом жизни и только на 40% формируется такими факторами, как: наследственность, условия жизнедеятельности, медицинское вмешательство и т. д. Исходя из этого можно утверждать, что человек сам отвечает за сохранность собственного здоровья. Следовательно, необходимо работать над собой для поддержания и укрепления здоровья с помощью современных фитнес-технологий и специальных методик. Как следствие это способствует не только укреплению физического здоровья, но и улучшению психоэмоционального состояния населения. В современных условиях жизни, во время распространения пандемии COVID-19 это становится особенно актуальным.
Литература
1. Кучина Ю. С. Методика и организация оздоровительной работы со студен -тами с ослабленным здоровьем // Вестник Костромского государственного универ -ситета. 2021. № 2. С. 160-167.
2. Шаргина М. Г., Артамонова М. Н., Кланюк Т. С. Фитнес-культура как инструмент социализации студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. №3 (181). С. 481-484.
3. Лопатина Т. П. Применение фитнес-технологий для повышения положительной мотивации к занятиям по физической культуре студентов // Физическая культура, спорт и здоровье. 2017. № 30. С. 31-36.
4. Каганер Т. А. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на физическое развитие студенток // Мир науки. 2017. № 4. С. 1-6.
5. Половодов И. В., Воловик Д. П. Физкультурно-оздоровительные технологии // Наука-2020. 2017. №4 (15). С. 101-103.
6. Лахмай А. А. Методика фитнес-тренинга в профессионально-прикладной физи-
ческой подготовке студенток медицинского вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.2019. № 4. С. 70-72.
7. Раковецкий А. И. Спортивно-прикладной фитнес-тренинг в физическом воспитании студенток в вузе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 1. С. 6-7.
8. Макеева В. С. О возможности применения технологий фитнеса в программе обеспечения субъективного благополучия студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 318-321.
9. Лубышева Л. И. Спортизация физического воспитания как фактор социализации подрастающего поколения // В сборнике: Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей олимпизма и подготовки спортивного резерва : материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию I Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию олимпийского движения в стране / под общ. ред. М. Д. Гуляева. Якутск : Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 2016. С. 57-61.
10. Maryna Kozhokar, Yurii Kurnyshev, Yurii Paliichuk, Larisa Balatska, Olena Yarmak, Yaroslav Galan (2018). Monitoring of the physical fitness of 17-19-year-old young men during physical Education. Journal of Physical Education and Sport, 2018, no.4, pp. 1939-1944.
11. Гречко А. С. К определению сущностных характеристик понятия «фитнес-технологии» // Вестник Псковского государственного университета. 2015. № 2. С. 8489.
12. Иванов А. В. Проектирование физкультурно-оздоровительных программ физического воспитания студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 3. С. 44-46.
13. Лахина Е. А. Фитнес-технологии как компонент физкультурного образования студентов вуза // Теория и практика физической культуры. 2012. № 2. С. 36-39.
14. Психолого-педагогические условия коррекции негативных психоэмоциональных состояний обучающихся на занятиях физической культуры / А. В. Иванов [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021. № 4 (194). C. 157-165.
References
1. Kuchina Yu. S. Metodika i organizaciya ozdorovitel'noj raboty so studentami s oslablennym zdorov'em [Methodology and organization of health-improving work with students with impaired health]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kostroma State University, 2021, no. 2, pp. 160-167.
2. SHargina M. G., Artamonova M. N., Klanyuk T. S. Fitnes-kul'tura kak instrument socializacii studentov [Fitness culture as a tool for socialization of students]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta - Scientific notes of the P.F. Lesgaft, 2020, no. 3 (181), pp. 481484.
3. Lopatina T. P. Primenenie fitnes-tekhnologij dlya povysheniya polozhitel'noj motivacii k zanyatiyam po fizicheskoj kul'ture studentov [The use of fitness technologies to increase positive motivation for physical education classes of students]. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e -Physical culture, sports and health, 2017, no.30, pp. 31-36.
4. Kaganer T. A. Vliyanie zanyatij ozdorovitel'noj aerobikoj na fizicheskoe razvitie studentok [The influence of health-improving aerobics classes on the physical development of female students]. Mir nauki - World of science, 2017, no. 4, pp. 1-6.
5. Polovodov I. V., Volovik D. P. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye tekhnologii [Physical culture and health technologies]. Nauka-2020 - Science 2020, 2017, no. 4 (15), pp. 101-103.
6. Lahmaj A. A. Metodika fitnes-treninga v professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovke studentok medicinskogo vuza [Methodology of fitness training in professionally applied physical training of female students of a medical university]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: upbringing, education, training, 2019, no. 4, pp. 70-72.
7. Rakoveckij A. I. Sportivno-prikladnoj fitnes-trening v fizicheskom vospitanii studentok v vuze [Applied sports fitness training in physical education of female students at the university]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: upbringing, education, training, 2020, no. 1, pp. 6-7.
8. Makeeva V. S. O vozmozhnosti primeneniya tekhnologij fitnesa v programme obespecheniya sub"ektivnogo blagopoluchiya studentov vuza [On the possibility of using fitness technologies in the program for ensuring the subjective well-being of university students]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - World of Science, Culture, Education, 2019, no. 1 (74), pp.318321.
9. Lubysheva L. I. [Sportization of physical education as a factor in the socialization of the younger generation]. Mezhdunarodnye sportivnye igry «Deti Azii» - faktor prodvizheniya idej olimpizma i podgotovki sportivnogo rezerva. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 20-letiyu I Mezhdunarodnyh sportivnyh igr «Deti Azii» i 120-letiyu olimpijskogo dvizheniya v strane [International Sports Games "Children of Asia" - a factor in promoting the ideas of Olympism and training a sports reserve. Materials of the international scientific conference dedicated to the 20th anniversary of the I International Sports Games "Children of Asia" and the 120th anniversary of the Olympic movement in the country]. Yakutsk, Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports Publ., 2016, pp. 57-61. (In Russia).
10. Maryna Kozhokar, Yurii Kurnyshev, Yurii Paliichuk, Larisa Balatska, Olena Yarmak, Yaroslav Galan. Monitoring of the physical fitness of 17-19-year-old young men during physical Education. Journal of Physical Education and Sport, 2018, no.4, pp. 1939-1944.
11. Grechko A. S. K opredeleniyu sushchnostnyh harakteristik ponyatiya «fitnes-tekhnologii» [To the definition of the essential characteristics of the concept of "fitness technology]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Pskov State University, 2015, no. 2, pp. 84-89.
12. Ivanov A. V. Proektirovanie fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm fizicheskogo vospitaniya studentov [Designing health-improving programs of physical education of students]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: upbringing, education, training, 2021, no. 3, pp. 44-46.
13. Lahina E. A. Fitnes-tekhnologii kak komponent fizkul'turnogo obrazovaniya studentov vuza [Fitness technologies as a component of physical education of university students]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2012, no. 2, pp. 36-39.
14. Ivanov A. V., Kurbedinov R. YA., Bekirov D. E., Ebubekirov F. S., YUnus M. A., Kudryavceva E. S. Psihologo-pedagogicheskie usloviya korrekcii negativnyh psihoemocional'nyh sostoyanij obuchayushchihsya na zanyatiyah fizicheskoj kul'tury [Psychological and pedagogical conditions for the correction of negative psychoemotional states of students in physical education classes]. // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. 2021. № 4 (194). pp. 157165.