ПЕДАГОГИКА
8. Seeer E.F. Samoopredelenie uchashchejsya molodezhi v sovremennyh konfliktuyushchih real'nostyah [Self-determination of students in modern conflicting realities]. Moscow: Moscow Psychological-Social University, 2015. 100 c.
9. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: MPSI, MODEK, 2013. 448 p.
10. Isaev E.I. Pedagogicheskaya psihologiya: ucheb. posobiye [Pedagogical psychology]. Moscow: Yurite, 2014. 348 p.
11. Isaev E.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka. Ctanovlenie sub"ektnosti v obrazovatel'nyh processah: ucheb. posobie: monogr. [Psychology of human education. Formation of subjectivity in educational processes]. Moscow: Orthodox Svyato-Tikhonovsky Humanitarian University, 2014. 432 p.
12. Makarov Y.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu psihologiyu: ucheb.-metod. posobie [Introduction to pedagogical psychology]. Moscow: SINTEG, 2015. 552 p.
13. Mandel B.R. Pedagogicheskaya psihologiya. Otvety na trudnye voprosy [Pedagogical psychology. Answers to difficult questions]. Moscow: Phoenix, 2014. 384 p.
14. Maralov V. G. Pedagogika i psihologiya nenasiliya v obrazovanii: ucheb. posobie [Pedagogy and psychology of nonviolence in education]. Moscow: Yurait, 2015. 426 p.
15. Neretina T.G. Special'naya pedagogika i korrekcionnaya psihologiya [Special pedagogy and correctional psychology]. Moscow: FLINTA, 2014. 376 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Н.О. Селютин, учитель английского и французского языков, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №98 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия, е-mail: selyutin_n.o@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9908-4413.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
N.O. Selyutin, Foreign Languages Teacher, Secondary school № 98, Chelyabinsk, Russia, е-mail: selyutin_n.o@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9908-4413.
УДК 37.016:82 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_124
Юлия Александровна Семенова, Ксения Владимировна Немальцева, Валерия Александровна Никитина
г. Шадринск
Использование фанфикшена в изучении литературы и готовность будущих учителей работать с ним
Статья рассматривает возможность использования явлений массовой культуры для корректировки кругов читательских интересов учащихся. Применение фанфикшена в практике преподавания литературы является серьезной методической проблемой, но его популярность в настоящее время дает основания для его тщательного исследования как инструмента литературного образования. С этой целью авторы статьи провели исследование, направленное на выявление знакомства будущих учителей литературы с фанфиками, а также видение ими фанфикшена как одного из средств изучения литературы. Результаты исследования свидетельствуют о готовности будущих учителей актуализировать классическую литературу для современных школьников через изучение фанфикшена.
Ключевые слова: фанфикшен, литературное образование, будущие учителя литературы.
Yulia Aleksandrovna Semenova, Ksenia Vladimirovna Nemaltseva, Valeria Aleksandrovna Nikitina Shadrinsk
Fanfiction in the study of literature and how future teachers use it
The article considers the possibility of using the phenomena of mass culture to adjust the circles of students' reading interests. The use of fanfiction in the practice of teaching literature is a serious methodological problem but its popularity currently gives grounds for its thorough research as a tool of literary education. To this purpose, the authors of the article carried out a study aimed at identifying the acquaintance of future literature teachers with fan fiction as well as their vision of fan fiction as one of the means of studying literature. The results of the study indicate the urgent need for future teachers to actualize the problems of classical literature through the study of fan fiction.
Keywords: fan fiction, literary education, future literature teachers.
Образование в современном мире должно оперативно реагировать на стремительно меняющиеся условия, в которых у подрастающего поко-
ления формируются взгляды на мир. Скорость изменения мира вокруг приводит к серьезному смещению ценностных векторов, за которыми не успе-
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 124_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_ 2М2-0291
вают ни родители, ни учителя, что закономерно вызывает у старшего поколения беспокойство за будущее детей. Одним из заметных изменений, которые уже много лет наблюдаются в практике преподавания литературы в педагогическом вузе, становится увлеченность обучающихся убежденностью в собственной исключительности в ущерб признания ценности других людей. Максималистское «я», выведенное в абсолют, приводит к тому, что для поколения молодых людей в приоритете оказывается личная точка зрения, основанная на имеющемся часто не богатом опыте. Попытка разбить стереотипные представления, скорректировать принципиальность их жизненных суждений может оказаться непосильной. Главная проблема в том, что взрослое поколение утратило свой авторитет, а борьбу с новыми авторитетами молодежи родители и учителя проиграли, потому что последние всегда предлагают более сложный путь жизни и становления личности, чем социальные сети, пропагандирующие быстрый и стремительный путь достижения желаний ребенка. В связи с этим на плечи учителя ложится огромная ответственность по нравственному воспитанию детей. В практике преподавания авангардом духовно-нравственного воспитания всегда выступала литература. Но и она уже не одно десятилетие переживает тяжелые времена, поскольку классическая литература, включенная в школьные программы, трудна для восприятия, о чем говорит низкий уровень культуры чтения: сегодня тексты большого по объему содержания дочитывают до конца единицы. Ученики стабильно утрачивают интерес к литературе как учебной дисциплине, читая тексты либо в кратком изложении, либо не читая совсем. Подобная тенденция наблюдается и у студентов, обучающихся в образовательной организации высшего образования на программе «Русский язык, литература». Они стремятся к быстрому получению знаний, в чем им помогают краткие изложения сюжета и сайты, всплывающие первыми в поисковике.
Перед литературой как никогда остро стоит проблема формирования у учащихся мотивации к чтению, а это значит, что учителю сегодня необходимо обратиться к тому кругу произведений, которые читают дети по желанию, но которые не признаются взрослыми. Только через сближение классической литературы с читательскими интересами детей возможно возвращение грамотного читателя. В попытке осмысления настоящего тезиса заключается актуальность настоящей работы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать основные выводы и результаты в курсах «Теория и методика обучения литературы», «История русской литературы», а так же послужить основанием для методических разработок.
В качестве основы для исследования авторами работы было выбрано популярное уже на протяжении длительного времени явление масскультовой литературы - фанфикшен - «литературное творче-
ство поклонников произведений популярной культуры, создаваемое на основе этих произведений в рамках интерпретативного сообщества (фандома)» [6]. С недавнего времени фанфикшен является объектом изучения учёных в России и за рубежом как в филологическом, так и в методическом аспектах. В рамках филологических исследований акцент делается на структурирование сведений о специфике фанфикшена, выявляются его характерные жанровые, стилистические, проблемно-тематические черты (А.И. Денисова [1], А.И. Жиляева [2], Т.А. Колпакова [3], К.А. Прасолова [6], Е.М. Че-тина [7], А. Щербакова [8] и др.). Потребность филологических исследований вызвана не просто популярностью этого вида культуры, но и тем, что в последние годы издательства активно публикуют фанфики как самостоятельные литературные произведения, и зачастую выбор изданий фанфикшена в книжных магазинах гораздо разнообразнее, чем изданий классической литературы. По фанфикам сегодня снимают фильмы и сериалы. Ситуация, выглядевшая десять лет назад фантастической и не воспринимающаяся учителями литературы всерьез, стала реальностью, которую больше невозможно отрицать.
Многоплановая составляющая фанфикшена позволяет рассматривать его с позиции методического аспекта как возможность использования в качестве сопроводительного материала для формирования у учащихся мотивации к обучению, а также привлечения их внимания к проблемам классической литературы. Однако к этой теме исследователи подходят очень осторожно: с одной стороны, они признают фанфикшен как явление масскульта, популярное у молодёжи, с другой стороны, сильно сомнение педагогического сообщества в необходимости включения даже в качестве редкого и исключительного явления фанфиков в образовательный процесс. Например, исследователь Ю.Л. Мокшина, изучая формы читательского общения школьников, приходит к выводу, что «фандом может выполнять и педагогическую функцию: влиять на развитие интереса к чтению и литературному творчеству, коммуникативных навыков современных школьников и др.» [4]. Говоря об интерактивных формах и методах обучения литературе и русскому языку, Г.В. Нарыкова утверждает, «что для того, чтобы ученик мог самостоятельно выражать свои мысли, наряду с традиционными методами работы над сочинением сегодня в школе нужны новые оригинальные методики. Одной из таких методик является сочинение в жанре фанфикшен» [5]. В этом, однако, спорном для исследователей и учителей вопросе авторы статьи поддерживают идею, что фанфикшен может стать серьезным подспорьем для современного учителя литературы.
Авторы статьи провели исследование, направленное на выявление степени знакомства будущих учителей русского языка и литературы, обучающихся в Шадринском государственном педагоги-
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021
125
ПЕДАГОГИКА
ческом университете, с фанфикшеном как явлением массовой культуры и определением уровня их готовности работать с масскультом при обучении литературе в школе. В попытке осмысления возможностей фанфикшена в практике литературного образования и готовности будущих педагогов к грамотной работе с ним видится новизна настоящего исследования.
Нами был проведен опрос, в котором приняли участие 44 студента 1-5 курсов, обучающихся по образовательной программе «Русский язык, литература» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».
Большинство опрошенных (63,8% участников) положительно ответили на вопрос «Знают ли они фанфикшен?». Однако знания, реальное знакомство, понимание и увлечение фанфиками - это разные вещи, что и показали ответы на последующие вопросы. Тех, кто читает или увлекается фан-фиками, оказалось чуть более половины опрошенных (53%). Это достаточно высокий показатель, который не дает возможности учителю игнорировать фанфикшен.
Однако отношение к фанфикам у респондентов, даже читающих тексты, оказалось неоднозначным: одни утверждают, что фанфики можно назвать самостоятельным литературным жанром современности (20%), другие считают фанфикшен проявлением массовой культуры и понимают, что эти тексты существенно проигрывают классической литературы (62%). Стоит отметить положительную тенденцию критического осмысления читательских интересов. Но и тот факт, что есть процент студентов, признающих фанфики как тексты, не уступающие художественным произведениям, дает веские основания для необходимости привлечения фанфикшена в литературное образование в качестве инструмента для углубления представлений о литературе как искусстве слова и тех основах, которые составляют качественный текст.
Для этого в опрос были включены вопросы, касающиеся использования фанфиков в образовательном процессе: «Говорили ли с вами о фанфи-ках на уроках литературы?» и «Как вы считаете, стоит ли говорить о фанфиках на уроках литературы?». Результаты данного опроса следующие: у 84,4% опрошенных учителя литературы никогда не говорили с ними о фанфиках на своих уроках. Гораздо более показательным в методическом плане
является второй вопрос, ответы на который подтверждают серьезные перспективы фанфикшена для практики литературного образования. Так, 69% хотели бы обсудить фанфики в аудиторной работе с учителем, и только 29% высказали категорическое «нет».
Опрос показал, что в среде будущих учителей явно наблюдается заинтересованность в явлениях массовой культуры и стремлении к их изучению. Студенты, получающие профессию учителя, в полной мере осознают разницу между фанфикшеном и классической литературой, о чем свидетельствуют данные проведенного эксперимента. Перед вузом стоит главная задача - грамотно выстроить методику подготовки студентов к работе с поколением TikTok'а, для которого масскульт - это и есть настоящее искусство. Привлекая тексты фанфик-шена, учитель не просто должен заинтересовать и смотивировать учащихся к чтению текстов, а прежде всего вызвать стремление к анализу прочитанного и подготовить к восприятию более сложных текстов школьной программы. В этом центральную роль будет играть сравнительно-сопоставительный анализ. Кроме того, через привлечение фанфикшена и нахождения его общих черт с классической литературой учителю будет проще актуализировать произведения классиков для современных детей, которых может поставить в тупик вопрос «В чем актуальность торжественных од М.В. Ломоносова сегодня?».
Всё вышесказанное свидетельствует о том, что фанфикшен - плодотворная исследовательская почва, которая может открыть для преподавателя и учащихся новые пути постижения литературы.
Таким образом, авторы настоящего исследования пришли к выводу, что затрагиваемая проблема привлечения текстов фанфикшена в образовательный литературный процесс более объемная, чем казалась изначально, и требует глубокого методического осмысления. Фанфикшен дает учителю тот инструмент, который позволит вывести читателя на уровень осмысленного чтения и при грамотно построенном сравнительно-сопоставительном анализе сформирует аналитический подход к кругу чтения учащихся. В этом видится перспектива данного исследования.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта взаимодействия ЮУрГГПУ -ШГПУ в рамках НИР №04.21.10-10Д от 05.04.2021 «Литературное образование: изучение классики через современность»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Денисова, А.И. Фанфикшн как субкультура и феномен массовой литературы / А.И. Денисова - Текст : электронный // Аналитика культурологии. - 2012. - № 24. - URL : https://cyberleninka.m/article/n/fanfikshn-kak-subkultura-i-fenomen-massovoy-literatury/viewer (дата обращения: 16.09.2021)
2. Жиляева, А.И. Ориджинал и фанфик: критерии разграничения / А.И. Жиляева. - Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 97-102.
3. Колпакова, Т.А. Эволюция фанфикшена с 2005 по 2020 гг. на примере фандома «Гарри Поттер» / Т.А. Колпакова. - Текст : непосредственный // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2020. - Вып. 1. - С. 85-101.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 126_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_ 2542-0291
4. Мокшина, Ю.Л. Онлайн-пространство фандома как форма читательского общения современных школьников / Ю.Л. Мокшина. - Текст : электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 3-3. - С. 204207. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-prostranstvo-fandoma-kak-forma-chitatelskogo-obscheniya-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 16.09.2021).
5. Нарыкова, Г.В. Активизация учебной деятельности учащихся посредством интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы / Г.В. Нарыкова. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 71-2. - URL: https://cyberleninka.ruarticle/naktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-posredstvom-interaktivnyh-form-i-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i/viewer (дата обращения: 16.09.2021).
6. Прасолова, К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX — начала XXI века (творчество поклонников Дж. К. Ролинг) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Ксения Андреевна Праслова ; Рос. гос. ун.т. - Калининград, 2008. - 253 c. - Текст : непосредственный.
7. Четина, Е.М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах / Е.М. Четина, Е.А. Клюй-кова. - Текст : непосредственный // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2015. -№ 3. - С. 95-104.
8. Щербакова, А. Фанфики: история, терминология, проблемы / А. Щербакова. - Текст : электронный // Мир фантастики. - URL : https://www.mirf.ru/book/fanfiki-istoriya-terminologiya (дата обращения: 16.09.2021).
REFERENCES
1. Denisova, A.I. Fanfikshn kak subkul'tura i fenomen massovoj [Fanfiction as a subculture and a phenomenon of mass literature]. Analitika kul'turologii [Analytics of Cultural Studies], 2012, no. 24. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/fan-fikshn-kak-subkultura-i-fenomen-massovoy-literatury/viewer (Accessed 16.09.2021)
2. Zhiljaeva A.I. Oridzhinal i fanfik: kriterii razgranichenija [Original and Fanfiction: Criteria for Differentiation]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Oryol State University], 2019, no. 2, pp. 97-102.
3. Kolpakova T.A. Jevoljucija fanfikshena s 2005 po 2020 gg. na primere fandoma «Garri Potter» [Evolution of fanfiction from 2005 to 2020. on the example of the Harry Potter fandom]. Social'nye i gumanitarnye nauki: teorija ipraktika [Social sciences and humanities: theory and practice], 2020, Issue 1, pp. 85-101.
4. Mokshina Ju.L. Onlajn-prostranstvo fandoma kak forma chitatel'skogo obshhenija sovremennyh shkol'nikov [Online fandom space as a form of reader communication for modern schoolchildren]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice], 2017, no. 3-3, pp. 204-207. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/onlayn-prostranstvo-fandoma-kak-forma-chitatelskogo-obscheniya-sovremennyh-shkolnikov (Accessed 16.09.2021).
5. Narykova G.V. Aktivizacija uchebnoj dejatel'nosti uchashhihsja posredstvom interaktivnyh form i metodov obuchenija na urokah russkogo jazyka i literatury [Intensification of the educational activities of students through interactive forms and methods of teaching in the lessons of the Russian language and literature]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obra-zovanija [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-posredstvom-interaktivnyh-form-i-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i/viewer (Accessed 16.09.2021).
6. Prasolova K.A. Fanfikshn: literaturnyj fenomen konca XX — nachala XXI veka (tvorchestvo poklonnikov Dzh. K. Rol-ing). Diss. kand. filol. nauk [Fanfiction: a literary phenomenon of the late 20th - early 21st century (works of fans of J.K. Rowling). Ph. D. (Philology). thesis]. Kaliningrad, 2008. 253 c.
7. Chetina E.M., Kljujkova E.A. Fandomy i fanfiki: kreativnye praktiki na virtual'nyh platformah [Fandoms and Fanfiction: Creative Practices on Virtual Platforms]. VestnikPermskogo universiteta. Rossijskaja i zarubezhnajafilologija [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2015, no. 3, pp. 95-104.
8. Shherbakova A. Fanfiki: istorija, terminologija, problemy [Fanfiction: history, terminology, problems]. Mirfantastiki [Fantasy world]. URL : https://www.mirf.ru/book/fanfiki-istoriya-terminologiya (Accessed 16.09.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Ю.А. Семенова, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии и социогуманитар-ных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: 5ok@bk.ru, ORCID: 0000-0003-2497-6254.
К.В. Немальцева, студент 4 курса, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профиль «Русский язык», профиль «Литература»), ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: culolokn@gmail.com, ORCID: 0000-0002-0642-255X.
В.А. Никитина, студент 4 курса, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профиль «Русский язык», профиль «Литература»), ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nickitinalera@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3299-3505.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Yu.A. Semenova, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Department Chair of Philology and Socio-Humani-tarian Disciplines, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: 5ok@bk.ru, ORCID: 0000-0003-2497-625.
K.V. Nemaltseva, 4th year student, direction 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) (profile "Russian language", profile "Literature"), Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: culolokn@gmail.com, ORCID: 0000-0002-0642-255X.
V.A. Nikitina, 4th year student, direction 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) (profile "Russian language", profile "Literature"), Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nickitinalera@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3299-3505.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021
127