Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ДУХЕ ЛЮБВИ К НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ДУХЕ ЛЮБВИ К НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АВТОРИТЕТ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифова Гюльсум Рауф Кызы

Роль национально-нравственных ценностей в семье в формировании подрастающего поколения сегодня достаточно велика. Среди ценностей, унаследованных от наших предков, есть множество этнографических материалов, играющих важную роль в воспитании подростков: это семейные традиции, национальные праздники, знаменательные дни и т.д. В статье разъясняются основы семейного воспитания в указанном направлении. Духовная жизнь каждого человека измеряется воспитанием, которое он получает в своей семье. Образование также играет важную роль в национально-духовном росте нового поколения. Несомненно, большая нагрузка ложится и на родителей, и на образовательные учреждения, чтобы дети росли в национально-духовном духе. У каждого народа есть свои традиции и ценности. Национальные традиции и ценности составляют национальную идеологию государства. Мобилизация основного потенциала системы национально-нравственных ценностей для достижения реальных целей воспитания детей отражается и на устойчивости семейных отношений. Моральные ценности, унаследованные от нашего прошлого, должны стать гарантом национального существования и государственности нашего народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ETHNOGRAPHIC MATERIALS IN UPBRINGING CHILDREN IN A FAMILY IN THE SPIRIT OF LOVE FOR NATIONAL SPIRITUAL VALUES

The role of national and moral values in the family in the formation of the younger generation is quite large today. Among the values inherited from our ancestors, there are many ethnographic materials that play an important role in the upbringing of adolescents: family traditions, national holidays, significant days, etc. The article explains the basics of family education in this direction. The spiritual life of each person is measured by the upbringing that he receives in his family. Education also plays an important role in the national and spiritual growth of the new generation. Undoubtedly, a great burden falls on both parents and educational institutions so that children grow up in a national and spiritual spirit. Each nation has its own traditions and values. National traditions and values constitute the national ideology of the state. The mobilization of the main potential of the system of national moral values to achieve the real goals of raising children is reflected in the stability of family relations. The moral values inherited from our past should become the guarantor of the national existence and statehood of our people.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ДУХЕ ЛЮБВИ К НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ШАРИФОВА Гюльсум Рауф кызы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ...

VTTK" I -—v L02021 Контент доступен по шшешии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' •J " |(сс) УХ) C5J This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0082 B^^THTMhttps://cieativecommons.oig/licemes/by-nc/4.0/)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ДУХЕ ЛЮБВИ К НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ © Автор(ы) 2021 ORCID: 0000-0003-2522-8565

ШАРИФОВА Гюльсум Рауф кызы, диссертант кафедры педагогики

Бакинский государственный университет (1148, Азербайджан, Баку, ул. ЗХалилова, 23, e-mail: gulya_aze@mail.ru) Аннотация. Роль национально-нравственных ценностей в семье в формировании подрастающего поколения сегодня достаточно велика. Среди ценностей, унаследованных от наших предков, есть множество этнографических материалов, играющих важную роль в воспитании подростков: это семейные традиции, национальные праздники, знаменательные дни и т.д. В статье разъясняются основы семейного воспитания в указанном направлении. Духовная жизнь каждого человека измеряется воспитанием, которое он получает в своей семье. Образование также играет важную роль в национально-духовном росте нового поколения. Несомненно, большая нагрузка ложится и на родителей, и на образовательные учреждения, чтобы дети росли в национально-духовном духе. У каждого народа есть свои традиции и ценности. Национальные традиции и ценности составляют национальную идеологию государства. Мобилизация основного потенциала системы национально-нравственных ценностей для достижения реальных целей воспитания детей отражается и на устойчивости семейных отношений. Моральные ценности, унаследованные от нашего прошлого, должны стать гарантом национального существования и государственности нашего народа.

Ключевые слова: семейное воспитание, авторитет народных обычаев и традиций, дети и подростки, азербайджанская семья.

THE USE OF ETHNOGRAPHIC MATERIALS IN UPBRINGING CHILDREN IN A FAMILY IN THE SPIRIT OF LOVE FOR NATIONAL SPIRITUAL VALUES

© The Author(s) 2021

SHARIFOVA Gyulsum Rauf, dissertation candidate of the Department of Pedagogy

Baku State University (1148, Azerbaijan, Baku, Z. Halilov str. 23, e-mail: Gulya_aze@mail.ru)

Abstract. The role of national and moral values in the family in the formation of the younger generation is quite large today. Among the values inherited from our ancestors, there are many ethnographic materials that play an important role in the upbringing of adolescents: family traditions, national holidays, significant days, etc. The article explains the basics of family education in this direction. The spiritual life of each person is measured by the upbringing that he receives in his family. Education also plays an important role in the national and spiritual growth of the new generation. Undoubtedly, a great burden falls on both parents and educational institutions so that children grow up in a national and spiritual spirit. Each nation has its own traditions and values. National traditions and values constitute the national ideology of the state. The mobilization of the main potential of the system of national moral values to achieve the real goals of raising children is reflected in the stability of family relations. The moral values inherited from our past should become the guarantor of the national existence and statehood of our people.

Keywords: family education, authority of folk customs and traditions, children and adolescents, Azerbaijani family.

Введение. Семья играет особую роль в воспитании подростков в духе любви к национальным и духовным ценностям. Одна из основных функций семьи - формирование подростков и молодых людей как личностей, способных удовлетворить духовные потребности общества, в котором они живут. Ни один ребенок не воспитывается спонтанно ни в одной семье, независимо от его личности, социального статуса, уровня грамотности и социального положения. Каждый родитель, кем бы он ни был, в воспитании своих детей руководствуется определенной социальной и педагогической целью [1]. Семья - социально-педагогический институт. Социологи рассматривают семью как часть целостного социально-педагогического организма, ячейку общества, социальный воспитательный коллектив.

Степень исследованности проблемы. Теоретические и психологические основы семейного воспитания, концепции, связанные с семейным воспитанием оставались неизменными в разные исторические периоды и в разных социальных структурах. В отличие от других социальных групп, семья не обновляется напрямую. Моральное и психологическое преобразование семьи -долгий, неоднозначный и сложный процесс.

Вопросы использования этнических традиций и обычаев в семейном воспитании были предметом рассмотрения классиков психологической мысли, это К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Ю. В.Бромлей [4; 5; 9]. Вопросы влияния культурных норм и ценностей в детском воспитании были в центре внимания М. Мид [7]. Многие традиции в семейном воспитании народов постсоветского пространства изложены в материалах конференций [2], в монографических исследованиях и диссертациях [1; 3; 6; 8]. Вопросы использования нравствен-

ных ценностей в азербайджанской детской литературе в нравственном воспитании младших школьников рассматривались и азербайджанскими исследователями [1].

Кроме того, нельзя отрицать, что семья поддерживает как универсальные, так и национально-нравственные ценности: честность и правдивость, честь и достоинство, доброту, поддержку в трудную минуту, искренность и скромность, терпение, любовь к людям, трудолюбие, патриотизм, дружба и дух товарищества, справедливость, честность, порядочность, рвение, совесть, вежливость, уважение к старшим, к родителям, отзывчивость, честь, патриотизм, гуманизм в формировании у подрастающего поколения национально-нравственных ценностей.

Семейное право - основа семейного воспитания. Оно закреплено в Конституции страны, в законодательных и нормативных актах о правах на брак, семью и детей.

Семья определяет образ жизни детей. Когда этот путь верен, когда он имеет хорошее моральное и чистое подкрепление во всех случаях, она становится источником света и освещает образ жизни детей.

Главы семей всегда являются примером для своих детей своим отношением к семейным ценностям, моральными качествами и поведением.

Исследования и наблюдения показывают, что психологическая атмосфера, создаваемая родителями, является эмоциональной предпосылкой семейного воспитания подростков и молодежи [10].

Семья воспитывает детей по всем правилам жизни, причем во всех деталях. Семья приветствует ребенка на пороге жизни, он обретает общественное положение, сформированная семьей психологическая ориентация во многом определяет отношение человека ко всей последующей воспитательной работе, критерии его отбора и

SHARIFOVA Gyulsum Rauf

THE USE OF ETHNOGRAPHIC MATERIALS IN UPBRINGING ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

предпочтения. Одним из самых серьезных и ответственных периодов семейного воспитания является период обеспечения максимальной нравственной целостности перехода ребенка из детства в юность [3]. Этот переход в формировании личности, использование в подростковом возрасте возможностей как положительных, так и отрицательных факторов, влияющих на него, также расширяются. В процессе семейного воспитания главы семьи должны уметь различать возрастной аспект нравственных интересов, требований, симпатий и антипатий подростка и подверженность его влиянию внешних факторов.

Воспитание подростков в духе любви к национально-нравственным ценностям. Незаменима роль семейных традиций в воспитании подростков в духе любви к национально-нравственным ценностям.

Подростки переживают свой первый нравственный опыт в семейной среде через восприятие и усвоение понятий добра, зла, чести, достоинства, совести, преданности, дружбы, верности, надежности, борьбы, трудолюбия, правдивости, честности, предприимчивости, лени, и т.д., они все это понимают и воспринимают, и это впоследствии становится его идеалом, его верой. Подростки обычно стараются во всем подражать взрослым, проявлять чувство уважения к слову старшего.

Естественно, что личный пример родителей, поведение в семье, трудолюбие, поведение на публике и дома становятся сильным воспитательным фактором в воспитании подростков.

Семейные традиции давно доказали свою жизнеспособность в воспитании здорового поколения. Хотя семейные традиции изменили свой характер и стали схожими в контексте современной глобализации, они по-прежнему сохраняют свои национальные и моральные черты [6].

Как бы ни видоизменялся быт, как бы ни расширялись культурные связи каждого народа, они все равно носят также и национальный характер. Ежегодное празднование дня свадьбы в семье, заботливое отношение отца к матери, верность матери отцу, торжественное празднование дней рождения родителей, детей, близких родственников, отправка молодых людей на военную службу и встреча с ними после службы, празднование прощальных церемоний, серебряные, золотые, бриллиантовые дни совместной жизни, помолвка молодежи, свадебные церемонии, организация празднования Новруза - все это играет большую роль в формировании бодрости, оптимизма, чувства радости и счастья, гордости, привязанности к семье. Брачные и свадебные обряды оказывают сильное влияние на расширение и обогащение у подростков эстетического вкуса, нравственного воображения и любви к национальным и духовным ценностям [1].

Брачные и свадебные обряды оказывают сильное влияние на расширение и обогащение у подростков эстетического вкуса, нравственного воображения и любви к национальным и духовным ценностям. В день свадьбы каждый делает свой дом, себя и свою жизнь эстетичным. Всем нравится красота столов, качество, аккуратность и эстетика блюд. Одна из национальных традиций, свадьба - отличается совершенством, богатством, национальной самобытностью своих продуманных церемоний и ритуалов.

Одна из национальных традиций, свадьба, отличается своим совершенством, богатством, национальным колоритом и национальной самобытностью своих церемоний и ритуалов. Свадебная церемония - это финальная кульминация брачного процесса. Вначале дается согласие на обручение. Символично сопровождать невесту зеркалом и свечой в день свадьбы, разбить тарелку под ногами невесты и посыпать ей голову нугой и другими сладостями, одаривать невестку подарками и украшениями. Эти церемонии символизируют чистоту, невинность, счастье, светлое будущее, с пожеланиями сладкой

жизни [10].

Празднование дней рождения и дней рождения членов семьи также является давно заведенной традицией. Помимо членов семьи, приходят и близкие родственники, друзья, соседи, знакомые и поздравляют именинника, дарят подарки. Приглашенные создают в семье хорошее настроение, шутки, умные разговоры, играет музыка, все это навсегда запечатлевается в памяти каждого участника. Облачение в особо праздничные наряды приносит в семейную жизнь приятное оживление, делает ее более привлекательной и красивой.

Вовлечение детей в подготовку к таким торжествам объединяет семью как команду и открывает перед ней более интересные перспективы. Это дает подросткам определенный жизненный опыт в организации очередной праздничной вечеринки в более привлекательном виде и становится школой испытания. Необходимо обеспечить активное участие детей в этой праздничной традиции. Такие мероприятия необходимо организовывать самим детям, можно возложить на детей задачу пригласить гостей, встретить их, подготовить определенные мероприятия и сделать праздник более интересным. Это развивает у детей организаторские способности и создает условия для их культурного развития.

Членов семьи объединяет взаимная дружба и забота, совместное участие в домашних делах. Здоровая психологическая среда, заботливые, чуткие, искренние отношения между ее членами объединяют их в деловой, дружеский союз, нет сомнений, что эта среда будет иметь положительное влияние на каждого из них.

В каждой семье в Азербайджане подрастает молодое поколение. По мере взросления их военная служба приносит радость каждой семье. Родители активно участвуют в процессе оказания воинской повинности, прощание с сыном и проводы его в армию - источник радости и гордости, и они гордятся тем, что сын пройдет эту школу мужества. Эта национально-нравственная ценность, традиция с ее высоким идейно-воспитательным, художественно-эстетическим, содержательным и организационным содержанием расширяется год от году и оставляет неизгладимый след в сердцах, умах и воспоминаниях подростков и молодежи.

«День призывника», создающий праздничное настроение в каждой семье, районе, деревне и городе, становится церемонией прощания в домах, клубах, дворцах культуры, офисах и учреждениях. На этом традиционном мероприятии, которое часто начинается с семейного торжества, когда дома устраивается банкет в честь молодого человека, близкие родственники, друзья и знакомые желают молодому человеку, идущему на военную службу, успехов и рекомендуют служить своей семье, отчизне, Родине. Молодежь, служащая в национальной армии, желает проявить мужество, стойкость и героизм в таком священном и трудном деле, как защита Родины, быть верной трудовым и военным традициям своих предков и еще больше обогатить их.

Несомненно, в условиях современной глобализации необходимо совершенствовать эту прекрасную национальную традицию, найти более действенные по форме и содержанию средства, избавить ее от однообразия.

На семье в этом деле лежит большая ответственность. Молодежь в семье должна быть подготовлена к защите Родины, высшей цели - формированию в своем сознании чувства патриотизма и азербайджанства. Молодые люди, сформированные в каждой семье, должны быть готовы к вере в гражданство, в свои исконные корни, к защите своей родины, очага и родной земли от иностранной агрессии. Эта образцовая служба должна стать школой жизни для каждого молодого человека, вернувшегося с военной службы.

Кроме того, для каждого молодого человека первый день зарплаты в жизни семьи, радость ее получения имеет большое воспитательное значение. Эта традиция, имеющая сильное духовное воздействие, становится

326

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ШАРИФОВА Гюльсум Рауф кызы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ...

большой радостью в семье, небольшим семейным праздником и светским событием в трудовом коллективе, где работает молодой человек. Видя, что его продуктивный труд превращается в настоящую материальную ценность

- деньги, в духовном мире и сознании молодого человека происходит реальные качественные изменения, и он он чувствует себя полноправным гражданином. Это событие приветствуется в семье с огромной радостью. В связи с этим в семье поздравляют за праздничным столом первую получку молодого человека и желают ему новых достижений и успехов во имя честного, добросовестного, упорного труда, который всегда освещает путь его семьи, его собственное развитие, прогресс и счастье в свете материального и духовного развития.

В каждой азербайджанской семье традиция выхода на пенсию бабушек и дедушек, родителей отмечается как национально-нравственная ценность, как большое событие. Эта традиционная церемония, которая является источником огромной радости и гордости, а также определенного разочарования, показывает, как люди, наделенные определенным возрастом, используют свое право законного выхода на пенсию для каждого, кто всю свою сознательную жизнь, молодость и зрелость провел в продуктивном труде ради процветания отчизны. Каким бы счастливым, радостным и гордым он ни был, разочарование - быть разлученным с коллективом, близкими друзьями, знакомыми, которые на протяжении десятилетий считались второй семьей, с которой всегда можно поделиться своей радостью, печалями и заботами.

Даже после выхода на пенсию он считает своим священным долгом делиться своим богатым жизненным опытом с подростками и молодежью, принимать активное участие в социально-культурной и политической жизни своего родного города, а также жилого района и т.д. Традиция отмечать в семье «День бабушки» и «День отца» дает прекрасную возможность воспитывать подростков в духе любви к национальным и духовным ценностям.

Особо следует упомянуть о праздновании окончания ребенком средней школы и поступления в высшее учебное заведение. Это также источник радости для младших детей в семье, которые тоже с нетерпением ждут этого праздника. На наш взгляд, традиции праздника Весны

- Новруз в семье носят сугубо национально-духовный характер, и на протяжении тысячелетий они проникали в жизнь, сознание, психологию людей, овладевали их сердцами и душами. Нет ни одного азербайджанца, который остался бы равнодушным к церемониям праздника Новруз, не жил бы радостями, заботами и мечтами этого дня. Это большая радость - после обретения независимости вернуть этот святой праздник нашему народу. Ведь Новруз - это праздник радости и веселья. Обычно в эти праздники поссорившиеся мирятся, и разногласию приходит конец. Традиция восстановления доброты и дружбы до сих пор сохраняет свои благородные, доброжелательные качества и намерения. В этот праздник родственники, друзья и знакомые навещают друг друга и дарят подарки.

Подростки часто не только наблюдают за этим праздником, но и становятся его активными участниками. Ничто не может заменить великую поучительную и живую силу этой традиции, проверенной тысячелетиями. Радость, которую он приносит каждому дому, каждой семье, каждому поселению и людям в целом, трудно порой выразить словами. Весенние каникулы также являются самой яркой школой воспитания, старшие передают знания и навыки, приобретенные на протяжении истории, молодому поколению, давая им уроки доброты, щедрости, дружбы, гостеприимства, благородства, чистоты, искренности, чести, достоинства, доброты, и т. д., прививая необходимые моральные качества.

Этот праздник, являющийся продуктом народного творчества, помогает привить подросткам и молодежи жизнелюбие, великую веру в будущее, добрые пожела-

ния, глубокую человеческую любовь к людям и Родине, желание дружить, получить определенное эстетическое удовольствие, сформировать некоторые благородные чувства. В преддверии праздника Новруз соблюдение трудовых обычаев и традиций, личное участие в уборке и украшении дома, двора воспитывает в подростках любовь, уважение к национально-духовным ценностям.

Выводы. Воспитание подростков в семье в духе любви к национально-нравственным ценностям, формирование у них положительных эмоций, дисциплины, ответственности, активности, инициативы, гуманизма, гордости, щедрости, дружбы, гостеприимства, доброты, чести, достоинства, чести, совести, патриотизм, азер-байджанство способствует становлению их, как личности с современными духовно-нравственными качествами. Наши традиции являются в полном смысле этого слова школой духовного воспитания подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гашимов А. Использование нравственных ценностей в азербайджанской детской литературе в нравственном воспитании младших школьников. Баку: 1997

2. Педагогические традиции народов России и зарубежья: материалы международной научно-практической конференции:15-16 октября 2013 / отв.ред. Белухина Н.Н. — Ульяновск: УлГПУ, 2013. — 425 с.

3. Маджидова Б. Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье. Автореферат диссертации доктора пед. наук

4. Бромлей Ю.В. Этнографические изучения этнических функций культуры. //Традиции в современном обществе: Исследование этнокультурных процессов. М.: 1990

5. Выготский Л.С. Вопросы детской, возрастной психологии // Собр. соч.: В 6 т. М.: 1984, т.4.

6. Кадиров Б.А. Традиционная педагогическая культура узбекского народа. (История. Теория. Практика): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: 1992. 41 с.

7. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения: Пер. с англ. М.: Наука, 1988. — 429 с.

8. Моногарова Л.Ф. Проявление этнических процессов в семейно-брачных отношениях в городской семье таджиков. //Семья, традиции и современность. М.: 1990. — 254 с.

9. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: 1974. Т.1.

10. Гасымова Л. Из опыта воспитания школьников на основе национально-нравственных ценностей. Баку: 2004

Статья поступила в редакцию 22.12.2020

Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.