Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ STREAM ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПРАКТИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ STREAM ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEM / элементы STREAM технологии / интегрированный подход / практика / студенты / образовательная организация / STEM / elements of STREAM technology / integrated approach / practice / students / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Татьяна Ивановна

В статье рассматривается использование элементов STREAM технологии в подготовке и прохождении студентами практики в образовательной организации. Во введении обосновывается необходимость рассмотрения технологии как инструмента в образовании. В основной части дано определение терминам STEM и STREAM. Представлено обсуждение о возможностях реализации элементов STREAM технологии во время подготовки и прохождения студентами практики в образовательной организации. Отмечена интеграция STEM. Определена роль интегрированного подхода к использованию элементов STREAM технологии. Описана практика преподавания STEM в сфере подготовки будущих учителей. Рассмотрена подготовка и прохождение практики студентами в образовательной организации. Обоснована необходимость вовлеченности студентов в STEM образование. В заключении делается вывод о том, что использование элементов STREAM технология во время подготовки и прохождения студентами практики в образовательной организации может мотивировать студентов к выбору карьеры в STEM образовании и повышает уровень успеваемости во время обучения в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдеева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the use of STREAM technology elements in the preparation and practical training of students in an educational organization. The introduction substantiates the need to consider technology as a tool in education. The main part defines the concepts of STEM and STREAM. A discussion is presented on the possibilities of implementing STREAM technology elements during the preparation and practical training of students in an educational organization. STEM integration is noted. The role of an integrated approach to the use of STREAM technology elements is defined. The practice of teaching STEM in the field of training future teachers is described. The preparation and practical training of students in an educational organization is considered. The necessity of students' involvement in STEM education is substantiated. In conclusion, it is concluded that the use of STREAM technology elements during the preparation and internship of students in an educational organization can motivate students to choose a career in STEM education and increases the level of academic performance while studying at the university.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ STREAM ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПРАКТИКИ»

Таблица 2

Разница исходных показателей физической подготовленности ме^ду группами до и после эксперимента

Тест. Показатели Контрольная группа Разница Экспериментальная группа Разница

До После Ед. % До После Ед. %

Бег 3x10 м (с) 12,1+0,16 12,06+0,2 0,04 0,3 11,55+0,08 10,74+0,1 0,81 7

>0,05 <0,05

«Аист» Поза Ромберга (с) 25,81+3,5 38,21+3,9 12,4 48 26,12+5,5 58,71+5,5 32,59 124,7

>0,05 <0,05

Наклон туловища вперед (см) 2,25+0,07 4,8+0,1 2,55 113,3 2,13+0,07 8,1+0,69 5,97 280,2

<0,05 <0,05

Поднимани е туловища (кол-во) 14,2+1,2 17,2+1,2 3 | 21,1 13,9+1,4 20,9+1,4 7 | 50,3

<0,05 <0,05

Лодочка на животе (с) 32,56+2,31 35,21+3,5 2,65 8,1 31,94+2,99 45,48+4,7 13,54 42,4

>0,05 <0,05

Прыжок в длину с места в (см) 78,88+3,65 86,7+2,6 7,82 | 9,9 80,12+1,43 98,1+1,4 17,98 | 22,4

<0,05 <0,05

Выводы. Тестирование, проведенное в конце исследования, позволило установить, что испытуемые экспериментальной группы стали достоверно превосходить своих сверстников из контрольной группы в проявлении координационных способностей (равновесие) - на 76,7%, скоростно-силовых качеств - на 12,5%, гибкости - на 166,9%.Результаты исследования показали, что «Happy Fit» обладает большим разнообразием средств и имеет возможность многофункционального их использования с целью воздействия на всестороннее развитие ребенка. Это доказывает проведенный педагогический эксперимент. Занятие «Happy Fit», на наш взгляд, может быть хорошим дополнением к любым образовательным программам спортивными танцами.

Литература:

1. Антипина, О.В. Использование игрового метода в системе подготовки юных танцоров / О.В. Антипина // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф., 26-28 марта 2003 г. - Дальневост. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2003.-С. 9-11

2. Мацаренко, Т.Н. Гармонизация развития личности посредством танцевально-игровой методики / Т.Н. Мацаренко // Физическая культура в школе. - 2014. - № 2. - С. 37-40

3. Путинцева, Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах: автореферат дисс. к.п.н. / Е.В. Путинцева. - Москва, 2008. - 24 с.

4. Путинцева, Е.В. Воспитание соревновательной готовности начинающих танцоров с помощью деловых игр / Е.В. Путинцева // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - № 1 (9). - Изд. Центр «Уральская академия», 2016. -С. 64-72

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Авдеева Татьяна Ивановна

ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ STREAM ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ

СТУДЕНТАМИ ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается использование элементов STREAM технологии в подготовке и прохождении студентами практики в образовательной организации. Во введении обосновывается необходимость рассмотрения технологии как инструмента в образовании. В основной части дано определение терминам STEM и STREAM. Представлено обсуждение о возможностях реализации элементов STREAM технологии во время подготовки и прохождения студентами практики в образовательной организации. Отмечена интеграция STEM. Определена роль интегрированного подхода к использованию элементов STREAM технологии. Описана практика преподавания STEM в сфере подготовки будущих учителей. Рассмотрена подготовка и прохождение практики студентами в образовательной организации. Обоснована необходимость вовлеченности студентов в STEM образование. В заключении делается вывод о том, что использование элементов STREAM технология во время подготовки и прохождения студентами практики в образовательной организации может мотивировать студентов к выбору карьеры в STEM образовании и повышает уровень успеваемости во время обучения в университете.

Ключевые слова: STEM, элементы STREAM технологии, интегрированный подход, практика, студенты, образовательная организация.

Annotation. This article discusses the use of STREAM technology elements in the preparation and practical training of students in an educational organization. The introduction substantiates the need to consider technology as a tool in education. The main part defines the concepts of STEM and STREAM. A discussion is presented on the possibilities of implementing STREAM technology elements during the preparation and practical training of students in an educational organization. STEM integration is noted. The role of an integrated approach to the use of STREAM technology elements is defined. The practice of teaching STEM in the field of training future teachers is described. The preparation and practical training of students in an educational organization is considered. The necessity of students' involvement in STEM education is substantiated. In conclusion, it is concluded that the use of STREAM technology elements during the preparation and internship of students in an educational organization can motivate students to choose a career in STEM education and increases the level of academic performance while studying at the university.

Key words: STEM, elements of STREAM technology, integrated approach, practice, students, educational organization.

Введение. По данным Международного общества технологий в образовании (ISTE) [8], многие из сегодняшних востребованных рабочих мест были созданы в последнее десятилетие. Поскольку достижения в области технологий стимулируют глобализацию и цифровую трансформацию, педагоги могут помочь обучающимся приобрести необходимые навыки, чтобы добиться успеха в будущей карьере. Технологию рассматриваем как инструмент, используемый в образовании, а не самоцель. Перспективы образовательных технологий заключаются в том, что с ними делают педагоги и как они используются их для удовлетворения потребностей обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Понятие STEM и STREAM технология. Согласно определению термин STEM (S - science (естественные науки), Т - technology (технологии), Е - engineering (инженерия), М - mathematics (математика) является аббревиатурой, используемой по отношению к образовательной технологии в области науки, техники, технологии и математики. В свою очередь STREAM - это расширенная аббревиатура, где к STEM добавляется R - Reading/ wRiting - (навыки мышления, воплощенные в чтении и письме) и А - Arts (искусство). При подготовке студентов к прохождению практики в образовательной организации, в соответствии с профилем подготовки ( в статье представлен опыт работы со студентами по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили подготовки: Начальное образование, Дошкольное образование - 165 студентов и профили подготовки: Дошкольное образование, Иностранный язык (английский язык) - 73 студента) обращаем внимание на рассмотрении именно использования элементов STREAM в подготовке и реализации педагогической деятельности. S - science - это исследование и эксперимент; это умение формулировать гипотезу и исследовать доказательства; это стремление понять закономерности. Т - technology - это агоритм создания чего-то; это ответ на вопрос: Как? R - Reading -это не только предметные знания и универсальные навыки чтения и письма, а также и навыки поиска информации. E-engineering - это создание механизма для выполнения какой-то конкретной функции; это не любое конструирование из любого материала, т. е. инженер конструирует ракету, а архитектор - дом, при этом выбирает соответствующие материалы. Механизм - это устройство, которое представляет собой последовательность действий, где оно служит для работы. А - Arts - это не только искусство, творчество, а также умение презентации и самопрезентации. М - mathematics - это колличественные отношения и пространственные формы действительного мира. На сегодняшний день существует множество полезных онлайн сервисов и ресурсов для студентов, содержащие информацию по применению элементов STREAM технологии во время прохождения практики в образовательной организации [14, 13, 5, 15, 3, 6, 12]

Развитие навыков студентов посредством использования элементов STREAM технологии связано с экономическим предпосылками и экологическим и социальным потребностями страны. Глобальная экономика и общество должны интегрировать знания и навыки в использовании элементов STREAM технологии в обучении студентов, чтобы решать проблемы модернизации образования на постоянной основе. Тенденция будущих возможностей трудоустройства приводит к возрастающей потребности хотя бы в базовом понимании и объединении математики и естественных наук. Благодаря практикам деятельности использования элементов STREAM технологии студенты университетского образования имеют возможность научиться проектировать и готовить, разрабатывать и реализовывать проектные идеи. Теория, лежащая в основе использования элементов STREAM технологии в обучении студентов и применении их знаний в ходе практической деятельности, заключается в том, что академические концепции переводятся в реальные уроки и занятия при интеграции элеметов STREAM технологии, представляя мультидисциплинарный и междисциплинарный подход к обучению. Про реализацию мультидисциплинарный и междисциплинарный подходов к обучению при использовании STEM делится в работе «Делаем STEM реальностью» Hoachlander G. and Yanofsky D. (2011) [7]. Tsupros N., Kohler R., Hallinen J. (2009) в работе «Структурное образование: проект по выявлению недостающих компонентов» объясняют, что с помощью STEM учащиеся могут устанавливать связи между школой, обществом и работой. [16] В работе «Развитие компетентности преподавателей бакалавриата в области интегративного преподавания STEM» Yip, W.Y. (2020) освещается вопрос внедрения STEM в преподавание и обучение. Автор обосновывает позицию, что начинающим учителям может не хватать всесторонней подготовки в области научных исследований, технологий, дизайна и инженерии, чтобы умело преподавать соответствующие практики и предлагает решение проблемы через курс подготовки по повышению грамотности в вопросах применения STEM [17] Качественное использование элементов STREAM технологии, в рамках подготовки и прохождения практики, предполагает привлечение обучащихся к сложностям инженерного проектирования, обучение на ошибках и участие в реконструкции с использованием соответствующих контекстов для решения инженерных задач, которые могут быть непосредственно связаны с потребностями обучащихся. Обучение использованию элементов STREAM технологии включает в себя изучение и использование правильного научного и математического содержания, вовлечение студентов в деятельность посредством использования педагогических приемов, а также поощрение коммуникативных навыков и командной работы. Так с работе «Продвижение современного уровня интеграции STEM» Moore, T.J., Smith, К.А. (2014) описывается что такое интеграция STEM, показано текущее состояние интеграции STEM, а также представлены возможности интеграции STEM в рамках бакалавриата, даются рекомендации как добиться прогресса в интеграции STEM [10].

Интегрированная задача STEM-исследования преподавания и обучения становится еще более сложной в тех случаях, когда традиционно обучающиеся привыкли к пошаговым инструкциям для успешного выполнения задачи. Исследовательское обучение в естественных науках и математике считается одним из лучших педагогических подходов к эффективному вовлечению в учебный процесс посредством самостоятельного исследования. В целом, использование подходов к преподаванию и обучению, интегрирующих использование элементов STREAM технологии, в рамках учебной программы практики в первую очередь предназначено для развития способности жить и работать в обществе XXI века и улучшать результаты обучения во всех областях учебной программы. Студентам, которые никогда не сталкивались с такими уроками и занятиями в своем обучении, будет сложно представить их в своей педагогической деятельности.

Развитие педагогических знаний не начинается и не заканчивается в педагогическом образовании, но находится под его влиянием С этой целью включение элементов STREAM технологии в подготовку и реализацию практической деятельности студентами требует подготовки будущих педагогов в рамках возможности реализовывать программы STEM-образования, как для концептуального значения, так и для практики преподавания STEM. Так в работе «Доказательные исследования в сфере подготовки учителей STEM: от теории к практике» Milner-Bolotin М. (2018) в статье показано, как поддержать эффективную среду обучения, привлечь внимание к профессиональному развитию учителей и развивать политику в области образования STEM. В документе содержится призыв поставить научно обоснованное STEM образование в центр современных усилий по реформированию и провести научно обоснованные образовательные исследования для изучения влияния этого процесса на рост знаний учителей и, следовательно, на обучение обучащихся. Основное утверждение заключается в том, что основанное на исследованиях педагогическое образование и повышение квалификации являются ключевыми факторами успешной реализации реформ STEM-образования [11]. Использование элементов STREAM технологии во время прохождения студентами практики в образовательной организации. Преподавание с использованием элементов STREAM технологии рассматривалось как новый подход для прохождения практики в образовательной организации. В течение подготовки студентов для прохождения практики в образовательной организации у них была возможность познакомиться с учебным планом, планом воспитательной работы образовательной организации; рассмотреть программу «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», разработанную ФИРО [2]; прочитать литературу по использованию элементов STREAM технологии и разработать реализацию интегративного подхода с использование элементов STREAM технологии в деятельность студентов. Участие студентов в семинаре «Возможности реализации STEM проектов во время прохождения практики в образовательных организациях дошкольного и начального образования»» до начала практики - это отличная возможность научиться планировать стратегии обучения, помогать в управлении классом или готовиться к оценке для удовлетворения потребностей учащихся в обучении. Рассматривая использование элементов STREAM технологии как новый подход прохождения практики формируем новый взгляд на эффективное развитие концептуальных знаний студентов по различным предметам и возможности ихпродвижения в ходе практики преподавания и обучения. Так перед началом прохождения практики у студентов сформировались теоретические знания об интеграционном подходе использования элементов STREAM технологии в рамках реализации учебной программы.Тем не менее, у них не было возможности увидеть, как спланировать и разработать правильный проект, который объединяет и включает в себя различные области одновременно. Студенты до начала прохождения практики, отметили, что междисциплинарный подход задокументирован во всех учебных документах, но тем не менее, он имеет минимальное практическое применение в образовательной организации. Для студентов было важно отметить сочетание содержания разных предметов и передать это содержание, через использование элементов STEAM технологии. Как происходит работа студентов над STREM-проектом и логика проведения занятий с использованием элементов STEAM технологии подробно останавливаться не будем, так как это описано в работе автора «Использование STREAM технологии в обучении» [1]. При прохождении практики в дошкольной образовательной организации мы учим студентов видеть элементы STREAM технологии в непосредственно образовательной или игровой деятельности. Например, когда ребенок строит башню из блоков, он действует как инженер, когда он пытается сделать высокую, но стабильную структуру. Ребенок также приобретает характер ученого, когда он исследует, как блоки из разных материалов, форм и текстур влияют на прочность и устойчивость башни. Этот ребенок также может использовать математику и технологии, когда он использует инструменты для измерения высота башен. Используем навыки связанные с развитием мышления, когда может самостоятельно рассказать о свойствах блоков из которых строил башню. В области эстетического развития конструирует из самостоятельно выбранных блоков и может дать развернутую оценку проделанной работе и достаточно объективно оценить качество результата. Чтобы развить новые идеи, дети нужно время и пространство, чтобы подумать о том, как их наблюдения и опыт может изменить их предыдущие идеи. Например, если дети замечают, что деревянный блок плавает; значит ли это все деревянные поплавки? Или что все блоки плавают? Студенты приглашают их помочь решить эту проблему, задавая вопросы. Что мы можем сделать, если хотим выяснить, все ли блоки плавают? Какие из них плавают, а какие нет? Как мы можем это выяснить? Деятельность студентов, включающая подобные исследования, может основываться на том, что дети заинтересованы в использовании элементов STREAM технологии. Что может быть более вдохновляющим, чем создание решений реальных проблем? Когда обучащиеся узнают о местных и глобальных проблемах, а затем пытаются найти возможные решения, они становятся независимыми мыслителями и творцами перемен.Реальные проблемы предоставляют богатые возможности для обучения, поскольку обучащиеся должны проводить исследования, выдвигать гипотезы, создавать, тестировать, анализировать, пересматривать и синтезировать. Использовании элементов STREAM технологии в педагогической деятельности - это соединение точек, использование как творчества, так и логики, социальных навыков и технических навыков. Делая науку, технологии, инженерию и математику более наглядными и творческими, учащиеся видят связи и расширяют свое мышление, а не разбивают каждый предмет на части. Это также показывает учащимся, насколько универсальны и ценны искусства, и показывает множество способов использования художественных навыков в различных технических профессиях. Обоснование плана урока с использованием элементов STREAM технологии или общешкольного проекта всегда должно быть привязано к вовлеченности учащихся, конкретным, измеримым целям обучения и более масштабным программным целям. Например, в начальной школе использование элементов STREAM-технологии студентами во внеурочной деятельности связано с проектной деятельность, а также использованию различных онлайн ресурсов. Например, при использовании ресурса Resilient Educator [12] проводят проекты по химии, формулируют идеи для проведения праздников, реализуют различные активности на сезонные тематики.

Эффективность обучения студентов при интеграции элементов STREAM технологии в образовательный процесс чрезвычайно важна для дальнейшей педагогической деятельности. Самоэффективность студентов можно рассматривать как убеждение в своих способностях оказывать желаемое влияние на обучение детей. Знания содержания и качественная педагогика играют большую роль в ощущении эффективности. В работе «Вовлечение студентов в STEM-образование» Kennedy Т., Odll М. (2014) отмечают, что с ««выравниванием» глобальной экономики в XXI веке преподавание естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM) приобрело новое значение, поскольку экономическая конкуренция стала поистине глобальной. STEM-образование превратилось в метадисциплину, комплексное мероприятие, которое устраняет традиционные барьеры между этими предметами и вместо этого фокусируется на инновациях и прикладном процессе разработки решений сложных контекстуальных проблем с использованием современных инструментов и технологий. Привлечение студентов к высококачественному STEM-образованию требует, чтобы программы включали строгую учебную программу, инструктаж и оценку, интегрировали технологии и инженерное дело в учебную программу по естественным наукам и математике, а также способствовали научным исследованиям и процессу инженерного проектирования. Все учащиеся должны быть частью концепции STEM, и всем преподавателям должны быть предоставлены надлежащие возможности профессионального развития, позволяющие им направлять всех своих учеников к приобретению STEM» [9].

Caprara et al. (2006) отмечают, что ряд исследований указали на влияние убеждений учителей в самоэффективности на успеваемость учащихся и их успехи в школе. Кроме того, было обнаружено, что самооценка учителей связана с повышенной мотивацией учащихся, их самооценкой, более позитивным отношением к занятиям и собственным чувством самоэффективности учащихся. Они также заявляют, что чувство эффективности учителей связано с их удовлетворенностью выбором профессии [4]. Интегрированное образование в области использования элементов STREAM технологии в образовательный процесс во время прохождения практики требует от студентов использование множества материалов и ресурсов для поиска решений реальных проблем путем разработки, выражения, тестирования и пересмотра своих идей. Материалы могут включать строительные инструменты, электронные материалы, наборы для робототехники и другие материалы, используемые в дизайне, в том числе дерево, пенополистирол, клей, картон или плотная бумага. Благодаря использованию этих материалов в деятельности дети могут лучше разбираться в технологиях. В широком смысле технология - это все, что сделано людьми, что облегчает жизнь. Работа инженеров - разрабатывать технологии, которые могут решить проблемы. Чтобы обучение происходило по-настоящему, студентам необходимо предоставить детям возможность разрабатывать процессы или продукты. Интегрированное образование в области использования элементов STREAM технологии в образовательном процессе - это попытка объединить науку, технологии, навыки чтения и письма, инженерию, искусство и математику в один класс, основанный на связях между предметами и проблемами реального мира. Однако в целом интегрированное обучение с использованием элементов STREAM технологии в образовательном процессе может включать в себя несколько классов и педагогов и не обязательно должно включать все шесть элементов STREAM технологии.

Выводы. Большая часть новейших и наиболее ценных знаний включает более одного предмета. Интегрированное образование в области использования элементов STREAM технологии во время подготовки и прохождения практики может мотивировать студентов к карьере в областях STEM и может повысить их интерес и успеваемость по естественнонаучным дисциплинам. Эффективное обучение жизненно важно для будущего успеха студентов. Подготовка и поддержка студентов во время прохождения практики в рамках нового интегрированного подхода к использованию элементов STREAM технологии имеют важное значение для достижения этих целей. Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на разработке учебных материалов и учебных моделей для интеграции элементов STREAM технологии, связях между программами подготовки для интеграции и последующей практикой преподавания в бразовательной организации.

Литература:

1. Авдеева, Т.И. Использование STREAM-технологии в обучении / Т.И. Авдеева // Современное педагогическое образование. -2021. -№4. - С. 131-134

2. Волосовец, Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.В. Волосовец. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 112 с.

3. Новатор: ru сайт, https://novator.team/group/13/stream (дата обращения 27.10.2023)

4. Caprara et al. Teachers' self-efficacy beliefs as determinants of job satisfaction and students' academic achievement: A study at the school level / Caprara // Journal of School Psychology. - 2006. - №44(6). - P. 473-490

5. Educational Robotics for STEM: ас сайт, http://er4stem.acin.tuwien.ac.at/ (дата обращения 27.10.2023)

6. GEORGE LUCAS EDUCATIONAL FOUNDATION: org сайт. https://www.edutopia.org/article/STEAM-resources (дата обращения 27.10.2023)

7. Hoachlander, G. Making STEM real / G. Hoachlander, D. Yanofsky // Educ. Leadersh. - 2011,- №68. - P. 60-65

8. International Society for Technology in Education: org сайт. https://ru.wikibrief.org/wiki/International_Society_for_Technology_in_Education (дата обращения 27.10.2023)

9. Kennedy, Т. Engaging students in STEM education / T. Kennedy, M. Odell // Sei. Educ. Int. - 2014. - №25. - P. 246-258

10. Moore, T.J. Advancing the state of the art of STEM integration / T.J. Moore, K.A. Smith // J. STEM Educ. - 2014. - № 15. -P. 5-10

11. Milner-Bolotin, M. Evidence-based research in STEM teacher education: from theory to practice / M. Milner-Bolotin 11 Frontiers in Education, 02 November. - 2018. - https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2018.00092/full (дата обращения 27.10.2023)

12. Resilient educator: com сайт. - https://resilienteducator.com/classroom-resources/professional-development-resources-for-stem-teachers/ (дата обращения 27.10.2023)

13. Science on stagehttps: eu сайт. - https://www.science-on-stage.eu/ (дата обращения 27.10.2023)

14. STEM академия: eu сайт. - https://stem-academia.com/ (дата обращения 27.10.2023)

15. STEM Education Institute: edu сайт. - https://scholarworks.umass.edu/stem/ (дата обращения 27.10.2023)

16. Tsupros, N. STEM education: A project to identify the missing components / N. Tsupros, R. Kohler, J. Hallinen 11 Intermediate Unit.-2009. - Т. 1. -C. 11-17

17. Yip, W.Y. Developing undergraduate student teachers' competence in integrative STEM teaching / W.Y. Yip. -https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2020.00044/full (дата обращения 27.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.