Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МОДЕЛИ STEM НА ВСЕХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МОДЕЛИ STEM НА ВСЕХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEM-образование / естественные науки / технологии / инженерия / математика / интердисциплинарность / проблемно-ориентированное обучение / критическое мышление / аналитические навыки / компетентностный подход / интеграция / обучение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна

модель STEM-образования (Science, Technology, Engineering, Mathematics) представляет собой интегрированный подход к обучению, сочетающий естественные науки, технологии, инженерию и математику в единую систему. Этот подход способствует развитию критического мышления, аналитических навыков и компетенций, необходимых для успешной карьеры и активного участия в жизни общества. В статье рассматриваются основные принципы модели STEM, примеры интеграции этого подхода в учебный процесс на всех уровнях образования – от дошкольного до высшего. Рассматриваются преимущества STEM-образования для образовательной системы и подготовки студентов к будущей карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МОДЕЛИ STEM НА ВСЕХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МОДЕЛИ STEM НА ВСЕХ УРОВНЯХ

ОБРАЗОВАНИЯ Шарифбаева Х.Я.

Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент, направление педагогики и психологии, Ташкентский институт менеджмента и коммуникации, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: модель STEM-образования (Science, Technology, Engineering, Mathematics) представляет собой интегрированный подход к обучению, сочетающий естественные науки, технологии, инженерию и математику в единую систему. Этот подход способствует развитию критического мышления, аналитических навыков и компетенций, необходимых для успешной карьеры и активного участия в жизни общества. В статье рассматриваются основные принципы модели STEM, примеры интеграции этого подхода в учебный процесс на всех уровнях образования - от дошкольного до высшего. Рассматриваются преимущества STEM-образования для образовательной системы и подготовки студентов к будущей карьере.

Ключевые слова: STEM-образование, естественные науки, технологии, инженерия, математика, интердисциплинарность, проблемно-ориентированное обучение, критическое мышление, аналитические навыки, компетентностный подход, интеграция, обучение.

Введение.

Постоянное развитие науки и технологий вызывает необходимость пересмотра системы образования и подготовки высококвалифицированных специалистов, способных успешно конкурировать на международном рынке [1]. Важным аспектом является интеграция STEM-образования в единую непрерывную систему, имеющую преемственность на всех этапах обучения и развития - начиная с дошкольного образования и заканчивая обучением в Высших учебных заведениях.

Модель STEM-образования (Science, Technology, Engineering, Mathematics) предполагает совмещение основных областей знаний - естественных наук, технологии, инженерии и математики - в единую систему. Основная цель - обеспечить комплексное обучение, которое поможет обучаемым понять взаимосвязь между различными дисциплинами и применить полученные знания на практике [2]. Основные принципы этой модели включают:

• Интердисциплинарность - интеграция знаний из разных дисциплин и подходов для решения сложных задач и понимания реальных явлений.

• Проблемно-ориентированное обучение - решение реальных проблем, анализ ситуаций и практическое применение знаний.

• Развитие критического мышления и аналитических навыков -навыков анализа, синтеза и оценки информации, а также способности к критическому мышлению и решению проблем [3].

• Компетентностный подход - формирование компетенций, которые включают знания, умения, опыт, ценностные ориентации и личностные качества.

• Коллаборация - активное взаимодействие учащихся, преподавателей и специалистов из разных областей для решения междисциплинарных задач [4].

Для эффективного STEM-образования важно учитывать принципы непрерывности и преемственности обучения. Это подразумевает систематическое обучение детей с дошкольного возраста и младших общеобразовательных классов, последовательно переходящих от одного уровня образования к другому без потери качества и пропусков в обучении.

Дошкольное образование играет ключевую роль в формировании основного интереса к естественным наукам и инженерии. Здесь дети впервые сталкиваются с основами математики, физики, химии и других дисциплин через игровую форму обучения. Важным аспектом является развитие критического мышления, творческого подхода к решению задач и коммуникативных навыков, что способствует успешному обучению на более поздних этапах [5].

На этапе средней школы важно сохранить интерес учащихся к STEM-дисциплинам и обеспечить им глубокое понимание основных концепций. Преподавание предметов должно осуществляться в контексте их взаимосвязи и практического применения. Реализация проектов и исследовательских работ позволяет школьникам активно использовать свои знания, развивать навыки работы в команде и анализа данных.

На ступени высшего образования студенты продолжают развивать свои знания и навыки в рамках выбранной специализации. Программы высшего образования должны обеспечивать возможность применения научного подхода к решению реальных проблем, работе в междисциплинарных командах и развитию инновационных проектов.

Непрерывная модель STEM-образования в учебный процесс может быть интегрирована посредством реализации следующих мероприятий:

• Разработка и реализация интегрированных учебных курсов, объединяющих математику, физику, химию, биологию и информационные технологии.

• Создание лабораторий и творческих пространств для проведения исследовательских и практических работ по разным направлениям STEM-образования.

• Организация проектной деятельности, направленной на решение реальных проблем и ситуаций, требующих междисциплинарного подхода.

• Разработка компьютерных игр, виртуальных и дополненных реальностей для обучения и закрепления знаний в области STEM-дисциплин.

• Вовлечение специалистов из различных отраслей промышленности и науки для проведения мастер-классов, лекций и практических занятий по актуальным темам.

• Организация соревнований, олимпиад и конкурсов по различным направлениям STEM-образования, стимулирующих интерес и мотивацию учащихся.

• Создание клубов, кружков и секций по интересам, связанным с STEM-дисциплинами, для развития способностей и талантов учащихся.

• Реализация дистанционных и онлайн-курсов, позволяющих учащимся изучать материал в удобном для них темпе и формате.

Таким образом, непрерывное обучение и профессиональное развитие способствует поддержанию актуальности их знаний и компетенций в условиях быстро меняющегося мира. Заключение.

Интеграция STEM-образования в систему образования с учетом непрерывности и преемственности обучения на всех этапах развития ребенка способствует формированию качественной подготовки специалистов в области естественных наук и инженерии. Реализация данного подхода требует совместных усилий педагогов, учебных заведений, научных организаций и государственных структур для создания условий, способствующих мотивации и развитию талантов молодых поколений.

Список литературы

1. Васильева А.Е., Восторгова Е.В., Смелова В.Г. Модель образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся в условиях STEM-образования (на уроках технологии и во внеурочной деятельности) //Интерактивное образование. - 2018. - №. 3. -С. 17-24.

2. Sharifbaeva H.Y., Sh T.G., Shamsiddinova E.M. Internal factors of student self-organization of educational activities [Vnutrennie faktory samoorganizacii studentom uchebnoj deyatel'nosti] //Nauchnyj zhurnal. -2018. - №. 9. - С. 32.

3. Шарифбаева Х.Я., Абдурашидов И.Ж.У. Общеметодическая подготовка преподавателей специальных дисциплин в технических вузах //Вестник науки и образования. - 2020. - №. 23-3 (101). - С. 49-51.

4. Шарифбаева Х.Я., Абдурашидов И.Ж.У. Опыт подготовки преподавателей технических дисциплин в ведущих вузах мира //Вестник науки и образования. - 2021. - №. 7-2 (110). - С. 27-29.

5. Теплова А.Б. Психолого-педагогические условия реализации программы" STEM образования для дошкольников и младших школьников" //Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций. - 2018. - С. 160-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.