Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ И СРАВНЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ И СРАВНЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ / STEM-КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жолымбаев Оралтай Муратканович, Абильмажинов Ермек Толегенович, Шакерхан Капан Оралгазыулы, Онтагарова Динар Рахимовна, Садыкова Райгуль Алимгазизовна

В настоящее время в связи с развитием цифровых технологий и ускоренными темпами цифровизации всех сфер человеческой деятельности STEM-образование является важным и актуальным вопросом, требующим особого внимания на всех уровнях системы образования. Новые условия развития образования требуют изменения приоритетов в подготовке научно-педагогических кадров для высшей школы. Отсутствие единого подхода к подготовке педагогов в вузе по STEM-технологии и разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования так же требует всестороннего решения в образовательном процессе. В данной статье представлен обзор международного опыта развития STEM-образования и обобщены преимущества реализации и затруднения, выявленные в процессе внедрения STEM-образования в нашей стране. В основу сравнительного анализа положены стратегии развития STEM-образования таких стран, как Малайзия, Австралия, которые как и Казахстан активны в поисках оптимальных решений внедрения STEM-образования. Кроме того, определены направления и содержание мероприятий лучших проектов таких, как «INSTEM», «MindtheGap!», «ER4STEM» за рубежом, которые предоставляют комплексные источники учебных материалов и методик преподавания предметов STEM, использование образовательной робототехники для поддержания интереса школьников к научно-технической отрасли. Описаны оптимальные условия для внедрения STEM-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY ASPECTS OF STEM EDUCATION IMPLEMENTATION IN KAZAKHSTAN AND ABROAD AND COMPARATIVE ASPECTS IN DEVELOPMENT TRENDS

Currently, due to the development of digital technologies and the accelerated pace of digitalization of all spheres of human activity, STEM education is an important and urgent issue that requires special attention at all levels of the education system. New conditions for the development of education require a change in priorities in the training of scientific and pedagogical personnel for higher education. The lack of a unified approach to the training of teachers at the university in STEM technology and the gap between the content of university pedagogical training and the reality of school education also requires a comprehensive solution in the educational process. In this regard, it is necessary to study and analyze the best practices of the introduction of STEM education abroad, adopt the best world practices of the introduction of STEM technology in Kazakhstan, identify the necessary conditions for the introduction of STEM education are an open question of today. This article provides an overview of the international experience in the development of STEM education and provides a general overview of the advantages of implementation and the difficulties identified in the implementation of STEM education in our country. The comparative analysis presented in this article is based on the strategy for the development of STEM education in countries such as Malaysia, Australia, which, like Kazakhstan, are actively looking for optimal solutions to the introduction of STEM education in their country. In addition, the directions and contents of the events of the best projects, such as the projects «INSTEM», «Mindthegap!», «ER4STEM» abroad, which provide a comprehensive source of educational materials and methods of teaching STEM subjects, the usage of educational robotics to serve the interest of schoolchildren in the scientific and technical industry, have been identified. Comparative aspects of the advantages of implementation and difficulties are given, the main features of the introduction of STEM technology both abroad and in Kazakhstan are noted. Optimal conditions for the introduction of STEM education are described.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ И СРАВНЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №4

О .М . ЖОЛЫМБАЕВ, Е . Т . АБИЛЬМАЖИНОВ, К .О . ШАКЕРХАН, Д .Р . ОНТАГАРОВА, Р . А . САДЫКОВА

приоритетные аспекты внедрения STEM-образования в казахстане и за рубежом и сравнение тенденций его развития

(Инженерно-технологический факультет, естественно-математический факультет НАО «Университет имени Шакарима г. Семей», Казахстан; e-mail: kapan-shakerkhan@mail.ru)

В настоящее время в связи с развитием цифровых технологий и ускоренными темпами цифровизации всех сфер человеческой деятельности STEM-образование является важным и актуальным вопросом, требующим особого внимания на всех уровнях системы образования. Новые условия развития образования требуют изменения приоритетов в подготовке научно-педагогических кадров для высшей школы. Отсутствие единого подхода к подготовке педагогов в вузе по STEM-технологии и разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования так же требует всестороннего решения в образовательном процессе. В данной статье представлен обзор международного опыта развития STEM-образования и обобщены преимущества реализации и затруднения, выявленные в процессе внедрения STEM-образования в нашей стране. В основу сравнительного анализа положены стратегии развития STEM-образования таких стран, как Малайзия, Австралия, которые как и Казахстан активны в поисках оптимальных решений внедрения STEM-образования. Кроме того, определены направления и содержание мероприятий лучших проектов таких, как «INSTEM», «MindtheGap!», «ER4STEM» за рубежом, которые предоставляют комплексные источники учебных материалов и методик преподавания предметов STEM, использование образовательной робототехники для поддержания интереса школьников к научно-технической отрасли. Описаны оптимальные условия для внедрения STEM-образования.

Ключевые слова: STEM-образование; stem-компетенции; интегрированное обучение; коллаборативное обучение; естественнонаучные дисциплины.

STEM-образование представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни . Цель такого подхода — создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром . Наука, техника, инженерное и математическое образование (STEM), экономическое процветание и могущество государства тесно взаимосвязаны в глобализированном мире [1]. STEM-образование — это в первую очередь междисциплинарный подход, направленный на развитие навыков решения проблем в реальной жизни, включающий в себя науку, технологии, инженерию и математику, но не ограничивающийся данными предметами . Основная польза от STEM-образования состоит в воспитании

конкурентоспособной молодежи, гибкой рабочей силы, высококвалифицированных специалистов, повышении цифровой, научной и инженерной грамотности населения [2].

В настоящее время STEM является одним из главных трендов в мировом образовании . В научно-справочной литературе встречаются и другие варианты представления акронима STEM, состоящего из различного набора академических дисциплин . К примеру, STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics), STREM (Science, Technology, Robotics, Engineering, and Mathematics), e-STEM (environmental STEM), STEMLE (Science, Technology, Engineering, Mathematics, Law and Economics) и др . [3]. Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEM . К примеру, в странах ЕС доля трудоустроенных специалистов в данной области увеличилась с 2000 по 2013 гг . на 12% . Также в европейских странах прогнозируется, что спрос на профессионалов в области STEM вырастет к 2025 г . на 8%, тогда как на другие профессии — только на 3% [1, 4].

В Казахстане также начато активное развитие STEM-образования . В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 гг . отмечено, что «школы будут оснащены предметными кабинетами химии, биологии, физики, STEM-кабинета-ми» [5]. Если в прежние годы о STEM-образовании речь шла в основном косвенно и с заделом на будущее, сегодняшняя ситуация заставляет нас переосмыслить важность междисциплинарного интегрированного подхода в научно-технической сфере . На сегодня STEM-образование является приоритетом в образовательных системах ведущих стран мира [6]. В этой статье мы представили обзор международного опыта развития STEM-образования и обобщили преимущества реализации и затруднения, выявленные по внедрению STEM образования в нашей стране .

В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в мире ощущается потребность в кадрах, умеющих мыслить критически, решать цифровые задачи и создавать новые продукты . Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEM . Поэтому многие страны, такие как Австралия, Китай, Великобритания, Израиль, Корея, Сингапур, США проводят государственные программы в области STEM-обра-зования [4, 5]. В других странах мира также приняты государственные программы по развитию математического и научно-технического образования . В Финляндии институциональная рамка развития STEM была создана еще 13 лет назад . В более чем 10 странах Европы имеются подобные национальные стратегии и инициативы (Австрия, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Италия, Ирландия, Испания и др . ) . К примеру, в рамках Плана развития образования Малайзии на 2013-2025 гг . предусмотрена реформа STEM-образования .

1 этап данной реформы (2013-2015 гг . ) — повышение качества STEM-образования через совершенствование куррикулума, подготовку учителей, использование комплексных методов обучения;

2 этап (2016-2020 гг .) — повышение общественной осведомленности и заинтересованности в STEM через кампании в СМИ и партнерские связи;

3 этап (2021-2025 гг . ) — оценка успешности инициатив первых двух этапов и разработка будущей дорожной карты с новыми инициативами и программами .

В Австралии в 2015 г . была принята Национальная стратегия развития STEM-образования в школах на 2016-2026 гг . (National STEM School Education Strategy) . В стратегии определены пять ключевых задач:

1) повысить способности, вовлечение и заинтересованность школьников к STEM;

2) увеличить потенциал учителей и качество преподавания предметов STEM;

3) поддержать возможности для получения STEM-образования в школах;

4) содействовать эффективным партнерским отношениям с вузами, бизнесом и промышленностью;

5) создать прочную базу данных .

Основой STEM-технологии выступает философия образования Джона Дьюи, в которой он рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе . Основными организациями, реализующими идеи STEM образования в Финляндии являются Innovation & Outreach EduCluster Finland и Central Finland LUMA Centre University of Jyvaskyla . Основным отличием финского подхода является объединение дисциплин вокруг одного явления из реальной жизни, причем детальность исследования одного и того же явления может увеличиваться с каждым классом в общеобразовательной школе

Что касается международного сотрудничества в сфере развития STEM-образования, одним из наиболее крупных международных проектов является «In Genious», который продлился с 2011 по 2014 гг . В нем участвовали Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Германия и др . Данный проект направлен на создание репозитория инновационных практик в индустриально-образовательной области, распространение и стимулирование передовых и новаторских практик . К участию привлечены более 1500 учителей, установлено сотрудничество между 158 школами и представителями промышленности, организованы различные семинары, летние школы, онлайн-конференции и т .д . [4, 7, 8, 12].

Проект «INSTEM» (2012-2015 гг .) нацелен на содействие исследовательскому обучению с целью сбора инновационных методов преподавания и повышения интереса обучающихся к науке, а также предоставления всеобъемлющей информации о карьере в области STEM . В INSTEM приняли участие Австрия, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Норвегия,

Румыния, Турция и Великобритания . Проект также выступает в качестве комплексного источника учебных материалов и методик преподавания предметов STEM .

«Mind the Gap!» — проект, направленный на улучшение преподавания науки в средних школах Европы путем сокращения разрыва между теорией и практикой в естественнонаучном образовании, основанном на исследованиях . В частности, деятельность проекта сфокусирована на привлечении учеников в STEM-образование . Данный проект, который реализуется с 2008 г . , представляет собой консорциум пяти партнеров из Великобритании, Испании и Нидерландов .

Новым трендом в мировой системе STEM стала образовательная робототехника, которая позволяет развивать навыки программирования и конструирования, являясь интегратором всех четырех компонентов STEM [2, 5]. К примеру, в 2015 г . был запущен трехгодичный проект «ER4STEM» (Австрия, Болгария, Греция, Мальта и Великобритания), который направлен на творческое и критическое использование образовательной робототехники для поддержания интереса школьников к научно-технической отрасли . Цель «ER4STEM» — разработать открытую и концептуальную рамку, позволяющую детям изучать различные направления образовательной робототехники и STEAM, а также решать практические задачи повышенной сложности . В рамках проекта предусмотрено проведение семинаров по образовательной робототехнике в пяти странах для более 4000 детей . Один раз в год проходила Европейская конференция по образовательной робототехнике (2016 г . — Австрия, 2017 г . — Болгария, 2018 г . — Мальта). Итогом проекта стала разработка масштабного репозитория «ER4STEM» для учителей [2].

Необходимо отметить, что одной из основных проблем данного подхода в обучении в мире является отсутствие четких стандартов . Сравнительные аспекты преимущества реализации и затруднения, выявленные по внедрению STEM-технологии за рубежом, можно представить в виде таблицы (см . табл . 1) [1, 3, 6, 9].

В целом, за рубежом имеется достаточный опыт по внедрению STEM-образования путем интеграции формального и неформального образования, выявлены эффективные пути структурирования технических дисциплин, искусства и творческой деятельности в единую интеграционную программу, использования комплексных методов обучения

В соответствии с государственной программой развития образования и науки в Казахстане на 2016-2019 гг . для реализации новой образовательной политики планировалось включение в учебные программы STEM-элементов, направленных на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования . В государственной программе развития образования и науки в Казахстане на 2020-2025 гг . запланировано оснащение школ STEM-кабинетами [13].

Таблица 1. Сравнительные аспекты преимущества реализации и затруднения, выявленные по внедрению STEM технологий

за рубежом

Преимущества реализации STEM технологий за рубежом

- STEM-образование становится зоной усиленного финансирования: растущее число разнообразных некоммерческих организаций предоставляют школам гранты для реализации технологически-ориентированных проектов;

- В странах набирают обороты кампании по внедрению технологий обучения дисциплинам STEM, которые обусловливают широчайший выбор возможностей профессионального развития;

- Школьникам предоставлен широкий доступ к технологиям: дети создают цифровой контент, обмениваются им и потребляют его в невиданных ранее масштабах, запускают веб-сайты, снимают фильмы с помощью смартфона и сами разрабатывают игры;

- Создана образовательная среда, где обучающиеся вовлечены в свое собственное обучение, которая позволяет обучающимся быть более активными а не пассивными наблюдателями;

- Внедренные STEM технологии научат обучающихся мыслить критически, работать как в команде, так и самостоятельно

Затруднения, выявленные по внедрению STEM технологий _за рубежом_

- Слабость коммуникативных навыков, в STEM технологиях больше внимания обращают на формулы, уравнения, структуры материалов,

в которых скорее всего будет использован сухой книжный язык;

- У будущих инженеров есть большой риск потерять свои творческие навыки, так как инженеры в основном сосредоточены на STEM. Но известно, что большинство изобретений и новшеств возникли в начале размышления о несуществующих и "достаточно сумасшедших" вещах.

- Инженеры, которые хорошо обучены справляться с операционными системами и техникой, могут чувствовать затруднение в решении обычных «житейских проблем»

- Ярко выраженная узкая специализация учителей, и как результат знания школьников будут фрагментарны . Реализовывать такое направление способны только учителя, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку и готовые работать в единой системе естественнонаучных учебных дисциплин и технологий

Кроме того, БТБМ-образование интегрируется с обновленным содержанием образования Республики Казахстан, где также используется спиралевидная форма обучения, которая предполагает повторное изучение материала на протяжении всего школьного обучения . Это новый междисциплинарный и проектный подход к обучению, который позволяет школьникам усилить исследовательский и научно-технологический потенциал, развить навыки критического, инновационного и творческого мышления, решения проблем, коммуникации и командной работы . Увеличивается количество «сквозных тем» между предметами естественнонаучного цикла . С 2015-2016 г . каждый первоклассник изучает

предмет «Естествознание», который является основой для изучения естественных наук в старших классах . Кроме того, с 2016-2017 учебного года начато оснащение всех школ ИКТ, цифровыми образовательными ресурсами, доступом к сети Интернет. Также с 2019 г . в старших классах предметы естественно-математического направления изучаются на английском языке, что способствует получению новых знаний на языке первоисточника и вхождению в мировое научное сообщество .

Особое внимание в стране уделяется развитию образовательной робототехники . Так, с 2014 г . проводится ежегодная Республиканская олимпиада по робототехнике среди учащихся общеобразовательных школ и Назарбаев Интеллектуальных Школ (НИШ). Победители республиканских соревнований имеют возможность участвовать во Всемирной олимпиаде по робототехнике (WRO). Кроме того, с 2015 г . в г . Караганде проходит ежегодный Международный фестиваль робототехники «RoboLand», в котором также принимают участие представители других стран (Сербия, Россия и др . ) .

Имеется положительный опыт международного сотрудничества в сфере STEM-образования . К примеру, с 2014 г . реализуется Партнерская программа Великобритании и Казахстана «Ньютон — аль-Фараби» с общим бюджетом в 20 млн . фунтов стерлингов . Цель программы — взаимодействие двух стран в укреплении научного и инновационного потенциала, обмена кадрами и создании совместных исследовательских центров [11]. Сейчас флагманом STEM-образования в Казахстане становятся школы Haileybury. Они активно внедряют новые методики изучения наук, приглашают специалистов-практиков на работу и всячески мотивируют обучающихся создавать свои проекты

Таким образом, Казахстан движется в одинаковом направлении с развитыми странами . STEM-образование является мостом, соединяющим учебу и карьеру . Его концепция готовит детей к технологически развитому миру . Специалистам будущего требуются всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии, технологии и математики [2, 3, 8, 10-12].

В модернизации системы образования Казахстана главным звеном можно считать систему среднего образования, а подготовка педагогических кадров по внедрению STEM-образования, материально-техническое и кадровое обеспечение, создание инновационных образовательных программ, которые способствуют развитию образовательных областей естественных наук, инженерии, технологии и математики все ещё остаются острыми проблемами . В условиях системных изменений в образовании страны педагоги нуждаются в постоянном повышении квалификации . Необходимо обобщение и представление педагогического опыта по внедрению STEM-образования в школе и вузе .

Таблица 2. Сравнительные аспекты преимущества реализации и затруднения, выявленные по внедрению 8ТБМ-технологий

в Казахстане

Преимущества реализации STEM-технологий в Казахстане

- В рамках элективных курсов общеобразовательные школы Казахстана начали активно обучать детей основам программирования и робототехники, а также элементам компьютерного моделирования и проектирования;

- Внедряется методика обучения основам программирования в начальной школе на примере среды SCRATCH;

- Внедрение английского языка в преподавание предметов естественнонаучного цикла;

- Финансируются грантовые проекты по внедрению STEM технологии комитетом науки Министерства образования и науки Республики Казахстан;

- При некоторых вузах открываются STEM-центры, дающие возможность школьникам познакомиться с наукой;

- опыт международного сотрудничества в сфере STEM-образования . К примеру, с 2014 г. реализуется Партнерская программа Великобритании и Казахстана «Ньютон — аль-Фараби»;

- В рамках стратегических планов Министерством образования республики Казахстан реализуются обновление и улучшение технологии обучения_

Затруднения, выявленные по внедрению STEM-технологий _в Казахстане_

- отсутствие интеграции формального и неформального образования по внедрению STEM-технологии;

- отсутствие у обучающихся навыков критического мышления в интеграции математических, инженерных, творческих и художественных дисциплин;

- структурные трудности в STEM обучении;

- слабое развитие у школьников навыков управления стартапами и предпринимательства;

- Неспособность учителей работать в единой системе естественнонаучных дисциплин и технологий;

- Нецеленаправленная подготовка педагогических кадров по внедрению STEM-образования;

- Слабое материально-техническое и учебно-методическое обеспечение по внедрению STEM-образования, особенно в сельской местности;

- Недостаточная пропаганда передового опыта деятельности по внедрению STEM-образования НИШ, физико-математических школ и интернатов для одаренных детей среди заинтересованных лиц

Назовем условия для внедрения БТБМ-образования:

• Необходимо выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей

• Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе . Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки .

• Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей . Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания . Следует распространять имеющийся опыт деятельности НИШ, физико-математических школ и интернатов для одаренных детей

• Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной . Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты

• Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства . А главное — привлечь к педагогической профессии молодых талантливых людей [4, 6, 9].

В STEM-образовании активно развивается креативное направление, включающее творческие и художественные дисциплины (промышленный дизайн, архитектура и индустриальная эстетика и т . д . ). Потому что будущее, основанное исключительно на науке, вряд ли кого-то обрадует . Но будущее, воплощающее синтез науки и искусства, волнует нас уже сейчас . Именно поэтому уже сегодня нужно думать, как воспитать лучших представителей приближающегося будущего . В ближайшем будущем в мире будет недостаточно IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высокотехнологичных производств и др . В отдаленном будущем появятся профессии, которые сейчас даже представить трудно, все они будут связаны с технологией и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками Особенно будут востребованы специалисты био- и нано-технологий . И мы должны готовить наших учеников к изменениям . В связи с этим в Казахстане разрабатываются проекты по внедрению STEM-образования в средних школах, ведется подготовка кадров, учителей в данном направлении . Для этого разрабатывается программа развития STEM в Казахстане совместно c образовательной организацией CARAVAN OF KNOWLEDGE, финансирование научных проектов со стороны министерства образования и науки республики Казахстан, связанное с подготовкой специалистов и внедрением STEM обучения

Статья финансируется Комитетом науки Министерства образования и науки Республики Казахстан в рамках выполнения научного проекта (грант МОН РК, ИРН АР09260305)

Литература

1. ТенА.С. Новые тренды в современном образовании . [Электронный ресурс] URL: http://zkoipk. kz/ru/2016smart3/2541-conf. html (дата обращения 14.11.2021)

2. Жумажанова С. Развитие STEM-образования в мире и Казахстане. «Бiлiмдi ел — Образованная страна» № 20 (57) от 25 октября 2016 г.

3. Методические рекомендации по внедрению STEM образования . Астана: Национальная академия образования им . Ы . Алтынсарина, 2017.162 с .

4. Азизов Р. Образование нового поколения: 10 преимуществ STEM образования [Электронный ресурс] URL: https://ru. linkedin . com/pulse/-stem-rufat-azizov (дата обращения 14.11.2021)

5. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы .

6. Имангалиев Н ., Сагадатова Д. , Омашева М. и др . Прикладное исследование STEM-образования в Казахстане: текущее состояние и перспективы развития . URL: www. caravanofknowledge. com (дата обращения 14 11 2021)

7. Доклад всемирного экономического форума. [Электронный ресурс] URL: http://reports . weforum . org/global-risks-2019/chapter-one/&nbsp (дата обращения 14 11 2021)

8. Developing STEAM Education to Improve Students' Innovative Ability. [Электронный ресурс]. URL: https://steamedu. com/developing-steam-education-to-improve-students-innovative-ability/ (дата обращения 14 11 2021)

9. Nation's Highest Honors for STEM Teachers. URL: https://www . bigdealbook . com/newsletters/k-12_technology/?show=nation_s_highest_ honors_for_stem_teachers%2Fbf2511ca1-5e95-4345-8085-3a9d94973fe0&fbclid=IwAR04JGr1-SYaw-LRFKAHTJIqE9r2U8r0GpJSTu zc-0CwhleYcLY7P2YdS_A (дата обращения 14.11.2021)

10. Experts say STEM education is the key to nurturing necessary talent . URL: https://www. chinadaily. com. cn/a/201901/14/WS5c3bf77aa3106c65c34e43f6. html (дата обращения 14 11 2021)

11. MINT-Herbstreport-2019 URL: https://www. nationalesmintforum . de/ fileadmin/medienablage/content/themen/aktuelles/2018/aktuelle-studien/2019/IW-Gutachten-MINT-Herbstreport-2019 . pdf (дата обращения 14 11 2021)

12 . Национальный MINT-форум . URL: https://www. nationalesmintforum .

de/themen/ (дата обращения 14 11 2021) 13. STEM-образование в мире и Казахстане. URL: http://otbasym. kz/news/ obrazovanie/2018-05-18/stem-obrazovanie-v-mire-i-kazahstane (дата обращения 14 11 2021)

сведения об авторах

1. Жолымбаев ОралтайМуратканович — кандидат физико-математических наук, профессор естественно-математического факультета НАО «Университет имени Шакарима г. Семей», Казахстан. E-mail: orik_65@mail.ru

2. Абильмажинов Ермек Толегенович — доктор технических наук, ассоциированный профессор инженерно-технологического факультета НАО «Университет имени Шакарима г. Семей», Казахстан. E-mail: eras71@ mail.ru

3. Шакерхан Капан Оралгазыулы — магистр технических наук, докторант 3 курса, младший научный сотрудник естественно-математического факультета НАО «Университет имени Шакарима г. Семей», Казахстан. Email: kapan-shakerkhan@mail.ru

4. Онтагарова Динар Рахимовна — кандидат педагогических наук, доцент естественно-математического факультета НАО «Университет имени Шакарима г. Семей», Казахстан. E-mail: diko_68@mail.ru

5. Садыкова Райгуль Алимгазизовна — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Естественно-математического факультета НАО «Университет имени Шакарима г. Семей», Казахстан. E-mail: sadykova@mail.ru

Priority aspects of stem education implementation in Kazakhstan and abroad and comparative aspects in development trends

o. m . Zholumbaev, y. t . Abilmazhinov, k.o . Shakerkhan, d.r. Ontagarova, r. a. Sadykova

Currently, due to the development of digital technologies and the accelerated pace of digitalization of all spheres of human activity, STEM education is an important and urgent issue that requires special attention at all levels of the education system. New conditions for the development of education require a change in priorities in the training of scientific and pedagogical personnel for higher education. The lack of a unified approach to the training of teachers at the university in STEM technology and the gap between the content of university pedagogical training and the reality of school education also requires a comprehensive solution in the educational process. In this regard, it is necessary to study and analyze the best practices of the introduction of STEM education abroad, adopt the best world practices of the introduction of STEM technology in Kazakhstan, identify the necessary conditions for the introduction of STEM education are an open question of today. This article provides an overview of the international experience in the development of STEM education and provides a general overview of the advantages of implementation and the difficulties identified in the implementation of STEM education in our country. The comparative analysis presented in this article is based on the strategy for the development of STEM education in countries such as Malaysia, Australia, which, like Kazakhstan, are actively looking for optimal solutions to the introduction of STEM education in their country. In addition, the directions and contents of the events of the best projects, such as the projects «INSTEM», «Mindthegap!», «ER4STEM» abroad, which provide a comprehensive source of educational materials and methods of teaching STEM subjects, the usage of educational robotics to serve the interest of schoolchildren in the scientific and technical industry, have been identified. Comparative aspects of the advantages of implementation and difficulties are given, the main features of the introduction of STEM technology both abroad and in Kazakhstan are noted. Optimal conditions for the introduction of STEM education are described.

Keywords: STEM education; stem competencies; integrated learning; collaborative learning; natural science disciplines.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Ten A . S . Novye trendy v sovremennom obrazovanii . Jelektronnyj resurs . [New trends in modern education] URL: http://zkoipk.kz/ ru/2016smart3/2541-conf. html (Accessed 14.11.2021)

2. Zhumazhanova S . Razvitie STEM-obrazovanija v mire i Kazahstane . [STEM education in the world and Kazakhstan] «Bilimdi el — Obrazovannaja strana» [Bilimdi el — Educated country] № 20 (57) form 25 october 2016. (In Russ. , abstr. in Engl . )

3. Metodicheskie rekomendacii po vnedreniju STEM obrazovanija . Astana [Methodological recommendations for the implementation of STEM education . Astana]: Nacional'naja akademija obrazovanija im . Y . Altynsarina, [National Academy of Education named after Y. Altynsarina] 2017. 162 p.

4. Azizov R . Obrazovanie novogo pokolenija: 10 preimushhestv STEM obrazovanija [New Generation Education: 10 advantages of STEAM Education] [Jelektronnyj resurs] URL: https://ru. linkedin . com/pulse/-stem-rufat-azizov (Accessed 14.11.2021)

5. Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija i nauki Respubliki Kazahstan na 2020-2025 y. [The State program for the development of education and science of the Republic of Kazakhstan for 2020-2025]

6. Imangaliev N ., Sagadatova D. , Omasheva M . i dr. Prikladnoe issledovanie STEM-obrazovanie v Kazahstane: tekushhee sostojanie i perspektivy razvitija [Applied research STEM education in Kazakhstan: current state and development prospects] URL: www. caravanofknowledge . com (Accessed 14 11 2021)

7. Doklad vsemirnogo jekonomicheskogo foruma [Report of the World Economic Forum]. Internet-resurs. URL: http://reports .weforum. org/global-risks-2019/chapter-one/&nbsp (Accessed 14.11.2021)

8 . Developing STEAM Education to Improve Students' Innovative Ability. URL: https://steamedu. com/developing-steam-education-to-improve-students-innovative-ability/ (Accessed 14.11.2021)

9. Nation's Highest Honors for STEM Teachers Internet resurs. URL: https: //www. bigdealbook . com/newsletters/k-12_technology/?show=nation_s_highest_ honors_for_stem_teachers%2Fbf2511ca1-5e95-4345-8085-3a9d94973fe0&fbclid=IwAR04JGr1-SYaw-LRFKAHTJIqE9r2U8r0GpJSTuzc-0CwhleYcLY7P2YdS_A (Accessed 14.11.2021)

10 . Experts say STEM education is the key to nurturing necessary talent . URL: https: / / www. chinadaily. com. cn / a/201901/14/ WS5c3bf77aa3106c65c34e43f6 html (Accessed 14 11 2021)

II . MINT-Herbstreport-2019 . URL: https://www. nationalesmintforum . de/

fileadmin/medienablage/content/themen/aktuelles/2018/aktuelle-studien/2019/IW-Gutachten-MINT-Herbstreport-2019 pdf str 102 (Accessed 14 11 2021)

12. Nacional'nyj MINT-forum [National MINT Forum] URL: https://www. nationalesmintforum . de/themen/ (Accessed 14.11.2021)

13 . STEM-obrazovanie v mire i Kazahstane . [STEM education in the world and Kazakhstan] URL: http://otbasym . kz/news/obrazovanie/2018-05-18/stem-obrazovanie-v-mire-i-kazahstane (Accessed 14.11.2021)

About the Authors

1. Zholymbayev Oraltay M. — Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Professor Faculty of Natural Sciences and Mathematics, NPJSC «Shakarim University of Semey», Republic of Kazakhstan. E-mail: orik_65@ mail.ru

2. Abilmazhinov Yermek T. — Doctor of Technical Sciences, Assoc. Professor of Engineering and Technological Faculty, NPJSC «Shakarim University of Semey», Republic of Kazakhstan. E-mail: eras71@mail.ru

3. Shakerkhan Kapan O. — Master of Technical Sciences, 3rd year doctoral student, junior researcher Faculty of Natural Sciences and Mathematics, NPJSC «Shakarim University of Semey», Republic of Kazakhstan. E-mail: kapan-shakerkhan@mail.ru

4. Ontagarova Dinar R. — Candidate of pedagogical sciences, Assoc. Prof. Faculty of Natural Sciences and Mathematics, NPJSC «Shakarim University of Semey», Republic of Kazakhstan. E-mail: diko_68@mail.ru

5. Sadykova Aigul A. — Candidate of agricultural sciences, Assoc. Prof. Faculty of Natural Sciences and Mathematics, NPJSC «Shakarim University of Semey», Republic of Kazakhstan. E-mail: sadykova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.