Научная статья на тему 'Использование элементов спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы (на примере республики Тыва)'

Использование элементов спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы (на примере республики Тыва) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / БАЗОВАЯ И ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS / PHYSICAL EDUCATION PROGRAM / BASIC AND VARIABLE PART / SPORTS AND HEALTH TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балчирбай Мира Васильевна

В статье рассматриваются результаты исследования по внедрению элементов спортивно-оздоровительного туризма как основного компонента вариативной части программы по физической культуре в учебном процессе основной школы (5-9 классы) в общеобразовательной школе Республики Тува и обосновываются результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балчирбай Мира Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SPORTS AND HEALTH TOURISM ELEMENTS IN THE PHYSICAL EDUCATION OF COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL PUPILS (USING THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TUVA)

The article discusses the results of a study on the introduction of sports and health tourism elements as the main component of the variable part of the physical education program in the educational process of the basic school (5-9 grades) in a comprehensive secondary school of the Republic of Tuva and justifies the results of the study.

Текст научной работы на тему «Использование элементов спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы (на примере республики Тыва)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

THE USE OF SPORTS AND HEALTH TOURISM ELEMENTS IN THE PHYSICAL EDUCATION OF COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL PUPILS (USING THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TUVA)

М.В.Балчирбай

Физическое воспитание школьников, программа физической культуры, базовая и вариативная часть, спортивно-оздоровительный туризм. В статье рассматриваются результаты исследования по внедрению элементов спортивно-оздоровительного туризма как основного компонента вариативной части программы по физической культуре в учебном процессе основной школы (5-9 классы) в общеобразовательной школе Республики Тува и обосновываются результаты исследования.

M.V. Balchirbai

Physical education of pupils, physical education program, basic and variable part, sports and health tourism.

The article discusses the results of a study on the introduction of sports and health tourism elements as the main component of the variable part of the physical education program in the educational process of the basic school (5-9 grades) in a comprehensive secondary school of the Republic of Tuva and justifies the results of the study.

В настоящее время активно обновляется содержание системы образования. В связи с этим особую актуальность представляют исследования, направленные на научное обоснование теоретических, методических и организационных подходов к реализации не только базовой, но и вариативной части программ по физической культуре для учащихся.

В большинстве учебных программ по физической культуре для школьников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, вариативная часть программ недостаточно методически разработана. Их содержание в основном учитывает особенности конкретного образовательного учреждения, потребности учащихся или специализацию от-дельныхучителей и практически неотражаетосо-бенности конкретных регионов [Лях, Зданевич,

2008; Лях и др. 1997; Матвеев, Петрова, Кавер-кина, 2006; Янсон, 2009]

В настоящее время в Республике Тува 59 (31 %) из 186 общеобразовательных школ не имеют спортивных залов и из них 149 (80 %) являются сельскими школами. В большинстве школ республики наблюдается низкий уровень материально-технической обеспеченности учебного процесса по физической культуре. Обеспеченность спортивным инвентарем (спортивными снарядами, игровыми мячами и т.п.) в среднем по республике составляет лишь 36,5 % от перечня необходимого инвентаря (Ондар У-К.С. Из доклада на конференции министра по делам молодежи и спорта Республики Тува, 27.10.2013).

Базовой основой для разработки вариативной части на основе применения спортивно-оздоровительного туризма для учащихся 5-9 классов

послужила комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторами которой являются В.И. Лях и A.A. Зданевич [2008].

В состав вариативной части нами введен материал по спортивно-оздоровительному туризму. В учебном плане распределен программный материал и определено время при двух трехразовых занятиях в неделю (табл. 1).

В календарно-тематическом планировании спортивно-оздоровительного туризма в

первой и четвертой четверти по классам раскрыты следующие разделы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, краеведение, основы гигиены и первая помощь, также специальная физическая подготовка по классам. Определен минимум теоретических знаний, практических умений и навыков после освоения учащимися нового программного материала по спортивно-оздоровительному туризму.

Таблица 1

Учебный план комплексной программы физического воспитания учащихся 5-9 классов

№ Виды программного материала Классы

5 6 7 8 9

Часы

68(102) 68(102) 68(102) 68(102) 68(102)

1 Базовая часть 50(75) 50(75) 50(75) 50(75) 50(75)

1.1 Основы знаний о физической культуре В процессе урока

1.2 Спортивные игры 12(18) 12(18) 12(18) 12(18) 12(18)

1.3 Гимнастика с элементами акробатики 12(18) 12(18) 12(18) 12(18) 12(18)

1.4 Легкая атлетика 14(21) 14(21) 14(21) 14(21) 14(21)

1.5 Кроссовая подготовка 12(18) 12(18) 12(18) 12(18) 12(18)

1.6 Элементы единоборств - - - - -

1.7 Плавание - - - - -

2 Вариативная часть 18(27) 18(27) 18(27) 18(27) 18(27)

2.1 Спортивно-оздоровительный туризм 18(27) 18(27) 18(27) 18(27) 18(27)

1 четверть 9(13) 9(13) 9(13) 9(13) 9(13)

IV четверть 9(14) 9(14) 9(14) 9(14) 9(14)

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й &

0

1

к %

Педагогический эксперимент проводил- оказались осенние - с конца сентября до конца ся при двухразовых занятиях физической куль- октября - и весенние занятия - с начала апреля турой в неделю. Наиболее благоприятными до начала мая (табл. 2).

Таблица 2

Схема реализации разделов программного материала по четвертям

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

Раздел

Часы

Четверти

IV

S

X

н и

щ м

Основы знаний

Спортивные игры

18

Гимнастика с элементами акробатики

12

Легкая атлетика

12

Кроссовая подготовка

Спортивно-оздоровительный туризм

Итого

18

68

16

В течение двух учебных годов в 5-9 классах на базе общеобразовательной школы № 1 пос. Кызыл-Мажалык Барыын-Хемчикского района Республики Тува был организован педагогический эксперимент по внедрению разработанной вариативной части на основе применения спортивно-оздоровительного туризма в программе физической культуры в школьную практику. Для его осуществления были выбраны контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). В исследовании приняли участие 218 учащихся 5-9 классов.

В начале и конце педагогического эксперимента нами были проведены тестирования физической подготовленности учащихся ЭГ и КГ.

Физическую подготовленность мы изучали в различных по форме движениях, в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость и скоростно-силовые способности. Причем степень развития этих качеств в экспериментальной группе (ЭГ) определяет эффективность разработанной нами вариативной части учебной программы по физической культуре на основе применения спортивно-оздоровительного туризма. Тестирования проводились до и после педагогического эксперимента. Полученные результаты подвергались статистической обработке в компьютере с использованием программы MS Excel 97-2003.

Для контроля были выбраны следующие упражнения:

- челночный бег 3x10 м у мальчиков и девочек;

- прыжок в длину с места у мальчиков (табл. 3) и девочек;

- 6-минутный бег у мальчиков (табл. 4) и девочек;

- наклон вперед в положении стоя у мальчиков и девочек;

- подтягивания на высокой перекладине (мальчики) и низкой (девочки).

При исследовании показателей тестирования физической подготовленности до эксперимента был выявлен однородный состав групп. После эксперимента показатели контрольных тестов выявили улучшение результатов по четырем показателям физической подготовленности обучающихся по всем классам ЭГ, таким как: координация, скоростно-силовые и силовые способности, а также по выносливости. В статье представлены только некоторые статистические таблицы. Динамика определялась сдвигом показателей в двух сериях испытаний (до и после эксперимента) и темпами прироста средних значений.

В табл. 3 отражена динамика прыжка в длину с места у мальчиков экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.

Таблица 3

Динамика показателей прыжка в длину с места у мальчиков в группах до и после эксперимента

Классы Группы Значение М±т t Р Прирост, %

До после

5 К 153,30± 12,44 159,00±9,82 2,116 <0,05 3,72

Э 154,70±12,53 167,58±9,20 8,33

6 К 146,80±7,59 161,33±5,72 3,588 <0,01 9,88

Э 145,20±9,36 170,22±4,04 17,23

7 К 160,13±5,74 178,50±7,72 4,121 <0,01 11,47

Э 157,88±7,94 194,75±7,02 23,35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 К 176,50±10,01 204,80±9,09 2,548 <0,05 16,03

Э 177,40±11,85 213,20±3,90 20,18

9 К 178,80±6,94 206,00±3,51 2,240 <0,05 15,21

Э 176,88±5,30 214,00±8,77 19,79

Прыжок в длину с места отражает скоростно-силовые качества, необходимые для туриста, потому что сила ног играет немаловажное значение в походе. Такие высокие значения были получены благодаря тому, что в содержание вариативной части программы по физической культуре были включены разнообразные прыжковые упражнения: прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении по пересеченной местности; прыжки через

скакалку; бег-прыжки, прыжки по ступенькам в заданном темпе и другие.

Исследование результатов 6-минутного бега, который определяет выносливость человека, среди мальчиков ЭГ и КГ показало, что в начале эксперимента показатели отражали почти одинаковые значения. А в конце эксперимента заметно улучшились результаты в ЭГ. Самый высокий прирост среднего значения выявлен в 8 классе - 39,96 % (табл. 4).

Таблица 4

Динамика показателей 6-минутного бега у мальчиков в группах до и после эксперимента

Классы Группы Значение М±т t Р Прирост, %

До после

5 К 984,80±49,22 1224,80±43,25 4,666 <0,001 24,37

Э 988,40±67,49 1305,50±37,73 32,08

6 К 934,10±46,92 1123,89±67,34 2,211 <0,05 20,30

Э 931,60±60,41 1198,33±67,34 28,63

7 К 1007,50±37,32 1191,25±52,63 2,864 <0,05 18,02

Э 987,50±68,81 1298,75±84,21 31,52

8 К 1063,0±62,73 1395,0±48,70 2,402 <0,05 31,23

Э 1066,0±67,53 1460,0±64,94 36,9

9 К 1133,80±84,34 1310,00±49,12 7,671 <0,001 15,54

Э 1131,25±96,13 1518,75±52,63 34,25

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й &

0

1

к %

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Предлагаемое нами содержание вариативной части учебной программы по физической культуре на основе применения спортивно-оздоровительного туризма оказывает эффективное воздействие на развитие вышеуказанных показателей физической подготовленности обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ.

2. Полученные данные позволяют рекомендовать данную экспериментальную программу для внедрения в учебный процесс общеобразовательных школ.

3. Спортивно-оздоровительный туризм может стать основным или необходимым средством физического воспитания обучающихся основной школы, особенно в сельской местности и (или) при наличии низкого уровня

материально-технической базы и нехватки спортивного инвентаря.

Библиографический список

1. Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2008. 126 с.

2. Лях В.И. и др. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособие для учителя / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов и др. М.: Просвещение, 1997. 192 с.

3. Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. Физическая культура: программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. 77 с.

4. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: кн. для педагога. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 635 с.

«

О W V S

ь

1-4

<с п w с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.