Научная статья на тему 'Спортивно-оздоровительный туризм в школе'

Спортивно-оздоровительный туризм в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ / ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / SPORTS TOURISM / VARIATION OF THE PROGRAM ON PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балчирбай Мира Васильевна

В статье обсуждается внедрение спортивно-оздоровительного туризма в учебный процесс. Спортивно-оздоровительный туризм реализуется в содержании вариативной части программы по физической культуре. Программа рассчитана на учащихся 5-9-х классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балчирбай Мира Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports tourism in the school

The article discusses the implementation of sports tourism in the educational process. Sports tourism is realized in the content of the variable part of physical culture program. The program is designed for students grades 5-9.

Текст научной работы на тему «Спортивно-оздоровительный туризм в школе»

2008. 188 с. ; Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности : пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / под ред. Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубаче-вой. М. : АРКТИ, 2004. 208 с.; Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности : пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. М. : АРКТИ, 2003. 176 с.

4. «Школа жизни - окружающий мир». Программно-методическое обеспечение туристско-краеведческой деятельности в дополнительном образовании детей. М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. 60 с.; «Школа жизни - окружающий мир» (Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения) / авт. кол.: А. А. Остапец, Г. Н. Абросимова, Л. В. Алиева, О. В. Озерская и др. ; под ред. Л. В. Алиевой. М., 2004.

5. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа : сб. из опыта работы / под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008. 124 с.

6. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М. : ЦДЮТК МО РФ, 2001. 96 с.; «Школа жизни - окружающий мир». Программно-методическое обеспечение туристско-краевед-ческой деятельности в дополнительном образовании детей. М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. 60 с.; «Школа жизни - окружающий мир» (Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения) / авт. кол.: А. А. Остапец, Г. Н. Абросимова, Л. В. Алиева, О. В. Озерская и др. ; под ред. Л. В. Алиевой. М., 2004.

УДК 372.879.6; 796.5; 371.263

М. В. Балчирбай

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В ШКОЛЕ

В статье обсуждается внедрение спортивно-оздоровительного туризма в учебный процесс. Спортивно-оздоровительный туризм реализуется в содержании вариативной части программы по физической культуре. Программа рассчитана на учащихся 5-9-х классов.

The article discusses the implementation of sports tourism in the educational process. Sports tourism is realized in the content of the variable part of physical culture program. The program is designed for students grades 5-9.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, вариативная часть, программа по физической культуре.

Keywords: sports tourism, Variation of the program on physical training.

В сфере физического воспитания планирование всегда предполагает творческий подход. Поэтому в условиях Республики Тыва нами введен спортивно-оздоровительный туризм в вариативной части программы по физической культуре. За базовую основу взяли авторскую программу под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданеви-ча «Комплексная программа по физической культуре учащихся 111 классов» (2008).

Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 1 пос. Кы-зыл-Мажалык Барыын-Хемчикского района Республики Тыва. Были выбраны контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ).

При внедрении вариативной части программы по физической культуре для учащихся 5-9-х классов на основе спортивно-оздоровительного туризма в общеобразовательную школу важным моментом являлось то, что уроки физической культуры практически не потребовали дополнительного технического оснащения, по крайней мере на первом году его изучения.

Для изучения спортивно-оздоровительного туризма и вообще для проведения уроков физической культуры на улице наиболее благоприятными оказались осень (с конца сентября до конца октября) и весна (с начала апреля до начала мая) (табл. 1).

Таблица 1

Реализации разделов программного материала ^ по четвертям

№ Раздел Часы I четверть II четверть III четверть IV четверть

1 Основы знаний В процессе урока

2 Спортивные игры 18 12 - 6

3 Гимнастика с элементами акробатики 12 f 1 12

4 Легкая атлетика 12 7 / I 5

5 Кроссовая подготовка 8 1 1 4 / \ 4

6 Спортивно-оздоровительный туризм 18 9 г ^ 1 9

Итого 68 16 16 22 14

Внедрение вариативной части программы физической культуры на основе применения спортивно-оздоровительного туризма для учащихся 5-9-х классов не встретило серьезного сопротивления со стороны учителей физической культуры школы, поскольку данный вид спорта является достаточно известным и освоенным в Тыве.

Теоретические знания по спортивно-оздоровительному туризму в виде бесед и рассказов доводились до учащихся в начале и в ходе занятий. Для большей наглядности материалов были предложены учащимся во время занятий (показывали в спортзале школы) разработанные нами мультимедийные презентации по различным темам: «Личное и групповое снаряжение», «Туристские узлы», «Первая помощь пострадавшим» и др. По разделу «Основы туристской подготовки учащихся 5-7-х классов» изучалось значение активного отдыха, подвижных игр на свежем воздухе, а также положительное влияние пешего похода на организм. Дети были ознакомлены с правилами поведения юных туристов во время прогулки, экскурсии и похода и при обнаружении задымления и очага возгорания в лесу. В начале занятий показывали в мультимедийном проекторе перечень личного и группового туристского снаряжения, рисунки туристских узлов и первую помощь при ранах, ссадинах и порезах, при тепловых и солнечных ударах и при укусах насекомых.

Практические умения и навыки достигались во время основной части занятий и в домашних заданиях, а также во время 23-дневных походов. Учили детей правильно укладывать рюкзак, установить палатку, учили технике вязания туристских узлов: схватывающий, двойной схватывающий, прямой, брам-шкотовый, простой проводник, двойной проводник, стремя, срединный австрийский, булинь.

IV четверть во всех классах в основном посвящалась разделу «топография» и «ориентирование». В начале занятий ознакомили с планом местности, различными картами, условными знаками и их изображениями на карте, а также с масштабом карты и с компасом. Измеряли 100 метров на пересеченной местности шагом и бегом, находили среднюю пару шагов. Учили правила пользования компасом, ориентироваться на местности по местным признакам, по компасу и карте. В 6-м классе особое место занимало обучение навыкам быстрого чтения карты. Использовали моделирование из

песка или пластилина рельефа, изображенного на карте. Занятия на местности проводили, используя контрольные пункты (КП) для того, чтобы совершенствовать навыки спортивного ориентирования.

В основном во время уроков использовали игровой метод обучения, приглашали на занятия известных и опытных туристов, специалистов в области туризма. Все занятия строились так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали практические умения и навыки по технике спортивно-оздоровительного туризма.

На первом году обучения в 5-6-х классах было организовано посещение Национального музея Республики Тыва имени «60 богатырей» и к каменному изваянию Чингис-Хана в степи под Кы-зыл-Мажалыком, на втором году обучения - экскурсия по наскальным рисункам недалеко от с. Бижиктиг-Хая на левом берегу р. Коп-Кежиг.

Учащиеся 7-го класса знакомились с примерами рационального использования природы, ее ресурсов и природных комплексов во время экскурсии по месторождению асбеста и комбината по его переработке в г. Ак-Довурак.

В 8-9-х классах обобщался ранее изученный материал по ботанике, формировалось понятие о природе как целостной динамичной системе, которая является опорным знанием для формирования понятия об охране природы. Также изучались безопасность проведения похода и нормы поведения юных туристов во время похода (дисциплинированность учащихся). Они были ознакомлены с Кодексом чести юного туриста.

Учащиеся 8-9-х классов участвовали в многодневных походах по западной Туве (хребет Шапшальский и Цаган-Щибету) по маршруту: пос. Кызыл-Мажалык (авто) - р. Шуй - р. Барлык - пер. Сыын-Баштыг - р. Тоолайлыг - пер. Уш-Оваа - р. Манганаты (радиальные выходы: «Чараш-Даш» (левая Манганаты) и г. Мунху-лек) - р. Дустуг-Хем - р. Шуй - пос. Кызыл-Мажалык (авто) протяженностью 128 км, были помощниками в школьных и районных слетах учащихся, проводили исследования в природе и участвовали в научно-практических конференциях различного ранга.

Уроки в основном проводили на местности, в зависимости от темы занятия, времени года и погодных условий. Большое значение имели занятия, связанные с совершенствованием навыков техники подъема, спуска и траверса без туристского снаряжения и с

туристским снаряжением, а также техникой преодоления оврага (условной реки) по навесной переправе, по заранее наведенным перилам. Учащиеся приобрели навыки организации туристско-кра-еведческой работы. Одновременно они формировали собственные туристско-краеведческие и экологические знания, практические умения и навыки.

Подытоживая реализацию программы физической культуры на основе спортивно-оздоровительного туризма в вариативной части для учащихся 5-9-х классов, пришли к выводу, что во время уроков физической культуры воспитали у учащихся бережное отношение к природе: умели привести в порядок места туристских привалов, проводили их санитарную очистку, уборку мусора на маршруте похода, тушение оставленного костра, восстановление ограды муравейника, очистка родников, минеральных источников и т. д., а также обучили умению выживать в экстремальных ситуациях и укреплять свое здоровье с помощью средств туризма. Это позволило сформировать достаточно высокий интерес к урокам физической культуры в целом.

Знания, полученные во время других занятий, таких как биология, история, география, ОБЖ, находили практическое применение в процессе обучения спортивно-оздоровительному туризму, тем самым достигалась интеграция уроков физической культуры на основе спортивно-оздоровительного туризма с другими учебными предметами. Именно поэтому дети всегда занимались с интересом, уроки не пропускали, выполняли все задания качественно и честно, в большей мере этому способствовали включение экскурсий и походов в учебный процесс. Без практического освоения основ спортивно-оздоровительного туризма во время походов и экскурсий нет смысла учить учащихся знаниям и компонентам спортивно-оздоровительного туризма во время уроков физической культуры.

Это позволяло учащимся развивать свой творческий потенциал, ответственность, дисциплинированность, самовыражение личности в достижении общественно ценных и личностно значимых целей и т. д. Также расширяли кругозор школьников и научили их проявлять взаимовыручку, ценить дружбу, выработали привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.

Конечные показатели контрольных тестов выявили улучшение результатов по четырем показателям физической подготовленности учащихся по всем классам ЭГ, таким как координация, ско-ростно-силовые и силовые способности, а также по выносливости. Динамика определялась сдвигом показателей в двух сериях испытаний (в начале и в конце эксперимента) и темпами прироста средних значений (табл. 2).

Таблица 2

Уровень физической подготовленности учащихся КГ-1 и ЭГ

Контрольный тест Груп па Период эксперимента Уровень

Количество мальчиков Количество девочек

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Бег на 30 м (5-7 кл.) и 60 м (8-9 кл.) КГ В начале 40 7 0 38 6 0

В конце 31 6 10 29 10 5

ЭГ В начале 39 8 0 39 5 0

В конце 32 7 8 30 11 3

Челночный бег 3х10 м (5-7 кл.) и 5х10 м (8-9 кл.) КГ В начале 41 5 7 36 8 0

В конце 35 5 7 30 7 7

ЭГ В начале 40 7 0 35 9 0

В конце 8 28 11 14 20 10

Наклон вперед в положении стоя КГ В начале 38 6 3 35 9 0

В конце 20 20 7 12 16 16

ЭГ В начале 37 10 0 37 7 0

В конце 32 11 4 30 12 2

6-минутный бег КГ В начале 42 5 0 40 4 0

В конце 37 7 3 35 9 0

ЭГ В начале 40 7 0 40 4 0

В конце 2 35 10 5 30 9

Прыжок в длину с места КГ В начале 39 8 0 32 12 0

В конце 28 17 2 26 10 8

ЭГ В начале 41 6 0 33 11 0

В конце 3 32 12 8 25 11

Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) и на низкой перекладине (девочки) КГ В начале 44 3 0 40 4 0

В конце 39 6 2 33 8 3

ЭГ В начале 45 2 0 40 4 0

В конце 2 40 5 5 29 10

Это говорит о том, что предлагаемая нами программа по физической культуре на основе спортивно-оздоровительного туризма в вариативной части оказывает эффективное воздействие на развитие вышеуказанных показателей физической подготовленности и в целом улучшает общее состояние физической подготовленности учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений.

По данным табл. 2 констатируем, что в конце педагогического эксперимента количество учащихся, показывающих уровень выше среднего значения, во всех контрольных тестах в ЭГ становится больше, чем в КГ, т. е. они подтверждают средние темпы их прироста.

Исходя из данных мы делаем вывод о том, что спортивно-оздоровительный туризм может стать основным или необходимым средством физического воспитания учащихся основной школы, и результаты этого эксперимента - тому доказательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.