Научная статья на тему 'Использование элементов современных направлений фитнеса на занятиях физкультурой со студентками отделения "художественная гимнастика"'

Использование элементов современных направлений фитнеса на занятиях физкультурой со студентками отделения "художественная гимнастика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛАТЕС / ХАТХА-ЙОГА ПО МЕТОДУ АЙЕНГАРА / ОТДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ / PILATES / HATHA YOGA BY IYENGAR METHOD / DEPARTMENT OF ARTISTIC GYMNASTICS / PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бырина Ольга Борисовна, Балашова Елена Юрьевна, Кузина Наталья Ильинична, Борисова Ирина Владимировна

В данной статье предлагается обоснование целесообразности использования на учебных занятиях по физкультуре таких разновидностей современных фитнес-тренировок, как Пилатес и йога Айенгара. Разработан комплекс упражнений, который позволяет студенткам (занимающимся в отделении художественной гимнастики) успешнее освоить данную дисциплину и сдать специальные контрольные тесты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бырина Ольга Борисовна, Балашова Елена Юрьевна, Кузина Наталья Ильинична, Борисова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of elements of modern trends of fitness in physical education of students of the department “Rhythmic gymnastics”

This article proposes the rationale for the use of the modern fitness training such as Pilates and Ayengara yoga during the physical education classes. A complex of exercises has been developed, which allows students (engaged in rhythmic gymnastics department) to successfully master this discipline and pass the special control tests.

Текст научной работы на тему «Использование элементов современных направлений фитнеса на занятиях физкультурой со студентками отделения "художественная гимнастика"»

3. Калдариков, Э.Н. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся школьного возраста / Э.Н. Калдариков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 62-66.

4. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учебное пособие / Б.Х. Ланда. - Казань : Форт-Диалог, 2000. - 76 с.

5. Обухов, С.М. Мониторинг физической подготовленности школьников / С.М. Обухов, А.Ю. Барабанщиков // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 4. - С. 52-55.

6. ANTHRO. Software for calculating pediatric anthropometry : ver. 3.2.2. - 2012. - URL : http://www.who.int/childgrowth/software/ru/ (дата обращения: 01.11.2019).

7. Glantz, S.A. Primer of Biostatistics Seventh Edition / S.A. Glantz. - NY, USA : The McGraw-Hill Companies, Inc. 2012. - 320 p. - ISBN-10 0071781501.

REFERENCES

1. Burlykov, V.D. (2014), Physical education of pupils of comprehensive schools of Republic Kalmykia on the basis of monitoring of their physical development and physical preparedness, Publishing house of Kalmyk University, Elista, Russian Federation, ISBN 978-5-91458-146-3.

2. Izaak, S. I. (2005), Monitoring ofphysical development and physical fitness: theory and practice, Publishing house Soviet sport, Moscow.

3. Kaldarikov, E.N. (2014), "Monitoring of physical development and physical training of pupils of school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 62-66.

4. Landa, B.K. (2000), Method for integrated assessment ofphysical development and physical fitness: tutorial, publishing house "FORT-DIALOG", Kazan, Russian Federation.

5. Obukhov, S.M. and Barabanshchikov, A. Yu. (2003), "Monitoring physical fitness of schoolchildren", Theory and Practice of Physical culture, No 4, pp. 52-55

6. ANTHRO (2012), Software for calculating pediatric anthropometry: ver. 3.2.2, available at: http://www.who.int/childgrowth/software/ru/ (accessed 7 October 2019).

7. Glantz S. A. (2012), Primer of Biostatistics Seventh Edition, The McGraw-Hill Companies, Inc., NY, USA.

Контактная информация: burlykob@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2019

УДК 796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИТНЕСА

НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТКАМИ ОТДЕЛЕНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»

Ольга Борисовна Бырина, доцент, Елена Юрьевна Балашова, доцент, Наталья Ильинична Кузина, доцент, Ирина Владимировна Борисова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи

Аннотация

В данной статье предлагается обоснование целесообразности использования на учебных занятиях по физкультуре таких разновидностей современных фитнес-тренировок, как Пилатес и йога Айенгара. Разработан комплекс упражнений, который позволяет студенткам (занимающимся в отделении художественной гимнастики) успешнее освоить данную дисциплину и сдать специальные контрольные тесты.

Ключевые слова: пилатес, хатха-йога по методу Айенгара, отделение художественной гимнастики, физическая культура в вузе.

USE OF ELEMENTS OF MODERN TRENDS OF FITNESS IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE DEPARTMENT "RHYTHMIC

GYMNASTICS"

Olga Borisovna Byrina, the senior lecturer, Elena Yuryevna Balashova, the senior lecturer, Natalya Ilyinichna Kuzina, the senior lecturer, Irina Vladimirovna Borisova, the candidate of

pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Regional University, Mytischi

Annotation

This article proposes the rationale for the use of the modern fitness training such as Pilates and Ayengara yoga during the physical education classes. A complex of exercises has been developed, which allows students (engaged in rhythmic gymnastics department) to successfully master this discipline and pass the special control tests.

Keywords: Pilates, Hatha yoga by Iyengar method, department of artistic gymnastics, physical education at the University.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время как в повседневной жизни студентов, так и в их учебной деятельности много времени занимает информационное пространство и среда, существует и проблема интернет зависимости, что в совокупности не способствует здоровому образу жизни. Даже при регулярном посещении дисциплины «физическая культура» в вузе объем двигательной активности недостаточен при существующих психологических нагрузках, что негативно сказывается на умственных способностях обучающихся. В ходе многолетних наблюдений заметно и снижение мотивации студенток к занятиям физической культурой в выбранной ими специализации.

В МГОУ на протяжении 30 с лишним лет существует специализация по художественной гимнастике, куда отбираются студентки, изъявившие желание попробовать себя в данном виде спорта и имеющих необходимые для этого физические качества, в частности, гибкость, выносливость. Многие из них занимались в школе танцами, ритмической гимнастикой или фитнес-аэробикой.

Так как наши занятия предусматривают заучивание связок и комбинаций без предмета и с предметами, мы предположили, что, во-первых, введение элементов из системы Пилатес и хатха-йоги, которые кажутся простыми на первый взгляд, могут оказать мощное оздоровительное воздействие на организм. Данные упражнения улучшают осанку, увеличивают гибкость и подвижность суставов, способствуют развитию хорошего мышечного корсета, улучшают состояние позвоночного столба. И, во-вторых, они вносят разнообразие, повышают интерес к тренировкам и помочь снять физическое и эмоционально-психологическое напряжение в заключительной части занятия.

Занятия йогой органично вписываются в жизнь, благотворно отражаясь на всех ее сторонах. Путем практики асан приобретается гибкость, подвижность в суставах, ловкость, равновесие, выносливость. При выполнении асаны снимается усталость, приобретается способность противостоять стрессам.

Деловым людям йога подарит способность противостоять стрессам. У спортсменов разовьет целеустремленность и волю к победе. Женщинам поможет улучшить осанки и выработать грациозность [2].

Пилатес - это система оздоровления организма, основанная на динамическом выполнении упражнений, которые выполняются в медленно м темпе, определенной последовательности и технике выполнения. Как результат занятий пилатесом - развитие гибкости, улучшение состояния суставов и позвоночника, а следовательно, осанки и координации движений.

Целью нашей работы являлось доказать эффективность и обоснованность использования на учебных занятиях упражнений и элементов из таких современных направлений фитнеса, как хатха-йога и пилатес.

Основное направление настоящей работы заключалось в исследовании эффекта воздействия системы упражнений Пилатес и хатха-йоги на организм занимающихся. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Изучить влияние упражнений из современных фитнес-систем как мотивирующего фактора к занятиям физической культурой у студенток отделения художественной гимнастики.

2. Разработать комплекс упражнений системы Пилатес и асан хатха-йоги для самостоятельных занятий студенток отделения художественной гимнастики.

3. Исследовать влияние упражнений системы Пилатес и асан хатха-йоги на изменение показателей физической подготовленности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент проводился на базе Московского государственного областного университета в январе-ноябре 2019 г. в отделениях "художественной гимнастики" со студентками I курса

нефизкультурных факультетов. В исследовании приняло участие 30 человек: 15 человек в контрольной группе (КГ) и 15 человек - в экспериментальной группе (ЭГ).

В начале эксперимента была проведена оценка уровня физической подготовленности. В качестве тестов, определяющих физическое развитие, нами были выбраны такие упражнения, как "Гимнастический мост" и тест на гибкость.

Обе группы занимались согласно расписанию учебных занятий 2 раза в неделю. В экспериментальной группе в заключительной части занятия чередовался разработанный нами примерный комплекс упражнений по системе Пилатес и набор асан из хатха-йоги. Было проведено краткое анкетирование для выявления отношения студенток к введению подобранного комплекса упражнений.

Данная методика, по нашему мнению, должна была способствовать увеличению гибкости во всех отделах позвоночника, развитию координационных способностей и точности движений, которые являются основополагающими качествами для занимающихся художественной гимнастикой. Все вышеперечисленное в совокупности было призвано помочь студенткам подготовиться к итоговым межфакультетским соревнованиям, которые проходят на 2 году обучения.

Примерный набор асан из хатха-йоги для учебных занятий со студентками

■ Утанасана - "Наклон вперед";

■ Триканасана - "Поза треугольника"

■ Вирабадрасана I

■ Вирабадрасана II

■ Паршваттанасана - «Интенсивное вытяжение»

■ Адхо мукха шванасана - «Собака мордой вниз»

Название упражнения, цель

Рисунок

Методические указания

Arm Arcs

Упражнение учит двигать руками, не двигая туловищем

Ттитесь руками к потолку

Л-

На вдохе тянитесь руками к потолку. На выдохе вытяните руки за голову. Чередуйте руки. Сохраняйте нейтраль на протяжении всего движения.

Bug

Упражнение обучает двигать ногами, не меняя положение туловища

На вдохе удлините туловище и заднюю сторону шеи. На выдохе поднимите ногу в положение 90/90. На вдохе опустите ногу на мат.

Bridging

Улучшает подвижность позвоночника, осознанность тела, укрепляет мышцы задней поверхности бедра_

На выдохе поднимите тело от мата. Сделайте вдох в длинной диагонали, затем на выдохе раскручивайтесь в ИП

Quadruped series Улучшает осознанность, подвижность позвоночника, стабильность туловища и силу плеч

а) На выдохе поднимите 1 руку вперед, не меняя положения туловища. б) На выдохе вытяните ногу назад, в) на выдохе вытяните руку и разноименную ногу.

Single Leg Stretch Улучшает координацию, силу мышц живота, подвижность бедра

Smtfe 5VMC*. Пол**» упраамние

На выдохе скрутитесь. Выдыхать, подтягивая колено к груди

Prone Press Up

Улучшает подвижность грудного отдела, силу центра в разгибании

На вдохе удлините туловище и поднимите голову над матом. На выдохе - тянитесь локтями назад и начинайте "отклеиваться от мата". Разгибайте груд. отдел, не отрывая нижние ребра от мата._

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анкетирования нами было установлено, что среди ответивших в экспериментальной группе 10 человек (67%) научились лучше владеть своим телом, 8 человек (53%) отметили улучшение осанки, 13 студенток (87%) указали на то, что лучше

познакомились с современными направлениями фитнес-систем. Также 67% ответивших продолжали выполнять комплекс изученных упражнений в свободное от учебных занятий время дома. Как следует из таблицы 2, в экспериментальной группе в результате занятий по приведенной методике наблюдается заметное увеличение гибкости: на 17% по степени наклона туловища вперед; у контрольной группы прирост данного показателя практически не изменился (3%). Среднеарифметический показатель в тесте "Гимнастический мост" для экспериментальной группы равен 37,2 см, в то время как для контрольной - 39,5.

Во время проведения контрольного упражнения "Гимнастический мост" выявились индивидуальные особенности функционального состояния различных отделов позвоночника у студенток: у некоторых наблюдалась недостаточная гибкость в поясничном или грудном отделе, что не всем позволяло технически правильно выполнить данное задание.

Таблица 2 - Результаты тестов оценки физической подготовленности

Показатели n Группа, начало и конец исследования X±m Прирост(%)

Гибкость, см 15 КГ (начало) 22,9±1,5 3

КГ (конец) 23,5±1,2

ЭГ (начало) 17,5±1,5 17

ЭГ (конец) 20,5±1,7

Гимнастический мост (расстояние м/у пяткой и кончиками пальцев), см 15 КГ (начало) 41,3

КГ (конец) 39,5

ЭГ (начало) 42,9

ЭГ (конец) 37,2

Условные обозначения: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа

ВЫВОДЫ

1. Из различных современных фитнес-направлений, на наш взгляд, именно Пила-тес и хатха-йога наиболее подходят для женских гимнастических групп. Регулярные занятия улучшают баланс и осознание положения своего тела в пространстве, что особенно важно для студенток, занимающихся в отделении «Художественная гимнастика».

2. Регулярное выполнение комплексов упражнений из системы Пилатес и асан хатха-йоги развивают, в первую очередь, такое необходимое физическое качество, как гибкость. Попутно развиваются и силовые способности, выносливость.

3. При проведении контрольного теста "Гимнастический мост" наметились направления для индивидуальной работы со студентками путем подбора упражнений для самостоятельных занятий дома в свободное время для улучшения состояния различных отделов позвоночного столба.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : дис. ... канд. пед. наук / Болдов А.С. - Москва, 2006. - 179 с.

2. Кристенсен, Э. Йога - оздоровительная тренировка для всех: путь к здоровью / Э. Кри-стенсен. - Моска : Эксмо-Пресс, 2001. - 192 с.

REFERENCES

1. Boldov, A.S. (2006), Formation of interest in sports activity among students of special medical groups, dissertation, Moscow.

2. Christensen, Е. (2001), Yoga - wellness training for all: the way to health, Eksmo-Press, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: byrina@list.ru

Статья поступила в редакцию 12.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.