Научная статья на тему 'Стретчинг - как средство укрепления здоровья студенческой молодежи'

Стретчинг - как средство укрепления здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1602
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЙОГА / ПИЛАТЕС / СТРЕТЧИНГ / АССАНЫ / ФИТНЕС / PHYSICAL EDUCATION / YOGA / PILATES / STRETCHING / ASSANS / FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербенко Кристина Сергеевна, Брыкина Валентина Анатольевна, Крикунова Ольга Федоровна

Данная работа посвящена изучению современных видов фитнеса. Дается сравнительный анализ трех оздоровительных систем: йоги, пилатеса и стретчинга, указываются их сходство и различие. Описывается преимущество стретчинга и его влияние на организм студентов в условиях учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRETCHING AS A MEANS OF STRENGTHENING THE HEALTH OF STUDENT YOUTH

This work is devoted to the study of modern types of fitness. A comparative analysis of three health systems: yoga, Pilates and stretching is given, their similarities and differences are indicated. The advantage of stretching and its influence on the body of students in the conditions of educational activity is described.

Текст научной работы на тему «Стретчинг - как средство укрепления здоровья студенческой молодежи»

УДК 796.819

СТРЕТЧИНГ - КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

STRETCHING AS A MEANS OF STRENGTHENING THE HEALTH OF

STUDENT YOUTH

Щербенко Кристина Сергеевна

студент

Факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Shcherbenko Christina Sergeevna

student

Faculty preschool and primary education Volgograd state University social and pedagogical University

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

ассистент

кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально - педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolyevna

assistant

Department of physical culture Volgograd state University social and pedagogical University

Volgograd, Russia

Крикунова Ольга Федоровна

доцент

кафедра физического воспитания Институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет

г. Волгоград, Россия Krikunova Olga Fyodorovna Associate Professor of physical education chair Institute of architecture and construction Volgograd state technical University

Volgograd, Russia

Аннотация. Данная работа посвящена изучению современных видов фитнеса. Дается сравнительный анализ трех оздоровительных систем: йоги, пилатеса и стретчинга, указываются их сходство и различие. Описывается преимущество стретчинга и его влияние на организм студентов в условиях учебной деятельности.

Abstract. This work is devoted to the study of modern types of fitness. A comparative analysis of three health systems: yoga, Pilates and stretching is given, their similarities and differences are indicated. The advantage of stretching and its

influence on the body of students in the conditions of educational activity is described.

Ключевыеслова: физическое воспитание, йога, пилатес, стретчинг, ассаны, фитнес.

Keywords: physical education, yoga, Pilates, stretching, assans, fitness.

Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодого поколения в настоящее время остается актуальной проблемой. Физическое воспитание в вузе призвано стать первоочередным и повседневным средством оздоровления студентов в период обучения.

На сегодняшний день, наряду с новыми современными видами фитнеса, по - прежнему актуальными среди молодежи остаются «йога», «пилатес» и «стретчинг». Во многом они схожи, но по своей сути принципиально разные виды физической нагрузки. Пилатес в чем - то похож на йогу, а в чем - то сильно от нее отличается. А стретчинг и йога очень близкие «по духу» направления физических упражнений, но даже между ними есть некоторые различия. Пилатес, стретчинг и йога - это тренировки, направленные на оздоровление и укрепление организма. Эти практики не предполагают быстрых движений и многочисленных повто -ров, но при этом помогают сформировать рельеф мышц, развить выносливость, достичь душевного равновесия, поднять самооценку. Порой движения в них весьма схожи.

Йога, стретчинг и пилатес похожи по технике выполнения и некоторыми позами. Все упражнения выполняются медленно, во время занятий надо следить за дыханием, важно делать одно упражнение идеально правильно и точно.

«Йога» - это целая система, которая создавалась не одну тысячу лет. Практика йоги - это духовная традиция, опыт, история, мудрость множества поколений. Упражнения йоги - это позы (асаны), которые выдерживаются по несколько минут. Упражнения не предполагают движения, только правильное дыхание. Асаны направлены на растяжение и укрепление мышц при помощи статичной фиксации одного положения тела. В йоге много внимания уделяется силе и растяжению позвоночника, умению расслабляться в скрученном положении и сконцентрироваться на своих ощущениях. [2, c.35]

«Пилатес» - относительно молодой вид фитнеса. Его создал Дзозеф Пилатес в начале ХХ века. Его система была призвана помочь раненым на войне солдатам прийти в форму. Сейчас пилатес используется для развития силы и выносливости, занятия рассчитаны на женщин. Суть упражнений заключается в плавном выполнении определенных движений по определенным правилам, практически всегда с повторением. На занятиях используются эластичные эспандеры, фитболы, специальные тренажеры, никакой философии в «пилатесе» нет.

В стретчинге нет такой богатой истории и философии. Главное отличие стретчинга от йоги в том, что он является видом физических упражнений, а «йога» - это комплекс, включающий в себя помимо нагрузки на

тело еще и определенное мышление, мироощущение. Стретчинг не требует силы, он расслабляет мышцы, а для йоги сила нужна.

«Stretching» в переводе с английского означает «растягивание». Стретчинг представляет собой гимнастику с медленным разогревом и плавным растяжением всех мышц. Данная гимнастика была использована нами на занятиях по физической культуре со студентками первого курса. При составлении комплекса упражнений мы учитывали уровень физической подготовленности и степень развития гибкости. Были использованы следующие тесты: прыжок в длину с места, поднимание и опускание туловища за 1 минуту, сгибание и разгибание рук в упоре стоя на коленях, наклон вниз на гимнастической скамейке, измерение уровня гибкости тазобедренного сустава в положении сидя на полу. Данное тестирование проводилось в начале и в конце учебного года, результаты сравнивались. Наблюдения показали, что у девушек становятся гибкие и подвижные суставы, подтянутые и эластичные мышцы. Постепенное укрепление и растяжение мускулатуры сопровождается правильным и здоровым кровоснабжением: в результате наблюдается активный рост мышечной ткани, вытесняющей жировую ткань. Стретчинг способствует исправлению осанки, помогает избавиться от признаков целлюлита, добавляет фигуре грацию. [1, с.183]

Благодаря разнообразию упражнений каждая студентка с помощью преподавателя по физическому воспитанию имеет возможность составить индивидуальный комплекс, с учетом состояния своего здоровья и уровня физической подготовленности. Все упражнения очень просты и доступны [1,с.62].

Основной принцип стретчинга - не навреди. Растяжку нужно делать медленно, не причиняя мышцам вреда. Резкие движения противопоказаны. Одно растягивание длится 10-30 секунд - столько, сколько нужно для полного исчезновения в мышцах напряжения. Если через 30 секунд мышцы все еще напряжены, слишком сильное растяжение нужно сбросить и начать упражнение заново еще медленнее. Упражнение следует начинать с растяжки мышцы в 2-3 секунды, удерживая ее на протяжении 10 секунд. После перерыва повтор упражнения. Главное условие успешных занятий стретчингом - правильное ровное дыхание. Все растяжки начинают глубоким вдохом, все наклоны сопровождают выдохом, сохраняя устойчивое положение. Стретчинг иногда называют «кошачьим фитнесом», так как все движения здесь плавные, неспешные, грациозные, словно это кошечка потягивается. Для достижения результата необходима регулярность тренировок. В начале каждого занятия необходимо разогреть мышцы с помощью динамического стретчинга. В конце занятия важно спомощью партнера растянуть внутренние мышцы спины и бедер. Для занятий стретчингом необходима эластичная спортивная одежда, теплое, удобное помещение.

Основные преимущества стретчинга:

1) В результате растяжения мышцы расслабляются и становятся более эластичными, к ним поступает больше крови;

2) Суставы приобретают большую подвижность, после нескольких занятий увеличивается гибкость всего тела;

3) Сосредоточение на глубоком дыхании благотворно влияет на головной мозг;

4) Стретчинг не имеет ограничений по возрасту, уровню физической подготовленности, не имеет серьезных противопоказаний по уровню здоровья;

5) Комплекс подразумевает чередование нагрузки и расслабления, им можно как начинать занятие, так и завершать;

6) Стретчинг - эффективный способ профилактики различных травм и заболеваний;

7) Стретчинг исключает чрезмерную нагрузку на сердце, поэтому идеально подходит всем, кто заботится о своем здоровье.

Таким образом, занятия стретчингом укрепляют здоровье студенческой молодежи, корректируют осанку, помогают убрать лишние килограммы, воздействуя на медленные мышцы, которые крепятся к костям. Также развивают гибкость мышц и суставов, способствуют развитию навыков правильного размеренного дыхания.

Литература

1. Середина Г.Е. Использование элементов растягивания и расслабления в уроках физического воспитания // Материалы городской научно-практической конференции «Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях». Волгоград, 2007.259 с.

2. Брегг П. Система оздоровления. М. : Мега, 2000. 224 с.

References

1. Seredina G. E. Ispol'zovanie elementov rastyagivaniya i rasslableniya v urokah fizicheskogo vospitaniya [The use of elements of stretching and relaxation in the lessons of physical education].Materialy gorodskoj nauchno-prakti-cheskoj konferentsii «Problemy modernizatsii uchebnogo protsessa po fizicheskoj kul'ture v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah» [materials of the city scientific and practical conference]. Volgograd, 2007, 259 p.

2. Bregg P. Sistema ozdorovleniya [System of improvement]. Moscow, Mega Publ., 2000, 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.