64_PHILOLOGICAL SCIENCES / «©©УШШШМ-ЛШШаИ» 2023
UDC: 801.83
Алиева Т. С.
Азербайджанский Государственный Педагогический Университет,
Г. Баку, Азербайджан DOI: 10.24412/2520-6990-2023-11170-64-66 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФОЛЬКЛОРА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
Aliyeva T. S.
Azerbaijan State Pedagogical University Baku, Azerbaijan
USE OF FOLKLORE ELEMENTS IN AZERBAIJANI CHILDREN LITERATURЕ
Аннотация.
Вопросы использования фольклора в детской литературе достаточно актуальны, поскольку с их по-мощтю обогащается словарный состав языка, формируются ментальные этнические представления о себе и о мире. На разных этапах развития богатой литературы можно видеть разную степень использования фольклорных данных. Это связано с творческими задатками самого писателя, а также требованиями эпохи.
Abstract.
The questions of using folklore in children's literature are quite relevant, since with their help the vocabulary of the language is enriched, mental ethnic ideas about oneself and the world are formed. At different stages of the development of rich literature, it is possible to see a different degree of use of folklore data. This is due to the creative inclinations of the writer himself, as well as the requirements of the era.
Ключевые слова: детская литература, фольклор, творчество писателей и поэтов, периодизация творчества.
Keywords: children's literature, creativity of writers and poets, folklore, periodization of creativity.
Введение. Устная народная литература является неиссякаемым источником развития словарного состава языка. Однако наряду с этим, воямож-ности данного пласта языка давно применяются также т в писменной литературе. Наибольшими возможностями в этом отнощении обладает детская литература. В азербайджанском фольклоре для развития детей, формирования у них необходимых трудовых качеств и нравственно-эстетического мышления использовались сказки, считалки, скороговорки, подвижные игры, колыбельные, дразнилки, пословицы и поговорки. Есть многочисленные песни-перепевки, которые использовалис в подвижных играх, а также при исполнении различных обрядов.
Все это способствует формированию национально-культурной ментальности, его углублентю, поскольку словарный состав складывался на протяжении многих веков, и через концент пространства язык откладывается в сознании людей, формируя мировоззрение, тесно связанное с природной и социальной средой, в которой проживает данная община.
Обратимся к примерам. Известны детские рассказы М. Дж. Мамедкулизаде. Так, в рассказе «Петух для Пирверди» приводится пример того, в какие игры играли дети: «Оказалось, что дни выпечки хлеба - это праздних для детей и собак. Для собак причина неясна; что касается детей, то те, кто ходят в школу, остаются дома два или три дня и нянчат детей. Девочки также играют в «гаджаме даш» и «бешбаш» с детьми-помощниками» [4].
Известен своими детскими стихами А. Саххат. Среди его произведений есть и пересказы народных сказок:
Забрел медведь на пасеку однажды, Свалил он улей, чтобы мед поесть. Разворотил пчелиное гнездо, однако, Прознав об этом, пчелы налетели. Со всех сторон медведя окружив, Ужалить начали, медведь, увидев это, Пустился наутек, не солоно хлебавши [5]. Сюжет взят из известной народной сказки. В другом стихотворении «Мать и дитя» он показывает, как мать убаюкивает своего дитя, исполняя народную колыбельную песню:
«В горах подросло просо, созрели колоски, И старушки древние пусть падут жертвой моего дитя.
В горах растут лианы, переплелись они, И кто родила сына, пусть жертвой станет моего дитя.
Табун лошадей на лугу пасется, И незамужние женщины пусть станут жертвою моего дитя.
Лань из предгорий, глаза черны, как ночь. И пусть все богатство мира станет жертвою моего дитя» [5].
Другой популярный детской поэт А. Шаиг также часто обращался к фольклорным сюжетам, для пересказа или украшения художественного текста. Известны его сказки «Лев, волк и лиса», и другие произведения, связанные с устным народным творчеством [6].
«ШУШМУМ-ШУГМаУ» #1И7©), 2023 / РШШШвГСЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8
Известный поет Мирза Алекпер Сабир написал много произведений для детей, в которых использовал сюжеты народных сказок и мифов. Среди них можно назвать пересказ сказки о старухе, легающей в глиняном горшке (аналог русской Бабы Яги) , котороя дает назидания маленьким девочкам. Сюжет одноактной оперы композитора Р. Мустафаева был построен на основе известного одноименного стихотворения Сабира «Упрямая коза», также имеющего народные корни.
Популярным среди маленьких читателей стал известный пересказ народного сюжета о волке и трех козлятах народного поэта Микаила Мушвига, который называется «Шенгюль, Шунгюль и Менгюль» [7], на основе которой впоследствии С. Фараджевым была поставлена одноименная опера [8].
Много раз обращался к народным сюжетом Сеид Азим Ширвани, автор многих детских сказок о зверях, птицах и природном мире в целом. Ярким сюжетом отличаются его произведения «Рассказ о льве и муравье», «Рассказ о медведе и мыши», и др.
[9].
В целом вышеуказанные и другие детские писатели и поэты непрестанно заботились о формировании мировоззрения нового поколения через идеи романтизма и критического реализма. Они внесли беспрецедентный вклад в развитие нашей национальной литературы, создав произведения для детей в разных жанрах, включая первые два десятилетия ХХ века. Вместе с тем последующее развитие азербайджанской детской литературы в рамках «социалистического реализма» в какой-то мере ограничивало их творческие возможности. Вместе с тем творческий потенциал не мог быть полностью ограничен идеологическими рамками.
Уже в советское время разнообразными возможностями устного народного творчества успешно пользовался и народный поэт Самед Вур-гун. Так, в стихотворении «И такие бывают» он использовал поговорку:
Сто раз примерим, раз отрежем,
На воду осторожно дуя, будет пить.
Пропустит слово как не слышав,
Исподтишка кольнет потом... [10].
Развитие прогрессивной детской литературы, питаемой богатыми фольклорными и классическими литературными образцами, было переведено в другое русло и превратилось в идеологическое оружие. Во всех произведениях, независимо от жанра, большевистское правительство утвер-ждало,что создает образы единомышленников, пыталось ограничить творческий потенциал детской литературы и раскрытие человеческих чувств. Чтовы превратить литературные произведения этих лет в самое широкое поле пропаганды большевистской политической идеологии, партия и правительство приняли ряд решений, и произведения, способствовавшие этому развитию, были отмечены высокими государственными наградами [11, с. 7].
В годы советской власти выделялось творчество таких писателей, как А. Аббасов. Среди прочих работ он написал стихотворную пьесу «Мелик
65_
Мамед» на основе популярной народной сказки («Мелик Мухаммед» ). Драматург сделал ряд дополнений к известному мотиву, подняв его до уровня оригинальной пьесы [12].
В данном направлении работа продолжается и сегодня. Так, исследуя произведения искусства в области детской азербайджанской литературы последних лет, можно сделать вывод, что наши детские писатели постарались создать интересные произведения разных жанров, которые оказывают существенное влияние на воспитание юных читателей, развитие и формирование нравственных ценностей. В частности, усилилась тенденция писать произведения, которые имеют несколько новую форму и содержание. Глядя на творчество представителей азербайджанской детской литературы в последние десятилетия, становится ясно, что, хотя продуктивность в этой области художественного творчества ниже, чем в предыдущие годы, в темах и идеях этой литературы можно увидеть первые ростки независимой, современной национальной детской литераеуры. Многие детские произведения и публицистические сочинения различных жанров указывают на развитие этой области [11, с. 334].
Отметим, что творчество писателей и поэтов в области детской литераеуры в разные периоди по-разному активно и продуктивно использовало возможности устного народного творчества. Все зависело от сюжетной схемы, задачи, поставленной писателем перед собой, а также аудитории, которую выбрал он для творческого обращения. В современную эпоху возможности развития самого устного народного творчества достаточно ограничены. Формирование общенационального литературного языка, миграция, межнациональный Нагорно-Кара-бахский конфликт сдвинули с места большие массы людей, нарушили самобытность среды, в которой формировались ментальные представления людей о мире и о себе. Возможности развития фодьклора ограничены социальными сетями, информационной коммуникацией, где свои законы и направления развития. Народное творчество остается драгоценным достоянием, которое надо беречь и, по возможности, развивать дальше.
Писатели, выросшие в современных условиях, достаточно часто обращаются к народному творчеству. Однако их собственная творческая биография также должна быть достаточно богатой, чтобы любое народное выражение или сюжет дало толчок боготой фантазии и импульс творчеству.
Выводы.Таким образом, фольклор достаточно развит, чтобы оказывал влияние на творчество детских писателей и поэтов. Вместе с тем эпоха, периоды развития оказывают свое влияние на этот процесс. В последние 30 лет в данном направлении работа идет несколько замедленными темпами.
Литература
1. Антология азербайджанского фольклора. Составитель Г. Исмайлов. Шекинский
фольклор /в 4-х томах, том 1, Ваку: Сада, 2000. - 498 с.
2. Азербайджанские народные сказки: в 5 томах, 1 том. - Ваку: Восток - Запад, 2005. -
66
PHILOLOGICAL SCIENCES / «ШУШШЫМ-ЛШГМак» #W№®), 2023
360 с.
3. Алиева Р. Эпические фольклорные традиции в азербайджанской детской литературе
второй половины ХХ века. Ваку: 2018. - 171с.
4. Мамедкулизаде Дж. Детские рассказы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.balalar-az. com/e
5. Саххат А. Детские стихи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.balalar-az. com/e
6. Шаиг А. Детские стихи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.balalar-az. com/e
7. Мушвиг М. Детские стихи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.balalar-az. com/e
8. Вайрамова З. Детские оперы и балеты азербайджанских композиторов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http ://harmony.musigi-dunya. az/
9. Ширвани С. А. Детские стихи и рассказы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.balalar-az.com/e
10. Вургун С. Детские стихи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.balalar-az.com/e
11. Аскерли Ф. Поэтапное развитие азербайджанской детской литературы. -Ваку:
Издательство АДПУ, 2009. - 435 с.
12. Сборник детской литературы Азербайджана (XIX - ХХ вв.), III том. - Ваку: Насир, 20012002.