Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР'

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская литература / фольклор / творчество писателей и поэтов / периодизация творчества. / children's literature / creativity of writers and poets / folklore / periodization of creativity.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алиева Т. С.

Вопросы использования фольклора в детской литературе достаточно актуальны, поскольку с их помощью обогащается словарный состав языка, формируются ментальные этнические представления о себе и о мире. На разных этапах развития богатой литературы можно видеть разную степень исполь-зования фольклорных данных. Это связано с творческими наклонностями самого писателя, а также с требованиями эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN`S LITERATURE AND FOLKLORE

The questions of using folklore in children's literature are quite relevant, since with their help the vocabu-lary of the language is enriched, mental ethnic ideas about oneself and the world are formed. At different stag-es of the development of rich literature, it is possible to see a different degree of use of folklore data. This is due to the creative inclinations of the writer himself, as well as the requirements of the era.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР»

14

PHILOLOGICAL SCIENCES / «<g®[L[L®@U[]UM~J0U®MaL» ®29Ш©)), 2023

PHILOLOGICAL SCIENCES

Алиева Т. С.

Азербайджанский Государственный Педагогически Университет,

Баку, Азербайджан DOI: 10.24412/2520-6990-2023-29188-14-15 ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

Aliyeva T. S.

Azerbaijan State Pedagogical University Baku, Azerbaijan

CHILDREN'S LITERATURE AND FOLKLORE

Аннотация.

Вопросы использования фольклора в детской литературе достаточно актуальны, поскольку с их помощью обогащается словарный состав языка, формируются ментальные этнические представления о себе и о мире. На разных этапах развития богатой литературы можно видеть разную степень использования фольклорных данных. Это связано с творческими наклонностями самого писателя, а также с требованиями эпохи.

Abstract

The questions of using folklore in children's literature are quite relevant, since with their help the vocabulary of the language is enriched, mental ethnic ideas about oneself and the world are formed. At different stages of the development of rich literature, it is possible to see a different degree of use offolklore data. This is due to the creative inclinations of the writer himself, as well as the requirements of the era.

Ключевые слова: детская литература, фольклор, творчество писателей и поэтов, периодизация творчества.

Key words: children's literature, creativity of writers and poets, folklore, periodization of creativity.

Введение. Одной из важных проблем филологической мысли во все исторические периоды была взаимосвязь фольклорной и письменной литературы. Эта проблема всегда привлекала вниманиеиз-за того, что для письменной литературы фольклор является неисчерпаемым источником литературного творчества. Фольклор, устное народное творчество на протяжении всей истории художественной литературы обеспечивали ее художественными образами, глубокими идеями, содержантем воспитательного характера.

В этом отношении Азербайджанская литература и детская литература, как одно из ведуших ее направлений, не являются исключением. В становлении и развитии детской литературы фольклор играет большую роль.Отметим, что основным источником фольклора, используемого детской литературой, является детский фольклор. Детский фольклор, как известно, «...это, прежде всего, примеры устного народного творчества, созданного взрослыми и детьми, для выражения т охвата средств быта детей, их игр, развлечений, досуга, желантй, эмоций, При этом выбранные темы, тх идеи, формы, содержание, стиль, даже подбор слов и выражений должны соответствовать вкусу, знаниям, мировоззрению, возрасту и психологии детей» [1, с. 9].

Даже класстческие Азербайджанские поэты считали фольклор основным источником своего творчества. Например, влияние фольклорных мотивов и сюжетов наглядно видно в произведениях Ха-гани, Низами, Физули, Сабира и других выдающихся Азербайджанских поетов.

Как уже говорилось, фольклор, один из древнейших образцов словесного ислусства, привлекал внимание многих писателей и поетов, которые в

своих произведениях обязательно обращалиськ устной дитературе. Но были и другие формы и методы этого обращения, что является основной целью нашего исследования.

На основе текстов Азербайджанской детской литературе можно выделить два способа и средства использования фольклора детскими писателями:

1) писатель использует форму фольклора,

2) писатель извлекает пользу из фольклора на уровне содержания.

Первый метод предполагает использование писателем фольклорных жанров и видов. То есть писатель обращается к готовым жанровым формам фольклора, чтобы украсить предмет и идею, которую он хочет обрисоват, и идею, которую от хочет изложить. Разумеется, для этого обращения есть определенные причины. Прежде всего, следует отметить, что жанры фольклора, осовенно в детском фольклоре, создавались людьми с учетом возрастных возможностей ребенка, его восприятия и уровня мышления, который находится в процессе формирования личности. Этот аспект детского фольклора всегда привлекал писателей и поэтов.

Можно сказать, что литературные тексты детской литературы, написанные по первому методу, основаны на жанровых формах, таких как сказки басни-аллегории, обманные стихи, пятистишия, легенды. Например, здесь можно указать на литературные произведения, широко известные в мировой детской литературе - «Маленькой принц»,

А. С. Экзюпери «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Лингрен, «Пеппи Длинный чулок», и др.

В Азербайджанской детской литературе также есть достаточное количество оригинальных тек-

«шиитеимм-лэишаи» ЖШ / РЫТЬОЬОаЮЛЬ БаШСЕЗ

стов. Например, в начале прошлого века были из-дани произведение Сулеймана Сани Ахундова «Страшные сказки», Османа Сарывелли - «Сказки старика», Азизы Джафарзаде - «Сказки моей матери», «Сказки моей дочери», Микаила Рзакулу-заде- «Морская сказка», А. Самедова - «Сказка волшебной кисти», «Сказка о справедливом короле и мельнике», «Сказка о золотой корове», Хусейна Аббасзаде - «Сказки о Наргиз и Нигяр», Эльчина -«Соловьиная сказка», и десятки подобных произведений, созданных в начале XXI века.

Как мы уже видели, основной формой фольклора, используемой в детской литературе, являются сказки. Даже в мировой литературной критики сформировано такое понятие, как «литературная сказка». Ранее в этом смысле использовалось понятие фольклористической или фольклорной сказки. Есть ряд причин, по которым предпочитается использование жанра сказок. Прежде всего, это связано с широтой темы и содержания жанра сказки. Ведь в сказках добро побеждает зло, как и чувство любви к родине, любви к родномуочагу, привязанность к природе, уважение к труду, смекалка, уважение к старшим, верность в дружбе,

С другой стороны, как отмечал акад. Б. Набиев, «существует необходимость в искреннем общении между авторам и ребенком, который апеллирует к сказке, не остается необходимости в длинных поучениях и назиданиях, неискренних беседах дидактического характера [2. с. 155].

В таких примерах детской литературы стиль письма, стиль отдельных писателей отдает живостью и очарованием, духом фольклора, а язык этих текстов составлен из словаря простого народного языка, который понятен детям. Именно это обусловливает обращение писателей к фольклору.

Если взглянуть на текстовое богатство детской литературы в Азербайджане, можно понять, что действительно «...сказки являются одним из исключительных эпических фольклорных источников детской литературы. На всех этапах Азербайджанской литературы были заимствования на уровне мотива, изображаемых событий, рассказов, сюжетов, событий и избираемых тем. В шестидесятые годы прошлого века сказки были в центре внимания творческой среды, как форма работы, применяемая в детской литературе. Богатые сказочные формулы преобразуют всю структурную самобытность сказания в целом и охватывают всю систему на основе переходной функции» [3, с. 19].

Еще один популярный жанр фольклора, к которому часто обращаются в детской литературе -это легенды и предания. Такие произведения остаются верны фольклору от начала до конца, и даже на первый взгляд больше напоминают устную традицию, а не письменную литературу. Среди произведений можно указать следующие: это «Предание зеркального озера» Сулеймана Рагимова, «Легенда об Арпачай», «Легенда о Соловье», «Миф о скале Катар» Гусейна Арифа и др.

15

Второй метод, который был отмечен выше, предполагает привнесение авторам готового сюжета и мотивов из устной литературы в свое произведение. Известно, что история применения этого метода в письменной литературе достаточно древняя, и пути развития этой традиции достаточно богаты. Например, «Сказки» великого русского поэта А. С. Пушкина были созданы именно таким образом. Известно, что поэту в детстве сказки рассказывала няня (тюркской национальности), он переложил их в стихи, создав прекрасные поэмы, популярные до сих пор. Его стихи являются ярким примером того, как готовый фольклор можно изложить в другой форме (к примеру, в форме стихотворного жанра).

Как видно, во втором методе также доминирующим является жанр сказки. В Азербайджанской детской литературе можно найти этому достаточно примеров. Например, поэма М. Мушфига «Шенгюль , Шунгюль, Менгюль» (по мотивам детской сказки «Шенгюльюм, Шунгюльюм, Менгюльюм») и «Тук - Тук ханум» А. Шаига (по мотивам «Тук-Тук ханум и Дозанкурду бек»), пьеса М. Сеидзаде «Джиртдан» (по мотивам одноименной сказки), «Сказка о Фатьме» М. Дильбази (по мотивам детской сказки «Красавица Фатьма»), сказка А. Самедова» Лиса поручила лисе, а та - своему хвосту» рассказ (по мотивам сказки «Сказка о лисе») и др. [ 4 ]. Эти и другие произведения составлены из письменных и литературных форм, которые были созданы и существовали в устной традиции.

Кроме того, есть случаи, когда темы сказаний (дастанов) привносятся в детскую литературу. Например, рассказы М. Рзакулузаде для детей, такие как «Сила народа», «Сердце матери, горный цветок», «Дели Озан», основаны на мотивах книга «Деде Коркут» [ 5 ].

Выводы. Таким образам, суммируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что Азербайджанская детская литература с самого начала находилась и находится в тесной связи с фольклором и обогащалась за счет этого с точки зрения формы и содержания. В развитии детской литературы готовые формы и рамки фольклора, его сюжетно - образная система всегда играли ведущую роль.

Литература

1. Кафарлы Р. Жанровая системаи поэтика детского фольклора. Баку: Наука и образование, 2013. -540 с.

2. Набиев Б. Сказка и проза // Азербайджанский журнал,1971, №8, с. 18-25

3. Алиева Р. Эпические фольклорные традиции в Азербайджанской детской литературе второй половины XX века. Баку: 2018. - 171 с.

4. Ахундова А. Скажу роза, скажу мак (Азербайджанские народные песни, баяты, считалки, небылицы, дразнилки, скороговорки и загадки). Баку: Гянджлик,1987. - 124с.

5. Книга отца нашего Коркута. Огузский героический эпос (пер. А. Ахундовой), Баку: Язычы, 1989. - 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.