Научная статья на тему 'Использование элементов борьбы хапсагай в вариативной части уроков физической культуры для развития скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста'

Использование элементов борьбы хапсагай в вариативной части уроков физической культуры для развития скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / вариативная часть / скоростно-силовые способности / борьба «Хапсагай» / физическая подготовленность / physical culture / variative part / speed-strength oriented abilities / “Khapsagai” wrestling / physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов Александр Семенович, Сивцев Николай Николаевич

Характерной особенностью национальных видов спорта Якутии является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении. Несмотря на широкую популярность национальных видов спорта, их включение в содержание физкультурного комплекса нормативов «Эрэл», а также в школьные программы имеет некоторые проблемы, т. к. методика обучения и специализированная подготовка к испытаниям по сдаче существующих нормативов учащимися школьного возраста изучены недостаточно, практически отсутствуют методики по использованию элементов якутской национальной борьбы «Хапсагай» в процессе физической подготовки учащихся. Материалы.В статье рассматривается вопрос об использовании элементов борьбы хапсагай в вариативной части уроков физической культуры для развития скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Разработано содержание уроков физической культуры основанных на использовании элементов якутской национальной борьбы «Хапсагай» и экспериментально обоснована эффективность использования элементов борьбы хапсагай для повышения скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста. Заключение. Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента позволяет констатировать, что по большинству параметров учащиеся экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты по сравнению с контрольной группой, что доказывает эффективность использования элементов борьбы «Хапсагай» для повышения физической подготовленности детей старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецов Александр Семенович, Сивцев Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the elements of khapsagai wrestling in a variative part of physical culture lessons for speed-strength oriented abilities development among senior schoolchildren

The typical feature of the national kinds of sport in Yakutia is their dynamic character, general availability, pragmatism and simplicity in use. In spite of great popularity of the national kinds of sport, their inclusion into the content of physical culture complex of normatives “Erel” and into school programs has some problems, as the methodology of teaching and the specialized training for the existing normatives fulfillment by schoolchildren are not studied enough. There are almost no methodologies concerning the elements of Yakut national wrestling “Khapsagai” use during physical training of pupils. Materials. The article considers the question of the khapsagai wrestling elements use in a variative part of physical culture lessons for speed-strength oriented abilities development among senior schoolchildren. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. We created the content of physical culture lessons based on the elements of Yakut national wrestling “Khapsagai” use and experimentally substantiated the effectiveness of khapsagai wrestling elements use for speed-strength oriented abilities development among senior schoolchildren. Conclusion. The pedagogical experiment results analysis helps to underline that according to most parameters the pupils of the experimental group showed validly higher results in comparison with the control group. It proves the effectiveness of “Khapsagai” wrestling elements use for physical fitness improvement among senior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Использование элементов борьбы хапсагай в вариативной части уроков физической культуры для развития скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста»

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-149-153

Использование элементов борьбы хапсагай в вариативной части уроков физической культуры для развития скоростно-силовых способностей

детей старшего школьного возраста

Сивцев Н.Н.1*, Кузнецов А.С.2

1Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта

г. Чурапча, Россия ORCID: 0000-0003-0728-3843, sivsev-nik-nik@mail.ru* 2Чайковский государственный институт физической культуры и спорта

г. Чайковский, Россия ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru

Аннотация: Характерной особенностью национальных видов спорта Якутии является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении. Несмотря на широкую популярность национальных видов спорта, их включение в содержание физкультурного комплекса нормативов «Эрэл», а также в школьные программы имеет некоторые проблемы, т. к. методика обучения и специализированная подготовка к испытаниям по сдаче существующих нормативов учащимися школьного возраста изучены недостаточно, практически отсутствуют методики по использованию элементов якутской национальной борьбы «Хапсагай» в процессе физической подготовки учащихся. Материалы.В статье рассматривается вопрос об использовании элементов борьбы хапсагай в вариативной части уроков физической культуры для развития скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Разработано содержание уроков физической культуры основанных на использовании элементов якутской национальной борьбы «Хапсагай» и экспериментально обоснована эффективность использования элементов борьбы хапсагай для повышения скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста. Заключение. Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента позволяет констатировать, что по большинству параметров учащиеся экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты по сравнению с контрольной группой, что доказывает эффективность использования элементов борьбы «Хапсагай» для повышения физической подготовленности детей старшего школьного возраста.

Ключевые слова: физическая культура, вариативная часть, скоростно-силовые способности, борьба «Хапсагай», физическая подготовленность.

Для цитирования: Сивцев Н.Н.*, Кузнецов А.С. Использование элементов борьбы хапсагай в вариативной части уроков физической культуры для развития скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста. Педагогико-психологические и мдико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 149-153. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-172-149-153.

Using the elements of khapsagai wrestling in a variative part of physical culture lessons for speed-strength oriented abilities development among

senior schoolchildren

Nikolay N. Sivtsev*1, Aleksandr S. Kuznetsov2

1Churapcha State Institute of Physical Education and Sport

Churapcha, Russia ORCID: 0000-0003-0728-3843, sivsev-nik-nik@mail.ru* 2Chaykovskiy State Academy of Physical Culture and Sport Chaikovskiy, Russia ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru

Abstract: The typical feature of the national kinds of sport in Yakutia is their dynamic character, general availability, pragmatism and simplicity in use. In spite of great popularity of the national kinds of sport, their inclusion into the content of physical culture complex of normatives "Erel" and into school programs has some problems, as the methodology of teaching and the specialized training for the existing normatives fulfillment by schoolchildren are not studied enough. There are almost no methodologies concerning the elements of Yakut national wrestling "Khapsagai" use during physical training of pupils. Materials. The article considers the question of the khapsagai wrestling elements use in a variative part of physical culture lessons for speed-strength oriented abilities development among senior schoolchildren. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. We created the content of physical culture lessons based on the elements of Yakut national wrestling "Khapsagai" use and experimentally substantiated the effectiveness of khapsagai wrestling elements use for speed-strength oriented abilities development among senior schoolchildren. Conclusion. The pedagogical experiment results analysis helps to underline that according to most parameters the pupils of the experimental group showed validly higher results in comparison with the control group. It proves the effectiveness of "Khapsagai" wrestling elements use for physical fitness improvement among senior schoolchildren. Keywords: physical culture, variative part, speed-strength oriented abilities, "Khapsagai" wrestling, physical fitness.

For citation: Nikolay N. Sivtsev*, Aleksandr S. Kuznetsov. Using the elements of khapsagai wrestling in a variative part of physical culture lessons for speed-strength oriented abilities development among senior schoolchildren. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 149-153. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-149-153.

Введение

Характерной особенностью

национальных видов спорта Якутии является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении. Упражнения национальных видов спорта не требуют громоздкого и сложного спортивного инвентаря и просты в организации построения учебного процесса (1, 7).

Несмотря на широкую популярность национальных видов спорта, их включение в содержание физкультурного комплекса нормативов «Эрэл», а также в школьные программы имеет некоторые проблемы, т. к. методика обучения и специализированная подготовка к испытаниям посдаче существующих нормативов учащимися разного школьного возраста изучены недостаточно, практически отсутствуют методики по использованию элементов якутской национальной борьбы «Хапсагай» в процессе физической подготовки учащихся (5). В связи с вышеизложенным нами выбрана тема, посвященная вопросу организации дополнительных занятий с использованием элементов борьбы хапсагай для повышения скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на

уроках физической культуры.

Целью исследования является использование элементов борьбы хапсагай в вариативной части уроков физической культуры для развития скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста.

В соответствии с целью исследования определены задачи исследования:

1. Проанализировать по данным литературных источников состояние изучаемой проблемы.

2. Разработать содержание уроков физической культуры, основанных на использовании элементов борьбы хапсагай.

3. Экспериментально обосновать эффективность использования элементов борьбы хапсагай для повышения скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста.

Для проведения исследования был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 2 группы (контрольная и экспериментальная) школьников 16-17 лет мужского пола в количестве 20 человек. Педагогический эксперимент проводился на базе Борулахской средней общеобразовательной школы Верхоянского улуса в течение 6 месяцев

- с января 2021 года до конца октября 2021 года (январь, февраль, март, апрель, сентябрь, октябрь). В эксперименте приняли участие подростки, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Каждую неделю группы выполняли контрольные испытания для оценки двигательной подготовленности, для чего использовали тесты, состоящие из прыжка в длину с места, подтягивания на перекладине,

Планирование использования элементов

челночного бега 3x10 м, национальных прыжков «Кылыы», «Ыстанга», «Куобах» согласно нормативов физкультурного комплекса «Эрэл».

Занятия экспериментальной группы проводились по разработанной нами методике, за основу которой были взяты данные литературных источников (2, 3), а также опыт работы тренеров филиала Верхоянской детско-юношеской спортивной школы по якутской национальной борьбе «Хапсагай».

Таблица 1

борьбы «хапсагай» в вариативной части урока

Занятия Элементы борьбы «Хапсагай»

Вариативная часть урока «Тургэннэьин», нырок, подсечки, проходы в ноги, обоюдный поединок

Вариативная часть урока «Халбарыйыы», швунги, обоюдный поединок до 3 поражений

Вариативная часть урока - отработка приема «тургэн»с захватом внутренней стороны ноги и с захватом ноги снаружи. Прием тургэн с зацепом ногой. Совершенствование приема «проход в ноги с раскручиванием»; - подсечка внешней стороны стопы с раскручиванием; Работа в парах, защита от прохода в ноги, продергивание за руку с ложной атакой в ноги.

Вариативная часть урока перешагивание, «тургэннэьин», проходы в ноги, борьба круговая

Вариативная часть урока «Абыйдааьын», переводы на руках, бросок через бедро, защита от прохода в ноги подсечкой Николая Захарова - Сахаачча, нырок с подсечкой, защита подсечкой от прохода в ноги

Вариативная часть урока Абсолютное первенство, проигравший выбывает

В таблице 1 показано распределение для развития скоростно-силовых способностей основных элементов борьбы «Хапсагай» в детей старшего школьного возраста. вариативной части урока физической культуры

Таблица 2

Тематическое распределение часов на практическую подготовку учащихся

№ п/п Кл. Практический материал

1 10 Тема 1. История развития национальных видов спорта в Республике Саха (Якутия). Выдающиеся спортсмены республики. Тема 2. Национальная борьба «хапсагай». Правила борьбы.

2 10 Тема 3. Показ приемов, изучение приемов борьбы хапсагай. Тема 4. Совершенствование приемов борьбы хапсагай.

3 10 Тема 5. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых способностей посредством подвижных игр. Тема 6. «Абыйдааьын», переводы на руках, бросок через бедро, защита от прохода в ноги подсечкой Николая Захарова - Сахаачча, нырок с подсечкой, защита подсечкой от прохода в ноги.

4 10 Тема 7. Совершенствование изученных приемов. Тема 8. Перешагивание, «тургэннэьин», проходы в ноги, борьба круговая. Тема 9. Работа в парах, защита от прохода в ноги. Продергивание за руку с ложной атакой в ноги/

5 10 Тема 10. Учебно-тренировочные схватки. Работа в парах (использование изученных приемов). Тема 11. Абсолютное первенство, проигравший выбывает.

Из таблицы 2 видно, что в ходе опытно- 10 практических и одно теоретическое занятие. экспериментальнойработыбылипредусмотрены

Таблица 3

Распределение вариативной части урока физической культуры

№ Месяц Учебный материал (самобытные физические упражнения, элементы борьбы хапсагай, подвижные игры) Место проведения

1 Январь Ознакомление с правилами борьбы хапсагай, изучение приемов(«тургэн-нээьин», «халбарыйыы», нырок, подсечки, проходы в ноги и т.д.) Спортивный зал

2 Февраль Совершенствование изученных приемов борьбы хапсагай(«тургэннээьин», «халбарыйыы», нырок, подсечки, проходы в ноги и т.д.) Спортивный зал

3 Март Якутские национальные прыжки на одной ноге «Кылыы», «Ким тургэ-ний» (кто быстрее?), «Дьиэрэнкэй ойуу» (движения национального танца, передвижения с подскоком), «Ат буолан курэхтэьии» (бег на четвереньках), «Атах тэпсиитэ» (пятнашки), «Атах тоботуттэн тутан ойуу» (прыжок в длину с захватом носков ступней пальцами рук), «Чохчоохой» (прыжки в полуприседе). Спортивный зал

4 Апрель Проходы в ноги на скорость, прыжки с высоким подниманием бедра, прыжки на одной ноге, прыжки в тумбу, отбрасывание, проход в ноги по свистку Спортивный зал

5 Сентябрь Безостановочные прыжки на одной, двух ногах, попеременно с ноги на ногу, «Ботууктэьии» (бой петухов), «Обус буолан харсыьыы» (бой быков), «Кырынаастыыр» (подскоки в упоре лежа), «Ойбонтон уулааьын» (водопой из проруби), национальная борьба «Хапсагай», «Кэтэх тардыьыы» (перетягивание с ярмом) Спортивный зал

6 Октябрь Отработка проходов в ноги через веревку не касаясь ее, ускорение на месте, по хлопку проход в ноги. Схватка на время. Схватка с заданием: кто сделает больше приемов. Спортивный зал

В ходе проведения эксперимента на занятиях экспериментальной группы мы использовали силовые упражнения с элементами якутской национальной борьбы «Хапсагай» в различных вариациях, способствующие укреплению мышц ног, брюшного пресса и спины.

Результаты исследования показали, что в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента повсем видамтестирования достоверных различий не выявлено. Если

сравнить результаты на начальном и заключительном этапе эксперимента, то видим повышение развития физических качеств юношей старшего школьного возраста. Так, в челночном беге в экспериментальной группе прирост составил - 0,4сек., в прыжке в длину с места прирост составил + 7 см, в физическом упражнении «Кылыы» - 24 см, в упражнении «куобах» -16 см, в «Ыстанга» - 17 см и в подтягивании на перекладине прирост составил +3.

Таблица 4

Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы в среднем значении и прирост в процентах

№ Вид упражнений ЭГ прирост КГ прирост

до после до после

1 Подтягивание 9 12 33,3% 8 10 25%

2 Челночный бег 3х10 м 8,3 7,9 4,8% 8,4 8,2 2,3%

3 Прыжки в длину 2,31 2,38 3,03% 2,32 2,36 1,7%

4 Кылыы 16,36 17,00 3,9% 16,35 16,55 1,2%

5 Ыстанга 16,15 16,32 1,05% 16,14 16,28 0,86%

6 Куобах 14,04 14,20 1,13% 14,05 14,17 0,85%

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В ходе анализа научно-методической литературы определено, что в настоящее время общеразвивающие упражнения с использованием национальных видов спорта оказывают всестороннее и в то же время избирательное воздействие на организм человека. На занятиях по физической культуре в Республике Саха (Якутия) юноши старшего школьного возраста выбирают упражнения из национальных видов спорта как наиболее отвечающие возрасту и способствующие развитию физических качеств.

2. Разработанная методика с использованием элементов борьбы хапсагай в вариативной части урока физической культуры позволяет проводить занятия на более эмоциональном уровне, что в конечном итоге влияет на развитие физических качеств.

3. Анализ результатов, полученных после проведенного педагогического эксперимента, позволяет констатировать, что по большинству параметров учащиеся экспериментальной группы показали достоверно высокие результаты по сравнению с контрольной группой, что доказывает эффективность использования элементов борьбы «Хапсагай» для повышения физической подготовленности детей старшего школьного возраста.

Список литературы

1. Кочнев В. П. Возрождая традиции предков. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия». 2009: 320.

2. Кузнецов А.С. Методология многолетней технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля. Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы седьмого Международного научного конгресса. М.: СпортАкадемПресс. 2003; 3: 108-109.

3. Кузнецов А.С. Общая физическая подготовка в спортивной борьбе и целесообразность увеличения ее объемов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011; 6(1): 75-79. URL: http:// joumalsport.ru/images/vipuski/6-1/1.pdf

4. Кузнецов А.С. О целесообразности использования игр с элементами единоборств на начальном этапе подготовки в греко-римской борьбе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 47-54. DOI: 10.14526/20704798-2020-15-2-47-54

5. Кузнецов А.С. Результатыисследования вопросов базовой технической подготовки в якутской национальной борьбе «Хапсагай». Подготовка единоборцев: теория, методика и практика : материалы IX Международной научно-практической конференции (г. Чайковский, ЧГАФКиС, 1-2 апреля 2022 г.). Чайковский: Чайковская государственная академия физической культуры и спорта. 2022: 64-69.

6. Никитин С.Н. Истоки и становление якутской национальной борьбы «хапсагай» в отечественной системе спортивных единоборств. Теория и практика физической культуры. 2015;

3: 53-56.

7. Никифоров Н.В. Якутская национальная борьба хапсагай - ретроспектива и перспективы. Ученые записки. 2014; 7: 126-132.

Статья поступила в редакцию: 10.05.2022

Кузнецов Александр Семенович — доктор педагогических наук, профессор, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617760, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: kuznetsov-as@mail.ru

Сивцев Николай Николаевич — старший преподаватель, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 678670, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Чурапча, ул. Спортивная, дом 2, e-mail: sivsev-nik-nik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.