Научная статья на тему 'Использование электронных учебников при изучении математических дисциплин'

Использование электронных учебников при изучении математических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрина Т. П., Егоров П. В.

Авторами статьи предлагается один из методой создания электронного пособия по дискретной математике и математической логике. Учебник создан в формате электронной справки, что позволяет беспрепятственно использовать его на любых компьютерах без установки дополнительных программных средств, как на аудиторных занятиях, так и в процессе самостоятельной работы.Достоинствами учебного пособия является его структурированность и наличие поиска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюрина Т. П., Егоров П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors had proposed a method of creating an electronic manual for discrete mathematics and mathematical logic. The manual was created in the format of the electronic help, that allows using it on any computer without installing additional software, as in the classroom, so in the process of self-employment. The advantages of the manual is its' structure and the search service.

Текст научной работы на тему «Использование электронных учебников при изучении математических дисциплин»

лись в мультиплексоре, при этом использовалось отрицательное экспонен-циальное распределение.

Табл. 1. Исходные данные (пояснения в тексте)

Пользователь Скорость передачи а И Приложение 1-І

1 101,9 Kb/s 25 4.90Е-01 MPEG4 0.8

2 28kb/s 12,5 1.75Е+00 MPEG3(3Byic) 0.68

3 2 Mb/s 1125 4,00Е-01 WINRAR 0.7

Вывод: В результате имитации было получено, что средняя длинна очереди в системе Y|Y|I (при одинаковой интенсивности входного потока) больше, чем в системе М|М|1, а именно в 4-6 раз больше в режиме слабой загруженности (0.3<р<0.5), и примерно в 20 раз больше, если система работает в режиме (р~0.б5). Это означает, что мы не можем смоделировать реальный сетевой трафик, используя классическую модель М|М|1, т.к. резервные буферы, базирующиеся на модели М|М|1, при увеличения интенсивности входного потока могут заполниться раньше, чем ожидается.

Библиографические ссылки

1. Вентцель А.Д, Курс теории случайных процессов. М.: Наука, 1975. 320с.

2. Федер Б. Фракталы /Пер. с англ. М.: Мир, 1991. 254 с.

3. Шелуфин О.И., Тенякшев А.М., Осин A.B.Фрактальные процессы в телекоммуникациях. М.: Радио и связь, 2003. 354 с.

4. Tsybakov В., Georganas N. Self-similar processes in communications. //IEEE Trans. Inform. Theory. V. 44. Sep. 1998. PP. 1713-1725,

УДК 681.324

Т. П. Тюрина, П. В. Егоров

Новомосковский институт Российского химико-технологический университета им, Д.И. Менделеева, Россия, г. Новомосковск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

The authors had proposed a method of creating an. electronic manual for discrete mathematics and mathematical logic. The manual was created in the format of the electronic help, that allows using it on any computer without installing additional software, as in the classroom, so in the process of self-employment. The advantages of the manual is its’ structure and the search service.

Авторами статьи предлагается один из методов создания электронного пособия по дискретной математике и математической логике. Учебник создан в формате электронной справки, что позволяет беспрепятственно использовать его на любых компьютерах без установки дополнительных программных средств, как на аудиторных занятиях, так и в про-

цессе самостоятельной работы. Достоинствами учебного пособия является его структурированность и наличие поиска.

Авторами разработан электронный учебник, предназначенный для изучения двух предметов “Математическая логика и теория алгоритмов” и “Дискретная математика”, одним из основных моментов, при создании которого было отражение связи этих дисциплин, близких по содержанию, а также связей с предметами, изучаемыми студентами - будущими специалистами по обработке информации.

Предлагаемый компьютерный учебник (рис.) состоит из двух частей, соответствующих названиям дисциплин. Каждая часть разделена на два законченных взаимосвязанных фрагмента, обладающих определенной функцией и визуально представленных отдельными модулями (лекционный и практический), поделенными на разделы. В качестве среды разработки был выбран АЛоЪе Огеагт/естег.

Весь учебный материал четко структурирован, определен порядок изучения разделов и их взаимосвязь, глубина структуризации определяется сложностью предметного материала. Предусмотрено наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки), а также возможность осуществления самоконтроля по окончании каждого раздела или всего учебника с возможностью возврата к недостаточно усвоенному материалу.

Используя электронное учебное пособие, студент может четко увидеть. как полученный математический аппарат используется практически.

Все приложения являются достаточно наглядными и полезными с точки зрения использования их при изучении и многих специальных предметов, например, ряда предметов но компьютерным сетям.

Представление материала на разных уровнях изложения способствует повышению мотивации работы с электронным учебным пособием для студентов разного уровня подготовленности и заинтересованности.

Электронный учебник предназначен для использования как на автономных компьютерах (в домашних условиях и на практических аудиторных занятиях), так и в локальных сетях и сети Интернет для студентов всех форм обучения. Использование данного пособия возможно в высших учебных заведениях при наличии технических средств, отвечающих требованиям системы. Данное пособие может быть использовано при изучении двух предметов «Дискретная математика» и «Математическая логика и теория алгоритмов». Эти дисциплины тесно взаимосвязаны, поэтому авторы посчитали эффективным объединить фактически два учебника в один.

Теоретическая часть содержит материалы лекций и дополнительный материал, представленный в реферативном модуле. Практикум содержит задачи и практические работы с примерами выполнения.

Аналогична по структуре и вторая часть. Она содержит сведения из разделов исчисления высказываний, исчисления предикатов и теории алгоритмов и содержит всю минимально необходимую информацию для решения задач, выполнения лабораторных, домашних, контрольных работ и индивидуальных заданий по математической логике.

Теоретический материал иллюстрирован большим количеством примеров.

Рис. 1. Многоуровневая структура учебника

В электронном практикуме отводится особое место задачам, имеющим практическое значение и применение. В результате изучения предмета студент должен уметь выступать в качестве эксперта в области поставленной задачи: формировать задачу в терминах математической логики, определить к какому типу алгоритмической модели принадлежит данная задача, выбрать метод решения и определить алгоритмическую сложность метода решения поставленной задачи. Студент должен иметь навыки применения математической логики и теории алгоритмов при создании конкретных про-

граммных приложений. Электронный учебник играет основную роль в получении знаний и приобретении навыков.

Программа оснащена современным интерфейсом с использованием гиперссылок, реализацией режима поиска, наглядность обеспечивается графическими возможностями организацией иерархического представления материала. Для реализации рабочей страницы лекционного модуля использованы фреймы. Тест выполнен при помощи языка разметки гипертекста НТМЬ с использованием технологии JavaScri.pt.

Пособие содержит глоссарий, реализованный посредством гиперссылки на соответствующий программный модуль, отображаемый на главном фрейме. С помощью глоссария осуществляется навигация по лекционному модулю, что помогает студент)' в кратчайшие сроки найти нужный материал. Он разработан таким образом, что помогает избежать поисков како-го-либо определения, или алгоритма по всему учебнику, сразу открывая нужную страницу.

Общее суммарное время всех этапов учебной работы, включая работу с учебником, не должно превышать в эксперименте времени, отведенного на изучение предмета по учебному плану.

Чтобы точно определить дидактические возможности учебника по параметру К,ф необходимо провести по возможности полный курс обучения по пособию, т.е. изучать по нему предмет полностью. После каждого этапа проводится тестовый контроль для суждения о вкладе каждого средства обучения в процесс усвоения учебного материала учащимися.

Электронное обучение приводит к раннему освоению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний. Увеличение доли самостоятельного усвоения учебного материала обеспечивает выработку самостоятельности, ответственности, организованности, умения реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.

УДК 502.7

К). В. Гербер, Ю. И. Беляев, И. Д. Моисеева, С. А. Визина

Новомосковский институт (филиал) ГОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ОПЕРАТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРЫ МЕГАПОЛИСА

It is offered to use algorithm of the operative forecast for an estimation airflows movement forecasting, allowing to observe distribution of the gas cloud which have arisen in any point of investigated area, and to simulate movement of airflows over a city file.

Для оценки прогнозирования движения воздушных потоков предлагается использовать алгоритм оперативного прогноза, позволяющий наблюдать распространение газового облака, возникшего в любой точке исследованного района, и имитировать движение воздушных потоков над городским массивом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.