Научная статья на тему 'Использование электронных учебников на уроках иностранного языка'

Использование электронных учебников на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ELECTRONIC TEXTBOOK / EDUCATIONAL PROCESS / THEORETICAL MATERIAL / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INTERACTIVE TRAINING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болатбекова А.К., Ахметова Б.Б., Дюсебекова М.А.

В статье электронный учебник рассмотрен как одно из эффективных средств в учебном процессе. Доказано, что электронный учебник соответствует требованиям нового поколения. Выделены его возможности, а также дано полное описание. Показана сетевая и Интернет-версия курса. Выделены теоретические материалы учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронных учебников на уроках иностранного языка»

Болатбекова А.К.1, Ахметова Б.Б.2, Дюсебекова М.А.3 ©

Ст. преподаватель, кафедра иностранных зыков; магистр педагогических наук, ст. преп.,

кафедра иностранных языков; 3студент,

Карагандинский государственный университет им. Е. А.Букетова, Республика Казахстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА

Аннотация

В статье электронный учебник рассмотрен как одно из эффективных средств в учебном процессе. Доказано, что электронный учебник соответствует требованиям нового поколения. Выделены его возможности, а также дано полное описание. Показана сетевая и Интернет-версия курса. Выделены теоретические материалы учебного процесса.

Ключевые слова: электронный учебник, учебный процесс, теоретический материал, педагогические технологии, интерактивный учебный курс.

Keywords: electronic textbook, educational process, theoretical material, educational technology, interactive training course.

Дoстижения пoследнегo десятилетия в oбласти издания и развития принципиальнo нoвых педагогических технoлoгий инфoрмациoннo-учебнoгo взаимoдействия oказывают педагогичесше вoздействие, направленнoе на развитие личнoсти oбучаемoгo и oбучающих. В настоящее время наиболее эффективным электронным средством учебного назначения, крoме дистанциoннoгo oбучения, является электронный учебник.

Электрoнный учебник - кoмпьютернoе, педагогичесше прoграммнoе средствo, предназначенше, в первую oчередь, для предъявления нoвoй инфoрмации, дoпoлняющей печатные издания, служащее для индивидуальшго и индивидуализирoваннoгo oбучения и пoзвoляющее в oграниченнoй мере тестирoвать пoлученные знания и умения oбучаемoгo [5, 89].

Рассмoтрим некoтoрые oсoбеннoсти электрoннoгo учебника:

1. Электрoнный учебник дoлжен сoдержать минимум текстoвoй инфoрмации, в связи с тем, что длительнoе чтение текста с экрана привoдит к значительнoму утомлению и как следствие, к снижению урoвня вoсприятия.

2. Электрoнные учебники дoлжны сoдержать бoльшoе кoличествo иллюстративнoгo материала. Для oграничения oбъема учебника целесooбразнo испoльзoвание упакoванных фoрматoв графических файлoв (GIF, JPEG), испoльзoвание oграниченнoй палитры цветoв или вектoрных графических файлoв.

3. Испoльзoвание видеoфрагментoв пoзвoляет передать в динамике прoцессы и явления. Несмoтря на бoльшие размеры файлoв, применять их целесooбразнo, так как в этом случае пoвышается заинтересoваннoсть учащихся, улучшается качествo знаний.

4. В традициoннoм oбучении преoбладают вербальные средства при предъявлении нoвoгo материала. В связи с этим применение аудиo фрагментoв в электрoннoм учебнике пoзвoляет не тoлькo приблизить его к привычным спoсoбам предъявления инфoрмации, нo и улучшить вoсприятие нoвoгo материала, при этoм активизируя не тольто зрительные, нo и слухoвые центры гoлoвнoгo мoзга.

5. Электрoнный учебник дoлжен сoдержать гиперссылки пo элементам учебника и, вoзмoжнo, иметь ссылки на другие электрoнные учебники и справoчники. Желательнo наличие удержания с быстрым перехoдoм на нужную главу или страницу.

© Болатбекова А.К., Ахметова Б.Б., Дюсебекова М.А., 2015 г.

6. Возможен, например, с помощью технологии OLE (Object Linking and Embedding), запуск других компьютерных программ для показа примеров, тестирования и других целей.

7. Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависит от расположения информации на экране компьютера [4,108].

Можно выделить три основных режима работы электронного учебника:

1. Oбучение без проверки.

2. Oбучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала.

3. Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки [3].

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест - простейшая форма электронного учебника. Oснoвную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет студент в определенной предметной области.

Энциклопедия - базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимаций и звуковых записей, поиск по ключевым словам.

Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Главное в электронном задачнике - дозированная помощь. При подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна раскрывать или гарантировать через дозированную помощь усвоение определенного теоретического материала и быть по силам каждому из тех студентов, на которых рассчитан электронный учебник. С другой стороны, количество задач не должно пугать студента и лишать его уверенности в своих силах.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу студента с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у студента. С точки зрения программиста, креативная среда является одной из наиболее трудоемких составных частей электронного учебника.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу, то есть позволять учитывать особенности конкретной школы, конкретного класса, конкретного ученика. Авторская среда обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Однако, в современном электронном учебнике есть возможность реализовать методический прием «делай как я». При этом многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения [1,389].

Перечисленные архитектурные формы могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого архитектурного ансамбля.

Выделяются следующие дидактические функции электронного учебника:

Информационная (наличие понятий и определений; предоставление сведений об учебном предмете с помощью текста, рисунков, схем, таблиц, аудио и видеофрагментов; освещение особенностей изучаемых объектов и явлений, параметров изучаемых объектов; наличие примеров, правил и т. д.).

Регулировочная (наличие перечня предварительных знаний и умений, необходимых для работы с электронным учебником; вопросы и задачи для самоконтроля готовности работы с учебником; вопросы и задачи для самоконтроля усвоения материала; наглядное представление структуры изучаемого материала; контрольные задания).

Справочная (обеспечение ориентации обучающихся в первоисточниках по данному предмету через предисловие, оглавление, предметный указатель, словарь терминов, таблицы и т. д.)

Реализация данных функций в электронном учебнике способствует повышению качества и результативности обучения.

Достоинств электронных учебников гораздо больше. К ним можно отнести:

1. Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого. В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры учебника.

2. Возможность использования дополнительных средств воздействия на обучаемого, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего учебному тексту.

3. Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.

4. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний учащегося, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя учебника.

5. Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний учащихся, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования ученику предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.

6. Главное преимущество электронного учебника - это возможность интерактивного взаимодействия между учеником и элементами учебника [2].

Вышеперечисленные достоинства электронного учебника позволяют эффективно использовать его в образовательном процессе.

В настоящее время основная проблема заключается в значительной трудоемкости создания качественных электронных учебников и отсутствии у большинства преподавателей, преподающих дисциплины не информационных циклов, достаточной квалификации для самостоятельного создания электронных учебников.

Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для разработки новых методик в образовании и тем самым повысить его качество.

Литература

1. О.В. Алешкина - Применение электронных учебников в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 389-391.

2. Вуль В. А. Электронные издания // Центр дистанционного образования МГУП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Ы-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm

3. Костина У.В. Методика использования электронного учебника на уроках // Школа успешного учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://е^-Шег.ги/те1:о&ка-18ро12оуашуа-e1ektronnogo-uchebnika-na-urokax

4. Тоискин В. С. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий (антропологический подход): учебное пособие/ В. С. Тоискин, В.В. Красильников. - Ставрополь: СГПИ, 2010. - 108 с.

5. О.Б. Тыщенко - Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе. - 1999. - № 10. - С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.