Т.Ю. Журавлева
Использование электронного образовательного ресурса при изучении дисциплины «Русская литература XVIII века»
В статье анализируется опыт создания и апробации электронного образовательного ресурса по дисциплине «История русской литературы XVIII в.» для прикладного бакалавриата.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, методика преподавания литературы.
Основной задачей современного вузовского образования в данный момент становится формирование императива опережающего качества образования, обеспечивающего непрерывный профессиональный рост специалиста. В этом контексте ведущей тенденцией организации образовательного процесса в высшей школе становится широкое использование электронных образовательных ресурсов в качестве основной формы обучения для заочного/дистанционного образования и дополнительной - для очной формы обучения.
В предлагаемой статье анализируется опыт создания и апробации электронного образовательного ресурса (ЭОР) по дисциплине «История русской литературы XVIII в.» для прикладного бакалавриата, разработанный в соответствии с созданной в МГГУ им. М.А. Шолохова Концепцией использования виртуальной образовательной среды [1, с. 7], инновационность и актуальность которой заключается в интеграции традиционных успешных методик и технологий обучения/повышения квалификации педагогов, ранее недоступных вне виртуальной образовательной среды.
Дисциплина «История русской литературы XVIII в.» изучается на 1 курсе прикладного бакалавриата во втором семестре. По учебному плану на изучение курса отведено 36 часов (18 лекционных часов и 18 часов практических занятий). Формальная структура ЭОР простая и четкая: нулевой блок, который содержит все необходимые методические материалы; учебный (календарный) план-график и правила обучения в данном курсе; тематические учебные блоки.
Нулевой блок ЭОР обеспечивает студентов всей необходимой инфор-
Л мацией и инструментарием для изучения теоретических вопросов и выпол-
О
| нения практических заданий элементов курса. Два форума нулевого блока (новостной и вопрос-ответный) предназначены для ежедневного общения преподавателя и студентов: в первом анонсируются предстоящие события и мероприятия, во втором, ежедневно открытом для онлайн-общения в определенные часы, студенты могут оперативно получить ответы на интересующие их вопросы.
Подробный список учебников, учебных пособий, материалов и исследований, представленный интерактивными ссылками, дает студентам возможность самостоятельно выбрать учебник по изучаемой дисциплине, познакомиться с точками зрения известных ученых на проблемы истории и поэтики того или иного произведения, конкретного периода становления и развития русской литературы XVIII в.
Список литературы для обязательного и факультативного изучения определяет необходимый минимум произведений для текстуального изучения и дает возможность выборочного или более широкого знакомства с литературным процессом изучаемого периода, открывает новые имена писателей XVIII в. (например, Василий Данилов Шапошников).
Презентации по культуре и искусству XVIII в., отражающие все аспекты становления и развития русского искусства изучаемого периода, формируют представления о культурном контексте эпохи и синхронизируют значимые исторические, общественные, политические, идеологические события России и Западной Европы и этапы развития русского искусства в целом и русской литературы в частности.
В разделе «Методические материалы» для студентов представлены рекомендации для выполнения практических заданий ЭОР.
Также в нулевом блоке собраны гиперссылки на научные и фундаментальные библиотеки русской литературы, в которых широко представлено творчество писателей XVIII в. в современных и репринтных изданиях.
Завершает нулевой блок учебный план-график дисциплины, в котором подробно расписаны виды и формы групповых и индивидуальных работ, сроки доступности элементов и ресурсов курса и предоставления их преподавателю.
Таким образом, нулевой блок электронного образовательного ресурса способствует созданию максимально комфортных условий для работы студентов по изучению дисциплины.
Основной корпус ЭОР «Русская литература XVIII в.» составляют тематические блоки, освещающие ключевые проблемы истории
становления и развития русской национальной литературы в эпоху формирования новой государственности и новой формы власти -абсолютной монархии.
В истории русской литературы XVIII век занимает совершенно уникальное место - это предыстория литературы, строительство ее фундамента (так, например, Ю.Н. Минералов считает, что в XVIII в. художественной литературы не было, а существовала только русская словесность) [3]. Формирование русской литературы в этот период шло параллельно с воспитанием человека эпохи - человека новой эмоциональной культуры, светского, образованного, имеющего активную жизненную позицию, способного поставить гражданские добродетели выше личных интересов. Русская литература в своих текстах создавала идеал человека-гражданина, истинного сына Отечества и воспитывала читателя, способного адекватно воспринимать эти тексты, которые генерировали русскую действительность (Ю.М. Лотман) [2].
Исследование эволюции образа героя эпохи в русской литературе XVIII в. стало основной идеей организации материала при изучении дисциплины с использование ЭОР.
Для эффективного изучения курса «История русской литературы XVIII в.» были сформированы 9 блоков, каждый из которых включает лекцию и серию практических заданий. В лекционных блоках, раскрывающих тему реализации проекта новой русской литературы в XVIII в., излагается авторская точка зрения, суть которой заключается в следующем: произведения русской литературы XVIII в. способствуют успешной социализации человека в «Российских Европиях», когда рассыпалась старая картина мира, а «Духовный регламент» Ф. Прокоповича подверг старообрядцев остракизму.
Лекционный текст в ЭОР представлен 20 фрагментами небольшого объема - до 2500 печатных знаков. После каждого фрагмента студенты должны дать ответы на 3 тестовых вопроса, помогающих усвоить основные факты и выводы данной подтемы.
Для творческого осмысления и закрепления теоретического материала студентам предлагается изучить соответствующий раздел учебника по истории русской литературы XVIII в. (по выбору) и выполнить задания к лекции: заполнить аналитическую таблицу, вступить в дискуссию с преподавателем и сокурсниками на форуме, написать эссе, ознакомиться в электронной научной библиотеке с работами литературоведов по данному вопросу, составить глоссарий темы и т.п.
Для примера приведем задания к первой лекции.
С
103
и
V I
Задание 1.1 (13-20 февраля)
*
Ц Зарегистрируйтесь на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru/
о
Й defaultx.asp.
Скриншот регистрации прикрепите к ответу на задание, нажав на кнопку «Загрузить файл».
Задание 1.2 (13-28 февраля)
1. Проанализируйте материалы лекции и соответствующие разделы учебника «История русской литературы XVIII в.» О.Б. Лебедевой («Введение в историю русской литературы XVIII в.», «Литература первой трети XVIII в.») и заполните таблицу «Отличия новой литературы от древнерусской» (таблица 1. — Т.Ж.).
Таблица 1.
Отличия новой литературы от древнерусской
Древнерусская литература Критерии сопоставления Литература Нового времени
Человек и мир Основная идея
Анонимная Рукописная Форма
Самодостаточный смысл (религия и метафизика) Содержание
Вера Орган творчества и эстетического наслаждения
Христианское Понимание человека
Задание 1.3. Форум (13-28 февраля)
Примите участие в тематическом форуме.
1. Нажмите на слово «Утверждение». Опровергните или подтвердите утверждение «Русская литература переходного периода представляет героя новой эпохи», аргументируя свою позицию (не более 500 знаков с пробелами); нажмите на кнопку «Ответить».
2. Нажмите на кнопку «Ответить» под высказыванием коллеги и оставьте свои комментарии на его позицию.
Серия практических заданий к лекции состоит, как правило, из 8-9 позиций, 3 постоянных и 5-6 вариативных. Константами этих заданий являются: составление синхронистической таблицы общественно-политической и культурной жизни России и Европы XVIII в., подготовка видеофайла «Культурный контекст эпохи» и тест для самопроверки знаний по данной теме.
Представим некоторые виды заданий, которые выносятся на практическое занятие после изучения лекционного материала первого блока.
Задание 1.1. Синхронистическая таблица общественно-политической и культурной жизни России и Европы XVIII в. (21 марта - 4 апреля)
1. Изучив лекцию и соответствующие разделы учебника по истории русской литературы XVIII в. (по выбору), заполните синхронистическую таблицу по изучаемому периоду (1700-1725 гг.) (таблица 2 - Т.Ж.).
Таблица 2.
Синхронистическая таблица общественно-политической и культурной жизни России и Европы XVIII в.
С
105
и га
Си I
Годы Историко-культурные события Литературный процесс в Европе Литературный процесс в России
1700 Начало правления Петра I (1682-1725) Мирный договор России с Турцией Основание Берлинской Академии наук Начало Северной войны (1700-1721)
1701 Открытие в Москве школы навигационных и математических наук
1702 Основание в Москве театра Кунста-Фюрста (1702-1707) Основание первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1727)
1703 Основание Санкт-Петербурга
1704 Лейбниц Г.В. (1646-1716) «Новые опыты о человеческом рассудке»
2. Файл с заполненной таблицей прикрепите к ответу на задание, нажав кнопку «Загрузить файл».
Задание 1.2. Форум (21 марта - 4 апреля).
Примите участие в тематическом форуме.
1. Нажмите на слово «Утверждение». Опровергните или подтвердите утверждение «Каждая эпоха меняет концепцию человека», аргументируя свою позицию (не более 500 знаков с пробелами); нажмите на кнопку «Ответить».
2. Нажмите на кнопку «Ответить» под высказыванием коллеги и оставьте свои комментарии на его позицию.
Задание 1.4. Видеофайл «Культурный контекст эпохи» (21 марта -
Л 4 апреля).
о
S 1. Проанализируйте материалы лекции, соответствующие разделы учебника по
история русской литературы XVIII в. (по выбору), презентации (Приложение 1.4.).
2. Подготовьте сообщение (мини-доклад, виртуальную экскурсию и т.п.) на тему «Культура и искусство 1700-1725 гг. в зеркале русской поэзии» с обязательным чтением наизусть одного из рекомендованных к заучиванию текстов (см. нулевой блок). Запишите ваше выступление на видео в формате AVI, MPEG, FLV, MOV, MP4. Объем - до 5 мин.
3. Файл прикрепите к ответу на задание, нажав кнопку «Загрузить файл».
Практическое занятие 1.6. Рукописные повести. Стилистический
практикум (21 марта - 4 апреля)
1. Прочитайте «Гисторию о российском матросе Василии Кориотском».
2. Учитывая, что антитеза является ведущим приемом создания образной системы повести, поясните, как раскрывают образ главного героя второстепенные и эпизодические персонажи. Докажите, что жизнь Василия Кориотского не только «хождение», но и «восхождение». Дайте письменный ответ - не более 500 знаков с пробелами.
3. Заполните схему образной системы «Гистории» (Приложение 1.6).
4. Файл прикрепите к ответу на задание (п. 2, 3), нажав кнопку «Загрузить файл».
Практическое занятие 1.8. Литературное творчество как проект: от
замысла - к воплощению. Стилистический практикум (4-11 апреля)
1. Сравнив фрагменты разных редакций сатиры А.Д. Кантемира «На хулящих учение», докажите рост художественного мастерства ее автора. Письменный ответ - до 500 знаков с пробелами. (Приложение 2.5).
2*. Продолжите стихотворение в стилистике А.Д. Кантемира на тему «Человек эпохи просвещения не духовного, а светского учения». Объем - до 12 строк. (Приложение 2.5.1)
4. Файл прикрепите к ответу на задание (п. 1, 2), нажав кнопку «Загрузить файл».
Заполнение синхронистической таблицы к каждому тематическому блоку формирует фактологическую картину изменения статуса России на карте культурной жизни Европы и свидетельствует об интенсивности и спрессованности процесса становления национальной русской литературы.
Создание ролика по теме «Культурный контекст эпохи», помимо основной учебной цели контроля знаний текстов, рекомендованных к заучиванию наизусть, решает задачу творческой интерпретации произведений литературы в разные исторические периоды, выявляя принципы отбора художественных произведений, составляющих корпус русской классики1.
1 С примерами учебных видеороликов «Культурный контекст эпохи: век XVIII» можно ознакомиться в группе «Мой XVIII век» (https://vk.com/club35843500).
[
и
<v х
107
Для формирования профессиональных компетенций и навыков литературоведческого анализа и интерпретации текстов художественных * ^ произведений разработаны разные типы заданий, ориентированных на исследование поэтики, стилистики, художественного мира литературного произведения. Помимо этого в каждом тематическом блоке предусмотрен формат творческого, практического закрепления теоретических знаний: так, после изучения одического канона и одической строфы М.В. Ломоносова студентам предлагается сочинить свой текст на тему «О пользе знаний», после стилистического анализа повестей Н.М. Карамзина -использовать методы и приемы создания ритмической прозы в рассказе о первой любви.
Практические задания завершающего блока электронного образовательного ресурса обобщают, систематизируют изученный материал и составляют квинтэссенцию дисциплины: определен глоссарий курса; представлена хронология создания литературного языка и жанровой и стилевой системы, ключевых художественных текстов; прослежена эволюция концепции человека и образа героя эпохи; сформулирован вывод о значении XVIII в. в истории русской культуры, сопоставимого со значением эпохи Возрождения в Западной Европы.
Сегодня виртуальная образовательная среда - тренд, который влияет на развитие образования, помогает преподавателю, мотивирует студентов. К положительным аспектам работы в ЭОР отнесем и уникальную возможность преподавателя проверить создавае-мые элементы и ресурсы на понимание: предложить их студентам в очной аудитории и не комментировать, позволить самим найти правильные (понимаемые) формулировки.
В ЭОР каждый студент может учиться в своем ритме, выбирать свою траекторию постижения дисциплины, объем практических заданий, тем самым формируя оценку рубежного контроля, которая автоматически высчитывается системой и не зависит от межличностных взаимоотношений студента и преподавателя.
Библиографический список
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С. Педагогические аспекты разработки электронного образовательного ресурса практикующим педагогом: Краткий путеводитель. М., 2014.
2. Минералов Ю. И. История русской словесности XVIII века. М., 2003.
3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.