Научная статья на тему 'Виртуальный кабинет как инструментальное средство педагогической технологии преподавателя нового типа'

Виртуальный кабинет как инструментальное средство педагогической технологии преподавателя нового типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА / ДВУХУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ФОРМАТ / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старыгина С. Д.

Информационная глобализация общества, перестройка общественно-экономического формата, двухуровневая образовательная система, (реализуемая в компетентностном формате), потребность в массовой подготовке инженеров, быстрое старение и усложнение нового учебного материала и т.д. все это приводит к необходимости автоматизации (в более широком смысле информатизации) образовательной системы, в том числе педагогического труда. В настоящее время не ощущается недостатка в инструментальных средствах, но методология педагогики в части диагностики качества подготовки, организации, ведения учебной деятельности остается в неразвитом состоянии, и это вызывает особую озабоченность в связи с переходом на двухуровневую образовательную систему (ДОС). В работе предлагается преподавателю организовать виртуальный кабинет (личную Web-лабораторию) для ведения педагогической деятельности. Преподаватель вместе со своей Web-лабораторией это преподаватель совершенно нового качественного уровня (нового типа). При этом он многократно увеличивает мощность педагогического воздействия на обучающихся, такой преподаватель становится «вооруженным» Web-дидактической технологией в своей деятельности. А это позволяет в свою очередь решить большую часть актуальных педагогических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальный кабинет как инструментальное средство педагогической технологии преподавателя нового типа»

Educational Technology & Society 10(4) 2007

ISSN 1436-4522

Виртуальный кабинет как инструментальное средство педагогической технологии преподавателя нового типа

С.Д. Старыгина кафедра информатики и прикладной математики Казанский государственный технологический университет, Казань svetacd kazan@mail.ru

Аннотация

Информационная глобализация общества, перестройка общественноэкономического формата, двухуровневая образовательная система,

(реализуемая в компетентностном формате), потребность в массовой подготовке инженеров, быстрое старение и усложнение нового учебного материала и т.д. все это приводит к необходимости автоматизации (в более широком смысле информатизации) образовательной системы, в том числе педагогического труда. В настоящее время не ощущается недостатка в инструментальных средствах, но методология педагогики в части диагностики качества подготовки, организации, ведения учебной деятельности остается в неразвитом состоянии, и это вызывает особую озабоченность в связи с переходом на двухуровневую образовательную систему (ДОС).

В работе предлагается преподавателю организовать виртуальный кабинет (личную Web-лабораторию) для ведения педагогической деятельности. Преподаватель вместе со своей Web-лабораторией это преподаватель совершенно нового качественного уровня (нового типа). При этом он многократно увеличивает мощность педагогического воздействия на обучающихся, такой преподаватель становится «вооруженным» Web-дидактической технологией в своей деятельности. А это позволяет в свою очередь решить большую часть актуальных педагогических проблем.

Ключевые слова.

информатизация образования, интенсификация педагогического труда, двухуровневое образование, компетентностный формат, Moodle

Проблемы организации личной Web-лаборатории

Web-лабораторию предлагается организовать в системе Moodle. Это бесплатная развиваемая международным сообществом доступная система электронного обучения, где уже существует шаблон вашей лаборатории, т.е. по существу его только необходимо конфигурировать и заполнить содержанием (контентом). Какие основные проблемы при этом возникают:

1. Необходимо устанавливать на личном компьютере локальный вариант Moodle, чтобы вне сети могли бы разрабатывать свой учебнометодический комплекс дисциплины (УМКД), т.е. рабочую программу по ФГОС ВПО: лекции, содержание практических и лабораторных работ, работы, батареи тестов, материалы для самостоятельной работы, контрольные работы, презентации лекции и лабораторных работ, сценарии ведения форумов и т.д. Установить темп и режимы организации учебной деятельности, т.е. календарный план работ и диагностики состояния развития способностей и требуемые объемы интериоризации информационных ресурсов (знаний).

Комментарий. Конечно, это можно сделать и в Web-сети, но, сколько сетевых и финансовых ресурсов вы при этом затратите, а если к этому прибавить время тренировок преподавания для работы с использованием Web лаборатории, то получится внушительная цифра.

Вывод. Разумеется, инструмент лучше иметь ресурсосберегающий и дома.

2. Необходимо созданный вами УМКД с личного компьютера перенести в локальную или глобальную сеть (в зависимости от потребностей). При создании УМКД в Moodle часть информации вы можете сделать не видимой (например, ту часть информации, которая не нужна студенту). После этого вы можете вести педагогическую деятельность с использованием Web-лаборатории на трех уровнях: на индивидуальном, локальном, глобальном.

3. Требуется быстро решить первые две проблемы в масштабах

университета, например КГТУ (КХТИ), с целью реализации ДОС в компетентностном формате с помощью комплексов Web-лабораторий. Причем, Web-лаборатория как инструментальное средство

преподавателем используется в разных вариантах при подготовке инженеров дневной, заочной, очно-заочной, дистанционной форм

обучения.

Методика решения первой проблемы

Шаг 1. Установка Denwer (Денвера). Для установки Денвера необходимо, чтобы компьютер был настроен для работы с сетью. Для этого откройте Пуск-Выполнить и наберите в появившемся окне ping 127.0.0.1 (рис. 1).

За пуск про г раммы

т

Введите имя программы; папки, документа или ресурса Интернета, и УМга^ои; откроет их,

¡па 127,0.0.1

ОК

Отмена

Обзор...

Рис. 1.

После нажатия кнопки ОК, появится окно (рис. 2).

с а" C:\WINDOWS\system32\ping.exe _ П X

Обмен пакетами с 127.0.0.1 по 32 байт: —

Ответ от 127.0.0.1: число баит=32 время<1мс TTL=128 —

Ответ от 127.0.0.1: число баит=32 время<1мс TTL=128

Ответ от 127.0.0.1: число байт=32 время<1мс TTL=128

Рис. 2.

Если вы видите рис. 2, то можно приступать к установке дистрибутива, который можно скачать по адресу http://www.denwer.ru/dis/Base/.

После скачивания дистрибутива распакуйте файл. После распаковки автоматически запустится установка программы:

1. При установке будет задан вопрос, о том в каком каталоге вы бы хотели установить программу (по умолчанию используется C:\WebServers, вам нужно лишь нажать Enter, чтобы согласиться с этим выбором).

2. Далее вам будет предложено ввести имя виртуального диска, который буде связан с директорией C:\WebServers (по умолчанию это диск Z:, если у вас нет диска с таким именем, то рекомендуется согласиться).

3. Затем начнется копирование файлов дистрибутива.

4. В конце будет о том, как вы собираетесь запускать программный комплекс:

1. Создавать виртуальный диск при загрузке машины.

2. Создавать виртуальный диск только по явной команде старта комплекса. И, соответственно, отключать диск от системы — при остановке серверов.

На данный вопрос лучше ответить, поставив цифру 1.

Все установка завершена.

Щелкайте по созданному инсталлятором ярлыку Start servers на Рабочем столе, а затем, дождавшись, когда все консольные окна исчезнут, открывайте браузер и набирайте в нем адрес: http ://lo calho st.

Если вы перед собой увидели картинку (рис. 3.) то, все в порядке вы успешно установили Денвер.

Ура, «аработало! |"Щ~

Генеральный спонсор проекта Денвер —постинг-провайдер Het.Ru.

Если же после работы с Денвером вы захотите разместить сайт в Интернете, мы можем порекомендовать для этого серьезный., пр о ф региональный костинг от спонсора проекта Денвер — компании Net.Ru. На всех тарифных планах поддерживаются: Perl, РНР4 и РНР5, JSP, MySQL, PostgreSQL, Ruby, Ruby on Rails, SSH-доступ к сайту и т.д.

Если вам нужен недорогой, профессиональный хостинг, вы можете разместить ваш сайт в хостинг-компании Slavliost.m. С поддержкой РНР, Perl, MySql. При регистрации хостинга нашесть месяцев и более предоставляется бесплатный домен в любой зоне

Настоятельно рекомендуем проверить работоспособность сервера при помощи следующих далее ссылок. Посмотрев результат, нажмите кнопку Назад, чтобы перейти к другой ссылке. Если что-то не заработало, проделайте следующие действия:

1. Загляните в log-файл виртуального хоста (/home/ localhost/error. log).

2 Прочитайте ответы на часто задаваемые вопросы.

3. Если ответа нет в FAQ, зайдите в форум по адресу http://forum.dklab.ru/denwer и воспользуйтесь мошной поисковой системой — 9 шансов из 10, что ответ на ваш вопрос уже есть в базе данных.

Рис. 3.

Шаг 2.Установка ЫооМг (Мудл). Скачайте программу Moodle с адреса http://download.moodle.org/windows/. Распакуйте архив.

Запустите Денвер. Скопируйте распакованный архив в папку

Z:\home\localhost\www, предварительно удалив оттуда все файлы.

Запустите http://localhost/moodle/moodle/. Начнется установка программы Moodle. В процессе установки выберете «русский язык», и установите программу.

После установки оформите интерфейс по своему усмотрению. И можете начинать вводить курсы.

Методика решения второй проблемы

Шаг 1. Создание бэкаповский файл курса. Для переноса приготовленного вами курса, вам нужно создать бэкаповский файл курса, для этого произведите следующие шаги:

1. Откройте курс, который вы хотите перенести.

2. Выберете в панели Редактирование - Резервное копирование (рис. 4).

Управление

А Редактировать ИЛ Установки Л Назначить роли И Группы Резервное копирование £? Восстановить £? Импорт Чистка [У Отнеты Вопросы ¿П. Шкалы _1 Файлы И Оценки Ш ИСКЛЮЧИТЬ из МТ

Рис. 4.

3. Поставьте галочки во все поля (это можно сделать, нажав на «Все», рис. 5).

Рис. 5.

4. Внизу выберете соответственно (рис. 6).

Пользователи: Логи:

Курс V

Да

Пользовательские файлы: Да V

Файлы курса: Да V

Продолжить

Отмена

Рис. 6.

И нажмите клавишу продолжить.

5. Далее система покажет детали создаваемой копии. Нажмите продолжить».

6. Система выдаст сообщение об успешном резервном копировании, нажмите продолжить.

Созданный вами файл помещается по умолчанию в папку backupdata, которая находится в подменю Файл.

7. Для переноса созданного файла его нужно скопировать, для этого нажмите на файл и скопируйте его в нужное вам место.

Шаг 2. Инсталляция бэкаповский файл курса. Для распаковки созданного файла (принесенного с компьютера на котором вы его создали), сделайте следующее:

1. Нужно перенести файл в папку файлы backupdata. Для этого в меню управления выберете файл (рис. 7).

Управление

«I Редактировать [Пі Установки № Назначить роли »? Группы £? Резервное копирование $ Восстановить Импорт ■+| Чистка Отчеты Вопросы Шкалы С] Файлы И Оценки J исключить из МТ

Рис. 7.

2. Откройте папку ЬаскирсШа . Далее выберете закачать файл (рис. 8).

С выбранными файлами...

Создать каталог | [ Выбрать все ] [ Убрать выделение | | Закачать файл

Рис. 8.

3. В обзоре укажите, откуда закачать файл и нажмите отправить.

4. Далее выберете закачанный файл и нажмите Восстановить

Методика решения третьей проблемы

Для быстрой массовой подготовки преподавателей (например, в рамках КГТУ) необходимо использовать всем известную модель финансовой пирамиды, только с образовательной целью. Принципиальная схема следующая:

1. Собирается группа (не более 8 человек, представителей разных кафедр) и обучаются решать 1 и 2 проблемы. Причем опыт показывает, что достаточно двухразовое обучение при наличии раздаточного материала и Интернет поддержки.

2. Каждый обученный член первой группы собирает свою группу, и проводит обучение по той же схеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. При серьезной организации по такой схеме можно обучить всех преподавателей КГТУ за 2 недели. Например, это можно сделать в период студенческих каникул.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.