Educational Technology & Society 10(4) 2007
ISSN 1436-4522
Виртуальный кабинет как инструментальное средство педагогической технологии преподавателя нового типа
С.Д. Старыгина кафедра информатики и прикладной математики Казанский государственный технологический университет, Казань svetacd [email protected]
Аннотация
Информационная глобализация общества, перестройка общественноэкономического формата, двухуровневая образовательная система,
(реализуемая в компетентностном формате), потребность в массовой подготовке инженеров, быстрое старение и усложнение нового учебного материала и т.д. все это приводит к необходимости автоматизации (в более широком смысле информатизации) образовательной системы, в том числе педагогического труда. В настоящее время не ощущается недостатка в инструментальных средствах, но методология педагогики в части диагностики качества подготовки, организации, ведения учебной деятельности остается в неразвитом состоянии, и это вызывает особую озабоченность в связи с переходом на двухуровневую образовательную систему (ДОС).
В работе предлагается преподавателю организовать виртуальный кабинет (личную Web-лабораторию) для ведения педагогической деятельности. Преподаватель вместе со своей Web-лабораторией это преподаватель совершенно нового качественного уровня (нового типа). При этом он многократно увеличивает мощность педагогического воздействия на обучающихся, такой преподаватель становится «вооруженным» Web-дидактической технологией в своей деятельности. А это позволяет в свою очередь решить большую часть актуальных педагогических проблем.
Ключевые слова.
информатизация образования, интенсификация педагогического труда, двухуровневое образование, компетентностный формат, Moodle
Проблемы организации личной Web-лаборатории
Web-лабораторию предлагается организовать в системе Moodle. Это бесплатная развиваемая международным сообществом доступная система электронного обучения, где уже существует шаблон вашей лаборатории, т.е. по существу его только необходимо конфигурировать и заполнить содержанием (контентом). Какие основные проблемы при этом возникают:
1. Необходимо устанавливать на личном компьютере локальный вариант Moodle, чтобы вне сети могли бы разрабатывать свой учебнометодический комплекс дисциплины (УМКД), т.е. рабочую программу по ФГОС ВПО: лекции, содержание практических и лабораторных работ, работы, батареи тестов, материалы для самостоятельной работы, контрольные работы, презентации лекции и лабораторных работ, сценарии ведения форумов и т.д. Установить темп и режимы организации учебной деятельности, т.е. календарный план работ и диагностики состояния развития способностей и требуемые объемы интериоризации информационных ресурсов (знаний).
Комментарий. Конечно, это можно сделать и в Web-сети, но, сколько сетевых и финансовых ресурсов вы при этом затратите, а если к этому прибавить время тренировок преподавания для работы с использованием Web лаборатории, то получится внушительная цифра.
Вывод. Разумеется, инструмент лучше иметь ресурсосберегающий и дома.
2. Необходимо созданный вами УМКД с личного компьютера перенести в локальную или глобальную сеть (в зависимости от потребностей). При создании УМКД в Moodle часть информации вы можете сделать не видимой (например, ту часть информации, которая не нужна студенту). После этого вы можете вести педагогическую деятельность с использованием Web-лаборатории на трех уровнях: на индивидуальном, локальном, глобальном.
3. Требуется быстро решить первые две проблемы в масштабах
университета, например КГТУ (КХТИ), с целью реализации ДОС в компетентностном формате с помощью комплексов Web-лабораторий. Причем, Web-лаборатория как инструментальное средство
преподавателем используется в разных вариантах при подготовке инженеров дневной, заочной, очно-заочной, дистанционной форм
обучения.
Методика решения первой проблемы
Шаг 1. Установка Denwer (Денвера). Для установки Денвера необходимо, чтобы компьютер был настроен для работы с сетью. Для этого откройте Пуск-Выполнить и наберите в появившемся окне ping 127.0.0.1 (рис. 1).
За пуск про г раммы
т
Введите имя программы; папки, документа или ресурса Интернета, и УМга^ои; откроет их,
¡па 127,0.0.1
ОК
Отмена
Обзор...
Рис. 1.
После нажатия кнопки ОК, появится окно (рис. 2).
с а" C:\WINDOWS\system32\ping.exe _ П X
Обмен пакетами с 127.0.0.1 по 32 байт: —
Ответ от 127.0.0.1: число баит=32 время<1мс TTL=128 —
Ответ от 127.0.0.1: число баит=32 время<1мс TTL=128
Ответ от 127.0.0.1: число байт=32 время<1мс TTL=128
Рис. 2.
Если вы видите рис. 2, то можно приступать к установке дистрибутива, который можно скачать по адресу http://www.denwer.ru/dis/Base/.
После скачивания дистрибутива распакуйте файл. После распаковки автоматически запустится установка программы:
1. При установке будет задан вопрос, о том в каком каталоге вы бы хотели установить программу (по умолчанию используется C:\WebServers, вам нужно лишь нажать Enter, чтобы согласиться с этим выбором).
2. Далее вам будет предложено ввести имя виртуального диска, который буде связан с директорией C:\WebServers (по умолчанию это диск Z:, если у вас нет диска с таким именем, то рекомендуется согласиться).
3. Затем начнется копирование файлов дистрибутива.
4. В конце будет о том, как вы собираетесь запускать программный комплекс:
1. Создавать виртуальный диск при загрузке машины.
2. Создавать виртуальный диск только по явной команде старта комплекса. И, соответственно, отключать диск от системы — при остановке серверов.
На данный вопрос лучше ответить, поставив цифру 1.
Все установка завершена.
Щелкайте по созданному инсталлятором ярлыку Start servers на Рабочем столе, а затем, дождавшись, когда все консольные окна исчезнут, открывайте браузер и набирайте в нем адрес: http ://lo calho st.
Если вы перед собой увидели картинку (рис. 3.) то, все в порядке вы успешно установили Денвер.
Ура, «аработало! |"Щ~
Генеральный спонсор проекта Денвер —постинг-провайдер Het.Ru.
Если же после работы с Денвером вы захотите разместить сайт в Интернете, мы можем порекомендовать для этого серьезный., пр о ф региональный костинг от спонсора проекта Денвер — компании Net.Ru. На всех тарифных планах поддерживаются: Perl, РНР4 и РНР5, JSP, MySQL, PostgreSQL, Ruby, Ruby on Rails, SSH-доступ к сайту и т.д.
Если вам нужен недорогой, профессиональный хостинг, вы можете разместить ваш сайт в хостинг-компании Slavliost.m. С поддержкой РНР, Perl, MySql. При регистрации хостинга нашесть месяцев и более предоставляется бесплатный домен в любой зоне
Настоятельно рекомендуем проверить работоспособность сервера при помощи следующих далее ссылок. Посмотрев результат, нажмите кнопку Назад, чтобы перейти к другой ссылке. Если что-то не заработало, проделайте следующие действия:
1. Загляните в log-файл виртуального хоста (/home/ localhost/error. log).
2 Прочитайте ответы на часто задаваемые вопросы.
3. Если ответа нет в FAQ, зайдите в форум по адресу http://forum.dklab.ru/denwer и воспользуйтесь мошной поисковой системой — 9 шансов из 10, что ответ на ваш вопрос уже есть в базе данных.
Рис. 3.
Шаг 2.Установка ЫооМг (Мудл). Скачайте программу Moodle с адреса http://download.moodle.org/windows/. Распакуйте архив.
Запустите Денвер. Скопируйте распакованный архив в папку
Z:\home\localhost\www, предварительно удалив оттуда все файлы.
Запустите http://localhost/moodle/moodle/. Начнется установка программы Moodle. В процессе установки выберете «русский язык», и установите программу.
После установки оформите интерфейс по своему усмотрению. И можете начинать вводить курсы.
Методика решения второй проблемы
Шаг 1. Создание бэкаповский файл курса. Для переноса приготовленного вами курса, вам нужно создать бэкаповский файл курса, для этого произведите следующие шаги:
1. Откройте курс, который вы хотите перенести.
2. Выберете в панели Редактирование - Резервное копирование (рис. 4).
Управление
А Редактировать ИЛ Установки Л Назначить роли И Группы Резервное копирование £? Восстановить £? Импорт Чистка [У Отнеты Вопросы ¿П. Шкалы _1 Файлы И Оценки Ш ИСКЛЮЧИТЬ из МТ
Рис. 4.
3. Поставьте галочки во все поля (это можно сделать, нажав на «Все», рис. 5).
Рис. 5.
4. Внизу выберете соответственно (рис. 6).
Пользователи: Логи:
Курс V
Да
Пользовательские файлы: Да V
Файлы курса: Да V
Продолжить
Отмена
Рис. 6.
И нажмите клавишу продолжить.
5. Далее система покажет детали создаваемой копии. Нажмите продолжить».
6. Система выдаст сообщение об успешном резервном копировании, нажмите продолжить.
Созданный вами файл помещается по умолчанию в папку backupdata, которая находится в подменю Файл.
7. Для переноса созданного файла его нужно скопировать, для этого нажмите на файл и скопируйте его в нужное вам место.
Шаг 2. Инсталляция бэкаповский файл курса. Для распаковки созданного файла (принесенного с компьютера на котором вы его создали), сделайте следующее:
1. Нужно перенести файл в папку файлы backupdata. Для этого в меню управления выберете файл (рис. 7).
Управление
«I Редактировать [Пі Установки № Назначить роли »? Группы £? Резервное копирование $ Восстановить Импорт ■+| Чистка Отчеты Вопросы Шкалы С] Файлы И Оценки J исключить из МТ
Рис. 7.
2. Откройте папку ЬаскирсШа . Далее выберете закачать файл (рис. 8).
С выбранными файлами...
Создать каталог | [ Выбрать все ] [ Убрать выделение | | Закачать файл
Рис. 8.
3. В обзоре укажите, откуда закачать файл и нажмите отправить.
4. Далее выберете закачанный файл и нажмите Восстановить
Методика решения третьей проблемы
Для быстрой массовой подготовки преподавателей (например, в рамках КГТУ) необходимо использовать всем известную модель финансовой пирамиды, только с образовательной целью. Принципиальная схема следующая:
1. Собирается группа (не более 8 человек, представителей разных кафедр) и обучаются решать 1 и 2 проблемы. Причем опыт показывает, что достаточно двухразовое обучение при наличии раздаточного материала и Интернет поддержки.
2. Каждый обученный член первой группы собирает свою группу, и проводит обучение по той же схеме.
3. При серьезной организации по такой схеме можно обучить всех преподавателей КГТУ за 2 недели. Например, это можно сделать в период студенческих каникул.