Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / АКТИВАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / СТУДЕНТЫ / АНКЕТА / ФИЗИОЛОГИЯ / ШКОЛЬНИКИ / БОТАНИКА / ФОРМАЦИЯ / ПРИРОДА / БИОЛОГИЯ / ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джумаева Шамсия Иброхимовна, Досаков Муъмин Мухторович

В этой статье авторы обсуждают роль и статус традиционных методов обучения (лекции, беседы, рассказы, эксперименты, наблюдения) и мультимедийные методы (компьютеры, Интернет, электронные доски и т.д.) на основе педагогических и дидактических требований процесс преподавания экологии и ее компонентов в высших учебных заведениях республики, в том числе ТНУ, Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни, Таджикский государственный университет имени Н. Хусрава и КГУ имени Абуабдулло Рудаки от методического, научно-теоретическая и практическая точка зрения путем проведения тестовых анкет, письменные тесты, участие в занятиях учителей, изучение и пропаганда лучших педагогических практик и определение уровня знаний, развитие навыков, анализ, студенты, выпускники, описание и обсуждение. Статья рекомендована к публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF EFFECTIVE TEACHING METHODS IS THE BASIS FOR THE FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE STUDY OF ECOLOGY

In this article, the authors discuss the role and status of traditional teaching methods (lectures, conversations, stories, experiments, observations) and multimedia methods (computers, the Internet, electronic whiteboards, etc.) on the basis of pedagogical and didactic requirements the process of teaching ecology and its components in higher education institutions of the Republic, including the TNU, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni, Tajik State University named after N. Khusrav and KSU named after Abuabdullo Rudaki from the methodological, scientific, theoretical and practical point of view by conducting test questionnaires, written tests, participation in teachers' classes, study and promotion of best pedagogical practices and determine the level of knowledge, skills development, analysis, students, graduates, described and discussed. The article is recommended for publication.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ»

Badakhshani rubab (called as Tajik, Afghan as well), Qashqari rubab and he has also mentioned about melodies of aforesaid types of rubab.

Keywords: rubab, melody, Tajik nation, Tajik music, Pamirian rubab, Badakhshani Rubab, Qashqari rubab, symbolic music and pop music.

Сведения об авторе:

Нормахмедов Озар Орифович - старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания музыки Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 93 522 01 66

About the author:

Normakhmedov Ozar Orifovich - senior teacher in the Department of Theory and Method of Teaching Music of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, tel.:(+992) 93 522 01 66

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ

Джумаева Ш.И, Досаков М.М.

Кулябский государственный университет им. А.Рудаки

Методы обучения - на основе философского определения, это формы движения и содержания в учебном процессе. Поэтому, основная задача преподавателя является умелый выбор методов обучения как инструмент обеспечения студентам образовательных, воспитательных и развивающиеся функций лекционных, лабораторно- практических и внеаудиторных занятий.

С диалектической точки зрения методы обучения представляют собой целую регулирующую систему правил и принципов целенаправленно-профессиональной деятельности преподавателя и студента.

И.Я Лернер [1, с.32-36] характеризует роль методов обучения как способы достижения дидактических целей, как систему целенаправленного действия преподавателя, организующего при помощи средств обучения и формирования учебно-познавательной деятельности студентов в процессе усвоения ими теоретико-методологических основ учебных предметов.

Методы обучения в учебном процессе как в средних общеобразовательных, так и в высших учебных заведениях тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

В связи с этим, умелый подбор, использование и эффективное сочетание методов обучения в процессе преподавания является источником определения дидактических целей, задач учебно-воспитательной работы, как в средних школах, так и в вузах. Поэтому, мы считаем целесообразным в процессе преподавания необходимо и более эффективно, использовать методы и методические приёмы обучения с учётом их образовательных, воспитательных и развивающихся функций в тесной связи с другими методами обучения.

В этой статьи будет рассмотрен процессуальный аспект формирования учебно-познавательной деятельности у студентов. В связи с этим, мы исследуем проблему использования ряда методов обучения в формировании учебно-познавательной деятельности студентов.

Методы обучения, как дидактические категории, обладают многочисленными признаками и являются как бы внешним проявлением педагогического процесса.

Методы обучения, обладая внешней выразительной формой, являются способом непосредственной передачи информации между преподавателем и студентов с помощью слова (речь), образа (предмет) и действия и т.д.

В работах Ю.К. Бабанского [2, с.86-88], А.Д. Ботвинникова [3, с.112-114], М.А. Данилова [4, с.42-46], В.В. Краевского [5, с.92-96], Л.Ф. Кейран [6, с.18-26], Н.В. Кузьминой [7, с.21-23], И.Я. Лернера [8, с.52-54], Э.Н. Моносзон [9, с.60-62), М.Н. Скаткина [10, с.44-48], Т.И. Шамовой [11, с.10-12], Д.П. Широких [12, с.70-74] и др. обосновано соотношение методов и приемов обучения, приводятся их классификации.

Проблема совершенствования методов обучения и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе более подробно рассмотрена в исследованиях: Ю.К. Бабанского [13, с.88-92], М.А. Данилова [14, с.34-36], В.В. Давыдова [15, с.121-123], В.В. Краевского [16, с.109-112], М.Н. Скаткина [17, с.71-73], В.А. Черкасов [18, с.112-114], Т.И. Шамовой (19.с.40-42), Г.И. Щукиной [20, с.134-138] и др.

С точки зрения Б.В. Всесвятского: « ... метод можно определить как один из основных способов обучения основам биологии и экологии направляемый учителям на лучшее усвоение учащимся определенных биолого- экологических знаний, практических умений и навыков» [21, с.130-134].

По определению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской [22, с.180-184], учебный метод-это « ... способ передачи знаний учителем и одновременно способом усвоения их учащимися».

Методы обучения - это способы взаимосвязанной учебной работы преподавателя и студентов, основание на законах познания, и обеспечивающие усвоение студентам общебиологических, в том числе экологических знаний, приобретение необходимых умений и навыков, формирование основ общественного воспитания подрастающего поколения [23, с.190-194].

Обучение студентов под руководством преподавателя осуществляется посредством различных методов, соответствующих содержанию учебного материала и стимулирующих формирование учебно-познавательной деятельности студентов.

А.Н. Мягковой и Б.Д. Комисаровым (24.с.164-168) установлено, что впроцессе преподавания биологии и экологии как и других предметов, различают информационные и проблемные методы преподавания преподавателя, репродуктивные и поисковые методы обучения студентов.

При использовании информативных методов преподаватель

непосредственно сообщает студентам о биологических и экологических теориях и закономерностях, иллюстрирует теоретические положения различными примерами и тем самым он сообщает студентам конкретный объем сведений, ставит вопросы для студентов. Таким образом, если в первом случае преподаватель сообщает студентам готовую информацию для воспроизведения с той или иной полнотой, то во втором случае, наоборот, он ориентирует их на самостоятельное добывание знаний и строит учебный процесс в проблемном плане.

Следует отметить, что и в первом и во втором случаях, в процессе обучения биологии и экологии преподавателями используются такие методы обучения, как лекции, рассказ, беседа, эксперимент, наблюдение, практическая работа и методов мультимедия (компьютер, интернет, электронные доски, ноутбук и т.д).

Следовательно, эффективность методов обучения с учетом учебно-познавательной деятельности студентов зависит от умения преподавателя правильно отбирать и использовать в процессе преподавания экологии различные методические приемы, излагать учебный материал с использованием максимального объема аудиовизуальных средств (рисунков, таблиц, моделей, схем, муляжей, видеокассеты, компьютер, интернет и т.д.).

В ходе проведенного исследования нами выявлено, что большинство преподавателей используют натуральную наглядность на лекциях , при изложении нового материала с помощью методов рассказа или беседы с последующей демонстрацией естественных объектов или опытов, в виде презентации на электронные доски, а также во время проведения самостоятельной работы студентов с раздаточным материалом, при изучении микропрепаратов под микроскопом, наблюдения за жизнью растений и животных как в аудиториях, так и в уголке живой природы.

Использование натуральной и схематичной наглядности в процессе обучения экологии, несомненно, стимулирует чувственное познание и контролирует познаваемость объектов и явлений и тем самым, расширяет диапазон формирования конкретных представлений у студентов.

Исходя из предложенной нами теоретической модели формирования учебно-познавательной деятельности студентов их стимуляция должна осуществляться путем организации самостоятельной деятельности студентов сочетания различных методов и методических приемов как на лекционных так и в лабораторно -практических занятиях. Именно на эти моменты, мы акцентировали наше внимание в проводимом исследовании.

В высших учебных заведениях чаще всего используется метод лекция. А.Н.Мягкова и Б.Д.Комиссаров [25, с.70-78], считают, что школьную лекцию целесообразно использовать при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала, при обобщении полученных знаний.

В процессе преподавания биологии и экологии в школах и вузах на основе рекомендаций известных ученых-методистов Н.М.Верзилин [26, с.80-84], И.Д. Зверев [27, с.31-38], Б.Д. Комиссаров и А.Н. Мягкова [28, с.62-66], проводятся вводные и заключительные лекции. В ходе вводной лекции преподаватель может ознакомить студентов со всеми основными аспектами рассматриваемой проблемы, и тем самым на лекциях он может более конкретно показать пути

их решения с широким использованием экспериментов, наблюдений, практических работ, в результате которых студенты как бы стремятся к поиску поставленных вопросов на лекции.

Вузовская лекция может иметь как объяснительно-иллюстративный, так и проблемный характер. С точки зрения нашего исследования, для формирования учебно-познавательной деятельности студентов более оптимальна проблемная лекция, в ходе которой преподаватель ставит проблему и раскрывает пути ее решения.

Вузовская лекция должна быть тесно связана с другими методами обучения: беседой, экспериментом, наблюдением, лабораторными работами и др. При этом вводная лекция нацеливает студентов на их дальнейшую самостоятельную работу на последующих занятиях, а обобщающая лекция подводить итоги предварительной самостоятельной работы студентов.

С целью формирования учебно-познавательной деятельности студентов лекции должны соответствовать следующим дидактическим требованиям.

1. Быть эмоциональной, включать, интересные и жизненно важные для студентов сведения, имеющие практическую направленность.

2. Носить проблемный характер, по -новому интерпретировать уже известные студентам сведения (если лекция обобщающая).

3.Сопровождаться использованием методических приемов, активизирующих учебно-познавательной деятельности студентов в том числе демонстрацией наглядных пособий (таблицы, муляжи, модели, банеры и др.), демонстрационным экспериментом, заполнением таблиц, составлением схем и др.

4. Ориентироваться на другие методы обучения, предваряющие лекцию (если лекция обобщающая) или использующиеся после лекции (если лекция вводная).

Для определения роли и места беседы в формировании учебно-познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях по экологии, мы посещали лекции преподавателей высших учебных заведений (Таджикский национальный университет, Душанбинский госпедуниверситет, Бохтарский университет и Кулябский госуниверситет).

Результаты проведенного нами анкетирования, опросы, беседы и посещения на занятиях показали, что преподавателями широко используются вводные, заключительные и проблемные лекции, ими чаще проводятся объяснительно- иллюстративные, чем проблемные лекции, нацеленные на воспроизведение полученных студентами знаний. Например, в ходе бесед преподавателям задавали такие вопросы: «Назовите структурных компонентов геохимических значимых веществ?. Что вы знаете о функциях живого вещества?. Каково значение антропогенных факторов в природе?. Что представляют собой фотоавтотрофы и хемоавтотрофы?.

Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов в ходе лекции путем организации их поисковой деятельности, мы сформулировали следующие психолого-педагогические и дидактические требования к проведению лекции.

1.Использование проблемных вопросов.

2.Применение средств наглядности, в том числе таблиц, схем, рисунки, баннеров, компьютер, интернет, электронные доски и др.

3.Сочетание лекции с демонстрационным экспериментом, а также с другими методами обучения.

Наблюдение_как важнейший метод обучения широко используется

в процессе организации как учебно-познавательной, так и в работе со студентами во время лекционных и практических занятий по экологии. Наблюдение позволяет сравнивать объекты, явления и процессы, а также делать правильные обобщения и, в конечном итоге, развивать наблюдательность к биолого-экологическим явлениям.

И.П. Павлов [29, с.188-192], пишет: «Наблюдение - метод, вполне достаточный для изучения только более простых явлений. Чем сложнее явление, - а что сложнее жизни? - тем неизбежнее опыт. Только опыт, ничем, кроме естественных размеров избирательности ума человеческого, не ограниченный, завершит, увенчает дело медицины.. .Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И сила биологического опыта поистине колоссальна»

В научно-педагогической литературе этот метод рассматривается как преднамеренное и целенаправленное восприятие, обеспечивающее задачи учебной, научной и практической деятельности студентов. Метод наблюдения -это целенаправленная познавательная деятельность студентов которая основана на чувственном восприятия изучаемого объекта или процесса.

Наблюдение является одним из важнейшим методом обучения экологии, который способствует развитию у студентов таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение,

обобщение, умозаключение и, вместе с тем, выработке практических умений и навыков (например, записи, измерения, рисования и т.п.).

Наблюдение должно быть целенаправленным, т.е. при его проведении необходимо определить цели, задачи и содержание наблюдения. Великий ученый и ботаник А.Н.Бекетов (ЗО.с.9-12), отмечает: «Прежде всего, необходимо научиться наблюдать и сравнивать, и никто не будет спорить, что естественная история представляет самые лучшие данные для наблюдения и сравнения... Наблюдение есть вовсе не легкая наука, можно и, по-видимому, внимательно, осматривать предмет и все-таки не видеть его главных существенных качеств. Для того, чтобы научиться наблюдать глубокого и всесторонне, необходимо долго упражняться под руководством опытного наблюдателя».

Следовательно, А.Н.Бекетов [31, с.14-18], раскрыл весьма существенные стороны методики наблюдения, а именно: воспитание самостоятельного мышления; руководство самостоятельными работами, развивающие наблюдательность; необходимость учить учащихся наблюдению.

Эффективность наблюдения во многом зависит от проводимого преподавателем инструктажа, в котором указано, на что студент должен обратить внимание, какие признаки сравнить, как сформулировать выводы.

Наблюдение учащихся может быть самостоятельным методом обучения или методическим приемом, используемым на уроке, лекции, экскурсии Е.П. Бруновт [32, с.111-114].

В процессе наблюдения у студентов формируются учебно-познавательные интересы к изучению биосферы, биоценозов, популяции, ландшафтов, у них развивается самостоятельность, инициативность, аккуратность, ответственность за выполнение поставленной цели и задачи.

Нами изучен опыт работы учителей биологии и экологии экспериментальных школь Кулябского региона, втом числе школь г.Куляба №1,2,3,5,9,50,51,53 и высших учебных заведений Таджикистана (Кулябский госуниверситет, Бохтарский госуниверситет, ТНУ, ДГПУ им. С.Айш). В результате исследования установлено, что в ряде школ и вузов методы наблюдения и эксперимента на уроках биологии и экологии заменены использованием технических средств обучения, наглядных пособий с иллюстративным объяснением со стороны учителей, где учащиеся и студенты были лишены живого общения с биолого-экологическими явлениями природы. С целью активизации учебно-познавательной деятельности у учащихся и студентов при организации наблюдения, мы предлагаем следующее:

1.Сочетать наблюдение с другими методами обучения, в том числе с рассказом, объяснением учителя, которые должны помочь учащимся и студентам разобраться в сути изучаемых явлений путем наблюдения.

2.Проводить четкий инструктаж по организации наблюдения;

3.Ставить перед учащимся и студентов проблему, которую они должны раскрывать в ходе наблюдения.

В отличие от наблюдения, эксперимент требует более сложной учебной деятельности, как у студентов, так и у школьников. Эксперимент включает в себя постановку опытов с живыми объектами для изучения биолого-экологических явлений и процессов.

Целесообразно отметить, что как в вузах, так и в школах эксперимент проводится в основном в качестве демонстрации, что является, на наш взгляд, не совсем удачным. Как показывает опыт работы школ и наши собственные наблюдения, в программах по экологии и биологии предлагается огромное количество число опытов, но учащиеся и студенты не могут их выполнить самостоятельно.

Школьный и вместе с тем вузовский эксперимент имеет большое учебно-познавательное и воспитательное значение, т.е. убеждает у студентов в реальности существования экологических и биологических явлений, их познаваемости, приучает их к аккуратности, точности, развивает их мышление, т.к. требует поиска путей познания живой природы.

Особенно большое воспитательное учебно-познавательное значение имеют те опыты, в которых ученики и студенты сами принимают активное участие: они сформулируют цель опыта, определяют технику его закладки, выдвигают гипотезу о том, какими могут быть ожидаемые результаты.

Н.В.Падалко, В.Н.Федорова [33, с.8-11), отмечают, что эксперимент является одним из наиболее сложных трудоемких и в то же время важных методов обучения студентов, играющий огромную роль в формировании и развитии ботаническихи и экологических понятий, активизации познавательной и практической деятельности обучающуюсия.

При постановке и проведении опытов учащиеся и студенты обогащаются наблюдениями конкретных явлений жизни растений и животных, что ведет их к выработке умений замечать

происходящие изменения в живых организмах под влиянием факторов внешней среды, раскрывать причинные связи между внешними явлениями и внутренними физиологическими процессами, делать обобщенные выводы о сущности наблюдаемых процессов, а также возможности управлять ими при выращивании растений и при уходе за животными в нужных для человека целях.

При обучении школьников и студентов проведению экспериментов, прежде всего, необходимо чтобы они более осознано усвоили общие требования, предъявляемые к экологическому и биологическому эксперименту, а именно:

- определять и понимать цели и задачи опыта, выдвигать гипотезу о желаемых результатах, составлять план проведения эксперимента;

- осуществлять контроль за ходом опыта и его повторных вариантов;

- отличать разницу между опытом и контролем в зависимости от отсутствия лишь одного условия;

- определять необходимое для опытов оборудование;

- систематически проводить наблюдения за опытными и контрольными растениями, животными;

- фиксировать конкретные результаты эксперимента в виде записей, рисунков, таблиц, графиков, схем;

- при сравнении результатов наблюдения за контрольными и опытными растениями и животными, уметь правильно и достоверно сделать выводы о проведенном опыте;

- соотносить результаты проведенных экспериментов с выдвинутыми гипотезами.

Одним из путей рационального обучения учащихся и студентов в ходе проведения экспериментов является их привлечение к постановке опытов на уроках и занятиях и в Уголке живой природы, на учебно-опытном участке школы и вузов.

Для выяснения роли эксперимента в процессе обучения экологии и

биологии нами был изучен опыт работы учителей школ г. Куляба и высших учебных заведений Таджикистана. При посещении и анализе уроков и занятий, как в городских школах, так и в вузах удалось выяснить, что в процессе преподавания экологии и биологии многими учителями и преподавателями опыты заменяются либо демонстрацией наглядных пособий, либо техническими средствами обучения, что отрицательно сказывается на учебно-познавательной и творческой деятельности, как учащихся, так и студентов.

В результате анкетирования студентов 2 - 4- курсов химико-биологических факультетов Душанбинского госпедуниверситета, Кулябского госуниверситета и Бохтарского госуниверситета, выяснилось что, около 59% убеждены в необходимости проведения лабораторно-практических занятий с уклоном разъяснения и изучения экологических материалов, не менее 24%, не смогли давать более обоснованных ответов на данные вопросы анкеты.

Целесообразно отметить, что по результатам повторного анкетирования (через год) студентов 2 - 4 -курсов химико-биологических факультетов вышеупомянутых вузов стало известно, что на те же анкетные вопросы около 70% ответили чётко, научно-обоснованно, доказательно, более доступно с приведением фактов и примеров поисково-исследовательского характера, не менее 28% ответили безошибочно, доступно, но со слабом владением поисково-исследовательской способности, 2% всего лишь не определись в своём отношении, т.е. во все не смогли ответить на все вопросы анкеты.

Итак, при подведении итогов анкетирования студентов 2 - 4 курсов вышеуказанных вузов стало известно, что подтвердилась в практике организация и проведение лабораторно-практических занятий по различным разделам экологии, по предложенной нами модели формирования учебно-познавательной деятельности студентов профильных факультетов.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер [Текст]. - М.: Педагогика, 1981.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский [Текст]. - М.: просвещение, 1983. - 608 с.

3. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский [Текст]. - М.: Знание, 1981.

4. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов [Текст]. - М.: Успедгиз, 1960.

5. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ) /В.В. Краевский [Текст]. - М.: Педагогика, 1977.

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин [Текст]. - М.: Педагогика, 1986. - 151 с.

7. Кузьмина Н.В., Реан А.Л. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.Н. Реан [Текст]. - СПб.: Прогресс, 1993.

8. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова [Текст]. - М.: Педагогика, 1982.

9. Широких Д.П., Нога Г.С. Методика преподавания биологии. Метод. указ. для студентов / Д.П. Широких, Г.С. Нога [Текст]. - М.: МГУ, 1963.

10. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина [Текст]. - М.: Педагогика, 1986.

11. Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии: пособие для учителей / Б.В. Всесвятский [Текст]. - М.: Просвещение, 1969.

12. Верзилина Н.М. и др. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилина и др. [Текст]. - М.: Просвещение, 1976.

13. Мягкова А.Н. Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии. Пособие для учителей / А.Н. Мягкова, Б.Д. Комиссаров [Текст]. - М.: Просвещение, 1985.

14. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Кн. 2 / И.П. Павлов [Текст]. - М.-Л.: Изд-во АПН СССР, 1951.

15. Падалко Н.В. Федорова В.Н Методика обучения ботанике / Н.В. Падалко, В.Н. Федорова и др. [Текст]. -М.: Просвещение, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

В этой статье авторы обсуждают роль и статус традиционных методов обучения (лекции, беседы, рассказы, эксперименты, наблюдения) и мультимедийные методы (компьютеры, Интернет, электронные доски и т.д.) на основе педагогических и дидактических требований процесс преподавания экологии и ее компонентов в высших учебных заведениях республики, в том числе ТНУ, Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни, Таджикский государственный университет имени Н. Хусрава и КГУ имени Абуабдулло Рудаки от методического, научно-теоретическая и практическая точка зрения путем проведения тестовых анкет, письменные тесты, участие в занятиях учителей, изучение и пропаганда лучших педагогических практик и определение уровня знаний, развитие навыков, анализ, студенты, выпускники, описание и обсуждение. Статья рекомендована к публикации.

Ключевые слова: Экология, активация, эксперимент, студенты, анкета, физиология, школьники, ботаника, формация, природа, биология, школьник.

THE USE OF EFFECTIVE TEACHING METHODS IS THE BASIS FOR THE FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE STUDY OF ECOLOGY

In this article, the authors discuss the role and status of traditional teaching methods (lectures, conversations, stories, experiments, observations) and multimedia methods (computers, the Internet, electronic whiteboards, etc.) on the basis of pedagogical and didactic requirements the process of teaching ecology and its components in higher education institutions of the Republic, including the TNU, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni, Tajik State University named after N. Khusrav and KSU named after Abuabdullo Rudaki from the methodological, scientific, theoretical and practical point of view by conducting test questionnaires, written tests, participation in teachers' classes, study and promotion of best pedagogical practices and determine the level of knowledge, skills development, analysis, students, graduates, described and discussed. The article is recommended for publication.

Keywords: Ecology, activation, experiment, students, questionnaire, physiology, schoolchildren, botany, formation, nature, biology, schoolchild.

Сведение об авторах:

Джумаева Шамсия Иброхимовна - асисстенти кафедры химии и биологии Кулябский государственный университет именни А. Рудаки

Досаков Муъмин Мухторович - кандидант педагогический наук старший преподаватель кафедры химии и биологии Кулябский государственный университет именни А. Рудаки

About the autors:

Jumayeva Shamsia Ibrokhimova - asisstent of Department of Chemistry and Biology of the Kulab State University name A. Rudaki

Dosakov Mumin Mukhtorovich - Candidate of Pedagogical Sciences Senior Teacher of the Department of Chemistry and Biology of Kulab State University named A. Rudaki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.