Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИКА / КОМПЬЮТЕР / УЧАЩИЕСЯ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баимова Г.Г., Нафикова А.Р.

В статье рассматривается использование дистанционных образовательных технологий в школьном курсе информатики для достижения современных образовательных результатов. Приведены отличия традиционного очного обучения от дистанционного, преимущества использования дистанционных образовательных технологий. Выделены общие рекомендации для учителей информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баимова Г.Г., Нафикова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

УДК 37:004

Баимова Г.Г., студент Нафикова А.Р., канд. физ.-мат. наук, доц.

ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация. В статье рассматривается использование дистанционных образовательных технологий в школьном курсе информатики для достижения современных образовательных результатов. Приведены отличия традиционного очного обучения от дистанционного, преимущества использования дистанционных образовательных технологий. Выделены общие рекомендации для учителей информатики.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информатика, компьютер, учащиеся, педагог

По причине очень быстрого развития компьютерных технологий, программного и полимедийного обеспечения компьютер превратился из сложной вычислительной техники в универсальный объект, который необходим не только на рабочем месте различных специалистов в каких-либо направлениях, но и дома для будничных дел.

Учителя информатики одни из первых начали использовать элементы электронного и дистанционного обучения, такие как электронные дневники и журналы, начиная от дневников, созданных средствами электронных таблиц и документов в облачных сервисах. Для обучения учащихся программированию и решению олимпиадных задач широко применяются специализированные ресурсы и системы codeforces.com, Ejudge, acmp.ru и т.д.

Цель данной статьи - определить условия и эффективные направления развития дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики. Проблема исследования заключается в недостаточном использовании методики преподавания на уроках информатики в общеобразовательной школе с использованием технологий дистанционного обучения. Предмет исследования - развитие дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики. Объект исследования -совершенствование школьного учебного процесса.

Объект, предмет и цель данного исследования определяют задачи данной работы:

1. Изучить педагогическую литературу по применению дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики;

2. Изучить методическую литературу по обучению информатике в средней общеобразовательной школе;

3. Найти пути усовершенствования учебного процесса в средней общеобразовательной школе.

Дистанционное обучение (ДО) - это такой вид обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга учителей и школьников, который реализуется с помощью компьютерных технологий и ресурсов сети Интернет. Для ДО характерны все относящиеся к учебному процессу элементы системы обучения:

• смысл,

• цели,

• содержание,

• организационные формы,

• средства обучения,

• система контроля

• оценки результатов.

ДО решает ряд психологических проблем школьника, устраняет временные и пространственные ограничения, проблемы удаленности от общеобразовательных школ, помогает учиться детям с физическими проблемами, имеющими индивидуальные особенности и неординарные черты, расширяет коммуникативную сферу учителей и школьников [1].

Дистанционное обучение и очное традиционное существенно отличаются:

• в пространственном разделении школьника и педагога;

• в усилении активной роли школьника в школьном образовательном процессе;

• в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов школьного обучения;

• в подборе материалов, которые предназначены специально для дистанционного изучения.

Приведем основные принципы дистанционного обучения (ДО):

1. Установление интерактивного общения между школьниками и педагогами без обеспечения их непосредственной встречи;

2. Самостоятельное освоение определенного материала и навыков по выбранному предмету и его программе при заданной информационной технологии.

Можно выделить следующие цели дистанционного обучения вне среднего общеобразовательного учреждения:

1. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

2. Повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

3. Подготовка учащихся по отдельным учебным дисциплинам к сдаче экзаменов экстерном;

4. Подготовка учащихся к поступлению в различные учебные заведения конкретного профиля;

5. Углубленное изучение темы или раздела из школьного курса или вне школьного курса;

6. Устранение различных пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся по определенным дисциплинам школьного курса;

7. Базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

8. Различное дополнительное образование по каким-либо интересам [2].

Главной характеристикой развития дистанционного обучения является создание

новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В данной среде ярко проявляется то обстоятельство, что школьники не только пассивные потребители информации, а в процессе школьного обучения дети создают собственное понимание предметного содержания школьного обучения.

Вместо старой прежней модели школьного обучения должна прийти новая модель, которая основана на следующих положениях:

• в центре технологии обучения - школьник;

• суть технологии - развитие способности к самообучению;

• школьники играют активную роль в обучении;

• в основе школьной учебной деятельности - сотрудничество.

Поэтому необходимо пересмотреть методики школьного обучения, модели деятельности и взаимодействия учеников и педагогов.

Удачное создание и применение дистанционных школьных учебных программ на уроках информатики должно стартовать с глубокого анализа целей школьного обучения, дидактических возможностей современных компьютерных технологий, передачи школьной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам.

Дидактические особенности программы ДО обусловливают современное понимание и коррекцию целей его внедрения, которые формулируются следующим образом:

• мотивация интеллектуальной активности школьников с помощью определения целей исследования и использования материала, а также привлечения школьников в отбор, проработку и организацию материала;

• увеличение учебной мотивации, которая достигается четким выделением ценностей и различных внутренних причин, которые мотивируют учиться в школе;

• формирование потенциала и навыков школьного обучения и самообучения. Это достигается увеличением и углублением школьных учебных технологий и различных приемов.

Плюсы дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики:

• более высокая приспосабливаемость к уровню базовой школьной подготовки и индивидуальным способностям школьников, здоровью, месту жительства и др., и соответственно, более лучшие условия для ускорения процесса получения школьного образования и увеличения качества этого обучения;

• повышение качества процесса образования за счет ориентации на применение автоматизированных обучающих и тестирующих компьютерных систем, заданиями для самоконтроля и самообразования и др.;

• эффективное развитие методического обеспечения школьного учебного процесса, потому что содержание методических материалов на компьютерных носителях проще сохранять в актуальном состоянии;

• доступность для школьников «перекрестной» информации, потому что у учащихся появляется возможность, используя сеть Интернет, обращаться к другим альтернативным источникам информации;

• увеличение творческого и интеллектуального потенциала школьников из-за самоорганизации, стремления к школьным знаниям, способности взаимодействовать с компьютерными технологиями и самостоятельно принимать ответственные решения;

• ярко выраженная практичность школьного обучения (ученики могут напрямую разговаривать с определенным педагогом и задавать различные вопросы о том, что интересует их в данный момент).

Различные исследования ученых показывают, что результаты обучения с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики не уступают или даже, наоборот, превышают результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного школьного материала ученик изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденного материала. А перспектива сразу применить свои знания на практике, на работе помогает закрепить их. Также использование в процессе обучения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики делает интересным, живым и творческим это обучение [3].

Наиболее важной чертой является организация регулярной связи учителя и школьника - «Горячей линии», это значит, что предусмотрены дата и время консультаций по различным предметам, например по информатике. Данные консультации разрешают следующие пункты:

1. Оказание помощи школьникам по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса по информатике;

2. Отработка умений и навыков по информатике;

3. Оказание поддержки по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов по информатике;

4. Оказание поддержки при подготовке выступлений и различных презентаций;

5. Оказание поддержки для подготовки к конкурсам, конференциям, олимпиадам и интеллектуальным турнирам.

Выделяют следующие общие рекомендации для педагогов информатики в школьном

курсе:

• обращение к авторским мастерским на сайте издательства «Бином», личным сайтам авторов, в соответствии с тем учебно-методическим комплексом (УМК), который используется для преподавания предмета «Информатика» (УМК Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой - УМК И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова - УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина -УМК Н.Д. Угриновича);

• использование материалов, подобранных или созданных на ряде платформ и сервисов (например, «Я-Класс», «Учи.ру», «Российская электронная школа», Google Classroom, LearningApps и др.), личных сайтов, групп вКонтакте и блогов, облачных хранилищ, сетевых офисов;

• использование потенциала почтовых сервисов, интернет-мессенджеров и

Skype;

• при условии отсутствия готовых электронных материалов рекомендуется воспользоваться ресурсами, включающими разработанный содержательный компонент, соответствующий образовательной программе по информатике;

• рекомендуется разработать расписание по работе обучающихся в определенные временные рамки, может быть с единовременным подключением групп (классов), чтобы убедиться в виртуальном присутствии обучающихся, их включенности в образовательный процесс;

• необходимо запланировать систему обратной связи при проверке и комментированию работ обучающихся, фиксации статистики выполнения, хотя в большинство сред заложены средства автоматической проверки заданий и представления статистики;

• при невозможности прохождения учебных тем в дистанционном формате, учитель вправе внести изменения в рабочую программу - предложить другой порядок изучения тем в IV четверти, либо, если позволяют условия, часть тем перенести на следующий учебный год;

• для обучающихся, которые готовятся к государственной итоговой аттестации по предмету «Информатика», рекомендуется проводить дополнительные консультации с использованием различных каналов коммуникации, тренировочные интерактивные задания, контрольные работы с использованием ресурсов порталов «Решу ОГЭ» и «Решу ЕГЭ» и др. Предусмотреть «точечную», индивидуальную работу.

Ниже перечислены следующие пункты, необходимые для проведения дистанционного урока по информатике:

• время проведения урока не более 30 минут;

• четко поставлены цели, и определен результат урока;

• на онлайн-урок возможна выдача опережающего задания на знакомство с новым материалом (текст учебника, веб-ресурс, обучающее видео и пр.);

• теоретический материал представлен в кратком (сжатом) виде, выделена основная суть;

• предложены разные виды заданий в ходе урока и для последующей самостоятельной работы дома (задания на рассуждения, выполнение интерактивного задания, прохождение тренажеров, онлайн-голосование и др.);

• присутствует блок обратной связи, отложенной рефлексии через вопросы / ответы в чате, по электронной почте.

Сценарии взаимодействия учителей и обучающихся:

1. В режиме отсутствия условий для онлайн общения:

• учитель готовит пакет материалов и подробные инструкции на определенный временной отрезок обучения (3 дня, неделя), в том числе выполнение заданий по учебнику, письменное выполнение заданий в тетради к фиксированной дате;

• классный руководитель обеспечивает выдачу пакета заданий обучающимся (доставка школьным автобусом, через родителей);

• проверка учителем выполненных детьми заданий. Детские работы могут быть получены учителем для проверки на спланированных встречах с родителями, доставлены школьным автобусом.

2. В режиме затрудненной коммуникации (при нестабильном интернете, при отсутствии личного технического средства у детей, отсутствии возможности выхода в интернет без присутствия родителей):

• использование SMS-сообщений с домашним заданием и сроками его выполнения, телефонное информирование;

• использование возможностей регионального интернет-дневника (РИД) для направления домашних заданий по учебнику, направления ссылок на многообразные интернет-ресурсы по изучаемой теме; анализа сложностей с выполнением заданием через организацию видеоконференций и чатов с детьми, использования демонстрационных и проверочных онлайн тестов, доступных пользователям РИД, использования обратной связи.

3. В режиме стабильной коммуникации и достаточном техническом обеспечении при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

• разработка учителями собственных онлайн уроков и форм обратной связи;

• использование готовых платформенных решений, сервисов или их фрагментов [1].

В режиме реального времени каждый школьник может получить ответы на свои интересующие вопросы, педагог может подсказать источники дополнительной литературы, узнать о проблемах и затруднениях школьника. Данный режим работы способен осуществлять быструю обратную связь педагога и школьника.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний / В.Л. Иванов // Информатика и образование. - 2019. - № 1. - С. 113-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения [Текст]: монография / Е С. Полат. - М.: Академия, 2020. - 117 с.: ил. + Библиогр.: С. 63-95.

3. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2020. - № 5. - С. 25-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.