УДК 37:004
Баимова Г.Г., студент Нафикова А.Р., канд. физ.-мат. наук, доц.
ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
(Уфа, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация. В статье рассматривается использование дистанционных образовательных технологий в школьном курсе информатики для достижения современных образовательных результатов. Приведены отличия традиционного очного обучения от дистанционного, преимущества использования дистанционных образовательных технологий. Выделены общие рекомендации для учителей информатики.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информатика, компьютер, учащиеся, педагог
По причине очень быстрого развития компьютерных технологий, программного и полимедийного обеспечения компьютер превратился из сложной вычислительной техники в универсальный объект, который необходим не только на рабочем месте различных специалистов в каких-либо направлениях, но и дома для будничных дел.
Учителя информатики одни из первых начали использовать элементы электронного и дистанционного обучения, такие как электронные дневники и журналы, начиная от дневников, созданных средствами электронных таблиц и документов в облачных сервисах. Для обучения учащихся программированию и решению олимпиадных задач широко применяются специализированные ресурсы и системы codeforces.com, Ejudge, acmp.ru и т.д.
Цель данной статьи - определить условия и эффективные направления развития дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики. Проблема исследования заключается в недостаточном использовании методики преподавания на уроках информатики в общеобразовательной школе с использованием технологий дистанционного обучения. Предмет исследования - развитие дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики. Объект исследования -совершенствование школьного учебного процесса.
Объект, предмет и цель данного исследования определяют задачи данной работы:
1. Изучить педагогическую литературу по применению дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики;
2. Изучить методическую литературу по обучению информатике в средней общеобразовательной школе;
3. Найти пути усовершенствования учебного процесса в средней общеобразовательной школе.
Дистанционное обучение (ДО) - это такой вид обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга учителей и школьников, который реализуется с помощью компьютерных технологий и ресурсов сети Интернет. Для ДО характерны все относящиеся к учебному процессу элементы системы обучения:
• смысл,
• цели,
• содержание,
• организационные формы,
• средства обучения,
• система контроля
• оценки результатов.
ДО решает ряд психологических проблем школьника, устраняет временные и пространственные ограничения, проблемы удаленности от общеобразовательных школ, помогает учиться детям с физическими проблемами, имеющими индивидуальные особенности и неординарные черты, расширяет коммуникативную сферу учителей и школьников [1].
Дистанционное обучение и очное традиционное существенно отличаются:
• в пространственном разделении школьника и педагога;
• в усилении активной роли школьника в школьном образовательном процессе;
• в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов школьного обучения;
• в подборе материалов, которые предназначены специально для дистанционного изучения.
Приведем основные принципы дистанционного обучения (ДО):
1. Установление интерактивного общения между школьниками и педагогами без обеспечения их непосредственной встречи;
2. Самостоятельное освоение определенного материала и навыков по выбранному предмету и его программе при заданной информационной технологии.
Можно выделить следующие цели дистанционного обучения вне среднего общеобразовательного учреждения:
1. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
2. Повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
3. Подготовка учащихся по отдельным учебным дисциплинам к сдаче экзаменов экстерном;
4. Подготовка учащихся к поступлению в различные учебные заведения конкретного профиля;
5. Углубленное изучение темы или раздела из школьного курса или вне школьного курса;
6. Устранение различных пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся по определенным дисциплинам школьного курса;
7. Базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
8. Различное дополнительное образование по каким-либо интересам [2].
Главной характеристикой развития дистанционного обучения является создание
новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В данной среде ярко проявляется то обстоятельство, что школьники не только пассивные потребители информации, а в процессе школьного обучения дети создают собственное понимание предметного содержания школьного обучения.
Вместо старой прежней модели школьного обучения должна прийти новая модель, которая основана на следующих положениях:
• в центре технологии обучения - школьник;
• суть технологии - развитие способности к самообучению;
• школьники играют активную роль в обучении;
• в основе школьной учебной деятельности - сотрудничество.
Поэтому необходимо пересмотреть методики школьного обучения, модели деятельности и взаимодействия учеников и педагогов.
Удачное создание и применение дистанционных школьных учебных программ на уроках информатики должно стартовать с глубокого анализа целей школьного обучения, дидактических возможностей современных компьютерных технологий, передачи школьной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам.
Дидактические особенности программы ДО обусловливают современное понимание и коррекцию целей его внедрения, которые формулируются следующим образом:
• мотивация интеллектуальной активности школьников с помощью определения целей исследования и использования материала, а также привлечения школьников в отбор, проработку и организацию материала;
• увеличение учебной мотивации, которая достигается четким выделением ценностей и различных внутренних причин, которые мотивируют учиться в школе;
• формирование потенциала и навыков школьного обучения и самообучения. Это достигается увеличением и углублением школьных учебных технологий и различных приемов.
Плюсы дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики:
• более высокая приспосабливаемость к уровню базовой школьной подготовки и индивидуальным способностям школьников, здоровью, месту жительства и др., и соответственно, более лучшие условия для ускорения процесса получения школьного образования и увеличения качества этого обучения;
• повышение качества процесса образования за счет ориентации на применение автоматизированных обучающих и тестирующих компьютерных систем, заданиями для самоконтроля и самообразования и др.;
• эффективное развитие методического обеспечения школьного учебного процесса, потому что содержание методических материалов на компьютерных носителях проще сохранять в актуальном состоянии;
• доступность для школьников «перекрестной» информации, потому что у учащихся появляется возможность, используя сеть Интернет, обращаться к другим альтернативным источникам информации;
• увеличение творческого и интеллектуального потенциала школьников из-за самоорганизации, стремления к школьным знаниям, способности взаимодействовать с компьютерными технологиями и самостоятельно принимать ответственные решения;
• ярко выраженная практичность школьного обучения (ученики могут напрямую разговаривать с определенным педагогом и задавать различные вопросы о том, что интересует их в данный момент).
Различные исследования ученых показывают, что результаты обучения с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики не уступают или даже, наоборот, превышают результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного школьного материала ученик изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденного материала. А перспектива сразу применить свои знания на практике, на работе помогает закрепить их. Также использование в процессе обучения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в школьном курсе информатики делает интересным, живым и творческим это обучение [3].
Наиболее важной чертой является организация регулярной связи учителя и школьника - «Горячей линии», это значит, что предусмотрены дата и время консультаций по различным предметам, например по информатике. Данные консультации разрешают следующие пункты:
1. Оказание помощи школьникам по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса по информатике;
2. Отработка умений и навыков по информатике;
3. Оказание поддержки по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов по информатике;
4. Оказание поддержки при подготовке выступлений и различных презентаций;
5. Оказание поддержки для подготовки к конкурсам, конференциям, олимпиадам и интеллектуальным турнирам.
Выделяют следующие общие рекомендации для педагогов информатики в школьном
курсе:
• обращение к авторским мастерским на сайте издательства «Бином», личным сайтам авторов, в соответствии с тем учебно-методическим комплексом (УМК), который используется для преподавания предмета «Информатика» (УМК Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой - УМК И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова - УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина -УМК Н.Д. Угриновича);
• использование материалов, подобранных или созданных на ряде платформ и сервисов (например, «Я-Класс», «Учи.ру», «Российская электронная школа», Google Classroom, LearningApps и др.), личных сайтов, групп вКонтакте и блогов, облачных хранилищ, сетевых офисов;
• использование потенциала почтовых сервисов, интернет-мессенджеров и
Skype;
• при условии отсутствия готовых электронных материалов рекомендуется воспользоваться ресурсами, включающими разработанный содержательный компонент, соответствующий образовательной программе по информатике;
• рекомендуется разработать расписание по работе обучающихся в определенные временные рамки, может быть с единовременным подключением групп (классов), чтобы убедиться в виртуальном присутствии обучающихся, их включенности в образовательный процесс;
• необходимо запланировать систему обратной связи при проверке и комментированию работ обучающихся, фиксации статистики выполнения, хотя в большинство сред заложены средства автоматической проверки заданий и представления статистики;
• при невозможности прохождения учебных тем в дистанционном формате, учитель вправе внести изменения в рабочую программу - предложить другой порядок изучения тем в IV четверти, либо, если позволяют условия, часть тем перенести на следующий учебный год;
• для обучающихся, которые готовятся к государственной итоговой аттестации по предмету «Информатика», рекомендуется проводить дополнительные консультации с использованием различных каналов коммуникации, тренировочные интерактивные задания, контрольные работы с использованием ресурсов порталов «Решу ОГЭ» и «Решу ЕГЭ» и др. Предусмотреть «точечную», индивидуальную работу.
Ниже перечислены следующие пункты, необходимые для проведения дистанционного урока по информатике:
• время проведения урока не более 30 минут;
• четко поставлены цели, и определен результат урока;
• на онлайн-урок возможна выдача опережающего задания на знакомство с новым материалом (текст учебника, веб-ресурс, обучающее видео и пр.);
• теоретический материал представлен в кратком (сжатом) виде, выделена основная суть;
• предложены разные виды заданий в ходе урока и для последующей самостоятельной работы дома (задания на рассуждения, выполнение интерактивного задания, прохождение тренажеров, онлайн-голосование и др.);
• присутствует блок обратной связи, отложенной рефлексии через вопросы / ответы в чате, по электронной почте.
Сценарии взаимодействия учителей и обучающихся:
1. В режиме отсутствия условий для онлайн общения:
• учитель готовит пакет материалов и подробные инструкции на определенный временной отрезок обучения (3 дня, неделя), в том числе выполнение заданий по учебнику, письменное выполнение заданий в тетради к фиксированной дате;
• классный руководитель обеспечивает выдачу пакета заданий обучающимся (доставка школьным автобусом, через родителей);
• проверка учителем выполненных детьми заданий. Детские работы могут быть получены учителем для проверки на спланированных встречах с родителями, доставлены школьным автобусом.
2. В режиме затрудненной коммуникации (при нестабильном интернете, при отсутствии личного технического средства у детей, отсутствии возможности выхода в интернет без присутствия родителей):
• использование SMS-сообщений с домашним заданием и сроками его выполнения, телефонное информирование;
• использование возможностей регионального интернет-дневника (РИД) для направления домашних заданий по учебнику, направления ссылок на многообразные интернет-ресурсы по изучаемой теме; анализа сложностей с выполнением заданием через организацию видеоконференций и чатов с детьми, использования демонстрационных и проверочных онлайн тестов, доступных пользователям РИД, использования обратной связи.
3. В режиме стабильной коммуникации и достаточном техническом обеспечении при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
• разработка учителями собственных онлайн уроков и форм обратной связи;
• использование готовых платформенных решений, сервисов или их фрагментов [1].
В режиме реального времени каждый школьник может получить ответы на свои интересующие вопросы, педагог может подсказать источники дополнительной литературы, узнать о проблемах и затруднениях школьника. Данный режим работы способен осуществлять быструю обратную связь педагога и школьника.
Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний / В.Л. Иванов // Информатика и образование. - 2019. - № 1. - С. 113-120.
2. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения [Текст]: монография / Е С. Полат. - М.: Академия, 2020. - 117 с.: ил. + Библиогр.: С. 63-95.
3. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2020. - № 5. - С. 25-32.