Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: РЕАЛИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: РЕАЛИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / DISTANCE LEARNING / DISTANCE TECHNOLOGIES / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна

Автор рассматривает проблему использования дистанционных форм обучения детей с особыми образовательными потребностями в период пандемии и самоизоляции. Выделены положительные и отрицательные стороны дистанционной технологии, оказавшейся актуальной и востребованной ввиду ее потребности. Уделяется особое внимание трудностям дистанционного обучения детей с сенсорной патологией (нарушениями зрения, слуха).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DISTANCE LEARNING WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS: CURRENT REALITIES AND PROSPECTS

The article considers the problem of using distance-learning forms for children with special educational needs during the pandemic and self-isolation. The author highlighted the positive and negative aspects of remote technology, which turned out to be relevant and in demand due to its needs. Special attention is paid to the difficulties of distance learning for children with sensory pathology (visual and hearing impairment).

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: РЕАЛИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 376 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-30-137-140

Науч. спец. 13.00.01

наталья Александровна Одинокова

Новосибирский государственный педагогический университет, доцент, Новосибирск, Россия

e-mail: odinokova2008@mail.ru

Использование дистанционных форм обучения с детьми, имеющими особые образовательные потребности: реалии сегодняшнего дня и перспективы

Аннотация. Автор рассматривает проблему использования дистанционных форм обучения детей с особыми образовательными потребностями в период пандемии и самоизоляции. Выделены положительные и отрицательные стороны дистанционной технологии, оказавшейся актуальной и востребованной ввиду ее потребности. Уделяется особое внимание трудностям дистанционного обучения детей с сенсорной патологией (нарушениями зрения, слуха).

Ключевые слова: дистанционные формы обучения, дистанционные технологии, дети с особыми образовательными потребностями.

Natal'ya a. odinokova

Novosibirsk State Pedagogical University, Associate Professor, Novosibirsk, Russia e-mail: odinokova2008@mail.ru

The Use of Distance Learning with Children with Special Educational Needs:

Current Realities and Prospects

Abstract. The article considers the problem of using distance-learning forms for children with special educational needs during the pandemic and self-isolation. The author highlighted the positive and negative aspects of remote technology, which turned out to be relevant and in demand due to its needs. Special attention is paid to the difficulties of distance learning for children with sensory pathology (visual and hearing impairment).

Keywords: distance learning, distance technologies, children with special educational needs.

Необходимость широкого внедрения современных технологий в образовательный процесс — отражение требований совеменной социокультурной и экономической жизни. На данный момент одним из главных направлений всеобщего обмена информацией с помощью интернет-технологий, онлайн-платформ, интерактивных инструментов, освоения сервисов, поиска внедрения форм и методов взаимодействия на расстоянии являются дистанционные технологии, способствующие повышению интенсивности обучения, расширению его содержательного компонента, возможности построения индивидуальной траектории с учетом особенностей развития и способностей личности. Можно по-разному относиться к использованию дистанционных форм обучения, но в условиях пандемии данная форма оказалась востребованной и не имеющей в большинстве случаев реальной альтернативы.

В настоящее время основной фактор активизации внедрения и применения дистанционных технологий в дошкольных образовательных учреждениях, школах — возможность обеспечить безопасность здоровья обучаемых и педагогов. Использование дистанционных подходов в образовательном процессе при совмещении их с очной формой обучения дает сегодня возможность создания универсальной системы (модели) непрерывного обучения.

Суть дистанционного обучения всем понятна — детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал (видеозанятия, интерактивные игры и др.), и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют рекомендованные им задания.

Использование дистанционных форм обучения имеет как свои плюсы, так и минусы, что связано с возрастом и здоровьем обучаемых, характером и содержанием учебного материала, а также возможностями родителей (уровнем образования, занятости, наличием специального оборудования) и наличием приемлемого качества интернета.

Можно отметить, что ввиду потребности в данной форме обучения имеет место ускоренное освоение участниками образовательного процесса информационных технологий. Имеется возможность широкого привлечения к учебному процессу преподавателей, которые проживают в других регионах. Имеет место в ряде случаев экономия времени педагогов и обучаемых — нет необходимости тратить время на дорогу к месту проведения занятий и обратно домой.

какие преимущества дистанционного обучения детей общепризнанны:

1. Индивидуальный подход к ребенку, возможность установления оптимального режима обучения с учетом его особенностей.

© Одинокова Н. А., 2021

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 1 (30), с. 137-140. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 1 (30), pp. 137-140.

2. Родители в ряде случаев сами могут определять, в какое время ребенку удобнее заниматься с наибольшей продуктивностью и работоспособностью.

3. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие — наличие персонального компьютера (ПК) и доступа к интернету.

4. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент и занимательность — видео-и аудиолекции, тесты, задания, наглядный материал и т. д.

среди положительных сторон использования дистанционных форм можно также назвать:

- разработку индивидуального учебного плана (маршрута сопровождения), который создается при участии учебного заведения обучающегося с учетом состояния здоровья, его потребности и пожелания родителей;

- организацию образовательного пространства на дому у ребенка, что особенно удобно для маломобильных категорий ребят;

- использование компьютерных технологий, интерактивной доски SMART, которые повышают мотивацию к обучению, могут предупреждать зрительные нарушения, а также в дальнейшем оказать влияние на выбор профессии [1];

- обучение с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий: телеконференций, онлайн-лекций, творческих мастерских, мастер-классов и т. д.;

- возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида; хранение информации в памяти компьютера, возможность ее редактировать, распечатывать; интерактивность и оперативность обратной связи с педагогом и сверстниками.

В то же время при всех положительно отмеченных фактах хотелось бы обратить внимание на следующие проблемы, которые связаны с нагрузкой на орган зрения при использовании дистанционной формы обучения:

1. Общение детей с педагогом осуществляется посредством компьютера, планшета, ноутбука или телефона. Практически все задания требуют зрительного внимания и контроля при письме, чтении, одновременного слежения за онлайн-трансляцией, за письменными и устными ремарками педагога, что качественно меняет характер зрительной нагрузки, глаза длительно работают на близком расстоянии, не имея возможности расслабиться, снять мышечное напряжение.

А если умножить 40 мин. на шесть уроков, прибавить время выполнения домашнего задания, добавить личное досуговое время, проведенное за экранами гаджетов и телевизора при невозможности выйти на улицу, посмотреть вдаль, погулять и подвигаться, сумма проводимого времени ребенком за экраном компьютера или иного гаджета получается впечатляющей.

2. Кроме перегрузки аккомодации, использование телефонов и планшетов в домашних условиях приводит к желанию удобно разместиться в кресле или на диване, специально не оборудованном для занятий месте, что исключает возможность ровно сидеть, удобно писать, не обеспечивает достаточное освещение с нужной стороны. Неправильно организованное учебное (рабочее) место наносит не меньший вред здоровью и патологическим изменениям в зрительной системе.

3. Работа с экранами приводит абсолютно у всех людей любого возраста к снижению частоты морганий, что, в свою очередь, приводит к постепенному развитию синдрома сухого глаза, усугубляющего дискомфорт и зрительное переутомление. Нарушается кровоснабжение глаз, уменьшается поступление в ткани глаза необходимого количества кислорода, теряется гибкость и эластичность глазных мышц.

кроме того, к особенностям и недостаткам дистанционного обучения детей можно отнести и следующее:

1. Максимальное участие родителей. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого. Еще одной проблемой может стать то, что взрослые начинают слишком активно помогать ребенку, не давая ему самостоятельности или возможности совершить ошибку, чтобы затем исправить ее. Или, наоборот, остаются совсем безучастными к проблемам ребенка, не обращая на него никакого внимания.

2. Материально-технические условия. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет). У кого-то с камерой проблемы, со связью.

3. Ограничение (отсутствие) контактов со сверстниками. Дети, особенно с нарушениями слуха и зрения, не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе. Присутствует замена живого общения на технически опосредованное.

4. Особенности использования дистанционных технологий детьми дошкольного возраста. Малышам в возрасте до двух лет вообще запрещено сидеть перед цифровым дисплеем, для них важно живое эмоциональное общение со взрослыми: чтение сказок, рассматривание картинок, пение песен, участие в играх, выполнение двигательных упражнений. Дети 3-4 лет могут проводить за компьютером не более 20 мин., в остальное время они также должны играть в дидактические, сюжетно-ролевые, настольные игры. Начиная с 6-летнего возраста, ребенок может использовать компьютер для того, чтобы углубить и расширить знания об окружающем мире, в области математики, грамоты, для изучения языков. В этом возрасте ребенок может использовать компьютер не более 60 мин. в день, с обязательным перерывом на динамические паузы.

5. Специфика использования дистанционных технологий для детей с сенсорной патологией (с нарушениями зрения, слуха). Возникают серьезные проблемы при обучении слабовидящих детей. На экране им сложно увидеть картинки, рассмотреть мелкие детали, сложно передать визуальный контент (содержание), не допустить избежать перенапряжения нарушенного зрения. А как передавать в онлайн-режиме мимику, жесты, движения на музыкальных, физкультурных занятиях, встретиться глазами с собеседником через веб-камеру при нарушении целостности и динамичности восприятия? Родители должны знать и суметь выполнить требования СанПиНа, обеспечить специфику технических средств обучения, требования к учебникам, учебным и наглядным принадлежностям, к организации пространства, в котором обучается слабовидящий ребенок, учебного места, рабочей поверхности [2; 3].

Процитируем мнение отдельных специалистов: «Вылезло достаточно много проблем, про которые раньше не очень-то и задумывались: ребенок с родителями не может сосредоточиться, капризничает, может устроить игру. Одно дело заниматься непосредственно с педагогом без присутствия родителей, и другое — родители вынуждены присутствовать, чтобы помогать ребенку. У него происходит, что называется, процесс перестройки. Он дома, а значит можно вести себя свободно, не соблюдая правил дисциплины, принятых на занятиях с педагогом, быть внимательным, собранным. Сами родители отмечают, что вне дома процесс шел гораздо продуктивнее».

Но есть более существенная проблема — коммуникативная связь, которую сложно установить и педагогу, и ребенку при обучении через WhatsApp, Viber, Zoom.

Когда ребенок коммуницирует с помощью жестов, хорошо, если мама или папа владеют жестовым языком в нужной степени. В то же время не каждый родитель сможет объяснить, донести нужное для своего ребенка и не всегда имеет достаточно терпения и времени — совместить свою работу с учебой ребенка дома.

Е. В. Соловейчик [4], директор Центра развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей «Я понимаю», в статье «Готовы ли глухие к дистанционному образованию», выделяя четыре группы родителей (глухие грамотные родители, глухие малограмотные родители, слышащие родители, не владеющие русским жестовым языком, и слышащие родители, которые владеют жестовым языком на базовом уровне), обосновывает их способность и возможность принимать участие в обучении своих детей по заданиям, которые дают педагоги на базе дистанционной формы обучения; обращает особое внимание на нагрузки, стрессы, которые испытывают некоторые семьи и дети при объяснении значений слов, содержания заданий, при обсуждении прочитанного текста и т. д. в зависимости от уровня владения русским жестовым языком.

Следует подчеркнуть, что большинство педагогов утверждают, что им очень сильно не хватало реакции и возможности видеть глаза детей, делают акцент на том, что совсем другая ситуация создается, когда на их реплики реагируют дети, сидящие перед ними, когда есть возможность их видеть всех сразу, налаживать эмоциональный контакт.

Таким образом, мы понимаем, что учителя никто заменить не сможет. Роль непосредственных контактов с учителем по-прежнему очень высока. О замене педагога компьютером не может быть и речи: мы должны воспитать человека, а не машину. Образование получить можно — вырастить Человека вряд ли. Поэтому воспитательный процесс должен также находиться в центре внимания. По мнению Ю. Н. Хромцовой [5], при дистанционной форме обучения в значительной мере страдает воспитательная работа, которая остается за пределами дистанта. Среди трудностей автор выделяет:

- низкую мотивацию к участию в воспитательных мероприятиях (за пропуск урока или невыполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания, звонки родителям, а воспитательные мероприятия добровольные и могут привлечь своим содержанием, эмоциональностью, авторитетом педагога);

- ограниченность форм и методов на дистанционном обучении;

- отсутствие навыков цифровой грамотности у педагогов и родителей;

- технические проблемы (отсутствие необходимых устройств для выхода в интернет, неполадки со средствами связи, отсутствие навыков использования сервисов).

Следовательно, необходимо сочетание разных форм обучения, возможное приобщение детей к очным мероприятиям, развитие навыков самоорганизации, использование доступных сервисов, программ, приложений, цифровых онлайн-платформ и, как перспектива, создание новой модели.

Беседы, проведенные с коллегами, устный и анкетный опрос студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» (45 человек, среди которых 5 родителей, 8 педагогов, 29 студентов, 3 учащихся) показали, что преобладает положительный взгляд на использование дистанционных форм в работе с детьми, которые нуждаются в особых образовательных потребностях, но всё же в ходе опроса отмечены минусы и трудности:

Студенты, учащиеся Педагоги, родители

- значительное увеличение количества времени, которое проводится за компьютером, планшетом и т. д. Более активное использование гаджетов

- отсутствие живого общения (контакта) с педагогом, сверстниками, коллегами

- уменьшение доступа к дополнительным источникам информации (библиотеки)

- дополнительные материальные расходы (электричество, вызов компьютерного мастера)

- невозможность задать вопросы учителю после урока - недовольство родителей тем, что без их помощи невозможно осуществлять обучение

- увеличение потребной помощи учителя (родители заняты) - трудность полноценно заниматься вместе с ребенком, уделять достаточно времени образованию (несколько детей в семье, своя работа)

- более продолжительное время затрачивается на выполнение уроков и заданий, чем в классе - сложно осуществить контроль за деятельностью ребенка, особенно дошкольника, во время занятия

- нехватка практических занятий (порой подменяются простым отправлением заданий через разные социальные сети и мессенджеры) - больше шансов «списать» контрольную или самостоятельную работу, во время ответа прочитать информацию из интернета

- отсутствие смены обстановки - практически отсутствует свободное время, требуется постоянное внимание к сообщениям на телефоне, компьютере

- снижение мотивации, самодисциплины - сложность в распределении индивидуального времени, пользования техническими устройствами в семье

- повышенные нагрузки на зрительный анализатор - высокая трудоемкость разработки курсов дисциплин, подготовки к урокам (разработка и изготовление пособий, наглядного материала, демонстрации слайдов, видеоклипов и т. д.)

Библиографический список

1. Одинокова Н. А. Профилактика зрительных нарушений при использовании интерактивной доски // Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 13-14 мая 2009 г.) / отв. за вып. У. М. Дмитриева. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2010. С. 132-134.

2. Одинокова Н. А. Включение компьютерных развивающих игр в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных организаций // Наука и социум : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием (15 мая 2017 г.) / отв. ред. Е. Л. Сорокина. Новосибирск : Изд-во Сибир. ин-та практ. психологии, педагогики и социальной работы, 2017. С. 135-140.

3. Одинокова Н. А. Особенности включения компьютерных развивающих игр в занятия с детьми с ограниченными зрительными возможностями // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства : материалы IX Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (23-24 мая 2013 г.). Новосибирск : НГПУ, 2013. С. 189-193.

4. Соловейчик Е. В. Готовы ли глухие к дистанционному образованию // Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество глухих» (ВОГ). URL: https://voginfo.ru/education/2020/04/23/gotovy-li-gluhie-k-distancionnomu-obra-zovaniju (дата обращения: 20.10.2020).

5. Хромцова Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (Краснодар, май 2020 г.). Краснодар : Новация, 2020. С. 27-31. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 08.09.2020).

References

Khromtsova Yu. N. (2020) Vospitatel'naya rabota na distantsionnom obuchenii, Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy XII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Krasnodar, may 2020 goda). Krasnodar, Novatsiya Publ., pp. 27-31. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (accessed: 08.09.2020). (in Russian)

Odinokova N. A. (2013) Osobennosti vklyucheniya komp'yuternykh razvivayushchikh igr v zanyatiya s det'mi s ogranichennymi zritel'nymi vozmozhnostyami, Sovremennye problemy obshchei i korrektsionnoi pedagogiki i psikhologii detstva: materialy IX Vserossiyskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoi konferentsii (23-24 maya 2013 goda). Novosibirsk, NGPU Publ., pp. 189-193. (in Russian)

Odinokova N. A. (2010) Profilaktika zritel'nykh narushenii pri ispol'zovanii interaktivnoi doski, Sovremennye problemy obshchei i spetsial'noi pedagogiki i psikhologii detstva: materialy Vserossiyskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Novosibirsk, 13-14 maya 2009 goda), ed. U. M. Dmitrieva. Novosibirsk, NGPU Publ., pp. 132-134. (in Russian)

Odinokova N. A. (2017) Vklyuchenie komp'yuternykh razvivayushchikh igr v rabotu s det'mi s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v usloviyakh obshcheobrazovatel'nykh organizatsii, Nauka i sotsium: materialy Vserossiyskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (15 maya 2017 goda) / ed. E. L. Sorokina. Novosibirsk, Sibirskogo instituta prakticheskoi psikhologii, pedagogiki i sotsial'noi raboty Publ., pp. 135-140. (in Russian)

Soloveichik E. V. Gotovy li glukhie k distantsionnomu obrazovaniyu, The All-Russian Public Organization of Disabled People "All-Russian Society of the Deaf' (VOG). Available at: https://voginfo.ru/education/2020/04/23/gotovy-li-gluhie-k-distancionnomu-obrazovaniju (accessed: 20.10.2020). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.