современных требований, предъявляемых к подготовке субъекта к адекватным (защитным) действиям в чрезвычайных ситуациях:
1. Требования, касающиеся необходимых знаний, умений и навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Требования к личным морально-психологическим и физическим качествам.
3. Требования к соответствию проявления личностных качеств в условиях чрезвычайных ситуаций. В качестве основных критериев сформированности опыта защитного поведения выступают:
- представление о безопасности (целостное, многокомпонентное, субъективное, системное) и адекватных (защитных) действиях в условиях чрезвычайных ситуаций;
- отношение к собственной безопасности (заинтересованное, позитивное, ответственное);
- объем специальных теоретических знаний о возможных опасностях, правилах поведения и обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, знаний о специфике и особенностях поведения в ситуациях, содержащих в себе опасность;
- опыт по овладению навыками, приемами обеспечения личной безопасности в ЧС (общими для всех и субъективно значимыми);
- владение умениями осуществлять адекватные действия в ЧС (ставить цель, планировать, действовать в функционально-ролевых позициях, анализировать и корректировать полученные результаты);
- личностная активность в деятельности по самообразованию в вопросах поведения и обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Обнаружение значимости влияния той или иной ценностно-смысловой категории на проявление разных форм защитного поведения дает возможность с достоверной значимостью говорить о том, как может повести себя человек в разных чрезвычайных ситуациях, и делать соответствующие прогнозы. Список использованной литературы:
1. Саржвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с окружающей средой / Н.И. Саржвеладзе. - Тбилиси, 1989. - 327 с.
2. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко. - Минск.: Университетское, 1985. -206 с.
3. Котик, М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. - 2-е изд., испр. и доп. - Таллин: Валгус, 1987. - 439 с.
© Куликов С.В., 2024
УДК 372
Куликов С.В.
СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» г. Санкт-Петербург, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Наиболее распространенными причинами, создающими угрозу жизни и здоровью детей, являются
несчастные случаи. Родители играют важную роль в обучении своих детей по соблюдению правил безопасного поведения. Рассмотрена специфика использования дифференцированного подхода в работе с родителями по формированию культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова:
культура безопасности жизнедеятельности, культура безопасности ребёнка, безопасность детей, дети
старшего дошкольного возраста, родители, несчастные случаи, дифференцированный подход.
Обучение основам безопасности жизнедеятельности необходимо начинать с дошкольного возраста. У маленьких детей легче воспитывать мотивацию, побуждая их к соблюдению норм безопасности и правил жизни. В домашней обстановке дети ползают по полу, взбираются на подоконник, «протискиваются» и скользят по перилам лестницы, раскачиваются на воротах, бегают из комнаты в комнату и т.д. Простое воспроизведение безопасных стратегий, актуальных для взрослых, не позволяет защитить детей в достаточной мере. Различные проблемы развития, рискованное поведение, уровень активности и степень зависимости ребенка усложняют ситуацию.
Основное влияние на успешность процесса обучения и воспитания детей оказывают родители и семья. Безопасность детей требует дифференцированного подхода, который включает информирование взрослых и детей о существующих рисках, создание безопасных условий и пропаганду эффективных установок. Обучение является одним из основных путей повышения безопасности детей и требует участия родителей, опекунов и других целевых групп для расширения знаний, изменения отношения и поведения.
Современные родители часто заняты отвлекающими факторами и требованиями повседневной жизни. Часто отягощенные негибким графиком работы, некоторые родители не имеют возможности на постоянной основе участвовать в формировании культуры безопасности жизнедеятельности своих детей. Можно выделить три области, препятствующие участию родителей: нехватка времени, отсутствие финансовых ресурсов и отсутствие необходимых знаний (осведомленности) [1]. Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую стратегию сотрудничества.
Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой обучение осуществляется с группой, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Использование данного подхода к обучению родителей по формированию культуры безопасности жизнедеятельности позволяет:
- создать психологически комфортную среду обучения, благодаря чему родители и дети усваивают материал по личной безопасности в соответствии со своим уровнем сложности;
- учитывать различные группы родителей (отцов, матерей, опекунов, одиноких родителей, родителей-нерезидентов, родителей из этнических меньшинств, родителей детей-инвалидов или детей с трудностями в обучении, родителей, которые сами имеют инвалидность);
- учитывать то, что разные группы родителей сталкиваются с разными препятствиями при обучении своих детей безопасному поведению;
- способствовать формированию положительной мотивации к обучению; -оценить собственные силы родителей и выбрать тот уровень, который соответствует потребностям и возможностям, и со временем перейти на более высокий уровень;
- развить самостоятельность и ответственность за жизнь самих родителей и их детей[2].
Работа со взрослыми должна базироваться на общих андрагогических принципах организации учения: отказ от критики участников процесса обучения, обеспечение свободы мнений, отказ от мер порицания обучающихся, уважение плюрализма жизненных позиций, приоритет самостоятельного обучения, совместной деятельности обучающихся и обучающих, опора на опыт обучающихся, индивидуализация, системность, контекстность, осознанность обучения [3]. Помощь в актуализации
знаний и навыков, необходимых родителю для формирования у своего ребенка культуры безопасности, -важнейший этап обучения.
Внедрение дифференцированного подхода в работу с родителями будет способствовать индивидуализации процесса обучения родителей и их детей, более прочному и глубокому усвоению знаний, формированию положительной мотивации к обучению, созданию безопасной среды.
Список использованной литературы:
1. Джуришич М. Вовлечение родителей как важный фактор успешного образования / М. Джуришич, М. Буниевац // Журнал Центра исследований образовательной политики. -2017 С. 137-153.
2.Вуртеле С. Сравнение учителей и родителей как инструкторов программы личной безопасности для дошкольников / С. Вуртеле, Э. Гиллиспи, Л. Декер и др. // Жестокое обращение с детьми и безнадзорность. -1992 С. 127-137.
3.Тимофеева Л.Л. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры безопасности у старших дошкольников / Л.Л. Тимофеева, Н.И.Королёва // Семейный округ. -2012. С. 61-67
© Куликов С.В., 2024
УДК 65.012.12
Менлиева А., преподаватель, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт,
Туркменистан, г. Ашхабад Гылыджова А., преподаватель, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт,
Туркменистан, г. Ашхабад Атаев Д., студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт,
Туркменистан, г. Ашхабад Атаева А., студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт,
Туркменистан, г. Ашхабад
АНАЛИЗ РИСКОВ В РЕЗЕРВНЫХ КОПИЯХ И СТРАТЕГИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
Аннотация
В данной статье рассматриваются уязвимости и риски, связанные с применением систем резервного копирования, а также разрабатываются способы их предотвращения. Выполняется анализ современных решений в области защиты данных и их воздействия на кибербезопасность. Обсуждаются существующие алгоритмы резервного копирования и их эффективность. Предлагаются подходы к оптимизации процессов резервного копирования с акцентом на кибербезопасность. Оценивается влияние человеческого фактора и новых технологий на системы резервного копирования. Исследуются протоколы и стандарты, используемые в этой области. В статье также представлены результаты анализа применения искусственного интеллекта для повышения безопасности систем резервного копирования.