Научная статья на тему 'Использование дидактической многомерной технологии в работе над научным аппаратом исследования'

Использование дидактической многомерной технологии в работе над научным аппаратом исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактическая многомерная технология / проектная деятельность / исследовательская деятельность / научный аппарат исследования / фрактал / didactic multidimensional technology / project activity / research activity / scientific research apparatus / fractal

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Иван Денисович

В настоящее время особенно актуальна проектная и исследовательская деятельность обучающихся. В данной статье рассматривается возможность применения дидактической многомерной технологии (ДМТ) в работе над научным аппаратом предстоящего исследования школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Didactic Multidimensional Technology in the Work on the Scientific Apparatus of Research

Nowadays, project and research activities of students are especially relevant. The article discusses the possibility of using didactic multidimensional technology (DMT) in the work on the scientific apparatus of the upcoming student’s research.

Текст научной работы на тему «Использование дидактической многомерной технологии в работе над научным аппаратом исследования»

Средняя и старшая школа: практики исследовательского обучения

Исаев

Иван Денисович,

студент 4-го курса Химико-технологического факультета ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 43, г. Тверь

e-mail: SozvezdieTver@ yandex.ru

Ivan

Isaev,

4th year Student of the Faculty of Chemistry and Technology, Tver State University, Teacher of School No. 43, Tver

Использование дидактической многомерной технологии в работе над научным аппаратом исследования

The Use of Didactic Multidimensional Technology in the Work on the Scientific Apparatus of Research

Аннотация. В настоящее время особенно актуальна проектная и исследовательская деятельность обучающихся. В данной статье рассматривается возможность применения дидактической многомерной технологии (ДМТ) в работе над научным аппаратом предстоящего исследования школьника.

Ключевые слова: дидактическая многомерная технология, проектная деятельность, исследовательская деятельность, научный аппарат исследования, фрактал

Abstract. Nowadays, project and research activities of students are especially relevant. The article discusses the possibility of using didactic multidimensional technology (DMT) in the work on the scientific apparatus of the upcoming student's research. Keywords: didactic multidimensional technology, project activity, research activity, scientific research apparatus, fractal

В настоящее время в России осуществляется модернизация образования. Одна из целей модернизации — обеспечение вхождения РФ в мировое образовательное пространство, характеризующееся усилением роли различных современных педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения одной из новейших педагогических технологий — дидактической многомерной технологии (ДМТ).

Особенности ДМТ

Дидактической многомерной технологией называют описание, основанное на теории фракталов, содержательной и процессуальной составляющих совместной деятельности педагога и обучающихся, направленной на достижение поставленных

Исаев Иван Денисович

целей независимо от индивидуальности обучающегося и места реализации.

Основным дидактическим обеспечением при реализации ДМТ являются логико-смысловые модели (ЛСМ), представляющие собой описание исследуемого или изучаемого объекта с использованием координатно-матричных семантических фракталов.

Понятия «многомерность» и «солярность» наряду с понятием фрактала играют важную роль в построение ЛСМ, ведь именно фрактальность, многомерность и солярность определяют строение каркаса ЛСМ в виде радиальных осей, имеющих общий центр — объект исследования.

Составляющими ЛСМ являются логический (раскрывает порядок постановки осей точек) и смысловой (раскрывает содержание осей узловых точек) компоненты. Среди ЛСМ выделяют три основных типа: сущность — высокий уровень, особенное — средний уровень, единичное - низкий уровень, каждый из которых конструируется из двух типов осей: оси типа «классификация», оси типа «свойство». В случае, когда название оси является классификационным признаком, ось относится к типу «классификация». Если же название оси не является классификационным признаком — ось имеет тип «свойство».

Инструмент быстрого реагирования «Паутинка»

В соответствии с новыми ФГОС ООО каждый обучающийся 8-9-го и 10-11-го классов должен выполнить и успешно защитить свой индивидуальный итоговый проект (ИИП).

Рассмотрим возможность применения ДМТ для изучения методических основ, необходимых для грамотного выполнения ИИП по химии. Оборудование урока: 3 листа бумаги, простой карандаш и ластик, мобильное устройство с возможностью выхода в информационную сеть Интернет.

Этап I. Ознакомление с областями изучаемой науки — выбор направления работы

Составим эскиз диаграммы. Для этого необходимо определить количество наук, которые будут рассматриваться как дисциплины, граничащие с изучаемой наукой. В нашем случае их 5: физика, биология, география, математика, информатика. Так как есть такие направления химии, которые являются обособленными, будем рассматривать пересечения с шестью гранями. Посередине листа начертим шестиугольник, который будет являться центром паутинки. В центре шестиугольника напишем название рассматриваемой науки. Далее построим еще один шестиугольник и от его углов проведем оси паутины. В полученных четырехугольниках впишем наименования граничащих наук естественно-математического цикла. На осях паутины

Средняя и старшая школа: практики исследовательского обучения

необходимо разместить наименования дисциплин, которые отражают пересечение химии с другими науками естественно-математического цикла. Полученная паутинка представлена на Рисунке 1.

Химическая технология Общая химия

Теоретическая хилтя Аналитическая хнлмя

Рпдихимчя " «члгклл л шии

Герлiохил Iмл \1етллларганическая \uuiu

Космохнмия4*"*^ Неорганическая^

ЯИШ

Химическая кинетика Химия

Кеантовая лиши Я

Ядгрная .uiwwt Paduoximim Электрохимия

Фотохимия '

Химия ВМС Лам ил полимерав

Коллоидная лилии* Материаловедение

I

аз

я

косметическая лшш

EttOXtLStUR До,

Биоорга н и ческОя химия

HeiipoxiLMim Vri.ii. кололи Фпрмпцеетчкп

Г0КСОЛ11МНЯ J*^ ж_

Агрохимия

Биолог на

Физика

ХИМИЯ I География

Математика

Вычисл и тельная химия Математическая xiluux

Информатика

Геохимия

Нефтехимия

Химия почв

Ко. мп ь ютерн ое моделирование молекул

Ком пьютерное моделирование химических процессов

Рисунок 1

Этап II. Ознакомление с методами исследования отдельных научных направлений

Для построения следующей диаграммы необходимо определить наиболее крупные группы методов исследования данного направления. В нашем случае — качественный и количественный анализ. В центр паутины необходимо поместить наименование направления и основные группы методов исследования данного направления. Затем приведем по 2 частных примера, относящихся к каждой из групп методов. Далее в области каждого метода необходимо внести по несколько примеров тем исследований, которые можно осуществить с помощью данных методов (см. Рисунок 2).

Этап III. Формирование научного аппарата исследовательской работы

После того как обучающиеся определились с темой проек-тно-исследовательской работы и методами исследования, необходимо построить научный аппарат работы. Так как каждая из 4 рабочих групп выбрала свое направление и методы, внесем информацию на паутинку. В соответствии с выбранными направлениями и методами необходимо сформулировать задачи проектно-исследовательской работы и внести их на диаграмму (см. Рисунок 3). Далее необходимо определить задачи, связанные с изучением теоретического материала и сформулировать общую цель проектно-исследовательской работы.

В заключение отметим, что при использовании инструмента необходимо быть готовым к тому, что у обучающихся

Исаев Иван Денисович

Рисунок 2

Рисунок 3

могут возникнуть проблемы с пониманием некоторых направлений, обусловленные тем, что они ранее не были знакомы с ними, из-за чего может снизиться результативность занятия и увеличиться его продолжительность. Поэтому педагогу необходимо стараться поддерживать темп занятия и задавать по мере необходимости наводящие вопросы, способствующие наиболее быстрому процессу освоения материала.

Использование ДМТ позволяет эффективно знакомить обучающихся с различными научными направлениями и специфическими методами исследования, расширять кругозор, разрабатывать научный аппарат. щ

Литература:

Галыгина и др., 2009 — Галыгина И. В., Галыгина Л. В., Воскобойникова Н. П. Современные технологии преподавания химии: 8-11 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Вента-Граф, 2009. С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.