Научная статья на тему 'Использование диаграммы Исикавы в целях формирования городской логистической инфрастурктуры'

Использование диаграммы Исикавы в целях формирования городской логистической инфрастурктуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
810
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самарцева А.В., Белякова Е.В.

Представляются факторы построения городской логистической инфраструктуры, рассматривается использование инструмента «диаграмма Исикавы» в целях ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование диаграммы Исикавы в целях формирования городской логистической инфрастурктуры»

ся действия законов Российской Федерации об авторском и смежных правах, интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также международных договоров Российской Федерации.

Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное обозначение [3].

Контрафакция, как экономическое явление, - это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке товарных фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение «дела» под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров.

Фальсификация (от латинского falsifico - подделываю) - это действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя [1].

Объектами фальсификации являются: товары, услуги, документы, информация, маркировочные и идентификационные знаки. В то же время фальсификат и некачественные товары нарушают права потребителей. Некачественные продукты питания, лекарст-

ва, запчасти сложной техники несут в себе реальную угрозу, в том числе для здоровья и жизни людей. Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков (внешнего вида, цвета, консистенции) при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности и безопасности.

Понятия «контрафакция» и «фальсификация» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым - нарушение технологии производства. Из этого следует, что контрафактная продукция одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная может не являться контрафактной.

Таким образом, контрафактный товар - это любой товар, произведенный без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, а фальсифицированная продукция - это продукция, действия которой направлены на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющихся существенными для потребителя.

Библиографические ссылки

1. Юридический словарь [Электронный словарь] // Академик. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/19096.

2. Судариков С. А. Право интеллектуальной собственности : учебник. М. : ТК Велби ; Проспект, 2008. 368 с.

3. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров : закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I.

© Родионова К. А., 2013

УДК 332.1;658.7

А. В. Самарцева Научный руководитель - Е. В. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТУРКТУРЫ

Представляются факторы построения городской логистической инфраструктуры, рассматривается использование инструмента «диаграмма Исикавы» в целях ее совершенствования.

Создание логистической инфраструктуры территории является одним из основных условий для ее успешного развития, что было рассмотрено нами в ряде других публикаций [1]. Одним из инструментов, позволяющих выявить и ранжировать факторы, влияющие на построение логистической инфраструктуры является диаграмма Исикавы.

Диаграмма Исикавы или причинно-следственная диаграмма (иногда ее называют диаграмма «рыбья кость») - применяется с целью графического отображения взаимосвязи между решаемой проблемой и фак-

торами, влияющими на ее возникновение. Кроме того, с помощью данного инструмента можно установить, каких данных, сведений или знаний о проблеме недостает для ее решения и тем самым сократить область принятия необоснованных решений. Когда строится диаграмма Исикавы, причины проблем распределяют по ключевым категориям, причем наиболее важные располагаются ближе к «голове» скелета [2].

В качестве таких категорий для построения городской логистической инфраструктуры нами приняты следующие факторы: геополитический; социальный;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

экономический; методологический. Схематично диаграмма представлена на рисунке.

Опираясь на ранее сделанные выводы [1], наиболее значимым, с нашей точки зрения, является геополитический фактор, который представляется как совокупность территориального положения районов (размер, расположение - удаленность от центра, существующая транспортная и складская инфраструктуры (транзит-ность территории, время простоя в пробках, возможность их объезда через выбранный район), давность застройки) и политической ситуации (готовность администрации города и районов пересмотреть имеющуюся инфраструктуру, законодательно поддерживать инициативы по ее изменению/созданию).

Следующий по значимости - социальный фактор, куда относятся демографическая ситуация в городе, плотность населения, его доходы, прирост по районам, наличие социально значимых объектов на территории, рост/спад приема учащихся в ВУЗы и школы, детские сады.

Экономический фактор включает в себя доходы населения, специализация районов города (количество рабочих мест, фабрик, заводов, бизнес-центров и досуговых мест - торгово-развлекательных комплексов, торговых центров, магазинов (вне зависимости от формата). Важно учесть также размер выделенных учреждений и динамику их расширения/закрытия по районам. Социальный фактор, наряду с экономическим, во многом определяет объемы и структуру потребления, непосредственно влияет на количество перевезенных грузов и т.п., что в свою очередь отра-

жается на объектах инфраструктуры города (увеличивается их загруженность, возникает необходимость модернизации / постройки новых).

Отметим также важность теоретически верного построения инфраструктуры (методологический фактор). Исследования в области городской логистической инфраструктуры должны стать основой сбалансированной структуры, которая отражает интересы всех участников проекта, развивая взаимосвязи между ними и упорядочивая прохождение потоков внутри всей инфраструктуры. Это выгодно как для бизнес-структур (развитие партнерских взаимоотношений, формирование новых цепей поставок), населения (снижение цены и увеличение доступности товаров местного производства), а также администрации (приток инвестиций для развития территорий, увеличение конкурентоспособности и т. п.). К теоретическим фактором относятся методические инструменты, принципы, способы формирования инфраструктуры и др. Проблематичность использования данного фактора обусловлена в отсутствии необходимой статистической информации (количестве и направлении потоков, складских площадей и т. п.).

Таким образом, с помощью Диаграммы Исикавы были описаны основное факторы формирования городской логистической инфраструктуры, отметим, что все они в той или иной степени отражают описанные нами в предыдущих исследованиях факторы региональной логистической инфраструктуры, т. е. есть преемственность, что говорит о верности предположений. Из диаграммы видно, что наибольшее влияние

Диаграмма Исикавы для факторов формирования городской логистической инфраструктуры

на состав и размещение объектов РЛИ имеют факторы геополитического и экономического характера. Это влияние обусловлено заинтересованностью основных стейкхолдеров городской логистической инфраструктуры, механизм взаимодействия которых требует дальнейшего анализа.

Библиографические ссылки

1 Белякова Е. В., Самарцева А. В. Инструменты формирования региональной логистической инфраструктуры //Вестник СибГАУ. 2012. Вып. 6 (46).

2 Метод «Диаграмма Исикавы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.inventech.ru/pub/methods/ metod-0019/.

© Самарцева А. В., 2013

УДК 347.77

Е. А. Сосновская Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Рассмотрена проблематика защиты товарных знаков, а также её актуальность в современных условиях.

В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами, такой вид интеллектуальной собственности, как товарные знаки, становится неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает продукт, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль участника рыночных отношений [1].

Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать товарные знаки стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары. В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их гражданско-правовой охраны.

Одним из постоянно декларируемых приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации является защита прав на интеллектуальную собственность - в общем, и товарные знаки - в частности. Меры в этой области направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, от подделок продукции и ущемления прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Кроме того, с каждым днем все большее значение приобретает гражданско-правовая охрана товарных знаков в мировой сети Интернет [2].

Для того чтобы решить указанные проблемы, необходимо проанализировать имеющуюся судебно-арбитражную практику рассмотрения дел в этой области, серьезно разобраться в том, насколько эффективен или неэффективен тот механизм правового регулирования, который есть уже сегодня, что можно было бы в нем изменить, от чего отказаться. Между тем, эффективная защита прав интеллектуальной собственности невозможна без формирования реально работающих правовых механизмов по предотвращению пересечения границ Российской Федерации контрафактной продукцией, изготовленной с нарушениями прав владельцев интеллектуальной собственности. Данная деятельность приобретает государственное значение, поскольку оказывает непосредственное влияние на стимулирование производства, поддержку отечественных производителей, защиту внутреннего рынка от подделок, следовательно, способствует развитию экономики государства в целом [3].

Таким образом, проблема защиты товарных знаков таможенными органами России актуальна в современный период.

Библиографические ссылки

1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория : учебник для вузов. Новосибирск, 2010.

2. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права : учебник для вузов. М., 2010.

3. Аналитические статьи [Электронный ресурс] //ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/article/.

© Сосновская Е. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.