Научная статья на тему 'Использование дальтон - технологии в обучении магистранта педагогического образования'

Использование дальтон - технологии в обучении магистранта педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДАЛЬТОН-ПЛАН / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЯ / МАГИСТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна

В статье на основе анализа педагогических технологий анализируется дальтон технология, в центре которой фигурирует личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Раскрывается сущность дальтон технологии заключающаяся в успешном выполнении учебных программ, повышении учебной мотивации и развитии познавательных интересов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование дальтон - технологии в обучении магистранта педагогического образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

упражнения, выполненных испытуемыми ЭГ для полного его усвоения.

Общая педагогическая плотность занятий в обеих группах оказалась достоверно высокой (p<0,01), что свидетельствует о достаточной пригодности упражнений к их использованию в учебном процессе.

Моторная плотность занятия с испытуемыми ЭГ была зарегистрирована на уровне, превышающем таковую с занимающимися КГ. Превышение составило около 20%.

Таким образом, использование преобразующих упражнений в процессе обучения прикладному плаванию спасателей приводит к увеличению моторной плотности занятия и способствует формированию новых плавательных навыков в сжатые сроки за счет лучшего понимания испытуемыми вновь возникающей двигательной задачи.

Список использованной литературы:

1. Коршунов, А.В. Освоение программы индивидуальной физической тренировки студентами методом контрольных позиций / А.В. Коршунов, А.О. Миронов, А.Ю. Якименко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. Сборник статей международной научно-практической конференции в 2-х частях. - 2016. - С. 198-200.

2. Коршунов, А.В. Создание позитивного эмоционального фона физического воспитания как условие сохранения работоспособности студентов / А.В. Коршунов, А.О. Миронов, А.Ю. Якименко // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 254-256.

© Понимасов О.Е., 2016.

УДК 378.4

Салманова Джамила Абдулкафаровна

К.п.н., доцент ДГПУ, г. Махачкала, РФ E-mail: djamila05@mail.ru Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна К.п.н., доцент ДГПУ, г. Махачкала, РФ E-mail: achu-68@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАЛЬТОН - ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье на основе анализа педагогических технологий анализируется дальтон технология, в центре которой фигурирует личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Раскрывается сущность дальтон - технологии заключающаяся в успешном выполнении учебных программ, повышении учебной мотивации и развитии познавательных интересов в процессе обучения.

Ключевые слова

Педагогические технологии, дальтон-план, личностно-ориентированное обучение, дальтон-технология,

магистр педагогического образования.

Одно из ключевых звеньев российской системы образования является педагогическое образование, поскольку именно оно является важнейшей составной частью, определяющей ее качество и перспективы развития. Кроме того, парадигма образования требует модернизации в стратегическом направлении. В качестве доминирующей технологии преподавания в вузе следует выделить личностно-ориентированную, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие личности как субъекта деятельности,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

изменяющеюся в зависимости от требований общества.

По мнению И.С. Якиманской, признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса в этом есть вся сущность личностно-ориентированной технологии. При применении личностно-ориентированной технологии реализуются следующие подходы: разноуровневый, ориентированный на различные уровни сложности программного материала; дифференцированный, направленный на выделение групп учащихся по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения; индивидуальный подход характеризующийся распределением учащихся по принципу успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности; субъектно-личностный предполагающий отношение к каждому учащемуся как к уникальности, несхожести, неповторимости [2].

Следует отметить, что эффективная реализация личностно - ориентированного обучения осуществляется через дальтон технологию, поскольку в центре нее также фигурирует личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации).

Дальтон-план способствуют развитию самостоятельности, индивидуальности и инициативы учащегося позволяя ему рационально решать познавательные задачи. В 20-е гг. в школе предпринимались попытки модифицировать дальтон - технологии преодолеть его крайнюю индивидуалистичность; сочетая ее с методом проектов, связать с коллективной работой учащихся. Эти попытки нашли выражение в форме бригадно-лабораторного метода.

Впервые дальтон - технологии применила педагог Хелен Паркерхерст, которая была против традиционного обучения, предполагающего на тот момент насильный и единственный способ научить детей. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти новые формы организации жизнедеятельности личности, которые позволят учащемуся свободно говорить и задавать вопросы самостоятельно развивать ум, тело и дух и не подавляться.

Использование в обучении дальтон - технологии магистрантов имеет своей целью индивидуальное развитие личности, развитие опыта поведения в обществе с помощью приобщения к сотрудничеству, самостоятельного овладения знаниями и исследовательскими умениями. Следует отметить, что главный принцип реализации дальтон - технологии это свободное самостоятельное развитие в сотрудничестве с окружающими. Развиваясь, магистранты осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, а при достижении результата их дальше оценивает преподаватель.

Таким образом, магистранту предоставляется свобода выбора темы, времени работы, источников информации и механизмов работы, по окончании которой он индивидуально отчитывается перед педагогом, при этом не исключая ответственности за проделанную работу. Кроме того самостоятельность проявляется в принятии решений, а также в ответственности за свой выбор. В качестве преимущества технологии следует выделить возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся, а также активная позиция магистрантов в своей познавательной работе. Несмотря на преимущества дальтон технологии, у нее есть и свои недостатки, среди которых работа по подрядам тормозит развитие устной речи, ведет к списываю, неряшливости в оформлении работ, утомлению глаз.

Оценивание происходит с помощью проверочных работ и общих индивидуальных заданий. Оценка преподавателем делается в устном виде. Задания составлены в соответствии с возможностями магистрантов и рассчитаны на их самостоятельное выполнение. Все это снижает перегрузку магистрантов за счет учения с интересом в условиях индивидуальной работы.

Применение дальтон - технологии в образовании обуславливается активной позицией современной молодежи при решении определенных задач жизнедеятельности, основанном на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Принцип свободы основывается на выборе магистрантом предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и механизмов работы, осуществляя при этом свободное обучение, самоконтроль, взаимоконтроль. Принцип самостоятельности предполагает выбор магистрантом уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность в принятии решений и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества предполагает выбор формы организации учебной деятельности:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

индивидуальной, парной, в малой группе, где магистрант имеет право обращаться за помощью к кому угодно: одногрупникам, преподавателю, не бояться признаться, что не знает чего-либо.

Реализация дальтон - технологии осуществляется на учебном занятии. Например, по теме «Определение качества образования», целью, которой является ознакомить магистрантов с системой и моделями оценки качества образования, сформировать умение по определению уровня качества образования, магистрантам предлагается: проанализировать показатели качества образования, по выбранной ими ранее дисциплины, спецкурса; шкалировать результаты образовательных достижений на - высокий (если сформировались умения и навыки); средний (если сформировалось более половины знаний (или дидактических единиц)); низкий (если сформировалась половина знаний (или дидактических единиц)).

В качестве критериев оценки качество образовательного процесса, мы предлагаем - высокий (если было бесконфликтное, продуктивное, демократическое педагогическое взаимодействие); средний (если было бесконфликтное, но не продуктивное, попустительское педагогическое взаимодействие); низкий (если было конфликтное, не продуктивное, авторитарное педагогическое взаимодействие), рейтинг образовательной системы - высокий (если среди аналогичных систем (такая же дисциплина на другом факультете или вузе) результаты данной дисциплины выше); средний (если среди аналогичных систем (такая же дисциплина на другом факультете или вузе) результаты данной дисциплины такой же); низкий (если среди аналогичных систем (такая же дисциплина на другом факультете или вузе) результаты данной дисциплины ниже).

Учитывая принципы дальтон-технологии и специфику темы занятия выбор методов и средств определения качества образовательного процесса, остается за магистрантом. Это занятие, направленное главным образом на усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Основными признаками занятия с использованием дальтон-технологии являются:

• наличие проблемы, имеющая механизм решения;

• преподаватель - организатор и участник дискуссии;

• магистрант - субъект педагогического процесса;

• результатом занятия является решение проблемы (для каждого может быть свое) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

В Дальтон-технологии магистрантам предоставляется большая свобода выбора, она должна сочетаться с формированием у них ответственности.

Учёт выполнения заданий и их качества осуществляется и магистрантом, и преподавателем. У магистранта имеется портфолио, в которой он собирает выполненные задания по дням недели. В заключении подводятся основные итоги исследования и формулируются выводы. Кроме того использование Дальтон-плана на занятиях гарантирует эффективность управления качеством образования и формирует самостоятельность в мышления магистранта, которое происходит за счет выполнения частично-поисковых упражнений и творческих работ.

Следует отметить, что дальтон-план содействует наиболее эффективному усвоению учебного материала, успешному выполнению учебных программ; повышению учебной мотивации и развитию познавательных интересов в процессе обучения, развитию самостоятельности, формированию личных качеств магистрантов. В целом использование Дальтон-плана способствует повышению качества обучения и развитию личности магистрантов, поскольку позволяет им проявлять творческие способности, как при самостоятельной работе, так и коллективной. Кроме этого использование дальтон-технологии, позволяет принимать магистрантам самостоятельное решение в результате которых, они овладевают методами научного познания и формируют опыт исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

1.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

2.Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. -М., 2000.

© Салманова Д.А., Абдулатипова Э.А. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.