Научная статья на тему 'Использование чтения в качестве средства развития умений письменной речи'

Использование чтения в качестве средства развития умений письменной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
333
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ПИСЬМЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ / СИНТЕЗ ПИСЬМЕННЫХ ФОРМ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП / ПРОДУЦИРОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE LEARNING PROCESS / WRITING / WRITTEN STATEMENT WITH THE ELEMENTS OF REASONING / SYNTHESIS OF THE WRITTEN FORMS / REPRODUCTIVE STAGE / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ткачук Галина Дмитриевна

Данная статья поможет преподавателям иностранных языков и методистам осмыслить новую стратегию и методику развития умений письменной речи, а именно через обучение чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING AS THE TOOL FOR DEVELOPING WRITING SKILLS

This article will help foreign language teachers and methodologists to comprehend a effective strategy and method of developing writing skills, by teaching reading in particular.

Текст научной работы на тему «Использование чтения в качестве средства развития умений письменной речи»

УДК 802/809(075.8)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧТЕНИЯ

В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

READING AS THE TOOL FOR DEVELOPING WRITING SKILLS

© Г.Д. Ткачук

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)

© G.D. Tkachuk

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Данная статья поможет преподавателям иностранных языков и методистам осмыслить новую стратегию и методику развития умений письменной речи, а именно через обучение чтению.

This article will help foreign language teachers and methodologists to comprehend a effective strategy and method of developing writing skills, by teaching reading in particular.

Ключевые слова: иноязычный образовательный процесс; письменная речь; письменное высказывание с элементами рассуждения; синтез письменных форм; репродуктивный этап; продуцирование.

Keywords: foreign language learning process; writing; written statement with the elements of reasoning; synthesis of the written forms; the reproductive stage; production.

В эпоху информационно-компьютерных технологий письменное общение стало более востребованным, так как является, важным средством межкультурной коммуникации и успешной социальной адаптации человека. Поэтому совершенно логичным является тот факт, что итоговая аттестация выпускников средних школ по иностранным языкам в форме ЕГЭ содержит задания (С1, С2) на контроль знаний, умений и навыков в письменной речи. Однако в практике обучения иностранному языку письму уделяется недостаточно внимания и времени. Данный вид речевой деятельности чаще всего служит вспомогательным средством обучения другим аспектам языка.

Если обратиться к истории, то можно выделить ряд причин того, почему в иноязычном образовательном процессе письму отводится второстепенная роль: 1) отсутствие в течение длительного времени социального заказа на обучение письму как виду речевой деятельности; 2) рассмотрение письма в качестве технического умения; 3) негласный статус письма как вспомогательного средства; 4) трудности системного обучения письму как самостоятельному виду речевой деятельности.

Сложившаяся подобным образом ситуация ставит преподавателей в затруднительное положение. Компромиссный выход, на наш взгляд, может быть найден в творческом подходе к традиционным

способам обучения, например, в использовании чтения текстов как средства развития навыков письменной речи.

Рассмотрим преимущества этого вида речевой деятельности в пользу обучения письму:

1. Чтение как вид речевой деятельности много и часто используется на занятиях и, соответственно, сложилась система и наработана методика обучения.

2. Учебные тексты представляют собой письменную форму высказывания с такими ее характеристиками, как развернутость, последовательность и логичность.

3. В тексте присутствуют необходимые языковые средства для использования их в письменных сообщениях. В этом случае он так или иначе является образцом будущего письменного высказывания, что уже облегчает и работу преподавателя по обучению, и работу обучающегося по освоению навыков письменной речи.

Перейдем непосредственно к практике обучения и выберем продуцирование письменных высказываний, содержащих рассуждения и аргументирование.

Методика работы по созданию письменных сообщений с элементами рассуждения на основе чтения текстов может быть организована в два уровня: репродуктивный как первая ступень в формировании навыков и умений письменной речи и продуктивный как вторая и последняя сту-

пень. Соответственно, алгоритм развития тивной работы с текстом к продуктивному

продуктивных умений письменной речи письму. Данную методику можно отразить

представляет собой переход от репродук- в следующей схеме:

Рис. 1. Методика работы по созданию письменных сообщений

Эффективность вышеизложенной схемы подтверждается тем, что во французской методике письменное сообщение с элементами рассуждения является синтезом двух письменных форм: une rédaction et une dissertation.

Une rédaction - exercice scolaire élémentaire pour apprendre aux élèves à rédiger. (Элементарное школьное упражнение по обучению учащихся создавать сообщения.)

Une dissertation - exercice écrit que doivent rédiger les éléves des grandes classes sur les sujets littéraires, philosiphiques, historiques. (Упражнение для учащихся старших классов по написанию сочинений на литературные, философские и исторические темы [3].)

Рассмотрим более подробно этапы обучения письменной речи на примере чтения текста "Grands-parents, parent: à chacun son territoire?" (текст прилагается).

Репродуктивный уровень начинается на дотекстовом этапе с обсуждения проблемы текста, которая должна совпадать с проблемой будущего письменного высказывания. Это обсуждение снимает психологические трудности, облегчает процесс понимания текста и формирует готовность учащихся реагировать на проблемный вопрос. В качестве приема можно предложить также работу с заголовком текста.

Например: Le problème des générations ça existe aujourd'hui? Tu as de bonnes relations avec tes grands-parents? Ils participent à ton éducation? Etc. (Возможны другие вопросы.)

Работа с заголовком текста: Le titre du texte "Grands-parents, parents: à chacun son territoire", ça vous dit quelque chose? Faites vos hypothèses, De quoi s'agira-t-il dans le texte?

Если текст для чтения достаточно трудный (хотя нужно стремиться подбирать посильный текст), то необходимо до его прочтения снять лингвистические трудности путем объяснения или перевода тех слов и выражений, которые могут быть непонятны обучающимся.

Второй этап - первичное чтение текста (чтение про себя), перед которым дается задание на проверку общего понимания текста.

Например: Lisez ce texte et répondez aux questions suivantes:

1. Quel est le type du texte?

2. De qui s'agit-il dans le texte?

3. Quels sont les problèmes envisagés dans le texte?

После контроля общего понимания текста следует третий этап - вторичное чтение - для работы со структурой текста и для его более детального понимания. Например:

1. Lisez le texte et dégagez les idéés.

2. Trouvez dans le texte les arguments "pour" ou "contre" la participation des grands-parents dans l'éducation des petits-enfants?

3. Donnez les exemples du texte et citez vos exemples sur les relations des générations.

4. Exprimez vos réflexions sur le problème du texte.

После устных высказываний по вышеназванным пунктам третий этап можно завершить пересказом текста для закрепления навыка оперирования ЛЕ и РО, необходимыми для будущего письменного высказывания.

Следует заметить, что наиболее эффективным приемом работы с текстом на репродуктивном уровне является групповое общение, так как оно позволяет учащимся разного уровня владения языком в совместной самостоятельной работе усвоить языковое и смысловое содержание текста.

Далее мы переходим к продуктивному уровню, то есть к использованию наработанного материала текста в написании письменного сообщения.

Итак, в результате работы с текстом учащиеся овладели достаточным языковым и содержательным материалом для продуцирования письменной речи. Однако написание сообщения с элементами рассуждения требует владения навыками его организации, то есть построения введения, основной части и заключения.

Во введении ставится проблема, указывается план ее развития и, если необходимо, автор представляется.

В основной части проблема находит свое развитие: формулируются аргументы «за» и «против», приводятся примеры, иллюстрирующие аргументы и контраргументы; могут присутствовать также рассуждения и оценка (как собственная, так и чья-либо) представляемого явления.

Каждая развитая мысль (аргумент «за», пример в качестве иллюстрации и, возможно, рассуждение) представляет собой отдельный абзац. Связь между абзацами осуществляется коннектными словами или вводными предложениями в начале каждого абзаца.

В заключении подводятся итоги: обобщение в нескольких словах (может быть, одно, два предложения) вышеизложенного, делаются выводы, в которых высказывается мнение автора по проблеме, логичное по отношению к тому, о чем он высказывался раньше [1].

На основе прочитанного текста можно дать следующее задание:

Souvent les grands-parents abuse de participer dans l'éducation de leurs petits-

enfants. Les parents n'en sont pas contents, mais ils ont quand-même besoin de leur aide.

Comment trouver l'harmonie dans ces relations? Quel est le rôle des grands-parents dans la vie des petits-enfants?Qu'est-ce que vous en pensez?

Suivez le plan:

о Introduction: posez le problème.

о Exposez vos reflexions, donnez les arguments "pour" et "contre" la participation des grands-parents dans l'éducation de leurs petits-enfants.

о Conclusion.

Заканчивая, мы хотели бы дать некоторые методические рекомендации по обучению написанию письменного высказывания с элементами рассуждения на основе чтения текста:

1. Репродуктивный этап (работа с текстом) лучше проводить в классе, продуктивный же, то есть непосредственное написание, предложить учащимся в качестве домашнего задания.

2. При проверке данных письменных сообщений можно использовать специальные критерии оценивания, например, критерии, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений для ЕГЭ.

3. Не придавайте большого значения грамматическим и орфографическим ошибкам. Учитывайте только грубые или многочисленные ошибки, а также ошибки, затрудняющие понимание. В спорных случаях приоритет отдавайте варианту учащегося.

4. При анализе и оценке письменных сообщений делайте акцент на достижениях, а не на недостатках, особое внимание уделяйте самостоятельным формулировкам, отмечая их оригинальность. Ошибки, которые анализируются в классе, по возможности, должны быть анонимными.

5. Рекомендуйте учащимся при написании письменного сообщения использовать черновик, который позволит им чувствовать себя свободнее, более эффективно распределять свое время и иметь возможность перечитать и корректировать текст.

6. Предложите учащимся иметь под рукой список слов и выражений в качестве направляющей опоры для более ясного, последовательного и логичного изложения собственных мыслей на письме. Ниже мы предлагаем подобный список на французском языке.

Expressions utiles pour faire un énoncé écrit

А. Введение (Introduction).

Expressions utiles D'abord... Je veux commencer par. Pour aborder / traiter le sujet... Je vais présenter... Le premier point, le second point...

B. Аргументация (Argumentation).

Construction du plan

Peser le pour et le contre Je me prononce pour / contre... L'avantage / l 'inconvénient est... Je pense que...

Envisager deux aspects du meme probleme D'un côté... / de l'autre côté... Du point de vue de... De plus... Cependant...

Analyser toutes les implications d'un sujet polémique En conséquence. Cela amène à l'idée que. Cependant il ne faut pas oublier que... On peut considérer le problème sous un autre aspect... On pourrait aussi traiter le problème autrement...

C. Связь между абзацами (Enchaînement des paragraphes).

Mots de liaison

Addition En plus / de plus... En outre... En même temps...

But Pour f.qqch... Pour que + subj. ... Si bien que... Dans le but de...

Conséquence En conséquence...

Comaparaison Comme... En tant que... En comparaison...

Condition Si... Au cas... Tant que... Sinon...

Contraste Au contraire de... Alors que...

Opposition/consession En opposition à... Bien que... Meme si... Néanmoins... En fait...

Enchainement chronologique A partir de maintenant... Avant / après... Dans le présent/passé/avenir... Autrefois... De nos jours...

D. Выводы (Conclusion).

Expressions utiles En conclusion. A mon avis. C'est ainsi que je vois le problème... En résumé...

ТЕКСТ

Grands-parents, parents: à chacun son territoire?

Questions à...

Marie-Francoise Fuchs, Présidente de l'Ecole des Grands-Parents Européens.

Quel est le rôle des grands-parents dans la sphère familial?

Les grands-parents inscrivent leurs petits-enfants dans la lignée familiale et dans le temps. Ils ont donc en ce sens une fonction symbolique très forte. Ils offrent aux generations plus jeunes, un lien avec leurs racines. Ils incarnent le rôle de passeurs, passeurs d'un patrimoine tout à la fois humain, culturel et familial.

Mais les grands-parents occupent dans un même temps auprès de leurs enfants et petits-enfants, une fonction d'intérimaire. Et j'insiste très fortement la-dessus: les grands-parents ne doivent être présents que lorsque l'on a besoin d'eux. Car ce sont les parents qui élèvent leurs fils et leurs filles, qui en ont la responsabilité première.

Quelle place pour les grands-parents dans l'éducation des petits-enfants ?

L'éducation, c'est le territoire des parents, et d'eux seulemnt. Sauf bien evidemment pour les grands-parents qui sont amenés à élever leurs petits-enfants.

Mais quand ils les accueillent chez eux pour les vacances par exemple, les enfants doivent obéir aux regles de vie de la maison qui les accuille, et les grands-parents doivent, eux, respecter les principes d'éducation selon lesquels sont eleves leurs petits-enfants.

Mais il faut s'imposer quelques consignes si l'on souhaite que toutes les générations vivent en harmonie. Et notamment celle de ne pas se meler de l'éduction des petits-enfants, et surtout de ne pas faire le contraire de ce qui leur enseigné.

Pas question, par exemple, de leur donner un chèque s'ils n'ont droit à leur argent de poche qu'une fois par semaine, ou de leur acheter la paire de baskets dont ils rêvent mais dont leurs parents ne veulent pas [4].

Литература

1. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. М. : ФИПИ, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. М. : Титул, 2010.

3. Jean-Pierre Cuq. Cours de didactique du francais langue etrangere et seconde. Grenoble : PUG, 2004.

4. Tiré de Revue européenne de psychologie appliquée. Paris : février, 2012.

Сведения об авторе

Ткачук Галина Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры романской филологии факультета иностранных языков Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.

Телефон: 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.