вал, выпрашивая корм, только один слёток; ещё один присоединялся к ним лишь изредка, в остальное время добывая корм самостоятельно. 29 и 30 июля самец наблюдался с одним слётком. В первых числах августа выводок распался окончательно. 19 и 20 августа здесь отмечалась только одна молодая птица, затем исчезла и она. Располагая данными регулярных учётов, я могу сказать, что появление горихвосток-чернушек в данном месте и начало их гнездования произошли не ранее 12 июня.
Птиц удалось сфотографировать, и у меня хранятся цветные фотографии самца и самки.
Литература
Зарудный H.A. 1910. Птицы Псковской губернии // Зап. Акад. наук по физ.-мат.
отд. Сер. 8. 25, 2: 1-181. Мальчевский A.C., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. JL, 2: 1-504. Урядова Л.П., Щеблыкина Л.С. 1993. Наземные позвоночные животные Псковской области//Краеведение и охрана природы. Псков: 137-144.
ю оа
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2000, Экспресс-выпуск 111: 20-23
Использование боракса вместо мышьяка в таксидермии
Ю.В.Стариков
Зоологический музей, Зоологический институт Российской Академии наук, Университетская наб., 1, Санкт-Петербург, 199034, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 22 ноября 1998
В таксидермической практике для длительного сохранения чучел и шкурок всегда используют вещества, являющиеся консервантами и инсектицидами. В течение многих десятилетий наилучшими из них считали соединения мышьяка. Так, американский таксидермист Вильям Хонедэй (Hornaday 1891) восхвалял мышьяк и считал, что "если кровь находится в здоровом условии, то не стоит бояться отравления, за исключением случаев большой небрежности". Хонедэй не был единственным сторонником мышьяка. Оливер Давье (Davie 1894) предложил необычную методику обработки шкур погружением их во влажный песок, пропитанный раствором мышьяка. Были и другие предложения, например, чистка шкур с порошком мышьяка, использование мышьяка против моли и т.п. Отечественные таксидермисты С.С.Туров (1958), М.А.Заславский (1971) и другие тоже отдавали предпочтение мышьяку.
Американский таксидермист Леон Прей в 1941 писал, что Хонедэй представляет ситуацию весьма странно: все таксидермисты вокруг него
якобы здоровы и занимаются безопасной работой, но при этом быстро умирают. Основоположник скульптурной таксидермии Карл Экли умер во время сафари в результате остановки сердца. Однако настоящей причиной его смерти нужно считать коммулятивное отравление мышьяком. В 1884 году был переоформлен зоологический отдел Британского музея, т.к. все чучела пришлось сжечь из-за сильного их заражения личинками моли и кожеедов, развившихся несмотря на то, что при набивке чучел использовался мышьяк. Рабочие, чистившие сохранившиеся чучела, получили сильное отравление мышьяком, три человека умерли.
При постоянной работе с мышьяком и его соединениями в организме происходит накопление этого ядовитого вещества. Появляются такие симптомы: трескаются ногти, появляются язвочки на слизистой губ и носовой перегородке, кашель, озноб, хронический бронхит, бессонница, нервные расстройства, паралич. При попадании мышьяка через дыхательные пути отмечаются резкая слабость, головокружение, тошнота, рвота, сладковатый привкус во рту. В тяжёлых случаях появляются судороги, коллапс с потерей сознания, коматозное состояние. Рот попадании яда в желудок появляются металлический привкус во рту, сильные боли в животе, затем неукротимая рвота и профузный понос с кровью. Сильное обезвоживание организма сопровождается судорогами. Развиваются гемолитическая желтуха и анемия, острая печёночная и почечная недостаточность, далее следует кома (Шулутко 1991).
Одним из первых решительно высказался против мышьяка англичанин Монтегю Браун (Brown 1896). Он не только сомневался относительно мышьяка как лучшего консерванта и инсектицида, но и предупреждал об опасностях, грозящих тем, кто с ним работает. Российский таксидермист А.А.Штраух (1889) писал, что необходимо "самым настоятельным образом предостерегать публику от прикосновения к стоящим вне шкафов животным, большинство которых, в особенности экземпляры с длинной мягкой шерстью, как например верблюды, очень сильно отравлены снаружи крепким раствором мышьяковистокислого натра". Об опасности при работе с мышьяком предупреждают С.С.Туров (1958) и М.А.Заславский (1971).
Найти заменитель соединениям мышьяка американский таксидермист Леон Прей (Ргау 1956) твёрдо решил после резкого ухудшения здоровья, когда ему пришлось обратиться к врачам и они нашли у него симптомы отравления мышьяком. После многолетних опытов Прей обнародовал свои результаты. Вместо мышьяка он предложил использовать боракс — тетраборат натрия. Его предложение вызвало раскол в лагере таксидермистов. Споры продолжаются до сих пор, хотя уже прошло почти 50 лет с момента изготовления первых экспонатов, обработанных бораксом и остающихся в отличном состоянии (например, биогруппа дик-диков в Ес-тественноисторическом музее в Чикаго). В течение 10 лет Прей пробовал различные вещества в качестве заменителей мышьяка. Его первые эксперименты с бораксом начались только в 1916 году, после того, как он случайно наткнулся на рекламную брошюру о бораксе для домохозяек. Прей понял, что боракс — это то, что нужно. Сначала он очистил несколько
шкурок мелких птиц и зверьков в лотке с порошком боракса. Для контроля аналогичные операции выполнялись с мышьяком. Затем шкурки были помещены в легкодоступные для моли и кожеедов места. Часть шерсти и перьев были съедены, но кожа оставалась нетронутой. В дальнейшем после чистки сухим бораксом и обезжиривания шкурки помещались в раствор боракса (25 г порошка на 1 л воды). Метод оказался простым и безопасным. Ещё до окончания экспериментов Прей сообщил своим коллегам-таксидермистам о том, что теперь можно отказаться от мышьяка, но был разочарован их резко отрицательной реакцией. Несмотря на это, он продолжал свои опыты. Экспериментальные материалы оставались в течение 24 лет неповреждёнными. Наиболее убедительным были результаты использования боракса во время экспедиционных сборов в Техасе. Для обработки снятых шкурок мелких птиц и зверьков Прей использовал сухой боракс. Материал хранился в условиях субтропической жары и высокой влажности, где был доступен для моли, кожеедов, тараканов и Муравьёв. В дальнейшем сборы хранились 6 лет в тёмном шкафу в таксидермическом магазине, оставаясь неповреждёнными.
Важно не только сохранить шкуры от разложения, но и защитить от насекомых и микроорганизмов. Мышьяк эффективен как инсектицид только тогда, когда материал полностью пропитан им. В то же время он не является консервантом. Для этих целей используют поваренную соль и квасцы. Используют также спирт и формалин. Но консервант может и не обладать инсектицидными свойствами. Поэтому как только обработанная шкура будет повешена на просушку, она может подвергнуться нападению моли и других насекомых. Для сохранения меха и оперения используют или мышьяк, или боракс. Первый не является хорошим инсектицидом, поэтому в дополнение к нему приходится использовать нафталин в огромных количествах или дихлорэтан, до недавнего времени применявшийся в Зоомузее. Кроме того, для открытых экспозиций применять эти вещества нельзя, так как отравлению подвергаются не только насекомые-вредители и сотрудники музея, но и посетители.
Яд, применяемый в таксидермии, должен быть эффективным, стойким, недорогим, простым и безопасном в обращении (Заславский 1971). Всем этим требованиям отвечает боракс, давно используемый в домашнем хозяйстве для борьбы с тараканами. По моему мнению, таксидермистам следует отдавать предпочтение двум таким доступным, эффективным и безопасным веществам, как поваренная соль ЫаС1 и боракс (бура) Ма2В407х10Н20. Соль — прекрасный консервант, но не обладает свойствами исектицида. Боракс в настоящее время является наилучшим инсектицидом и консервантом.
Обработанные бораксом 8 лет назад коллекционные тушки и чучела птиц, рептилий и рыб, хранящиеся в Зоологическом музее Петербурга, находятся в хорошем состоянии. Мы успешно применяли боракс вместо крахмала при снятии шкурок (правда, после этого мясо не может быть использовано в пищу). Хотя боракс и не является дубителем, при повторном размачивании кожа несколько теряет эластичность. Поэтому вымачивание шкур в растворе боракса лучше проводить непосредственно
перед набивкой. Шкура с животного снимается обычным способом. Для чистки, вместо крахмала и древесных опилок, используется порошок бо-ракса. При чистке мездры также втирается большое количество боракса. После этого шкурка моется в мыльной воде, а затем ополаскивается в чистой воде. Далее несколько часов (можно оставить на ночь) шкурка вымачивается в растворе боракса (25 г на 1 л воды). Для мелких шкурок мы добавляем 0.5 мл 40%-го формалина на 1 л воды. Для рыб на 1 л раствора боракса берётся 1 чайная ложка соды, чтобы убрать специфичный рыбный запах. После пропитки шкуры сушатся с помощью чистых тряпок и большого количества порошка боракса. Желательно работать в респираторе. Бораксом можно также пропитывать древесину, листья и т.п. После высыхания никаких следов обработки не остаётся.
Существует ещё одно вещество, используемое с той же целью, что мышьяк и боракс — эдолан (edolan), производное ароматического суль-фонамида. Сиропообразное вещество разбавляется в разных пропорциях водой. Эдолан легко соединяется с протеином кожи, меха и перьев, которые после этого становятся несъедобными для насекомых. Для человека он считается безвредным (Hangay, Dingley 1985). Для обработки свежеснятой и очищенной шкурки берётся 2% эдолана от массы шкуры до стирки. Эдолан разбавляется водой, чтобы раствор покрыл всю шкуру, затем последняя вымачивается 20 мин при перемешивании, чтобы обеспечить доступ жидкости ко всем участкам кожи. После шкуру сушат обычным способом и приступают к набивке.
В заключение отмечу, что зарубежные таксидермисты практически полностью отказались от использования мышьяка и перешли на боракс.
Литература
Заславский М.А. 1971. Скульптурная таксидермия. Л. Туров С.С. 1958. Набивка чучел зверей и птиц. М.
Штраух A.A. 1889. Зоологический музей Императорской Академии наук, пятидесятилетие его существования. СПб. Шутулко Б.И. 1996. Справочник терапевта. СПб. Brown M. 1896. Artistic and Scientific Taxidermy and Modeling. London. Davie O. 1894. Methods in the Art of Taxidermy. Philadelphia. Hangay G., Dingley M. 1985. Biological Museum Methods. Sydney. Kelly T. 1981. Borax. Good ar bad // Amer. Taxidermist Magazine 15, 4. Pray L.L. 1956. Borax Mothproofing for Modern Taxidermy. New York.
ю oa