Научная статья на тему 'Таксидермия ремесло и искусство'

Таксидермия ремесло и искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2138
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таксидермия ремесло и искусство»

ИНТЕРЕСНАЯ НАУКА

Таксидермия — ремесло и искусство

Александр ШКУЛЁВ, студент Мордовского государственного университета

Что же такое таксидермия? Таксидермия — это словообразование, составленное из греческих слов «taxis» — «приготовление, обработка» и «derma» — «шкура, кожа», то есть приготовление из кожи, шкуры. Она натягивается на некую основу, а внутрь полости помещается наполнитель. Основные задачи таксидермии — художественное оформление охотничьих трофеев, изготовление чучел зверей и птиц или экспозиций групп животных. Чучела, как известно, — неотъемлемая составная часть всех без исключения зоологических музеев. Они необходимы школьным биологическим кабинетам и уголкам, поскольку предоставляют преподавателям не только возможность ближе знакомить учащихся с обитателями наших ландшафтов, но и показать характерные особенности различных видов животных.

В настоящее время таксидермия представляет собой одну из редких ветвей изобразительного искусства. Она предполагает большое многообразие методик изготовления различных элементов чучел, позволяющих правильно и достоверно передать форму тела, позу, окраску, а также характерные особенности поведения животного.

Существует два направления таксидермии: музейное и коммерческое. Первое направление таксидермии обслуживает различные музеи, начиная с Дарвинского и заканчивая небольшими районными. Второе направление таксидермии наибольшее развитие получило в последние 20 лет с возникновением «моды» иметь у себя дома охотничий трофей, который будет служить хорошим воспоминанием не только о самой охоте, но и о поездке в целом.

О состоянии трофейного дела в нашей стране в совсем недалеком прошлом можно судить по числу трофеев на последней Всероссийской

Из истории таксидермии...

Первые приемы обработки звериных шкур осваивали еще первобытные люди. Элементы таксидермии использовали шаманы и колдуны, непременным атрибутом которых были звериные головы, хвосты и лапы. Древние египтяне изготовляли чучела домашних животных, которые отправлялись в загробный мир вместе с хозяином. Головами убитых на охоте животных украшали средневековые замки.

В России трофейной культуры практически никогда не было. Таксидермия появилась только при Петре I. Ее развитие было связано с периодом развития Петербурга, как столицы. В 1698 году Пётр I привёз из Голландии чучела птиц, рыб, засушенных насекомых и других животных. Началом зарождения таксидермии в России историки биологии считают основание Петром I Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. В 1716 году для Кунсткамеры в Голландии была приобретена коллекция Альберта Себа, а в 1717 году—Фридриха Рюйша. Среди различных редкостей, минералов и анатомических препаратов для музея были также закуплены и чучела диких зверей: 212 чучел слона, льва, пантеры, различных оленей, антилоп и 772 чучела птиц. Из Кунсткамеры выросли крупнейшие музеи нашей страны.

С общим развитием наук совершенствовались способы и материалы, применяемые в таксидермии, и лишь в начале XIX века появляются довольно совершенные по своему исполнению чучела.

В 1804 году на русском языке выходит первое руководство по таксидермии — это был перевод сочинений французского аббата Д.Ж. Манеса. В июле 1832 года открывается Зоологический музей, в стенах которого фактически была основана и получила дальнейшее развитие российская таксидермическая школа. Среди наиболее выдающихся мастеров конца XIX века можно отметить С.К. Приходько и М.А. Колина, большой талант и одарённость которых позволили создать великолепные чучела, ставшие национальным достоянием России. Им удалось не только законсервировать и сохранить шкуру всемирно известного «берёзовского» мамонта, пролежавшего в вечной мерзлоте 45 000 лет, но и воссоздать облик вымершего животного с удивительной точностью. В конце XIXстолетия крупнейшим специалистом по изготовлению чучел методом накрутки и мягкой подбивки считался Ф.К. Лоренц, который является создателем московской таксидермической школы. Впоследствии частные мастерские появились в Москве и других городах России, в них работали многочисленные ученики Ф.К. Лоренца.

В 20-х годахXX века американский таксидермист К. Эккли разработал новый метод изготовления чучел, который получил название скульптурной таксидермии. В России метод был подробно описан в ряде работ М.А. Заславского.

выставке в 1988 году. Их было всего 115! В конце 1999 года в Москве после долгого перерыва была проведена третья трофейная выставка, прошедшая с большим успехом. Она отличилась широким ассортиментом трофеев и их высоким уровнем. Владелец каждого трофея получил оценочный лист с результатами обмеров, а если трофеи того заслуживали, то и соответствующие медали и дипломы современного, интересного дизайна.

Таксидермист — это специалист по изготовлению чучел. Результатом его

работы является чучело животного, которое в точности воспроизводит оригинал в естественной позе, правильно отображает внешний вид животного. Это — смесь ремесла и искусства. По художественной выразительности и силе оно стоит наравне с произведениями живописи и скульптуры.

Но художником таксидермист становится тогда, когда в его работе прослеживается целый сюжет, а само произведение наделено смыслом. Эти работы единичны и никогда не

ыл

П

т

повторяются. В этом их ценность. На создание сюжета и образов уходит не один день.

Зачастую бывает так, что задуманный вначале

сюжет в ходе работы изменяется несколько раз

Это очень живая и интересная работа, требующая, к тому же, большой усидчивости. Такие работы, в основном, выставляются в музеях, на выставках, чемпионатах по таксидермии и не пользуются большим спросом из-за невозможности поставить подобные работы «на поток». Так оно и должно быть. Это целое направление в таксидермии, у которого большое будущее. Серьезные таксидермические мастерские, как правило, не ограничиваются только изготовлением чучел. Они часто экспериментируют в плане применения данных работ в быту.

Технология изготовления чучел постоянно совершенствуется. Современные манекены для чучел таксидермисты отливают из пенополиуретана или покупают готовые формы, сделанные немецкими, американскими фирмами, а в последнее время и отечественными студиями в Питере и Москве. Глаза для чучел таксидермисты теперь сами тоже почти не делают. Существуют огромные каталоги, где можно найти подходящую пару глаз для любого зверя или рыбы.

Моя собственная таксидермиче-ская деятельность началась пример-

но пять лет назад. Началась она с выделки шкурок небольших животных. Так как мой отец — охотник, то подобные шкурки всегда били в избытке. У него самого времени на их выделку не хватало, а я поначалу долго не мог освоить подобное ремесло, но впоследствии все-таки начал учиться. Сам, на своем опыте, первыми я выделал шкурки ондатры, норки и куницы. После этого мне захотелось выделанную шкурку ондатры набить ватой, сделать некое подобие чучела. Вот именно так все и началось.

Вначале я делал чучела набивочным методом, то есть набивал их ватой, паклей, но такие чучела, мягко говоря, были несовершенными, и я начал осваивать метод скульптурной таксидермии.

та с

0

01 ■у

■у

01 о

Ш '

о

:01 £

О

Это современный метод используемый профессиональными таксидермистами. Его суть состоит в изготовлении из монтажной пены (пенополиуретана) основы (манекена), который в точности должен быть точной копией тела животного. Этот

метод требует хорошего знания анатомии животных. Также он требует недюжинных художественных навыков как в скульптуре, так и в живописи.

Но, благо, с этим у меня больших проблем не было, так как я учился в художественной школе и был успешен и в скульптуре, и в живописи. Основные проблемы возникали с правильным соблюдением анатомических особенностей животных. С этим бывают проблемы и до сих пор. Так как я самоучка, на освоение этого метода ушло очень много времени. Пожалуй, оно длится и по сей день.

Также трудности были с изготовлением глаз. Вначале я делал их из пластилина, затем из все той же монтажной пены. Но в этом году, с поступлением на факультет биотехнологии и биологии Сергей Викторович Су-сарев научил меня старинному методу — выплавке из органического стекла.

За то время, что я занимаюсь таксидермией, я уже делал много разных животных, сталкивался с критикой более опытных специалистов, но самое неприятное — это когда сталкиваешься с людьми, которые слепы и в таксидермии видят лишь варварство и убийство. Сломать их стереотипы бывает непросто, а порой и невозможно. Сам я полюбил эту смесь искусства и ремесла. Таксидермия стала частью меня. Я надеюсь и в будущем ей заниматься, стать профессионалом.

Надеюсь, мне удалось преподнести таксидермию как искусство, и одновременно как ремесло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.