УДК 338.242
Атдаева О.Г.
старший преподаватель кафедры «Информационные системы»
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Сеидханова Г.Г.
старший преподаватель кафедры «Информационные системы»
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Туркменистан, г. Ашгабад)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИЗНЕС МОДЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития бизнес моделей и их влияние на формирование цифровой экономики. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития бизнес моделирования в цифровой экономике. Даны рекомендации по внедрению разработок в изучение данной темы.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, экономика, моделирование.
Интеграция так называемых инноваций SMAC — социальных, мобильных, аналитических и облачных вычислений — привела к продолжающемуся всплеску цифровизации, который в настоящее время движет бизнесом и обществом. Поскольку цифровизация охватила все аспекты нашей личной и профессиональной жизни, она стала приоритетом для руководителей и политиков, попав в заголовки публикаций, журналов и семинаров профессионалов.
Развитие технологий и Интернета также требовало внимания со стороны делового сектора. Компании должны развивать вопросы конфиденциальности
своих потребителей, которые передают свои данные в руки этих компаний. Сегодня персональные данные распространяются, передаются и собираются чаще, чем когда-либо прежде.
Когда компании реагируют на вызовы цифрового мира и опираются на с трудом завоеванный опыт лидеров онлайн-бизнеса, им необходимо учитывать, как Интернет влияет на традиционные бизнес-стратегии и модели выполнения, и понимать, почему новые бизнес-элементы стали возможными благодаря Интернет становится все более важным.
Успешные стратегии цифрового бизнеса сочетают возможности Интернета с аспектами финансов, требований и приоритетов компании и могут не соответствовать быстро меняющейся цифровой среде с требованиями потребителей в прошлом.
Цифровые технологии, особенно связанные с концепцией «Индустрия 4.0», были определены как важные факторы, способствующие бизнес-моделям бытовой электроники. Например, они позволяют фирмам обмениваться данными в рамках своих цепочек поставок, а также выявлять и отслеживать продукты и материалы, что повышает их способность сохранять стоимость. Тем не менее, существующие исследования по внедрению цифровых технологий и связанных с ними инноваций в бизнес-модели для создания экономики замкнутого цикла (CE) внутри фирм остаются концептуальными и не имеют эмпирических данных, особенно о том, как внедрение цифровых технологий позволяет фирмам разрабатывать бизнес-модели CE. Учитывая, что разрыв между определением потенциального решения и внедрением его в основной бизнес фирмы является основным препятствием для внедрения бизнес-моделей CE, понимание того, как фирмы используют цифровые технологии в инновационных бизнес-моделях для включить CE имеет решающее значение.
CE может одновременно улучшить экологическую устойчивость и экономические аспекты бизнеса за счет системного повышения эффективности использования ресурсов. Отражая этот потенциал, в исследованиях CE широко
применяется концепция бизнес-модели. Бизнес-модель CE описывает целостный взгляд на бизнес фирмы, включая ценностное предложение, которое побуждает клиентов выбирать фирму среди конкурентов, поддерживает создание ценности, предлагает систему доставки, которая удовлетворяет ценностное предложение, в то же время увеличивающаяся циркулярность за счет сочетания сужения, замедления и закрытия потоков ресурсов и реализует механизмы захвата стоимости, которые позволяют фирме получать часть стоимости, созданной в виде прибыли, в то время как придерживаясь принципов CE. Таким образом, внедряя инновации в бизнес-модель CE, компаниям необходимо определить, как бизнес-модель улучшит цикличность, создание стоимости и захват.
Роль цифровых технологий в создании бизнес-моделей бытовой электроники в последнее время стала плодотворной исследовательской программой. Цифровые технологии из концепции «Индустрия 4.0», зародившейся в обрабатывающей промышленности, предоставляют возможности, которые позволяют бизнес-моделям CE, таким как те, которые идентифицируют и отслеживают материалы в рамках промышленной цепочки поставок, повышать эффективность производственных процессов и уменьшить потребность систем продуктов и услуг в владении продуктом. В последнее время появилось множество обзорных исследований о роли цифровых технологий в развитии бытовой электроники. Кроме того, были определены области применения, особенно в системах продуктов и услуг, таких как интеллектуальное использование, интеллектуальное обслуживание, интеллектуальное повторное использование, интеллектуальное восстановление и интеллектуальная переработка в системах продуктов и услуг.
Экономика замкнутого цикла предлагает пути к более устойчивому бизнесу за счет деятельности, которая дольше сохраняет ценность материалов и продуктов, уже находящихся в обращении, что, следовательно, снижает добычу сырья из природы и накопление отходов на свалках.
Центральным аспектом бизнес-модели CE является ее вклад в улучшение циркулярности бизнеса, т. е. то, как бизнес-модель соответствует принципам CE. Что касается материальных потоков, CE можно реализовать с помощью так называемых принципов 3R сокращения, повторного использования и переработки, основанных на иерархии управления отходами.
Направление исследований инноваций бизнес-моделей для CE быстро появилось, чтобы удовлетворить потребность фирм в переосмыслении своих бизнес-моделей. Инновации бизнес-моделей для CE основаны на двух отдельных, но пересекающихся направлениях исследований: исследованиях инноваций традиционных бизнес-моделей и назревающих исследованиях инноваций устойчивых бизнес-моделей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лычкина, Н.Н. Имитационное моделирование экономических процессов: учеб. пособие - М: ИНФРА-М, 2012. - 254 с.
2. Варжапетян, А.Г. Имитационное моделирование на GPSS/H: учеб. пособие
- СПб: Изд-во ГУАП, 2007. - 384 с.
3. Фролова Л.В, Кравченко Е.С. Формирование бизнес-модели предприятия
- К: Центр учебной литературы, 2012. - 384 с.
Atdaeva O.G. Senior Lecturer, Department of Information Systems Turkmen State Institute of Economics and Management (Turkmenistan, Ashgabat)
Seidhanova G.G. Senior Lecturer, Department of Information Systems Turkmen State Institute of Economics and Management (Turkmenistan, Ashgabat)
USING BUSINESS MODELS IN THE DIGITAL ECONOMY
Abstract: this article discusses the features of the development of business models and their impact on the formation of the digital economy. A cross-sectional and comparative analysis of the impact of choosing the direction of development of business modeling in the digital economy has been carried out. Recommendations are given on the implementation of developments in the study of this topic.
Keywords: analysis, method, research, economics, modeling.