ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
И.В. Телицына, старший преподаватель
Уральский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-202-204
Аннотация. В статье раскрывается актуальность использования аудирования на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Регулярное занятие аудированием улучшает фонетические навыки и способность к восприятию речи на уровне интонации и ритма, что является основой для успешного общения. Идея данного исследования заключается в использовании методик аудирования на занятиях для демонстрации студентам взаимосвязи между применением английского языка в аудитории и в реальной повседневной жизни. Практическая значимость статьи заключается в предложенном списке песен по грамматическим темам.
Ключевые слова: коммуникация, аудирование, песни, иностранный язык, навыки общения.
Язык является основным средством человеческого общения и обладает уникальной способностью отражать и формировать культурные и цивилизационные особенности общества. В эпоху цифровых технологий язык подвергается значительным изменениям, определяемым новыми формами коммуникации, такими как социальные сети, мессендже-ры и другие цифровые платформы [1; 2; 3]. Эти изменения не только трансформируют способы общения, но и влияют на статус языков, их использование и функциональность.
Интернет открывает новые горизонты для языка, меняя его роли и функции. Виртуальные пространства становятся местом, где происходит не только общение, но и формирование новых культурных кодов. «Цифровая речь» включает в себя такие элементы, как эмодзи, сокращения и неформальный стиль, что создает новые нормы общения. К сожалению, статус традиционных языков может изменяться в зависимости от их присутствия в цифровом пространстве, а языки, которые не нашли своего места в интернете, могут оказаться под угрозой исчезновения.
С внедрением цифровых технологий внимание в преподавании всё больше переключается на разговорную речь, так как некоторые письменные работы нередко перекладывается на современные автоматические переводчики, которые научились неплохо выполнять несложные переводы. Устная же речь требует особого внимания и не может быть заменена никакими машинами.
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам ставит акцент на развитие навыков общения и взаимодействия студентов в реальных и симулированных ситуациях. Этот подход предполагает активное использование языка через ролевые игры, дискуссии, проектные работы и другие виды деятельности [4], что способствует улучшению произносительных и грамматических навыков студентов. Кроме того, применение мультимедийных ресурсов, таких как видео, подка-сты и анимации, делает обучение более динамичным и интересным. Это позволяет студентам более эффективно усваивать языковые структуры и лексику, а также улучшает их навыки аудирования, т. к. важно не только говорить самому, но и понимать речь окружающих.
В Уральском государственном университете путей сообщения (Екатеринбург) на занятиях по иностранному языку большое внимание уделяется аспекту аудирования, который становится всё более доступным для любого пользователя вне аудиторных занятий. В сети Интернет большое разнообразие готовых аутентичных материалов, которые можно использовать на занятиях для расширения словарного запаса, улучшения произношения и развития фонематического слуха. Чем больше «наслушанность», тем выше уровень понимания иностранной речи. Кроме того, «ведущим механизмом восприятия и понимания речи на слух является осмысление» [5, с. 77]. Студенты учатся последовательно воспринимать
речь на слух, от общего к частному, а не наоборот. Необходимо показать, каким образом изучаемое в аудитории можно использовать в повседневной жизни: песни по радио, фильмы, новости в интернете на английском языке.
На изучаемую грамматическую тему подбираем песни / куплеты из песен с необходимой грамматикой. Например, лексическая тема «A good job» повторение глагола to Ье: заполнить пропуски глаголов нужном лице и числе; исправить ошибки, затем прослушать и проверить свои ответы. Один из вариантов песен может быть следующим: «Baby, don't
hurt me» by David Guetta: What_(be) love?
Baby, _(not hurt) me, _(not hurt) me, no
more. What_(be) love? Baby,_(not hurt)
me. Раскройте скобки и поставьте глаголы в правильной форме.
По таким темам как Present и Past Simple существует большой выбор в музыкальном и грамматическом плане. Следует ориентироваться как на современный, так и классический материал, сравнивать произношение у
Для изучения английского языка в вузе недостаточное количество часов (4 часа / год), однако, несмотря на это на занятиях уделяется внимание каждому аспекту языка. В фонетическом плане одним из самых распространённых является метод shadowing - метод теневого повтора [6]. На своих занятиях мы адаптируем данный метод, согласно уровню владения иностранного языка (Elementary / Pre-Intermediate). Студенты слушают небольшие диалоги с пропущенными словами, затем читают и инсценируют его с идентичной интонацией и ритмом речи.
исполнителей разного времени, например, известных для многих песнен группы «Beatles» и современные песни, звучащие по радио. Предлагаем следующие варианты песен по темам: For no one (Beatles) - 3 л.ед.ч. глаголов; Our house (Madness) - 3 л.ед.ч., Sorry seems to be the hardest word (Elton John) -утвердительные и вопросительные предложения в Present Simple и т.д.
Составим таблицу песен, согласно некоторых грамматических тем, изучаемых в вузе. (Таб.). Данный список не является полным, кроме того его можно расширять как по имеющимся грамматическим темам, так и по другим критериям. Самым сложным процессом для преподавателя - найти подходящую песню, т.к., не каждая современная песня подойдёт для занятий. Только на выбор подходящей песни может уйти несколько часов поисков, а затем придумать соответствующие упражнения, поэтому следует утверждать, что на подготовку к аудированию требуется большое количество времени.
Сложные когнитивные процессы, задействованные в аудировании, способствуют формированию навыков критического мышления. Когда студенты слушают лекции, под-касты или общаются на иностранном языке, они учатся фильтровать важную информацию, выделять главные идеи и делать выводы. Это, в свою очередь, укрепляет их аналитические способности и улучшает общий уровень понимания материала.
Владение иностранным языком - это ключевой навык в современном мире, открывающий множество возможностей для личностного и профессионального роста. Оно позволяет
Таблица. Песни для закрепления грамматического материала
Песня,исполнитель Грамматические темы
to be Present Simple Past Simple Comparative I Superlative
Baby, don't hurt me (David Guetta) + +
You are so beautiful (Joe Cocker) +
Good morning (Lionel Richie) + +
Sorry seems to be the hardest word (Elton John) + +
For no one (Beatles) +
Weekends (Freya Ridings) + +
Yesterday(Beatles) +
Up (Inna) +
Fairytale (Alexander Rybak) +
Grab me a jar (Alan Smith Robertson) + +
расширить кругозор, обмениваться идеями с носителями языка и углубленно изучать культуры других стран.
Аудирование играет критически важную роль в изучении языка. Оно помогает развить понимание разговорной речи, улучшить произношение и обогатить словарный запас. Способность воспринимать информацию на слух способствует лучшей коммуникации и уверенности в разговорах. Регулярные занятия аудированием делают студентов более подготовленными к реальным языковым ситуациям и укрепляют их навыки общения. Поэтому активное внимание к аудированию должно быть неотъемлемой частью учебного процесса.
Кроме того, активное вовлечение в аудиро-
ласти языка, но и развивает межкультурную компетенцию. Студенты, которые активно работают над навыками аудирования, становятся более чувствительными к культурным контекстам, что помогает избежать недопонимания и способствует более эффективной межкультурной коммуникации. Это особенно актуально в глобализированном мире, где взаимодействие с людьми различных культур становится нормой.
Подход к изучению иностранного языка, включая акцент на аудирование, не просто обогащает языковые способности студентов. Это становится основой их личностного и профессионального развития, подготавливая их к успешному взаимодействию в многоязычном и много культурном мире.
вание не только улучшает способности в об-
Библиографический список
1. Загоскина И.В. Мотивация в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 11 (ноябрь). - С. 69-75. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/192044.htm.
2. Загоскина И.В., Коротенко Т.Н. Особенности дистанционного обучения в вузе как вектор развития современного образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2022. -Т. 21. № 2. - С. 51-59.
3. Снигирева Е.А. Использование современных средств коммуникации для межкультурного диалога // В сборнике: Межкультурная коммуникация в современном мире. Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции иностранных студентов. - Пенза, 2021. - С. 12-15.
4. Богатырко А.О. Учебная дискуссия как эффективный метод обучения иностранному языку // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2024. - №5-2 (92). - С. 45-48.
5. Говорун С.В. Стратегии учебного аудирования // Вопросы науки и практики. - 2015. - №51 (47). - С. 76-81.
6. Яньшина И.В. Использование метода «Shadowing» в обучении иностранному языку // В сборнике: Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. - Москва, 2021. - С. 441-444.
USE OF LISTENIING IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN NON-LINGUISTIC
UNIVERSITIE
I.V. Telitsyna, Senior Lecturer
Ural State University of Railway Transport
(Russia, Ekaterinburg)
Abstract. The article reveals the relevance of using audio in classes on English language in non-linguistic university. Regular listening improves phonetic skills and the ability to perceive speech at the level of intonation and rhythm, which is the basis for successful communication. The idea of this study is to use listening techniques in class to demonstrate to students the relationship between the use of English in the classroom and in real everyday life. The practical importance of the article lies in the proposed list of songs on grammatical topics.
Keywords: communication, listening, songs, foreign language, communication skills.