Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА АУДИРОВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА АУДИРОВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / РАЗВИТИЕ НАВЫКА АУДИРОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АУДИРОВАНИЯ / АУДИРОВАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Елена Михайловна

Статья посвящена использованию современных цифровых технологий при обучении аудированию на английском языке: описана суть понятия аудирование и общее направление работы педагога при развитии навыка аудирования у обучающихся; рассмотрены доступные цифровые технологии в составе аутентичных и отечественных учебно-методических комплектов для обучения английскому; классифицированы и проанализированы сторонние информационные ресурсы, которые можно использовать для повышения эффективности занятий по развитию навыка аудирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DIGITAL TECHNOLOGIES TO IMPROVE ENGLISH LISTENING SKILLS

The article is devoted to the use of digital technologies in teaching listening in English: the concept of listening and the general direction of the teacher’s work in the student’s development of listening skills is described; the available digital technologies as part of authentic and Russian teaching kits for teaching English are considered; information and digital resources that can be used to improve the effectiveness of classes for the development of listening skills are classified and analyzed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА АУДИРОВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА АУДИРОВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ

ЯЗЫКЕ

Сафонова Елена Михайловна

магистрант Московской международной академии e-mail: elenamikhailovnasafonova@yandex.ru

Аннотация. Огатья посвящена использованию современных цифровых технологий при обучении аудированию на английском языке: описана суть понятия аудирование и общее направление работы педагога при развитии навыка аудирования у обучающихся; рассмотрены доступные цифровые технологии в составе аутентичных и отечественных учебно-методических комплектов для обучения английскому; классифицированы и проанализированы сторонние информационные ресурсы, которые можно использовать для повышения эффективности занятий по развитию навыка аудирования.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовании, развитие навыка аудирования, цифровые технологии для аудирования, аудирование на английском языке

USING DIGITAL TECHNOLOGIES TO IMPROVE ENGLISH LISTENING SKILLS

Elena M. Safonova

Master's degree student of the Moscow International Academy e-mail: elenamikhailovnasafonova@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the use of digital technologies in teaching listening in English: the concept of listening and the general direction of the teacher's work in the student's development of listening skills is described; the available digital technologies as part of authentic and Russian teaching kits for teaching English are considered; information and digital resources that can be used to improve the effectiveness of classes for the development of listening skills are classified and analyzed.

Keywords: digital technology in education, developing of listening skills, digital technology for listening, English listening skills

В XXI веке одним из главных трендов в образовании стало использование цифровых технологий на всех этапах обучения и во всех предметных областях, в том числе и при обучении иностранным языкам. В процессе глобализации и, как следствие, утверждения английского языка в качестве языка международного общения, спрос на образовательные услуги именно в области изучения английского языка постоянно растет.

В 2020 году из-за пандемии Covid-19 и повсеместного использования карантинных мер большинство образовательных учреждений были переведены на дистанционный режим обучения. В связи с этим даже те педагоги, которые стремились избегать использования технологий в силу своих консервативных взглядов на педагогический процесс, были вынуждены начать их освоение. Этот процесс затронул так же языковые курсы и педагогов, ведущих частную практику. Таким образом владение современным цифровыми технологиями и применение их в обучении стало одним из наиболее востребованных профессиональных навыков преподавателей английского языка.

Из-за ведения эпидемиологических ограничений в связи с пандемией Covid-19 на дистанционный режим были вынуждены перейти не только учреждения, реализующие образовательные услуги, но и организации относящиеся к другим отраслям экономики. Большая часть общения, в том числе и международного, перешла в область звонков (телефонных или с помощью различных мессенджеров) и видеоконференций. В связи с этим возросла потребность людей в овладении навыком восприятия устной речи (аудирования) на английском языке, как языке международного общения. Таким образом, перед педагогами английского языка стоит задача в повышении эффективности обучения навыку аудирования на английском языке в контексте использования дистанционного и электронного обучения с использованием современных информационных технологий.

Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. Владение аудированием подразумевает интегративное овладение слухо-произносительными и лексико-грамматическими навыками. Первые подразумевают способность быстрого и одновременного восприятия и узнавания фонетического кода, а вторые понимание и узнавание использованных в высказывании грамматических конструкций и лексики.

Особенность аудирования (в отличие от других видов речевой деятельности) состоит в том, что от учителя и студентов не зависит скорость и форма подачи информации от говорящих (носителей) при использовании аутентичных источников или же при непосредственном личном общении, а также в том, что у слушающего в большинстве ситуаций нет возможности вернуться к неясному фрагменту языкового материала и «перемотать» его (если речь не о записанном видеоролике или подкасте): например, в ситуации личного общения можно лишь переспросить собеседника, а не заново прослушать его реплику.

Результаты аудирования конкретного материала зависят от его длины, уровня сложности содержания, адаптации его под уровень обучающегося, наличия визуального подкрепления, шумовых помех, общего звукового фона при прослушивании, наличия акцентов у говорящих, особенностей их голоса и манеры разговора. Тем не менее, педагог может помочь в развитии речевых умений и слуховой памяти, реакции; подсказать стратегии запоминания речевого материала; научить выделять главное в речевом потоке и понимать смысл однократного высказывания. Знакомство с языковыми паттернами изучаемого языка помогает в формировании языковой догадки, а задавание контекста прослушиваемой речевой ситуации поможет обучающимся в процессе вероятностного прогнозирования содержания. А знание индивидуальных и возрастных особенностей даст педагогу возможность использования индивидуального подхода к обучению.

Одной из основных особенностей современных школьников и студентов от 18 до 30 лет является то, что они с ранних лет знакомы с современными цифровыми технологиями (компьютеры, планшеты, смартфоны). Они привыкли получать информацию именно по этим каналам, преимущественно через интернет. Соответственно, для организации комфортной и эффективной образовательной среды эти инструменты должны быть им доступны. Например, просмотр научно-популярных видео привлечет больше внимания, а соответственно даст больший результат (естественно, при правильно подобранных заданиях к нему), чем прочтение научно-популярной литературы. Это не значит, что необходимо превращать образовательное учреждение в развлекательный центр, но использование эффективных и актуальных инструментов необходимо, если школа пытается научить детей быть эффективными и востребованными в современном обществе, которое определяется как «информационное».

В информационном обществе образование ориентировано не на получение конкретных знаний, умений и навыков, а на умение принимать, обрабатывать информацию, делиться ей, генерировать новую на основе имеющейся. Соответственно, информатизация образования - это не просто использование компьютеров, как средств обучения. Меняются все ключевые компоненты обучения: цели, задачи, методы, приемы, содержание, средства и форма обучения. Меняется даже роль педагога: он уже не является как таковым источником информации, а выполняет функцию наставника, проводника и консультанта. Его задача подготовить учащихся к полноценному и эффективному участию во всех сферах жизни в условиях информационного общества.

Для этого сам педагог должен обладать рядом ИКТ-компетенций:

- Уметь искать, отбирать и обрабатывать дополнительную информацию для обучающего процесса с использованием веб-ресурсов;

- Использовать при обучении различные информационные технологии.

- Уметь разрабатывать собственные веб-ресурсы и компьютерные материалы обучения и контроля

- Уметь находить и применять готовые мультимедийные разработки и компьютерные программы.

- Использовать обширную информационную базу интернета для проверки информации: безусловно, одна из основных профессиональных компетенций педагога - знание своего предмета, однако любой человек может совершать ошибки или не владеть всей полнотой информации (составитель учебника в том числе). Более того, необходимо обучать этому навыку и учеников. Информация во всех сферах жизни постоянно устаревает и требует проверки и уточнений, соответственно умение выявлять актуальную и верную информацию при использовании множества источников является сверх актуальным.

Обучение английскому языку как в государственных школах, так и на языковых курсах в большинстве случаев ведется на основе одного из многочисленных учебно-методических комплектов (далее - УМК) как отечественных, так и аутентичных.

В аутентичных УМК по типу «Speakout» или «Outcomes» содержание упражнений в рабочих тетрадях и контрольные тестирования преобразованы в электронную обучающую среду от издательства. Ученики имеют возможность выполнять их как на бумажном носителе, так и на специальной виртуальной обучающей платформе.

В качестве наглядных материалов используются аудио- и видеофайлы из аутентичных источников (документальных фильмов BBC или NationalGeographic), которые можно посмотреть на предлагающемся диске или на том же сайте, разработан комплекс упражнений на их основе в каждом тематическом разделе учебника.

Школьные педагоги ограничены в выборе УМК Федеральным перечнем учебников, одобренных к использованию в государственных образовательных учреждениях. К сожалению, в тех учебном-методических комплексах, что разрешены для использования цифровая часть УМК зачастую сводится к электронным версиям учебников, тестовых книг и рабочих тетрадей, а также записанного на диске или выложенного в открытой доступаудио курса к учебнику. Но педагоги могут подготавливать методические материалы по аналогии с аутентичными учебниками и использовать их в качестве дополнительных материалов на своих уроках. Педагоги же частных языковых школ, курсов и высших учебных заведений не должны пренебрегать использованием цифровой части используемых учебников.

Среди множества Интернет-ресурсов, посвященных изучению английского языка и предоставляющих доступ к учебным и методическим материалам, выделим те, которые целесообразно использовать при обучении аудированию на английском языке. Среди них можно выделить следующие группы:

- Инструменты конвертации письменной речи в устную.

- Сайты с подготовленными мини-уроками на основе аудио и видео материала.

- Сайты, специализирующиеся на тренировке навыка аудирования на основе аутентичных песен.

- Инструменты обработки аудио и видео материала.

- Инструменты хранения методических материалов.

- Инструменты контроля развития навыка аудирования.

- Базы данных для самостоятельного формирования методической базы.

- Ресурсы для практики навыков аудирования для внеклассных самостоятельных занятий обучающихся.

Распишем подробно каждую из этих групп.

К специфичным инструментам обучения аудированию можно отнести Интернет-ресурсы, специализирующиеся на конвертации любого текста

(в том числе обучающего) в аудио формат с сохранением интонирования и произношения носителей языка, что позволяет тексту звучать более естественно, чем при классическом механическом озвучивании (встроенная озвучка текста в онлайн-переводчиках таких как Яндекс. Переводчик и GoogleTranslation). Более того, есть возможность выбрать возраст, пол и акцент (британский, испанский, американский, французский и т.д.) «дикторов». Примеры данных ресурсов:

- Natural Readers предлагает для озвучки 20 англоговорящих «спикеров», представляющих американский, британский, австралийский акценты, 19 вариантов скорости речи и возможность скачивания получившейся аудиозаписи в mp3 формате. Схожим функционалом обладают сайты ReadSpeaker, Ttsreader, Readthewords.

- Synthesia.io отличается от предыдущих вариантов тем, что позволяет синтезировать на основе текста не только аудио, но и видеоряд с использованием нейросетевых технологий. Таким образом педагог может получить учебный аудиоматериал с визуальным подкреплением.

Одним из самых популярных материалов на английском языке среди студентов являются песни. Естественно, что их нельзя назвать идеальным обучающим материалом, так как во время пения отличается сам механизм звукоизвлечения, происходит искажение произношения для большей мелодичности звучания. Однако понимание песен является достаточно сильным мотивом при изучении английского для определенной группы студентов. Следовательно, педагогу не следует пренебрегать использованием песен на занятиях. Для этого можно пользоваться как общими базами песен (ЯндексМузыка, Itunes, Spotify, YoutubeMusic) и их текстов (lyrics.com или amalgama-lab.com), так и специальными ресурсами, такими как:

- Lyricstraining

На сайте собрано большое количество видеоклипов к песням на разных языках, в том числе и на английском. Под видеоклипом приводятся субтитры на языке звучания, в которых пропущены некоторые слова (количество пропущенных слов зависит от уровня сложности, выбранного игроком), которые необходимо заполнить на слух. Сайт имеет игровой интерфейс с подсчетом очков за успехи и неудачи. То есть мотивационный компонент выполнен в игровой форме, что позволяет избежать излишнего напряжения при выполнении задания на аудирование, которое для большинства обучающихся связано с определенным уровнем стресса.

- LyricsGaps

Данный сайт выполнен в достаточно устаревшем дизайне, но обладает более широким функционалом для обучения. Например, к каждому клипу составлены упражнения для выделения и закрепления устойчивых словосочетаний, прозвучавших в песне. Так же есть раздел для педагогов, в котором можно самостоятельно составить упражнения к песням или же создать флэш карты на их основе.

- Tuneintoenglish - обладает функционалом, схожим с вышеописанными сайтами, но примечателен учительским объединением для обмена методическими разработками по представленным на сайте песням.

Большинство педагогов работают в режиме повышенной учебной нагрузки и самостоятельная разработка дополнительных методических ресурсов может быть невозможна. В данной ситуации есть возможность использования готовых мини-уроков на развитие навыка аудирования. Их можно найти на следующих ресурсах:

- Elllo - данный сайт предлагает обширную коллекцию уроков на развитие аудирования: видео фрагменты с ответами носителей из разных стран (разный возраст, разный акцент, разная звуковая среда) на проблемные вопросы, анимированные новостные видео и видео, иллюстрирующие идиомы, аудио уроки на основе фрагментов новостных репортажей и подкастов. Ко всем прилагаются скрипты, с выделенной ключевой лексикой и упражнения различных видов на понимание общей и детальной информации, деталей, определения истинности высказывания.

- ESL-lab - обладает схожим функционалом с Elllo, однако на сайте подобраны уроки по темам, чаще встречающимся в учебный программах школ и курсов, соответственно педагогу будет легче подобрать материал, дополняющий занятие по конкретной теме. Кроме того, присутствует разделение уроков по сложности (easy-intermediate-difficult). Так же присутствует серия уроков по видео на страноведческую тематику.

- Ezslang - обладает схожим функционалом, но содержит уроки на темы имеющие практическое значение для взрослых обучающихся: английский для путешествий, поиск работы, образование за рубежом, романтические отношения.

- BBC Learning English - на сайте есть множество разработанных уроков под самые разные цели. Особое внимание стоит уделить разработанному курсу «5 days to become a better listener» (улучши свое аудирование за 5 дней), который можно использовать на занятиях

с обучающимися, испытывающими сложности с аудированием или рекомендовать для самостоятельной проработки.

Однако, если у педагога есть возможности для формирования собственной методической библиотеки или же он хочет предложить своим студентам ресурсы для самостоятельной практики, перед ним открывается множество возможностей:

- Ресурсы с аудиокнигами на английском языке (audible.com, librivox. org, liteka.ru/english/library, twirpx, digitalbook.io, loyalbooks.com, openculture.com/freeaudiobooks, learnoutloud.com/Free-Audiobooks).

- Ресурсы с подкастами на английском языке (яндекс.музыка и itunes как общие базы подкастов; eslpod.com, teacherluke.co.uk, businessenglishpod.com, betteratenglish.com, voanews.com как обучающие подкасты).

- Ресурсы с видео на английском языке (Youtube, Tiktok, Netflix, ororo. tv).

- Ресурсы в формате радио на английском языке (talkzone.com, onlineradiobox.com/uk, BBC radio).

- Ресурсы с музыкой на английском языке (яндекс.музыка, itunes, vkmusic).

Отдельно необходимо отметить новую социальную сеть Clubhouse, бурно развивающуюся последний год. Её особенность состоит в том, что пользователем доступен только голосовой формат общения. В социальной сети существуют «комнаты по интересам», в которых можно найти собеседников на любом языке по любой интересующей теме. Данная социальная сеть идеально подходит развития навыков говорения и аудирования на английском языке, так как есть возможность практики на изучаемом языке в области личных интересов с людьми разных возрастов, гендеров, носителями различных диалектов и акцентов с разными особенностями произношения. Так же формат социальной сети способствует развитию разговорных клубов для изучающих язык из разных стран.

Специфическими инструментами для педагогов при обучении аудированию могут служить программы для коррекции звуковых дорожек, которые позволяют замедлять, ускорять, очищать от посторонних шумов и нарезать на удобные (нужные) фрагменты аудиоматериал: Audacity, Nero WaveEditor, WavePad, Mp3DirectCut и т.д.. Также полезны будут программы, позволяющие сохранять аудио и видео дорожки с различных сайтов: savefrom.net, downloadmaster и т.д.

Для хранения методической базы имеет смысл использовать облачные хранилища по типу Яндекс.Диск или Google.disk, которые удобны большим количеством предоставляемой памяти и возможностью управляемого доступа к материалам.

Таким образом современные цифровые технологии позволяют педагогам английского языка и самообучающимся использовать для развития навыка аудирования множество образовательных ресурсов и источников учебных и аутентичных аудио и видео материалов и видоизменять их под свои потребности и интересы. Использование цифровых технологий в современном образовательном процессе является не только возможным, но и необходимым для достижения учебных целей.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3

2. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

3. Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04)

4. Образование в цифровую эпоху : монография / Н. Ю. Игнатова ; М-во образования и науки РФ ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина», Нижнетагил. технол. ин-т (фил.). - Нижний Тагил : НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - 128 с.

5. Современные информационные технологии в образовании : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. В. Фабрикантова, Е. Е. Полянская ; Минво образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т». - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2017. - 84 с.

6. Методика обучения речевому общению на иностранном языке [Текст] : учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов / А. Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2017. - 454 с.

7. Агеева Н.В. Стратегии преодоления студентами психологических барьеров при аудировании иноязычной речи :дис. канд. псих. наук: 19.00.07. - Курск, 2009. - 169 с.

8. Бухаркина, М.Ю. Открытые сетевые ресурсы в обучении иностранным языкам (на примере английского языка)/М.Ю.Бухаркина.-Москва: LambertAcademicPublishing, 2015. - 118 с.

9. Усачев Е.В. Использование современных цифровых ресурсов в дистанционном обучении иностранному языку // Вестник Московской Международной Академии. - 2020. - №1-2. - С. 100-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.