Научная статья на тему 'Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе'

Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2555
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарубина Римма Викторовна, Лапшина Ирина Владимировна

Статья посвящена проблеме, связанной с необходимостью внедрения в процесс обучения современных средств информационно-вычислительной техники, которые основываются на синтезе современных достижений педагогической науки и новых аудиовизуальных сред обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе»

3. Bachman. L.F., Palmer, A.S. Language Testing in Practice: Designing and Developing Useful Language Tests. Oxford University Press, 1996. 377 p.

4. Gear, J., Gear, R. Cambridge Preparation for the TOEFL test. Cambridge University Press, 2006.

5. Spolsky, B. The Prehistory of TOEFL // Language Testing. 1990. Vol. 7. № 2. P. 158-173.

Р.В. Зарубина, И.В. Лапшина ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что в учебном процессе, как в средней школе, так и в высшей необходимы преобразования которые связаны с широким диапазоном задач. В нашей статье мы рассмотрим проблему, связанную с необходимостью внедрения в процесс обучения современных средств информационно-вычислительной техники, которые основываются на синтезе современных достижений педагогической науки и новых аудиовизуальных сред обучения.

Сегодня современные средства аудиовизуальных технологий обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории, поскольку их использование дает возможность имитировать различные воспитательные ситуации. Далее на следующем этапе своего развития и активного применения они могут повлиять на саму основу учебного процесса, поскольку информационно-виртуальные среды способны передавать информационный материал через непосредственный контакт ученика/студента с изучаемыми объектами и явлениями.

Информационные среды и программные модули позволяют в наши дни проектировать и даже воссоздавать учебные ситуации в режиме реального времени, в которых ученик/студент сможет самостоятельно принимать решения и предпринимать определенные действия, что в свою очередь послужит базисом для воспитания индивидуальности и современного восприятия окружающей ученика среды повседневности.

Одним из ярких примеров новых информационных средств обучения может стать использование интегрированной технологии - виртуальной реальности которая позволяет осуществить эффект присутствия и воссоздать иллюзию реальности происходящего [4], а так же активного участия в ней ученика/студента. Однако виртуальная среда, которая может быть использована в учебном процессе, в первую очередь должна носить этико-педагогический характер. Подобные компьютерные среды не должны воспитывать в ученике вседозволенность и неограниченную свободу, а наоборот они и методики на их основе необходимо адаптировать с позиций нравственно - этических критериев поведения ученика/студента в различных виртуальных сценариях имитирующих повседневную реальность.

Для ученика/студента мир виртуальной реальности является эмоционально-образным. В психологической ткани его внутреннего мира сегодня имеются пустоты неопределенностей, которые и могут быть «заполнены» личной интерпретацией образов, созданных виртуальным воображением и они как следствие, будут для него определенностями. Так в сеансе виртуальной реальности для ученика виртуальные образы могут стать реальностью. Поэтому необходимо проводить исследование по критериям возрастного ограничения использования виртуальных методик, а так же всестороннюю экспертизу виртуальных сценариев, которые планируется в дальнейшем использовать в учебном процессе.

Внедрение современных информационных средств и программных сред позволит сегодня изменить, как уровень, так и характер самого учебного процесса. Данные технологии позволят стимулировать стремление учащихся к совершенствованию, поскольку различные компьютерные среды требуют постоянного прогресса знаний учащихся, а так же и педагогического состава.

Кроме того, отметим, что применение аудиовизуальных средств в обучаемом процессе, таких как: технические средства отбора и обработки учебного материала, преобразования и отображения, проектирования позволяют внедрять в учебный процесс комбинированные технологии. Пожалуй, сегодня уже не вызывает сомнения то, что использование в учебном процессе только вербальных средств (мела и доски) уже не достаточно. Необходимость использования технических

устройств в учебном процессе нужно так же еще в силу того, что это позволит не только расширить диапазон знаний прикладного и теоретического уровня студента, но и даст возможность в режиме реального времени осуществить самоконтроль усвоения знаний обучающихся посредством использования различных тестирующих программных модулей.

В данный информационный период развития общества осуществляется переход на современные образовательные информационные технологии на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры. В учебном процессе необходимость использования аудиовизуальных технологий обусловлена усложнением объекта обучения. Задачи обучения постепенно усложняются, поэтому для их успешного решения требуется непрерывное совершенствование форм и методов учебной работы на основе широкого использования достижений педагогики, психологии и смежных наук. Аудиовизуальные технологи обучения позволяют сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом, имитировать любые ситуации.

Важнейший фактор повышения эффективности учебного процесса и управления им - рациональное использование в обучении компьютеров. В настоящее время в учебном процессе значительно возрастает роль компьютеров и сейчас важно найти наиболее целесообразную, разумную, удобную форму для их применения не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе [1]. Компьютеры оказывают положительное влияние на жизнь современного общества, в том числе и в образовании: их применение помогает детям более творчески относиться к учебе. Польза от применения в образовании компьютеров очевидна, но проблема влияния от использования компьютеров на физическое, умственное и социальное развитие детей еще мало изучена.

Компьютерное обучение - это, по определению ЮНЕСКО, такая система обучения, одним из технических средств которой является компьютер [2]. Методология, методика и технология компьютерного обучения еще только разрабатывается на основе обобщения эмпирического опыта. Реализация компьютерного обучения требует соответствующего учебно-методического комплекса, а также компьютерной грамотности, информационной культуры и соответствующего уровня мышления по отношению к компьютеризации образования.

В настоящее время довольно распространенно мнение о том, что для успешной реализации ребенка в информационном обществе необходимо, как можно раньше научить его работать на компьютере и затем систематически расширить приобретенные знания и навыки. Данная проблема волнует ученых-педагогов. По их мнению, для того, чтобы работа с компьютером помогла когнитивному развитию ребенка, а не тормозила его, необходимо помочь ему рано, в возрасте 6-9 лет, стать творчески мыслящей личностью. Ребенок всегда личностно и индивидуально ориентирован, поэтому содержание, методы и формы компьютерного обучения, с одной стороны, должны быть новы и интересны для ребенка, с другой - опираться на уже имеющийся опыт и включать его отдельные элементы. Сам процесс компьютерного обучения необходимо связывать со всей многоаспектной и эмоционально богатой жизнью ребенка [7].

Одной из главных задач учителя начальной школы является развитие интеллектуальной активности ребенка: стремление к самостоятельному усвоению знаний, поиску решения проблемных ситуаций, использованию знакомых способов действий. Современная начальная школа предлагает детям относительно низкий уровень интеллектуальной деятельности.

В Постановлении Правительства Российской Федерации № 630 от 28 августа 2001 года о федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -2005 гг.)», выделены задача создания и использования в учебном процессе современных электронных материалов и разработка средств информационно-технической поддержки и развития учебного процесса, создание и практическое внедрение электронных учебных материалов для начальной школы [3]. Но до настоящего времени особых сдвигов в этом направлении не произошло.

На сегодняшний день начальная школа практически не обеспечена наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню развития новых информационных технологий. Значит, возникает необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий, которые шли бы в ногу со временем. Уроки в школе проходили бы на более высоком уровне, если бы существовали электронные учебники по различным предметам. Освоение различных тем было бы более продуктивно, если бы на занятиях применялись мультимедийные технологии.

С появлением в школах компьютеров стало возможным использование на уроках в школе мультимедийных пособий.

Мультимедиа - это представления объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука в сочетании с традиционным текстовым описанием Мультимедийная среда много выше по информационной плотности. По данным ЮНЕСКО большинство школьников запоминают 15 % услышанного и 25 % увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 65 % [2].

Учителя школ работают с уже готовыми обучающими программами, а также создают собственные программы с анимацией и звуковым сопровождением. В некоторых школах учителя сами разрабатывают электронные уроки с применением мультимедийных технологий. Составители таких пособий не всегда задумываются о методической правильности своих работ. Очень часто материал электронного урока представляет собой набор иллюстраций к материалу учебника. Работы выполнены не на должном методическом уровне, их можно использовать только в качестве дополнительных иллюстраций к уроку. В качестве основного материала, где учащийся мог бы не только смотреть, но и работать самостоятельно, опираясь на увиденное, видеть плоды своей деятельности, сравнивать, анализировать, исправлять ошибки, радоваться своей победе, такие работы использовать невозможно. В результате чего средства и методы реализации таких электронных пособий не разработаны. Только сочетание методической составляющей с умелым использованием мультимедийных технологий вырабатывает новые подходы с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, открывает новые возможности в процессе формирования умений и навыков при изучении математики и информатики в начальной школе.

Такие электронные уроки могут применяться не только в качестве пособий для младших школьников, но и на занятиях по методике обучения математике, информатике и другим предметам в педагогических институтах. При работе с такими пособиями студенты приобретали бы навыки в обучении детей, развивали свое творческое, теоретическое мышление, на основе применения новых средств информационных технологий в обучении и знакомясь с психолого-педагогическими основами использования современных технических средств обучения в работе с детьми.

Работа с мультимедийными пособиями направлена на развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей, зоны ближайшего развития и перспектив развития. При использовании современных мультимедийных пособий учителю важно методически правильно применять их в обучении [5]. При проведении электронного урока учителю необходим помощник - лаборант. В его функции входят следующие умения: запустить компьютерную программу, организовать выдачу раздаточного материала, выполнить запись фрагмента урока и т.п. Также нужно помнить о том, на уроке сидят дети 7-10 лет и время работы на компьютере для этого возраста ограничено 20-30 минутами. Поэтому необходимо во время урока переключать внимание детей на другую деятельность без использования компьютера, давая им 3-5 минут отдыха.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что при правильном использовании мультимедийных технологий в учебном процессе школы осуществляется сильное стимулирующее педагогическое воздействие, которое развивает у детей наглядно-образное, интуитивное, творческое, теоретическое мышление. Например, доказано, внимание во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа удваивается, что приводит к высвобождению дополнительного времени на обучение, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Также можно с уверенностью сказать, что с использованием мультимедиа в школе открываются новые методические возможности в процессе формирования умений и навыков в сфере проектирования предметного мира, при формировании абстрактных образов и понятий, в процессе моделирования объектов и явлений окружающей действительности.

В связи с изменением содержания образования лишь те преподаватели, которые смогут овладеть информационной культурой, используя в работе свои личные качества и профессиональную компетентность, смогут достигнуть взаимообогащения и взаимодействия с учениками/студентами. Для эффективного решения профессиональных задач в современной школе преподавателям надо не только обладать необходимыми знаниями, но и ориентироваться в новом информационном пространстве. В связи с расширением арсенала технических средств обучения не-

обходимо умело и грамотно применить свои знания на практике с использованием в своей работе аудиовизуальных технологий.

Аудиовизуальные технологии обучения открыли широкие возможности для самостоятельного созидания знаний, так как они учитывают особенности возрастного и психологического развития учащихся [4]. Интерактивные технологии обучения требуют от преподавателя знания предмета и педагогического опыта. Занятия дают возможность, как преподавателю, так и ученику/студенту импровизировать и творчески строить учебный процесс. Интерактивное обучение учитывает потребности ученика/студента и готовит его к использованию интерактивного содержания в реальном мире.

Использование интерактивных технологий в наши дни в процессе обучении так же нам представляется необходимым, поскольку в мировом сообществе в настоящее время уже широко используются различные технологии интерактивного и сенсорного обучения. Интерактивные технологии позволяют вести диалоговые режимы обучения с непосредственным применением технологий интерактивного обучения. Интерактивные доски интегрируются с компьютером, что и позволяет эффективно проводить занятия лекционного и прикладного уровня. Программное обеспечение интерактивной доски дает пользователю (студенту или педагогу) доступ к обширной базе цифровых изображений, различных шаблонов, диалогового и образовательного содержания, а так же широкого диапазона современного инструментария.

Таким образом, применение и активное использование современных информационно -технических средств аудиовизуального уровня сегодня в учебном процессе представляется бесспорным. Информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в хранении и обработке информации обучаемого плана. Интерактивные доски, используемые в учебном процессе в школе, так и в институте позволят повысить уровень компьютерной компетенции, как преподавательского состава, так и учащихся/студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995.

2. Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. М.: Европейский центр по высшему образованию, 1996.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2005.

4. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. М.: Академия, 2006.

5. Масбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1992.

6. Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2003. №1.

7. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. М.: Академия, 2005.

Е.А. Иванов

СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АВСТРАЛИИ И РОССИИ (ПЕРИОД ДОВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ)

В этой статье приводится информация о системе непрерывного образования Австралии (Аи). На примере ТТИ ЮФУ анализируется один из важнейших этапов непрерывного образования России, аналогом которой за рубежом является система довузовского образования. Отмечаются его слабые звенья, даются рекомендации по его модернизации, соответствию мировым образовательным стандартам, направленные на совершенствование российского технического образования с целью его международного признания [1].

Согласно статистике, среди англоязычных государств, являющимися флагманами образовательного мирового рынка, молодая Австралия занимает на сегодняшний день третье место (после Соединенных Штатов и Великобритании), по числу иностранцев, обучающихся в школах, колледжах и вузах страны, доходы от образовательных услуг являются существенным вкладом в госбюджет страны, сравнимым с доходами от импорта сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.