Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ ЧЕХОВЫМ НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА «СТРАХИ»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ ЧЕХОВЫМ НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА «СТРАХИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура нарратива / антонимия / движение сюжета / подсчет антонимов / narrative structure / antonymy / plot movement / counting of antonyms

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С Б. Потемкин

Изучение употребления антонимических пар в произведениях писателей, в частности, у Чехова, привлекает внимание многих исследователей в нашей стране и за рубежом. Антонимия – одно из важных проявлений парадигматических отношений в языке, один из сложных видов семантических связей слов. Явление антонимии привлекало внимание философов, начиная с античности. Наша статья посвящена одной из малоизученных свойствах антонимии в нарративе, а именно использованию антонимов в качестве отражения развития сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHEKHOV'S USE OF ANTONYMS ON THE EXAMPLE OF THE STORY «FEARS»

The study of the use of antonymic pairs in the works of writers, in particular, Chekhov, attracts the attention of many researchers in our country and abroad. Antonymy is one of the important manifestations of paradigmatic relations in language, one of the complex types of semantic connections of words. The phenomenon of antonymy has attracted the attention of philosophers since antiquity. Our article is devoted to one of the little-studied properties of antonymy in the narrative, namely the use of antonyms as a reflection of the development of the plot.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ ЧЕХОВЫМ НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА «СТРАХИ»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ ЧЕХОВЫМ НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА «СТРАХИ»

С.Б. Потемкин, канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Московский государственный университет им. Ломоносова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-155-157

Аннотация. Изучение употребления антонимических пар в произведениях писателей, в частности, у Чехова, привлекает внимание многих исследователей в нашей стране и за рубежом. Антонимия - одно из важных проявлений парадигматических отношений в языке, один из сложных видов семантических связей слов. Явление антонимии привлекало внимание философов, начиная с античности. Наша статья посвящена одной из малоизученных свойствах антонимии в нарративе, а именно использованию антонимов в качестве отражения развития сюжета.

Ключевые слова: структура нарратива, антонимия, движение сюжета, подсчет антонимов.

Аристотель разграничивает понятия «противоположность» и «противоречие». Более подробно он рассматривает противоположность и определяет ее как «наибольшее различие между вещами, которые обязательно должны принадлежать к одному и тому же роду, то есть являться семантически родственными, соотносительными» [1]. Одной из основополагающих черт противоположности, согласно Аристотелю, является возможность наличия между двумя противоположными явлениями промежуточного члена, тогда как «у противоречия нет ничего промежуточного» Таким образом, понятие о диалек-тичности, противоречии человеческого мышления и окружающего мира отмечалось уже во времена Античности. Но если первыми философами эта тема была лишь слегка затронута, то именно Аристотель подводит итог понятию противоположности в античной философии.

Антонимы выразительно и лаконично описывают контрасты, из которых состоит наша жизнь. «Каждая пара антонимов, описывая одну сущность, демонстрирует ее амбивалентный характер, которым пронизана объективная действительность» [1]. В художественной прозе А.П. Чехова, мастера короткого рассказа, в большей степени представлены антонимы, выраженные важнейшими частями речи: прилагательными, существительными, глаголами

и наречиями [6]. Между тем, роль антонимов как сюжетообразующего и двигающего развитие нарратива до сих пор не привлекало внимания исследователей.

Событие, элементарный компонент нарратива, был определен Ю.М. Лотманом как «перемещение персонажа через границу семантического поля» [2]. В продолжение определения Лотмана событие можно рассматривать как переход между двумя последовательными во времени состояниями, транзакция от одного внутренне непротиворечивого состояния к другому внутренне непротиворечивому состоянию мира и человека. Событие можно уподобить смене кадров кинопленки.

Нами произведен подсчет числа антонимических пар в произведениях Чехова согласно словарю [3] и показано, что это число, в зависимости от номера предложения, отражает движение нарратива, начиная от экспозиции, нарастания событий, через кульминацию и до развязки [5]. В настоящей статье мы более подробно рассматриваем употребление антонимов в отдельном рассказе Чехова.

Рассказ Страхи [4] начинается вполне мирно, даже идиллически - герой едет на телеге домой по степной дороге. С ним мальчик Пашка, взятый героем за компанию. Антонимия используется Чеховым уже в экспозиции.

роскошный - простой

5 «... и вдруг обрываются бурной грозой с роскошным, надолго освежающим ливнем. Ехал я на простых, ломовых дрогах.»

Далее, экспозиция продолжена антонимами узкий - широкий

10 «Путь наш лежал по узкой, но прямой, как линейка, проселочной дороге, ... На дне этой ямы, на широкой равнине, сторожимое тополями и ласкаемое блеском реки, ютилось село.»

Завязка сопровождается новой антонимией крошечный - громадный

28 «.в самом верхнем ярусе колокольни, в крошечном окне, между куполом и колоколами, мерцал огонек.» «. как я ни напрягал свое зрение, в громадном пространстве, которое лежало передо мной, я не увидел кроме этого огня ни одной светлой точки.»

И далее гореть - потухать 32 «За окном он не мог гореть, потому что в верхнем ярусе колокольни не было ни икон, ни лампад;» «Бледная, совсем

уже потухавшая полоска зари не могла отражаться, потому что окно с огоньком глядело не на запад, а на восток.»

Наконец, кульминация прежний - этот 40 «Он по - прежнему мелькал и вспыхивал.» «Сначала я думал, что это досада на то, что я не в состоянии объяснить простого явления, но потом, когда я вдруг в ужасе отвернулся от огонька и ухватился одной рукой за Пашку, ясно стало, что мною овладевает страх .» И, в развязке, еще - уже 62 «Приехав на почтовую станцию, я нарочно проболтал со смотрителем целый час, прочел две-три газеты, но беспокойство все еще не покидало меня.» «На обратном пути огонька уже не было,»

Таким образом, все развитие сюжета сопровождается использованием антонимов, которые, в определенном смысле, и двигают сюжет.

Ниже приведен график числа антонимических пар в зависимости от номера предложения рассказа [5].

Рис. Число антонимических пат в зависимости от номера предложения

Заключение

В статье рассмотрены пары антонимов коротком рассказе А.П. Чехова «Страхи», вернее впервой его части. Показано употребление антонимических пар по ходу развития сюжета нарратива, включая описание природы, образа действия героев и

обстоятельств, сопровождающих их путешествие. Приведен график зависимости числа антонимических пар от номера предложения с одновременным цитированием фрагментов текста. Делается вывод о связи развития сюжета с использованием автором антонимов.

Библиографический список

1. Аристотель: Соч.: В 4 т. - М., 1976. Т. 1. - С. 257-259.

2. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_15.php (режим доступа: 28.05.2024).

3. Введенская, Л.А. Учебный словарь антонимов русского языка. - МарТ, 2010. - 314 с.

4. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. / гл. ред. Д.Д. Благой, Г А. Бялый, А С. Мясников, Л.Д. Опульская. - М.: Наука, 1974-1982.

5. Потемкин, С. Б. Обнаружение событий в нарративе / С. Б. Потемкин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2018. - № 1. - С. 22-27. - ББК ТОЫЛМ.

CHEKHOV'S USE OF ANTONYMS ON THE EXAMPLE OF THE STORY «FEARS»

S.B. Potemkin, Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher Lomonosov Moscow State University (Russia, Moscow)

Abstract. The study of the use of antonymic pairs in the works of writers, in particular, Chekhov, attracts the attention of many researchers in our country and abroad. Antonymy is one of the important manifestations of paradigmatic relations in language, one of the complex types of semantic connections of words. The phenomenon of antonymy has attracted the attention ofphilosophers since antiquity. Our article is devoted to one of the little-studied properties of antonymy in the narrative, namely the use of antonyms as a reflection of the development of the plot.

Keywords: narrative structure, antonymy, plot movement, counting of antonyms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.