Научная статья на тему 'Использование адаптивных обучающих систем в организации учебного процесса'

Использование адаптивных обучающих систем в организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЯ / АДАПТИВНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / ОПТИМИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION / ADAPTIVE LEARNING SYSTEM / OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / THE QUALITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арипов Мирсаид Мирсиддикович, Файзиева Махбуба Рахимжановна, Доттоев Сайфулла Хамидуллаевич

Данная статья рассматривает вопросы улучшения качества обучения студентов, оптимизацию учебного процесса, а также организацию самостоятельного учебного процесса путем создания адаптивных систем по каждому предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арипов Мирсаид Мирсиддикович, Файзиева Махбуба Рахимжановна, Доттоев Сайфулла Хамидуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование адаптивных обучающих систем в организации учебного процесса»

http://www.idosi.org/wasj/wasj27(elelc)13/29.pdf

http://www.idosi.org/wasj/wasj27%28elelc%292013.htm.

8. Карабулатова И.С., Поливара З.В. Современная специфика этноинтологических характеристик в речи украинцев-билингвов в условиях иноэтничной среды России и Украины // Вестник Орловского государственного университета, Серия: Новые гуманитарные исследования, 2014, № 5 (40). - С. 171-176.

9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973.

10. Поливара З.В., Репина З.А. Нейропсихологический подход к изучению вербальной деятельности детей, имеющих речевые дисфункции. In the: European Social Science Journal. 2015. № 2. Том 1.

11. Polivara Z.V. Psychophisiological Mechanisms of Linguistic Modeling of The World Structure in the children-bilinguals with speech dysfunctions. In the: Advances in Environmental Biology. 2014, #8(10) June, pp.: 508-512.

12. Поливара З.В. Нейролингвистические основы логопедии. - Москва: Флинта -Наука, 2015.

13. Polivara Zinaida V. Synergetic Approach to the Formation of the Normalized Tempo-Rhythmical Organization of Speech in the Russian Language as a Foreign Language of Bilingual Children// Mediterranean Journal of Social Science. 2015. Vol 6, No3, S4, May 2015. - pp.: 135-146. Doi:10.5901/mjss.2015.v6n3s4p135, [Электронный ресурс]: URL: http://www.mcser.org/journal/index.php/mjss/article/view/6722/6436

14. Репина З.А. [Электронный ресурс]: Нейропсихологическая диагностика детей с ТНР. - Екатеринбург: УрГПУ, 2008. URL:

http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ass/article/view/40806/22527

15. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

The use of adaptive learning systems in the educational process

1 2 3

Aripov M. , Fayziyeva M. , Dottoyev S. (Republic of Uzbekistan) Использование адаптивных обучающих систем в организации учебного процесса Арипов М. М.1, Файзиева М. Р.2, Доттоев С. Х.3 (Республика Узбекистан)

1 Арипов Мирсаид Мирсиддикович /Aripov Mirsaid - доктор физико-математических наук,

профессор,

Национальный университет Узбекистана имени М. Улугбека;

2Файзиева Махбуба Рахимжановна /Fayziyeva Makhbuba - старший научный сотрудник,

исследователь,

Головной учебно-методический центр;

3Доттоев Сайфулла Хамидуллаевич /Dottoyev Sayfulla - директор,

Центр информационных технологий,

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы улучшения качества обучения студентов, оптимизацию учебного процесса, а также организацию самостоятельного учебного процесса путем создания адаптивных систем по каждому предмету.

Abstract: this article examines the improvement of the quality of student learning, optimization of the educational process, as well as the organization of self-learning process through the creation of adaptive systems for each subject.

181

Ключевые слова: образования, адаптивная обучающая система, оптимизацию учебного процесса, качество обучения.

Keywords: education, adaptive learning system, optimization of the educational process, the quality education.

Разработанная в рамках «Национальной программы по подготовке кадров» в целях углубления осуществляемых реформ «Программа поднятия на новый качественный уровень эффективности образования и воспитания», а также содержательная модернизация системы непрерывного обучения в 2008-2012 годах, предусматривает определение таланта и возможностей одаренных студентов, формирование единой общенациональной системы полноценной реализации, индивидуализацию учебновоспитательного процесса, создание и применение в учебно-воспитательном процессе научных основ дифференциации и профилизации; расширение возможностей виртуальных учебных лабораторий, современной информационной коммуникации и дистанционного обучения, создание электронных типов учебников, пособий и учебных фильмов.

Создание нового технического средства осуществляемся за счет накопленных человеком навыков, умений, знаний и труда. А знания, в свою очередь, накопляются на основе обучения, исследования и опыта. Основным источником знания является книга. Однако, сегодня благодаря активному развитию сети Интернет и проникновению его в каждую сферу общества всемирная сеть становится одним из основных источников знания. Развитие информатизации процессов обучения предполагает не только объединение в единую сеть отделов управления (ректорат, деканат, учебная часть и др.) и создание возможностей подключения к сети Интернет, но и улучшение качества обучения студентов, оптимизацию учебного процесса, а также организацию самостоятельного учебного процесса путем создания адаптивных систем по каждому предмету.

С учетом вышесказанных актуальным является создание обучающих систем с учетом индивидуальных особенностей, интеллектуального уровня, своеобразного мотива, навыков и квалификации, степени знания студента. С помошью адаптивной Web системы по предмету Web технологии решаются следующие проблемы:

- разработка электронных информационных образовательных ресурсов (материалы лекций, практических и лабораторных занятий) по предмету;

- создание базы для развития процесса подготовки опытных и квалифицированных веб программистов;

- устранение проблем появления вакуума в знаниях за счет неограниченности времени и места обучения;

- создание возможностей получения дистанционного образования и информации на основе мобильных технологий;

- создание соответствующей сферы, условий по реализации созданной системы.

Адаптивные к учебному процессу Web системы адаптированы на возможности

ученика, и предоставляют возможность объективно оценить результаты его учебного процесса.

Согласно определению Н.П. Капустина, адаптив (лат. adaptatio- адаптив) -образовательная система, способная помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Обладая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, адаптивная образовательная система выводит обучаемого на более высокий, потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям [1, с. 216].

Таким образом, адаптивность - это свойство системы приспосабливаться к действиям пользователя, т.е. система изменяет свои параметры и структуру в зависимости от работы пользователя. В соответствии с классификацией,

182

предложенной П.Л. Брусиловским [2], технологии адаптации делятся на две категории: адаптивное планирование обучения и адаптивное представление

информации и адаптивная навигация. В работе Л.В. Зайцевой [3, с.204-211] рассмотрены уровни адаптации в обучающих системах:

- адаптация к студентам как категории пользователей;

- адаптация к группе студентов;

- адаптация к отдельному студенту.

На первом уровне рассматривается адаптация к каждой категории пользователей системы компьютерного обучения. Данный процесс связан с обычной реализацией создания специального интерфейса по их требованиям и для каждого класса пользователей.такой подход присущ для всяких компьютерных систем. Системы интеллектуального обучения пользователей должна иметь следующие возможности: обучение, проверка знаний, упражнения (тренировки), предоставление помощи и сведений, вопросы к преподавателю, конференции, форумы студентов, электронные методические пособия, пояснения в ходе занятий и т.п.

Адаптация к студенческой группе обеспечивает адаптацию в связи с выбранной специальностью, образовательной программой, возрастными и личными психологическими особенностями. Данный уровень адаптации опирается, в первую очередь, на ответы к двум основным вопросам дидактики: «чему обучать?» и «как обучать?» Ответ на первый вопрос определяет цель обучения, а также необходимые знания, умения и навыки, степень их усвоения. Ответ на второй вопрос дидактики («как обучать» обеспечивает выбор более адаптированных к группам обучаемых методов обучения и приемов предоставления информации (сведений). На выбор методов обучения и предоставления информации оказывает влияние как возраст обучаемых, так и их личная психологическая ориентация.

Третья же степень обеспечивает максимальную адаптиацию к обучаемому, так как она основана на личных качествах студента, его прошлых и настоящих знаниях, навыках и умениях, опыте, возможностях и др.

По мнению Л.В.Зайцевой, существует три основных вида адаптации: первичная, текущая и граничная [4, с.58-60]. С помощью первичной адаптации устанавливаются психологические качества и общий уровень подготовки обучаемого. Это помогает давать подходящие обучаемому разъяснения, комментарии и др. В результате конкретного этапа системы реализуется граничная адаптация. Текущая адаптация применяется для определения плана получения образования для каждого студента на основе его действий в системе. Из этого следует, данный вид адаптации позволяет максимально индивидуализировать образовательный процесс.

Адаптивная обучающая система- это такая система обучения, в основе которой лежат индивидуальные особенности, знания, самостоятельность, специфика учебного процесса.

Адаптивная обучающая система - это не только содержательное информационное обеспечение образовательного процесса, но и активное общение субъектов образовательного процесса с электронными образовательными ресурсами и педагогическая система, в которой созданы возможности развития творческих способностей обучаемых.

Адаптивная обучающая система выводит на новый эффективный уровень взаимосвязь учебных дисциплин. Основу такой системы составляют современные информационные технологии, которые способствуют повышению мотивации к обучению. Здания, адаптированные к индивидуальным особенностям, помогают студентам авладевать глубокими знаниями, требуемыми в будущем высоко индустриализованном и информатизированном обществе.

Адаптивная обучающая система страницы не статичны, а динамически изменяются, обновляются. В данной системе материал предоставляется в соответствии с уровнем каждого пользователя. Например, обучаемому с высоким

183

уровнем знаний и подготовки предоставляется несколько углубленный, краткий объем материала, на оборот менее подготовленному студенту - сборник основных, побробных материалов по данной учебной дисциплине.

Адаптивная обучающая система создает возможности изменить свою деятельность и для педагогов. Здесь основную часть деятельности педагога составляет разработка и проектирование содержания образования, содержания и структуры электронных образовательных ресурсов, форм психолого-педагогической поддержки, видов интерактивного общения, сборников задач с учетом уникальных личных качеств каждого обучаемого. Оставшаяся часть работы возлагается на саму систему.

Литература

1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М.: Академия, 1999. - 216 с.

2. Брусиловский П.Л. Адаптивные обучающие системы в Word Wile Web: обзор имеющихся в распоряжении технологий // Авт. пер. на сайте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/WWWITS.html.

3. Зайцева Л.В. Методы и модели адаптации к учащимся в системах компьютерного обучения// Educational Technology&Society 6(4) 2003. ISSN 1436-4522.-P.204-211.

4. Зайцева Л.В. От традиционного к дистанционному обучению. - Новый коллегиум. - №3, 2000, стр. 58-60.

About the experience of the project work in teaching russian as a foreign language Gvozdeva E. (Russian Federation)

Об опыте организации проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному Г воздева Е. В. (Российская Федерация)

Гвоздева Елена Викторовна / Gvozdeva Elena - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и культуры речи,

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в соответствии с задачами, поставленными перед высшей школой, и необходимостью поиска их решения, в статье рассматривается проектная деятельность. Описан процесс планирования проекта при обучении РКИ, особенности его проведения.

Abstract: in accordance with the objectives of the higher school and necessity of search for solutions the article deals with the project activity. It describes the planning process of the project while teaching Russian as a foreing language and its peculiarities.

Ключевые слова: образование, проектные технологии, метод проектов, русский язык как иностранный (РКИ).

Keywords: education, technology design, project method, Russian as a Foreign Language (RKI).

Основной целью обучения русскому языку как иностранному в вузе является формирование у студентов коммуникативной компетенции. Хорошая языковая подготовка позволяет использовать неродной русский язык как в профессиональной деятельности, так с целью самообразования. Для повышения мотивации и личного

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.