1УДК 376.42 ББК 74.5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 2D- И 3D-ГРАФИКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ1
Л. Ф. Фатихова, Е. Ф. Сайфутдиярова
Аннотация. Компьютерные технологии рассматриваются как эффективный инструмент обучения учащихся с умственной отсталостью, необходимый элемент урока в специальной (коррекционной) школе. В статье анализируются подходы к использованию компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе коррекционной школы. Учитывая, что на современном этапе наблюдается недостаток компьютерных обучающих программ для обучения детей с умственной отсталостью на II ступени обучения в коррекционной школе, авторы поставили своей целью разработать компьютерную программу с применением как 2D-, так и 3D-графики, предназначенной для усвоения учащимися естественнонаучных знаний на уроках биологии по разделу «Человек» («Опорно-двигательная система»). Предлагаемая программа включает два блока - информационно-образовательный, направленный на усвоение учащимися знаний об опорно-двигательном аппарате человека, его строении и функциях, и информационно-познавательный, предназначенный для повышения познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету и познанию особенностей и возможностей своего организма. Разработанная технология может использоваться как при изучении нового, так и при закреплении знаний и проверки их усвоения по разделу «Человек».
Ключевые слова: 2D-графика, 3D-графика, компьютерная программа, специальная (коррек-ционная) школа, учащиеся с умственной отсталостью, коррекционно-образовательный процесс, урок биологии.
USING 2D AND 3D GRAPHICS IN BIOLOGY CLASSES IN A SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL
L. F. Fatikhova, H. F. Sayfutdiyarova
Abstract. Computer technologies are considered as an effective tool for teaching students with mental retardation and an essential element of the lesson in a special (correctional) school. The article analyzes the approaches to the use of computer technology in correctional and educational process of the school. Given that at the present stage there is a shortage of computer training programs for teaching children with mental retardation at the second stage of education in the correctional school, the authors set out to develop a computer program using both 2D and 3D graphics designed for the students to acquire natural sciences knowledge in biology classes in the part „Human" („Locomotor System"). The proposed program includes two blocks - informational and educational, aimed at assimilating the knowledge about the musculoskeletal apparatus of the human, its structure and functions by the
Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 16-16-02001 «Усвоение учащимися с нарушением интеллекта естественнонаучных знаний в условиях использования 2D- и 3D-графики: на материале уроков биологии».
students and informational and cognitive, designed to enhance the students' cognitive interest in the subject and the knowledge of the features and capabilities of their bodies. The developed technology can be used both in studying new material, and in reviewing the knowledge and testing their assimilation in the section „Human".
Keywords: 2D-graphics, 3D-graphics, computer program, special (correctional) school, teaching students with mental retardation, correctional and educational process, biology class.
Коррекционное направление компьютерных технологий - достаточно активно разрабатываемая проблема в дефектологической науке [1-9]. Это связано с тем, что компьютерные технологии выполняют сразу несколько задач: обеспечивают лучшее усвоение и запоминание учебного материала, способствуют повышению учебно-познавательной активности и мотивации, повышают уровень развития многих психических функций - памяти, внимания, мышления. При этом среди используемых компьютерных средств активно используются компьютерные игры, презентационные, контрольно-измерительные материалы, аудио- и видеоряд. На сегодня наиболее известными компьютерными продуктами в дефектологической практике являются: компьютерные игры для логопедической практики («Видимая речь», 1991; сурдо-ло-гопедический тренажер «Дэльфа-130», 1994; «Игры для Тигры», 2004; «Развитие речи. Учимся говорить правильно», 2008; «Гарфилд - малышам. Развиваем речь», 2008; АРМ «ЛОГОПЕД», 2012 и др.), компьютерные игры для отработки навыков устного счета, закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса учащихся с ограниченными возможностями здоровья [3]. Для учащихся младшего школьного возраста О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская и др. разработали компьютерные программы для ознакомления с окружающим миром «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Я открываю мир. Во дворе. На даче» и др. [10-12].
Педагоги-практики отмечают необходимость использования информационных и коммуникационных технологий при обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, подчеркивая их эффективность при усвоении ими учебного материала на разных этапах урока (при объяснении нового материала, его закреплении, повторении и контроле приобретенных знаний, умения и навыков). Компьютерные технологии оказывают влияние на познавательные способ-
ности учащихся данной категории благодаря активизации различных анализаторов и в целом способствуют повышению интереса к занятиям, формированию умения работать с информацией; качественно изменяются и возможности контроля за деятельностью учащихся [13-15]. При всем многообразии указанных компьютерных программ следует отметить, что на II ступени обучения в специальной (коррекционной) школе пока недостаточно используются обучающие программы, в то время как их востребованность очевидна как с точки зрения развития современного образования в целом, так и коррекционного образования в частности. Недостаточность использования компьютерных программ связана с тем, что компьютерные продукты для коррекционно-го образования разрабатываются в ограниченном объеме. Это приводит к использованию учителями компьютерных программ, разработанных для нормально развивающихся детей, которые не всегда соотносятся с познавательными возможностями детей с нарушениями развития и с программным содержанием по изучаемым школьным дисциплинам.
Мы предприняли попытку несколько восполнить дефицит компьютерных обучающих программ для обучения детей с умственной отсталостью на II ступени обучения в специальной (коррекционной) школе и разработали компьютерную программу, предназначенную для усвоения учащимися с умственной отсталостью естественнонаучных знаний на уроках биологии по курсу «Человек». Урок является одной из наиболее оптимальных форм обучения, в процессе которого можно использовать компьютерную программу для групповой работы с учащимися. В разработанной технологии использованы 2Э- и 30-графика, а именно: включены анимиро-ванные 2Э-объекты и объекты с 3Э-моделирова-нием и 3Э-анимацией. Компьютерная программа направлена на повышение эффективности усвоения учащимися 9-го класса специальной (коррек-
ционной) школы знаний на уроках биологии по разделу «Опорно-двигательный аппарат».
Дадим ее описание и приведем элементы урока с ее использованием.
Программа включает 2 блока: информационно-образовательный - «Опорно-двигательная система», направленный на усвоение учащимися знаний об опорно-двигательном аппарате человека, его строении и функциях, и информационно-познавательный - «Это интересно и полезно знать», предназначенный для повышения познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету и познанию особенностей и возможностей своего организма, в данном случае возможностей опорно-двигательной системы, осознания возможных рисков для жизни и здоровья, желания избегать этих рисков (рис. 1).
Программный продукт имеет демонстрационный характер, для его использования необходима интерактивная доска, ставшая неотъемлемым средством обучения на уроках в специальной (коррекционной) школе. При разработке программы учитывались такие особенности психического развития учащихся с умственной отсталостью, как преобладание в познавательной деятельности наглядных форм мышления над словесно-логическими, недостаточность высших форм восприятия, низкая познавательная активность, низкая прочность усвоенного материала. Опишем некоторые особенности демонстрационного материала компьютерной программы, которые построены с учетом этих особенностей:
1) демонстрационный материал является достаточно ярким, способным привлечь вни-
мание учащихся, но не увести его в сторону от изучаемого предмета;
2) объекты для изучения являются достаточно упрощенными, чтобы не перегружать восприятие учащихся незначимыми деталями, но дают объективные представления о строении опорно-двигательного аппарата человека, так как отражают все его основные характеристики;
3) анимирование объектов для изучения позволяет удерживать внимание учащихся, тем самым способствуя лучшему усвоению материала;
4) 30-графика, исполненная с помощью 3Э-моделирования и 3Э-анимации, позволяет вращать изучаемые объекты на 360° и наблюдать их в трехмерном пространстве, что позволяет частично преодолеть недостатки пространственного мышления и восприятия учащихся;
5) возможности мобильного перехода от одного раздела в другой, повторов видеороликов позволяют закреплять учебный материал, усваиваемый учащимися;
6) шуточная 2Э-анимация, включенная в процесс объяснения материала анимирован-ным персонажем-профессором в блоке «Это интересно и полезно знать», позволяет повысить познавательный интерес учащихся, что также способствует лучшему усвоению знаний.
Дадим описание первого блока компьютерной программы «Опорно-двигательная система». Данный блок состоит из двух разделов в соответствии с программой обучения по курсу «Человек»: «Скелет» и «Мышцы» (рис. 2).
В данном блоке основным средством формирования у учащихся представлений об опорно-двигательной системе человека являются
Рис. 1. Основные блоки компьютерной программы
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Рис. 2. Разделы блока «Опорно-двигательная система»
3Э-объекты. Продемонстрируем это на примере изучения скелета (рис. 3).
Программа позволяет поворачивать трехмерное изображение скелета вправо и влево, делая его полный оборот вокруг оси. Кроме того, при наведении курсором на ту или иную часть скелета эта часть озвучивается и выходится планка с его названием, что позволяет учащимся запоминать название частей скелета. При необходимости (например, для проверки учителем, запомнили ли учащиеся названия) звук и надпись можно отключать.
В компьютерной программе предусмотрены подразделы, соответствующие темам изучения, отраженным в учебной программе и учебном плане специальной (коррекционной) школы. Так, в разделе «Скелет» после вводной темы «Опора и движение. Значение опорно-двигательной системы» последовательно изучаются темы: «Состав и строение костей (подразделы компьютерной программы «Строение костей», «Соединение костей»)», «Скелет головы (подраздел «Строение черепа»)», «Скелет туловища (подраздел «Скелет туловища»)», «Скелет конечностей (подразделы «Скелет верхней конечности, «Скелет нижних конечностей»)». То же касается и раздела «Мышцы».
Приведем фрагмент урока биологии с использованием разработанной компьютерной программы на тему: «Опора и движение. Значение опорно-двигательной системы», целью которого является формирование общего представления об опорно-двигательном аппарате, формирование знаний о его функциях, значе-
нии опорно-двигательной системы в жизнедеятельности человека.
Учитель включает интерактивную доску, заходит в меню «Опорно-двигательная система» компьютерной программы. На экране интерактивной доски появляются вкладки с надписями «Скелет» и «Мышцы». Учитель начинает объяснение новой темы, сопровождая свою речь вопросами, направленными на закрепление учащимися основных понятий и знаний по теме: «Все живые организмы, птицы, животные могут двигаться. Человек тоже совершает движения. Как вы сказали, он ходит, бегает, прыгает и совершает много других движений. Человеку нужно двигаться, чтобы развиваться физически, быть сильным и здоровым, обеспечивать себя едой, выполнять различные необходимые виды деятельности - трудиться, учиться. Для чего человеку необходимо двигаться?
Человек может совершать движения за счет сокращения мышц, которые прикреплены к костям или к коже. Все кости человека образуют его скелет (учитель наводит курсор мыши на вкладку «Скелет» в меню «Опорно-двигательная система»). Что образуют кости человека? Но сами по себе кости человека не способны совершать движения. Для этого необходимо, чтобы в движении участвовали мышцы. Они сокращаются и расслабляются при движении человека (учитель наводит курсор мыши на вкладку «Мышцы» в меню «Опорно-двигательная система»). Как участвуют мышцы в движении человека? Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему человека. Как называется система, в которую входят скелет и мышцы?
<ам- @ ® ©
Строение костей
Соединение костей
Строение черепа
Скелет туловища
Скелет верхней конечности
Скелет нижних конечностей
Рис. 3. Меню с трехмерным изображением скелета и возможностями поворота 3D-объекта
Представьте, что у человека не было бы скелета, что с ним случилось бы? А если бы у человека не было мышц, что с ним бы случилось?». (Учитель предлагает детям пофантазировать, помогает им вопросами, например: «Что не смог бы человек делать?».) Как вы думаете, что нужно делать, чтобы скелет и мышцы были сильными и крепкими?».
Таким образом, учитель подводит детей к выводу о необходимости укреплять свой опорно-двигательный аппарата: делать упражнения, заниматься спортом, правильно питаться.
Учитель нажимает на вкладку «Скелет» в правой части экрана в меню «Опорно-двигательный аппарат» и заходит в подменю «Скелет». Учитель начинает разбор частей скелета: «Давайте посмотрим, из каких частей состоит скелет». Далее учитель нажимает на кнопки со стрелками слева и справа скелета. При каждом нажатии на эту стрелку фигура скелета делает соответствующий поворот на 15°. Учитель при этом рассказывает: «Скелет человека состоит из костей, хрящей и связок. Масса скелета составляет 15-20% от общей массы тела человека. В скелете человека более 200 костей. Скелет имеет три отдела: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Выделяется скелет верхних конечностей и скелет нижних конечностей. Как называется первый отдел (учитель
указывает на череп)? Как называется второй отдел (учитель указывает на кости туловища)? Как называется третий отдел скелета (скелет нижних конечностей, скелет верхних конечностей)?».
Учитель наводит курсор на ту или иную часть трехмерной фигуры скелета, она озвучивается, учитель просит учащихся повторять озвученные программой наименования костей (череп, ключица, лопатка и т. д.). Учитель также называет отдел позвоночника и относящиеся к нему кости: «К первому отделу - к костям скелета головы - относится череп и его кости. Что относится к костям скелета головы? Ко второму разделу - костям туловища - относятся ключица, лопатки, грудная клетка, позвоночник, таз. Что относится к костям туловища? К третьему отделу - костям конечностей - относятся верхние конечности и нижние конечности. Что относится к костям конечностей? Ключица и лопатка составляют пояс верхних конечностей. Он позволяет нашим рукам свободно двигаться. Что входит в пояс верхних конечностей? Для чего он предназначен? Таз - это пояс нижних конечностей? Как вы думаете, почему он так называется?».
После объяснения нового материала учитель организует закрепление материала традиционными способами.
Рис. 4. Фрагмент ролика «Мышцы головы» блока компьютерной программы «Это интересно и полезно знать»
ЭТО ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
10 тысяч шагов в день
Рис. 5. Фрагмент ролика «Мышечная система» блока компьютерной программы
«Это интересно и полезно знать»
Перейдем к описанию второго блока компьютерной программы «Это интересно и полезно знать». При разработке данного блока использовалась 2Э-графика. Он направлен на повышение интереса учащихся к изучению человеческого организма, в частности, в той его части, которая относится к опорно-двигательной системе. В данном блоке представлены анимационные ролики, героем которых является профессор, от лица которого учащимся дается занимательная и полезная информация по изучаемой теме.
Обычно данный блок используется на этапе закрепления знаний и выступает в виде награды учащимся за активную работу на уроке. Так, при изучении темы «Основные группы мышц» учащиеся просматривают ролики со следующей информацией от профессора:
1. «При улыбке работают 17 мышц, а при хмуром выражении лица - 43. Намного выгоднее и проще для нашего лица держать улыбку (изображение лица профессора, то улыбающегося, то хмурящегося. Текст при этом читает голос за кадром. В центре экрана изображается голова человека с выделением мышц при улыбке и хмуром выражении лица)» (рис. 4).
2. «Для того чтобы сделать один шаг, наше тело задействует около 200 мышц (изображение старичка-магистра, делающего один шаг). А таких шагов ежедневно мы совершаем около 10 тысяч (изображение того же старичка-маги-
стра, делающего много быстрых шагов, при этом солнце поднимается, идет по небосклону и опускается. Таким образом изображается день)» (рис. 5).
После просмотра ролика учитель проводит обсуждение с учащимися:
1) Что нового вы узнали от нашего профессора?
2) Почему человеку надо чаще улыбаться, а не хмуриться?
3) Сколько шагов мы делаем в день? Для чего нужно тренировать мышцы?
Описанная компьютерная технология может быть включена в коррекционно-образова-тельный процесс специальной (коррекционной) школы и использоваться на уроке биологии при изучении учащимися с умственной отсталостью раздела «Опорно-двигательная система». Предлагаемая программа является одним из средств обучения и не предполагает полной замены традиционных средств обучения учащихся с умственной отсталостью, а предусматривает их гармоничное сочетание. Описанная технология может использоваться как на уроках изучения нового, то есть при ознакомлении учащихся с ранее не изучавшимся материалом, так и при закреплении знаний и проверки их усвоения.
Описанная компьютерная программа имеет перспективы дальнейшей разработки при изучении других разделов курса «Биология».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьева Г. Е. Информационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в педагогической среде // Мир науки. - 2014. - Вып. 3. - URL: https://mir-nauki. com/PDF/21PMN314.pdf (дата обращения: 20.12.2018).
2. Королевская Т. К. «Видимая речь» новая технология - новые отношения // Дефектология. - 1996. - № 2. - С. 51-57. - (Компьютер в руках дефектолога).
3. Кремер О. Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе VIII вида // Вопросы интернет-образования. -2004. - № 20. - С. 54-58.
4. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире: (сообщение 1) // Дефектология. - 2005. - № 5. - C. 83-92. - (Компьютер в руках дефектолога).
5. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03. - М., 2005.
6. Куликовская, Н. Э. Психолого-педагогическая система принципов построения компьютерных логопедических игр // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2011. - № 10. - С. 151-156.
7. Куликовская Н. Э. Компьютерные логопедические игры: историко-философский обзор // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 7. - С. 190-194.
8. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1998. - 192 с.
9. Могилева В. Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 21 с.
10. Кукушкина О. И. Программа «Мир за твоим окном»: Времена года // Дефектология. -1996. - № 5. - С. 65-72. - (Компьютер в руках дефектолога).
11. Лента времени. Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа первая / О. И. Кукушкина, Т. К.
Королевская, Е. Л. Гончарова. [Прикладная программа] (205 Мб). - М.: Полиграф сервис, 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): текстовые, граф., зв. данные. - Систем, требования: ПК Pentium III или выше; 32 Мб RAM; Windows 95/98/Me; 640x480; CD-ROM дисковод; мышь. - Загл. с экрана. - Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 14 x 12 см.
12. Кукушкина О. И., Королевская Т. К. Я открываю мир. Во дворе. На даче. Дидактический материал по развитию мышления и речи: пособие для дошкольников и учащихся нач. классов: с прил. «Краткое методическое руководство». - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.: ил. + Прил. (63 с.: ил.).
13. Бумаженко Н. И., Швед М. В., Лышко О. П. Экономическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью с применением компьютерных технологий // Вестник ВДУ. - 2013. - № 4 (76). - С. 97-102.
14. Глумова Н. И. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида как средство повышения познавательных способностей обучающихся // Вестн. Марийского гос. ун-та. - 2011. - № 7. - С. 149-151.
15. Шабалина Н. В. Контрольно-измерительный материал на уроках чтения в начальных классах коррекционной школы VIII вида с использованием компьютерных технологий // Вестн. Марийского гос. ун-та. - 2011. -№ 7. - С. 159-162.
REFERENCES
1. Vorobyeva G. E. Informatsionnye tekhnologii v korrektsionno-razvivayushchey rabote s detmi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya v pedagogicheskoy srede. Mir nauki. 2014, Iss. 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/21PM N314.pdf (accessed: 20.12.2018).
2. Korolevskaya T. K. "Vidimaya rech" novaya tekhnologiya - novye otnosheniya. Defektologi-ya. 1996, No. 2, pp. 51-57. (Kompyuter v ru-kakh defektologa).
3. Kremer O. B. Originalnye kompyuternye igry kak sredstvo pedagogicheskoy kommunikatsii dlya realizatsii individualizirovannogo obucheni-ya v korrektsionnoy shkole VIII vida. Voprosy internet-obrazovaniya. 2004, No. 20, pp. 54-58.
4. Kukushkina O. I. Ispolzovanie informatsion-nykh tekhnologiy v oblasti razvitiya predstav-leniy o mire: (soobshchenie 1). Defektologiya. 2005, No. 5, pp. 83-92. (Kompyuter v rukakh defektologa).
5. Kukushkina O. I. Ispolzovanie informatsion-nykh tekhnologiy v razlichnykh oblastyakh spetsialnogo obrazovaniya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2005.
6. Kulikovskaya, N. E. Psikhologo-pedagogiches-kaya sistema printsipov postroeniya kompyuternykh logopedicheskikh igr. Nauch-nye problemy gumanitarnykh issledovaniy. 2011, No. 10, pp. 151-156.
7. Kulikovskaya N. E. Kompyuternye logope-dicheskie igry: istoriko-filosofskiy obzor. Teor-iya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011, No. 7, pp. 190-194.
8. Mashbits E. I. Psikhologo-pedagogicheskie problemy kompyuterizatsii obucheniya. Moscow, 1998. 192 p.
9. Mogileva V. N. Vliyanie kompyuterizatsii uchebnoy deyatelnosti na formirovanie myshleniya uchashchikhsya. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2001. 21 p.
10. Kukushkina O. I. Programma "Mir za tvoim oknom": Vremena goda. Defektologiya. 1996, No. 5, pp. 65-72. (Kompyuter v rukakh defektologa).
11. Lenta vremeni. Tsikl spetsializirovannykh kom-pyuternykh programm "Kartina mira". Programma pervaya / O. I. Kukushkina, T. K. Ko-
rolevskaya, E. L. Goncharova. [Prikladnaya programma] (205 Mb). Moscow: Poligraf servis, 2002. 1 elektron, opt. disk (CD-ROM): tek-stovye, graf., zv. dannye. Sistem, trebovaniya: PK Pentium III ili vyshe; 32 Mb RAM; Windows 95/98/Me; 640x480; CD-ROM diskovod; mysh. Zagl. s ekrana. Disk i soprovod. material pomeshcheny v konteyner 14 x 12 sm.
12. Kukushkina O. I., Korolevskaya T. K. Ya otkry-vayu mir. Vo dvore. Na dache. Didakticheskiy material po razvitiyu myshleniya i rechi: poso-bie dlya doshkolnikov i uchashchikhsya nach. klassov: s pril. "Kratkoe metodicheskoe ruko-vodstvo". Moscow: Prosveshchenie, 2012. 160 p.: il. + Pril. (63 p.: il.).
13. Bumazhenko N. I., Shved M. V., Lyshko O. P. Ekonomicheskoe vospitanie uchashchikhsya s intellektualnoy nedostatochnostyu s primene-niem kompyuternykh tekhnologiy. Vestnik VDU. 2013, No. 4 (76), pp. 97-102.
14. Glumova N. I. Ispolzovanie informatsionno-kommunikativnykh tekhnologiy na urokakh russkogo yazyka v korrektsionnoy shkole VIII vida kak sredstvo povysheniya poznavatelnykh sposobnostey obuchayushchikhsya. Vestn. Mariyskogo gos. un-ta. 2011, No. 7, pp. 149151.
15. Shabalina N. V. Kontrolno-izmeritelnyy material na urokakh chteniya v nachalnykh klassakh korrektsionnoy shkoly VIII vida s ispol-zovaniem kompyuternykh tekhnologiy. Vestn. Mariyskogo gos. un-ta. 2011, No. 7, pp. 159162.
Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» e-mail: [email protected]
Fatikhova Lidia F., PhD in Education, Associate Professor, Special Education and Psychology Department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education „M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University" e-mail: [email protected]
Сайфутдиярова Елена Фаварисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (Бирский филиал) e-mail: [email protected]
Sayfutdiyarova Helena F., PhD in Psychology, Associate Professor, Social pedagogy and social work Faculty, Budgetary Educational Institution of Higher Education „Bashkir State University" (Birsk Branch) e-mail: [email protected]