4. Savinova A.E., Tomilin A.N. Modelirovanie processa formirovaniya patrioticheski napravlennoj professional'noj pozicii buduschih pedagogov gumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 118-120.
5. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakiika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.
6. Sysoeva E.Yu. Osnovy professional'noj kul'tury: uchebnoe posobie. Samara: Izdatel'stvo «Samarskij universitet», 2016.
7. Mamedova L.F., Tomilin A.N. Suschnostnye polozheniya fenomena «professional'nyj patriotizm». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 105-107.
8. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
9. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka: 80 000 slov. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.
Статья поступила в редакцию 23.11.23
УДК 374.31
Abdullaeva E.B., Cand. of Sciences (Art Criticism), musicologist, Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Federal Research Center
of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PERFORMANCE OF FOLK MUSICAL INSTRUMENTS IN DAGESTAN AS AN IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATION AND SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION. The article reveals a problem of functioning of performing folk musical instruments in educational institutions of the Republic of Dagestan as an important component of education and spiritual and moral education of students, aimed at developing artistic taste, positive social attitudes and interest of the younger generation in national musical culture. The author emphasizes that the study of instrumental music and the practice of performing folk instruments contribute to the development of such important competencies as self-expression, solidarity and cultural understanding. In assessing the role of performing folk instruments as a process of education and spiritual and moral upbringing, attention is focused on the importance of continuity as an uninterrupted process of cultural and spiritual development of the student. Discreteness has been identified in this chain. If everyone wants to join the musical culture, according to statistics, there are still many gaps in the issue of obtaining professional music education. In this regard, it is advisable to raise the issue of stimulating training in folk musical instruments and expanding the coverage of school institutions, especially in rural areas, where children are closer to an authentic environment that is comfortable for them.
Key words: folk musical instruments, children's art school, folk group, spoons, spoonsplayers, agach-kumuz, tar, nagara, successive development, competition, festival
Э.Б. Абдуллаева, канд. искусствоведения, Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского
федерального исследовательского центра РАН, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДАГЕСТАНЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье раскрывается проблема функционирования исполнительства на народных музыкальных инструментах в образовательных учреждениях Республики Дагестан как важный компонент образования и духовно-нравственного воспитания учащихся, направленного на формирование художественного вкуса, позитивных социальных установок и интереса подрастающего поколения к национальной музыкальной культуре. Автор акцентирует внимание на том, что изучение инструментальной музыки и практика исполнительства на народных инструментах способствуют развитию таких важных компетенций, как самовыражение, солидарность и культурное понимание. В оценке роли исполнительства на народных инструментах как процесса образования и духовно-нравственного воспитания акцентировано внимание на важности преемственности в качестве непрерывного процесса культурного и духовного становления учащегося. В этой цепочке выявлена дискретность. Если к музыкальной культуре хотят приобщиться все, то, по статистике, в вопросе получения профессионального музыкального образования еще много пробелов. В связи с этим целесообразно озвучить вопрос о стимулировании обучения на народных музыкальных инструментах и расширении охвата учреждений школьного звена, особенно в сельской местности, где дети более приближены к комфортной им аутентичной среде.
Ключевые слова: народные музыкальные инструменты, детская школа искусств, народный фольклорный коллектив, ложкари, ложки, агач-кумуз, тар, нагара, преемственность, конкурс, фестиваль
Научно-образовательное и культурное сообщество все больше обращает внимание на необходимость сохранения нематериального культурного наследия, разработку способов его популяризации и интеграции в учебно-воспитательный процесс. Проблемы включенности традиций народного декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел Дагестана в предпрофессио-нальное и профессиональное образование достаточно авторитетно представлены в исследованиях дагестанских ученых [1-4]. Изучение же возможностей и форм внедрения народных музыкальных традиций в образование и воспитание [5] еще ждет своего теоретического осмысления и практического применения. В связи с этим актуальность темы исследования связана не только с ее малой изученностью, но и, прежде всего, с необходимостью осознания определяющей роли народной музыки и ее инструментария как маркеров национальной культуры в нравственном и художественно-творческом воспитании подрастающего поколения.
Объектом исследования стал опыт музыкального обучения инструментальному исполнительству на народных инструментах в детских школах искусств и учреждениях среднего специального звена в Республике Дагестан.
Предмет исследования заключается в возможности народных музыкальных инструментов в формировании предпрофессионального и профессионального образования учащихся и их духовно-нравственного воспитания.
Цель исследования - определить роль и место народных музыкальных инструментов и инструментального исполнительства в процессе образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на примере образовательных учреждений в Дагестане.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Осуществить мониторинг современного состояния обучения на народных национальных инструментах в образовательных учреждениях Дагестана.
2. Определить роль народных музыкальных инструментов в формировании нравственно-гармоничной личности ребенка.
3. Обосновать влияние народных музыкальных инструментов на национальную и духовную культуру народа.
4. Раскрыть содержание, формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей с использованием народных музыкальных инструментов.
В работе получили отражение личный научный и педагогический опыт автора. Эмпирический подход был необходим для наблюдения практической деятельности исполнительских коллективов образовательных учреждений Дагестана на фестивалях и конкурсах различного уровня и масштаба, выступления и дискуссии педагогов в рамках научно-практических конференций. В ходе нашего исследования мы основывались на синхронических и диахронических методах, которые помогли изучить исполнительство народных музыкальных инструментов в современном образовательном процессе, происходящим в учреждениях республики. Мы провели беседы с преподавателями и руководителями фольклорных коллективов.
Научная новизна исследования заключается в актуализации как предмета специального изучения проблемы обучения игре на народных национальных инструментах в образовательных учреждениях Дагестана как фактора носитель-ства народных музыкальных традиций, формирования преемственности, в том числе и профессиональной, и духовно-нравственного воспитания.
Теоретическое значение данного исследования заключается в обосновании разнообразных форм и возможностей использования сольного и коллективного музицирования народных национальных инструментов в процессе обучения.
Практическое значение исследования состоит в возможности применения описанных методов работы с учениками-музыкантами в учебных заведениях, особенно в обучении школьников. Изучение народной музыки через исполни-
тельскую практику позволяет ученикам приобретать не только навыки игры и формировать глубокий образ мышления, осваивая аутентичные материалы и академические традиции, но и делает их популяризаторами традиционной музыки.
Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовно-нравственного облика личности учащегося. Соприкасаясь с основами музыкального образования, дети обогащаются эстетически, эмоционально, у них формируется гармоничный внутренний мир. Говоря о большой значимости музыкального образования в духовно-нравственном воспитании детей, Д.Б. Кабалевский указывал, что «основной целью современного музыкального образования является формирование художественной и музыкальной культуры ребенка как неотъемлемой части культуры духовной». Автор пишет: «Я стремился найти такие принципы, методы и приёмы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека» [6, с. 8].
Духовно-нравственное воспитание и образование учащихся - важные составляющие современной образовательной системы. В период сложных социально-экономических преобразований, процессов глобализации духовные потребности, к сожалению, все более отодвигаются на второй план. В таких условиях национальной культуре необходима поддержка для возможности противостоять тенденциям унификации, массовым атрибутам и ориентирам западной культуры [7]. Ведь как важно с детских лет сформировать в ребенке понятие ценностных ориентиров, чтобы они всегда могли преодолеть духовный кризис и найти свой путь к саморазвитию. В свете современных вызовов и изменений имеет существенное значение вдумчиво рассмотреть пути, которыми народная музыка и народные музыкальные инструменты способствуют формированию личности и сохранению ценностей - обычаев, традиций, нравственности и морали - в нашем современном обществе.
Отношение к своей культуре и традициям народа имеет огромное значение для его зрелости и стойкости в жизни. В регионах, где эта культура и народные обычаи хранятся живыми и ценятся, наблюдается благоприятная демографическая ситуация, высокая продолжительность жизни и прогрессирующая экономика. Народная музыка, служа интересам общества и государства, является ключевым источником сохранения истинной сущности человека. Для этого необходимо обратить внимание молодого поколения на народное музыкальное творчество и исполнение народных инструментов, особенно в условиях информационного перенасыщения с чужеродными мотивами и современными ритмами.
Слушание народной музыки и инструментальное исполнительство представляются одним из комфортных и доступных способов приобщения детей к народной культуре, включает их в систему сложившихся многовековых культурных ценностей. К.Д. Ушинский считал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [8]. Он настаивал на сохранении соответствия воспитания (русской) традиционной системе и решительно отвергал влияние других культур на национальную школу. Он считал недопустимым применение и имитацию западных методов в воспитании детей. Сейчас эта позиция как никогда актуальна, в том числе применительно к музыкальному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Д.А. Рытов считает, что, «опираясь на традиции нашей инструментальной музыки, раскрываются большие возможности в воспитании детей, в их творческой деятельности, ведь наша жизнь наполнена многообразием музыкальных жанров, перед нашими детьми открыт большой выбор музыкальных жанров и направлений» [9, с. 8].
В наши дни музыка претерпевает депрессию, лишена возможности вызвать какие-либо эмоции у подрастающего поколения. Даже взрослые, утвердившиеся в жизни люди, больше не разделяют радости искусства. Мы потеряли способность понимать и наслаждаться музыкой. Однако если мы построим начальное музыкальное образование на основе традиционной народной музыки, данную ситуацию можно исправить.
Дмитрий Рытов также утверждает, что русская ложка, как музыкальный инструмент, может стать решением этих проблем. Он внес значительный вклад в область педагогики, создав музыкальную игровую энциклопедию, доказывая, что ложки являются неотъемлемым элементом начального музицирования. Дело в том, что даже в дошкольном возрасте, если ребенок уже хочет какого-то исполнительства, то ему вовсе не обязательно знать ноты, он просто берет в руки две ложки и начинает стучать. Так он уже знакомится и с ритмом, и с тембром, и с коллективным исполнительством.
Богатейшие традиции народов Дагестана представляют собой неисчерпаемый источник самобытной культуры. На территории Дагестана проживают более 30 народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру и язык, песни, танцы и народные инструменты [10]. Сегодня важную миссию в образовании и воспитании учащихся выполняют городские и сельские детские школы искусств Дагестана и районные центры традиционной культуры Дагестана. В качестве успешного примера инструментального исполнительства детей на народных инструментах приведем творчество детского народного фольклорного коллектива «Ложкари» при Тарумовской детской школе искусств (село Тарумовка в Тарумов-ском районе Дагестана). С момента основания ансамбля в 1988 году им руководит Алевтина Агаевна Митьковец [11].
Продолжая и где-то возрождая традиции предков, ансамбль популяризирует исполнительство на русских деревянных ложках. Появление идеи создания ансамбля в детской школе искусств не было случайностью, а результатом наблюдений, проведенных А.А. Митьковец. Он заметил, что большинство детей имеют слабо развитый ритмический слух. В свете этой проблемы возникло предложение использовать деревянные ложки в качестве инструмента для улучшения этого параметра. Так, с целью исправить и улучшить ритмический слух детей был решен эксперимент с применением деревянных ложек. В результате увлеченных занятий с детьми сформировался ансамбль из двенадцати человек. Постепенно отточилась техника игры и слуховые способности детей. Учащиеся осваивали многосоставные программы - играли на ложках, после меняли сценические костюмы, и все дети играли на агач-кумузах (струнный щипковый инструмент, бытующий в Дагестане). Детям в принципе все равно, на чем играть, интерес для них составляет ансамблевое исполнительство. Также большим стимулом стали возможности регулярных концертных выступлений, в том числе выездных, ведь когда есть возможность концертирования, у детей появляется интерес к развитию, росту профессиональных навыков, они ждут репетиций.
За время своего существования народный фольклорный коллектив «Ложкари» побывал с концертами во многих городах Дагестана и за пределами республики, был неоднократным дипломантом республиканских смотров, конкурсов и фестивалей. В 1992 году ансамбль в составе республиканской делегации стал участником декады «Дни искусства Дагестана в Москве», выступив в Государственном центральном концертном зале «Россия». В 2010 году участники ансамбля стали дипломантами IV Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы». Их пригласили на Международный рождественский фестиваль-конкурс «Мир сказочных чудес» в польском городе Закопане, где они получили дипломы I степени в двух номинациях и приз зрительских симпатий. Именно в Польше благодаря хореографу-постановщику Е.В. Митьковец ансамбль впервые показал себя в новом качестве - с включением хореографии в номера. С тех пор, отстукивая ритм, артисты исполняют народный танец с увлекательным сюжетом [12].
В многонациональном дагестанском коллективе Тарумовской школы искусств и в ансамбле «Ложкари» дети полюбили русские ложки и освоили технику игры на них. В Тарумовском районе сейчас прослеживается уменьшение русского населения, количественно оно составляет на 11% русских жителей на весь район. Поэтому на ложках в ансамбле стучат дети всех национальностей Дагестана.
Музыкальное занятие объединяет различные виды активностей, создавая уникальное пространство для развития. Особое внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию моторики и улучшению пальчиковой гимнастики, а также активному слушанию музыки, игре на ложках и танцевальным движениям под ритмические мелодии. Какие именно виды деятельности будут включены в занятие, зависит от цели, которую задает педагог. Применение звучащих жестов и пальчиковой гимнастики оказывает успокаивающее и развивающее воздействие на детей. Важно иметь в виду, что каждый ребенок является уникальным и требует индивидуального подхода. Следовательно, необходимо учитывать психологические и физиологические особенности и способности каждого ребенка. На первом этапе занятий ученики знакомятся с ложками, получают информацию об их предназначении и способах изготовления. В ходе практических занятий дети изучают процесс образования звука, учатся определять его свойства и правильно держать две ложки в руке. Изначально учатся играть на двух ложках, затем на трех. Таким образом, дети начинают накапливать первоначальный музыкальный опыт и знакомятся с русским народным фольклором, так как игра на ложках основана на русской музыке. Знакомство со способами извлечения звука во время игры на деревянных ложках постепенно прогрессирует, переходя к более сложным заданиям. В процессе игры на ложках дети учатся синхронизировать свои движения и ритмически вступать и завершать музыкальное произведение, не опережая и не отставая от других. Ложки позволяют детям проявить свои музыкальные способности. Даже без знания нотной грамоты ребенок может выразить свои эмоции с помощью ложки, исполнить мелодию песни и проявить свои музыкальные таланты. Кроме ложек, в ансамбле дети экспериментируют с другими инструментами, такими как трещотки, колокольчики, свистульки и бубны. Это позволяет детям разнообразить звуковую палитру и вносить творческие элементы в музыкальные произведения. Чтобы обеспечить непрерывный творческий процесс, материал закрепляется и повторяется на репетициях.
В таком направлении в Тарумовской детской школе искусств проходит образовательный процесс в неразрывной связи с народными музыкальными традициями и в контексте республиканских программ по сохранению традиционных видов искусства, родных языков, традиций и обычаев народов многонационального Дагестана [13].
В детских художественных школах, где предлагается предпрофессиональ-ное образование, отделения, посвященные национальным инструментам дагестанской культуры, успешно функционируют. Молодые учащиеся талантливо осваивают искусство сольного исполнения на разнообразных дагестанских народных инструментах, включая агач-кумуз, пандур, тар, тютяк, зурна, кеманча, нагара, национальная гармонь, ногайская домбра. С каждым днем наблюдается растущая тенденция к формированию коллективного музицирования, такого как дуэты, трио, квартеты, небольшие ансамбли и даже оркестры. Эти традиции старательно поддерживаются, поскольку навыки ансамблевого исполнительства
являются ярким свидетельством высокой профессиональной подготовки молодых учащихся.
Исполнение народной музыки возвращает наших детей к истокам, обогащает их внутренний мир. Подъем интереса к обучению на народных инструментах в детских школах искусств наблюдался в конце 1990 - начале 2000-х годов и далее, когда в школах искусств активно открывались отделения народной музыки. Поэтому в этот период и количество школ увеличилось, и они стали активно развиваться в разных областях республики - в городах и в высокогорных районах. В районных центрах, в селах не всегда удавалось открывать отделения академических инструментов, но пользовались успехом отделения народных инструментов. И сейчас эти отделения функционируют достаточно успешно. Но остается проблема продолжения музыкального образования в учреждениях среднего звена, сохранения связи между детскими школами искусств и музыкальными училищами. Время диктует молодым людям свои условия, огромную роль играют родители, которые хотят видеть своих детей успешными, они ориентируют их дальше получать более рейтинговые профессии, идти в высокобюджетные сферы, а музыкальное образование не рассматривает как перспективное. Хотя ведется разъяснительная работа с родителями, и очевидны возможности солирующих музыкантов-оркестрантов в нашей республике. Но главная проблема состоит в том, что в перспективе возникает проблема трудоустройства выпускников музыкальных училищ, так как школы подвержены сокращению штатной численности, нагрузки становится меньше, и молодой специалист, выпускник среднего специального учебного заведения не встречает поддержку. Такая ситуация уже стала тенденцией. Поэтому все больше дети обучаются в музыкальных школах и детских школах искусств для своего общего развития. Тем не менее проводится большая профориентационная работа в содружестве «детская школа искусств -музыкальное училище».
Уровень среднего специального художественного образования в Республике Дагестан представляют четыре образовательных учреждения, которые реализуют программу ФГОС в сфере культуры и искусства, - Махачкалинское музыкальное училище им. ГА. Гасанова, Дербентское музыкальное училище им. Д.Ш. Ашурова, Дагестанский колледж культуры и искусства и Дагестанское художественное училище им. М.-А. Джемала. Программы этих образовательных учреждений направлены на развитие народного национального инструментального искусства, за исключением художественного училища, которое реализует программу дошкольного образования. Обратим внимание, что два образовательных учреждения работают по программе подготовки специалистов среднего звена в области музыкального искусства и инструментального искусства по видам инструментов - это Махачкалинское музыкальное училище и Дербентское музыкальное училище. Они оказывают большую поддержку школам искусств. Учащиеся средних специальных учреждений выезжают в школы с концертами, посещают родительские собрания, убеждают родителей, что талантливых детей надо стимулировать для профессионального обучения.
Дербентское музыкальное училище продолжает традиции развития и обучения на народных музыкальных инструментах на богатой истории инструментального исполнительства на таре, кеманче, агач-кумузе, балабане, нагаре. Основная цель образовательных программ училища - приобщение учащихся к искусству.
Трехступенчатость образования - школа, среднее специальное учебное заведение и вуз - сегодня немного нарушена, потому что детские музыкальные школы и детские школы искусств, направленные на предпрофессиональ-ную подготовку, сегодня не нацеливают и не мотивируют детей к поступлению в специальные учреждения среднего звена - музыкальные училища. Однако подчеркнем еще раз важность миссии детских музыкальных школ и детских школ искусств в приобщении детей к искусству, в развитии творческих способностей и приобретении ими начальных профессиональных навыков.
В свою очередь, Дербентское музыкальное училище ведет большую работу с учащимися школ, стимулируя их к продолжению музыкального образования. Для этого в училище организуются конкурсы исполнителей на народных инструментах. В 2023 году прошел VII Республиканский музыкальный конкурс школьных ансамблей национальных народных инструментов «Народные узоры» [14]. Конкурсы вызывают большой интерес у детей и преподавателей. Происходит творческий обмен, в ходе которого замечают способных, талантливых детей. В методическом центре создают базу творчески одаренных детей, творческий резерв. Педагоги училища проводят кураторскую работу с этими детьми. Но, к сожалению, небольшое количество из них идет поступать в музыкальные училища. Такая ситуация вызывает опасения, что интерес к народным музыкальным инструментам может угаснуть. На народных отделениях в средних специальных учреждениях сегодня обучается немного учащихся. Больше выбирают скрипку, фортепиано и академический вокал. В Дербентском музыкальном училище в 2022 году открыли отделение сольного и хорового народного пения - учащиеся набраны, но на родные инструменты очень тяжело выполнить набор. Если сравнивать с положением в Махачкалинском музыкальном училище, можно отметить его выигрышную позицию. В Махачкале, как в столице, много творческих коллективов - Государственный оркестр народных инструментов Республики Дагестан, Национальный симфонический оркестр Республики Дагестан, Дагестанский государственный театр оперы и балета и хоровые коллективы. В Дербенте таких коллективов нет, но
имеются глубокие традиции инструментального исполнительства на народных инструментах, которые нуждаются в преемственности поколений. Несмотря на имеющиеся проблемы, педагоги-музыканты ищут их возможные решения. Например, проведение республиканского конкурса на соискание премии Правительства Республики Дагестан «Душа Дагестана», фестиваля «Каспий - берега дружбы», является хорошим поводом для того, чтоб обратить внимание на творческих людей. В этих конкурсах принимают участие талантливые музыканты - детские ансамбли самостоятельно и в составе взрослых коллективов, и под их руководством. Это серьезное внимание к проблеме сохранения нематериального культурного наследия республиканского значения. Ежегодно в Грозном проводится Межрегиональный фестиваль колледжей культуры и искусств «Дарования Кавказа». Учащиеся дагестанских средних специальных музыкальных учреждений выезжают для обмена опытом. В Нальчике на базе Северо-Кавказского государственного института искусств проходит Международный фестиваль-конкурс народной музыки «Молодежь. Искусство. Созидание» и Северо-Кавказский конкурс молодых дарований «Творческие вершины», в которых раскрывают свои способности учащиеся отделений народной музыки музыкальных школ.
Воспитанники музыкальных училищ Дербента и Махачкалы участвуют во всех фестивалях городского республиканского и регионального масштабов. Это и международный фестиваль исполнителей на народных инструментах «Играй, душа!», и фестиваль семейных ансамблей. В Дербентском музыкальном училище приветствуется преемственность поколений, и уже сформировалось много династий музыкантов. Потому что своей целью профессиональные учреждения искусства видят пропаганду и популяризацию дагестанской народной многонациональной музыкальной культуры.
Инструментальное исполнительство на национальных инструментах, приобщение к истокам народной музыки поддерживается Министерством культуры РД, Республиканским домом народного творчества, Республиканским учебно-методическим центром и администрацией и управлением культуры г Махачкалы. При содействии этих институций учащиеся становятся участниками и победителями Республиканского фестиваля детского художественного творчества «Маленькие горцы», проводимого каждые два года в Махачкале [15].
Рассмотрев возможности инструментального исполнительства на народных музыкальных инструментах на примере нескольких образовательных учреждений Дагестана, приходим к выводам о значительном потенциале народной музыки в учебном и духовно-нравственном аспектах для образовательных учреждений разного уровня.
Навыки игры на народных музыкальных инструментах закладывают в учащихся детских школ искусств, музыкальных школ, средних специальных музыкальных учреждений, участников народных фольклорных ансамблей республики основы и качества носителей традиционной культуры, что способствует ее сохранению и развитию. Поэтому педагоги, приобщая воспитанников в самом маленьком, дошкольном детстве, а далее - и в школьном возрасте к знаниям народной музыки, к звучанию народного музыкального инструмента, игре на нем, пытаются сохранить многонациональные народные традиции и вместе с тем сохранить в душе подрастающего поколения то национальное богатство, которое нам передали предки.
Посредством инструментального исполнительства на народных музыкальных инструментах учащиеся:
- обучаются навыкам ансамблевого и сольного музицирования, осваивая музыкальную форму, метроритм, динамику;
- получают предпрофессиональное и профессиональное музыкальное образование;
- приобретают знания об инструментальной культуре своего народа, музыкальных традиций и их адаптации в современности, стимулируя самообразование, самовоспитание;
- обретают навыки самодисциплины в освоении репертуара самостоятельно, в домашнем задании;
- получают эмоциональное развитие и нравственно-духовное воспитание;
- накапливают опыт концертного сценического выступления;
- повышают свою самооценку, формируя творческий подход к обучению;
- приобретают навыки коллективной коммуникации;
- «впитывают» ритмо-интонации национального музыкального мышления;
- обретают музыкальный и интонационный вкус.
Народная музыка, являясь составной частью музыкальной культуры, побуждает детей к активности и развитию, прививает интерес и любовь к музыке, развивает эмоциональную отзывчивость, способствует воспитанию духовности.
Высказанные автором статьи гипотезы и предпринятые попытки раскрытия проблемы вносят вклад в изучение многомерных аспектов художественного образования в Республике Дагестан в контексте региональных и общероссийских тенденций и нацелены привлечь внимание к разработке вопросов по расширению ареала обучения игре на народных национальных инструментах учащихся. Проблематика статьи может быть продолжена в исследованиях по музыкальной педагогике и музыкальной фольклористике.
Библиографический список
1. Саидова А.С. Балхарское искусство: современное состояние, художественные традиции в образовании. Культурные традиции и художественное образование: сборник научных трудов. Майкоп: АГУ; Махачкала, 2022; Выпуск 1: 20—28.
2. Магомедов А.Дж., Шабаева А.К. Художественное образование. Подготовка кадров для сферы искусства: Искусство Дагестана в XX столетии. Махачкала: Издательство «Наука - Дагестан», 2012: 439-479.
3. Магомедов А.Дж. Художественное образование в Дагестане в XX веке: очерк истории. Махачкала: Институт ЯЛИ ДНЦ РАН, 2008.
4. Байрамбеков М.М., Литвинова И.В. Этнические особенности художественного образования детей в системе образования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; № 1: 47-53.
5. Абдуллаева Э.Б. Музыкальный фольклор в образовательном пространстве Дагестана. Мир науки, культуры и образования. 2022; № 3 (94): 5-9.
6. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании: книга для учителя. Составитель И.В. Пигарева. Москва: Просвещение, 2004.
7. Нусратова ГМ., Давронова Ж.В. Влияние глобализационных процессов на духовную жизнь общества. Гуманитарные и естественнонаучные исследования как фактор научно-технического прогресса: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022: 30-32.
8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1988; Т. 1: 252-253.
9. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты: учебно-методическое пособие. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
10. Сколько национальностей в Дагестане и какое количество. Available at: //https://dop-mosreg.ru/skolko-nacionalnostei-v-dagestane-i-kakoe-kolicestvo/
11. Коллектив «Ложкари». Available at: http://centr-kult-tarumovki.ru/kollektiv-lozhkari/
12. Ложкари прижились на Кавказе. Available at: https://gazetaigraem.ru/article/9672
13. Бутаева З.А. Традиционная культура народов Дагестана как фактор сохранения единства и многообразия культур народов России. Available at: http://sbricur.com/ wp-content/uploads/2017/10/5_Butaeva.pdf
14. Ансамбль школы искусств Табасаранского района занял второе место на республиканском конкурсе. Available at: https://md-gazeta.ru/municipalitety/106395
15. Республиканский фестиваль «Маленькие горцы». Available at: https://www.culture.ru/events/317577/respublikanskii-festival-malenkie-gorcy
References
1. Saidova A.S. Balharskoe iskusstvo: sovremennoe sostoyanie, hudozhestvennye tradicii v obrazovanii. Kul'turnye tradicii i hudozhestvennoe obrazovanie: sbornik nauchnyh trudov. Majkop: AGU; Mahachkala, 2022; Vypusk 1: 20-28.
2. Magomedov A.Dzh., Shabaeva A.K. Hudozhestvennoe obrazovanie. Podgotovka kadrov dlya sfery iskusstva: Iskusstvo Dagestana v XX stoletii. Mahachkala: Izdatel'stvo «Nauka - Dagestan», 2012: 439-479.
3. Magomedov A.Dzh. Hudozhestvennoe obrazovanie v Dagestane v XX veke: ocherk istorii. Mahachkala: Institut YaLI DNC RAN, 2008.
4. Bajrambekov M.M., Litvinova I.V. 'Etnicheskie osobennosti hudozhestvennogo obrazovaniya detej v sisteme obrazovaniya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; № 1: 47-53.
5. Abdullaeva 'E.B. Muzykal'nyj fol'klor v obrazovatel'nom prostranstve Dagestana. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 5-9.
6. Kabalevskij D.B. O muzyke imuzykal'nom vospitanii: kniga dlya uchitelya. Sostavitel' I.V. Pigareva. Moskva: Prosveschenie, 2004.
7. Nusratova G.M., Davronova Zh.V. Vliyanie globalizacionnyh processov na duhovnuyu zhizn' obschestva. Gumanitarnyeiestestvennonauchnyeissledovaniya kakfaktornauchno-tehnicheskogo progressa: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: OOO Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI), 2022: 30-32.
8. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1988; T. 1: 252-253.
9. Rytov D.A. Tradicii narodnoj kul'tury v muzykal'nom vospitanii detej. Russkie narodnye instrumenty: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2001.
10. Skol'ko nacional'nostej v Dagestane i kakoe kolichestvo. Available at: //https://dop-mosreg.ru/skolko-nacionalnostei-v-dagestane-i-kakoe-kolicestvo/
11. Kollektiv «Lozhkari». Available at: http://centr-kult-tarumovki.ru/kollektiv-lozhkari/
12. Lozhkariprizhilis'na Kavkaze. Available at: https://gazetaigraem.ru/article/9672
13. Butaeva Z.A. Tradicionnaya kultura narodov Dagestana kak faktor sohraneniya edinstva i mnogoobraziya kul'tur narodov Rossii. Available at: http://sbricur.com/wp-content/ uploads/2017/10/5_Butaeva.pdf
14. Ansambl' shkoly iskusstv Tabasaranskogo rajona zanyal vtoroe mesto na respublikanskom konkurse. Available at: https://md-gazeta.ru/municipalitety/106395
15. Respublikanskij festival' «Malen'kie gorcy». Available at: https://www.culture.ru/events/317577/respublikanskii-festival-malenkie-gorcy
Статья поступила в редакцию 27.11.23
УДК 378
Voevoda E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of International Relations / University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Chigasheva M.A., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of Language Training Directorate, MGIMO-University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Timchenko M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of English Language Department No. 2, MGIMO-University (Moscow, Russia), E-mail: martimchenko@rambler. ru
Kryachkov D.A., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of English Language Department No. 1, MGIMO-University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Makhmutova E.N., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, MGIMO-University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Evteev S.V., Cand. of Sciences (Philology), Professor, German Language Department, MGIMO-University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Baukova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian Language Department, MGIMO-University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MODELING THE PROFESSIONOGRAM OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER AT THE UNIVERSITY OF INTERNATIONAL RELATIONS PROFILE. The
growing demand for specialists with a confident command of a foreign language, both general and professional, entails the demand for qualified teachers. The analysis of normative documents showed absence no specific requirements for a foreign language teacher of a university of international relations profile. In practice, there is a contradiction between training and selection of pedagogical staff, which caused the research problem. The objective of the study is to develop a model of foreign language teacher's professionogram in the university of international relations profile. The research was based on methods of analysis, questionnaires (794 respondents) and modeling. The results of the study allow building a professionogram model of a foreign language teacher in a university of international relations profile, which considers the characteristic features of the university, unifies the requirements to professional and personal characteristics of a teacher, and represents a basis for personnel selection and formation of professional identity of a foreign language teacher.
Key words: foreign language teacher, university of international relations profile, professionogram, model, professional standard
Е.В. Воевода, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт международных отношений (университета) МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]
М.А. Чигашееа, канд. филол. наук, доц., нач. Управления языковой подготовки МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]
М.В. Тимченко, канд. пед. наук, доц., зав. каф. английского языка № 2, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]
Д.А. Крячкое, канд. филол. наук, доц., зав. каф. английского языка № 1, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]
Е.Н. Махмутоеа, канд. психол. наук, доц., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]
С.В. Еетеее, канд. филол. наук, доц., проф., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]
М.А. Баукоеа, канд. пед. наук, доц., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]