УДК 159.9
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ В ВОКАЛЕ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕЛЕСНОГО Я И ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
© 2015 О.В.Шатская
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова
Статья поступила в редакцию 02.10.2014
Данная статья посвящена методологическим проблемам эффективного обучения академическому вокалу с позиций личностно-ориентированной стратегии обучения с контролем интегральных характеристик самосознания - индивидуального стиля и понимания смысла собственной деятельности - у обучающихся. Ключевые слова: вокальная педагогика; личностно-ориентированное обучение; телесное Я; самосознание; понимание; вокальные компетенции; индивидуальный стиль деятельности; функциональная асимметрия.
В последнее время на телеэкране появилось огромное количество вокальных проектов, претендующих из непрофессионалов за короткое время сформировать не только профессионала, но и личность. Возможно ли это? Личностно-ориентированное обучение в вокальной педагогике с психологических позиций - это стимулирование смысловой субъективной активности ученика в обучающей среде, как реальности, окрашенное случайно-направленными динамическими свойствами личности, с присоединением неповторимого сочетания психофизической совокупности черт и свойств тела, обеспеченных соответствующими анатомо-физиологическими системами организма
Телесное Я, как структура самосознания, в контексте особенностей его условий формирования при обучении вокалу, психологической наукой ещё не рассматривалось, хотя при формировании профессиональных вокальных навыков именно система представлений индивида о себе значительно меняется вместе с его телесным Я, и, соответственно, меняются другие компоненты структур самосознания личности2. На уровне личности самовосприятие и телесные пережива-
° Шатская Ольга Валерьевна, педагог по вокалу, аспирант кафедры педагогической и социальной психологии. E-mail: olga-shatskaya@yandex. ru
1 Шатская, О.В. Анализ психологических механизмов восприятия и особенностей формирования индивидуальных представлений при когнитивно-направленном обучении академическому вокалу / О.В.Шатская // Вестник МГУКИ. - М.: 2011. - №5. - С. 200 - 205.
2 Сорокоумова, Е.А. Структура психолого-педагогического обеспечения личностно-ориентированного обучения вокалу в системе дополнительного образо-
вания / Е.А.Сорокоумова, О.В.Шатская // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15. - № 2(4). - С.981 - 985.
ния - не только характеристики самосознания, но и - одновременно - условия его формирования, поэтому изучение структуры вокального телесного Я, на наш взгляд, является актуальной психолого-педагогической проблемой данного профессионального обучения. Другими словами: движение от физического Я к самооценке и поведению (спонтанно-аффективному или осознанно программируемому) - представляет собой тот психический комплекс, который мы называем индивидуальной реальностью или самосознанием.
Формирование самосознания в процессе индивидуальной активной деятельности в зарубежной психологической науке изучалось с позиций стилевого своеобразия этой деятельности3. Стиль (от стило) - в древности: палочка для письма -характеризует индивидуальные особенности какого-либо рода. В вокале, например, исполнительский стиль есть совокупность выразительных и исполнительских средств, характерных для данного исполнителя. Понятие исполнительского стиля включает в себя не только особенности тембра голоса, неповторимость исполнительской манеры, но и певческую технику, опыт и представления вокалиста. Стиль, как объект исследования индивидуальной вокальной практики, как и телесное Я, мало изучен, в отличие от, например, исполнительских инструментальных стилей (в фортепианном искусстве только в конце ХХ века появились два новых стилевых направления: лирический интеллектуализм и неоромантизм).
Понятие личного стиля деятельности было введено Адлером (А.АШег, 1927) для характеристики той особой стратегии и тактики поведения индивидуума, с помощью которых он стремится
3 Stagner, R. Individual Style. - N.Y., 1962. - 205 p.; Witkin H.A. Et al Psychological Differentiation. - N.Y., 1974. - 350 p.
повысить свои профессионально-социальные самооценки, испытывая при этом комплекс своей физической или психологической неполноценности для достижения желаемых (идеальных по его мнению) результатов. В современной психологии понятие стиля принято трактовать в функциональном ключе (Г.Олпорт, В.Штерн, Р.Стагнер): например, Р.Стагнер под стилем подразумевает личностно-ориентированные обобщающие схемы перцептивных актов и форм реактивности, в том числе - реакции эмоциональной разрядки двигательного и соматического типов, т.е. - стихийно организованные динамические выразительные реакции эмоционально-интонационного и координационного характера4. При формировании вокального телесного Я функциональная динамика указанных типов имеет большое значение. Отметим также, что компоненты динамической структуры личности по Юнгу - сенсорный, эмоциональный, интуитивный или мыслительный типы, - Стагнер трактует в виде индивидуальной динамической реакции. Аналогично Х.Виткин (Н^ккт et а1.,1974) к стилевым свойствам относил некоторые черты асимметрии динамики корковой мыслительной деятельности, называя их когнитивными5. Так, свойства субъектов, зависимых от образов восприятия, описаны им как синтетические - в современной трактовке - право-полушарные по динамическому стереотипу; и, соответственно, - независимые от поля восприятия (ориентирующиеся на временные отношения в виде трансформации последовательного ряда элементов воспринимаемого поля и более медленные по первичной реактивности) - как вербализующие аналитические типы, - в современной постановке - левополушарные по стереотипу. По направленности характеристик когнитивный стиль - как целостный комплекс взаимосвязанных психических свойств - описывает не только особенности восприятия, но и индивидуальные качества воспринимающего субъекта. Когнитивный стиль, как сравнительно независимый и обладающий полнотой характеристик иерархический уровень психических свойств личности, может быть охарактеризован в рамках системокомплекса по Мерлину6. Важно, что стилистический подход, кроме обоснования выбора асимметричной динамики мыслительной деятельности в качестве базовых координат, при изучении оптимальных путей формирования профессиональных компе-
4 Stagner, R. Individual Style.....
5 Witkin, H.A. Et al Psychological Differentiation.....
6 Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избр.
психолог. труды / В.С.Мерлин; под ред. Е.А.Климова. -М.; Воронеж: РАО; МПСИ, 2005. - 543 с.
тенций в вокале, позволяет, на наш взгляд, описать вокальную практику (в том числе - и учебного плана) в виде целостной системы действий и операций, детерминированных определенным комплексом разноуровневых свойств индивида, которые позволяют - или не позволяют - достичь ему значимых результатов в профессиональной деятельности. В вокале индивидуальные данные всегда образуют уникальную по своим свойствам, динамически организованную, психофизиологическую систему, расширяя понятие индивидуальных данных, можем и личность в целом охарактеризовать динамикой главных внутренних психофизических систем человека, определяющих его уникальное поведение и мышление, причём -с более высоким уровнем иерархии и системности, чем на уровне структурных свойств. Одновременно, становление профессионального голоса (формирование вокальных компетенций) можно рассматривать с подобных - динамических системно-личностных - позиций, то есть: 1) как уникальную, целостную, иерархически организованную динамическую психофизиологическую систему; 2) как системокомплекс личностно-ориентированных характеристик вокалиста, включающий, кроме музыкальных и вокальных данных, основные личностные конституанты: психологические - темперамент, направленность восприятия; динамические - асимметрию мышления (как преобладающую по доминированию, так и динамически стохастическую); а также - другие особенности нейродинамического уровня, формирующие вокальный план (в том числе, например, пирамидный и экстрапирамидный пути иннервации); характеристики мышления и самосознания, главной из которых является понимание7; характер направленности активности и личностного опыта.
Системокомплекс вышеперечисленных характеристик, на наш взгляд, образует дифференциальную основу структуры психолого-педагогического обеспечения вокального обучения; интегральной основой искомой структуры может стать стиль формирующейся профессиональной деятельности.
Интегральные свойства, например, такие, как динамический стереотип мышления, подразумевают большую, по сравнению с повседневной динамикой, общность и определенность, поскольку
7Сорокоумова, Е.А. Исследование самопознания младших школьников / Е.А.Сорокоумова // Инициативы XXI века. - 2013. - №3. - С.71 - 73; Сорокоумова, Е.А. Самопознание в процессе обогащения сознания / Е.А.Сорокоумова // Вестник МГОПУ им. М.Шолохова. Сер. пед. и психол. - 2009. - №3. - С. 89 - 95.
формируются длительно во времени, проявляясь в мыслительной и поведенческой динамике случайным (стохастическим) образом. Такой характер психических проявлений вызван возникновением на нейрофизиологическом уровне - уровне нейронной активности - зоны неопределенности: у живого человека в каждый момент времени на нейрон действует не только сигнал-раздражитель, но и множество других экстеро-, интеро-и проприоцептивных раздражителей, поэтому опознание реакции на контрольный раздражитель всегда происходит с различной степенью вероятности - это и есть зона идентификационной неопределенности распознавания8. Аналогичным образом может быть обозначена зона неопределенности для моторной активности: индивидуальные свойства скелетно-мышечной и нервной систем обусловливают специфически оптимальный состав движений, необходимых для достижения той или иной цели действия - не только в процессе выработки вокальных автоматизмов, но и в процессе проявления уже выработанных технических навыков. Важно отметить, что во время научения - формирования навыка -индивидуальные различия не сглаживаются, а, наоборот, обостряются. Всё это говорит о наличии типологических свойств, характеризующих индивидуальную структуру Телесного Я9. В вокале на основе Телесного Я предоставляется возможность типологизировать пути формирования певческих навыков в виде индивидуальных исполнительских стилей. Кроме того, стиль, как системообразующая функция моторики и психики, показывает существование связей между двумя физиологическими уровнями иерархии индивидуальных свойств - свойствами психической реактивности (например, темпераментом и направленностью восприятия) и особенностями нейрофизиологических систем организма в целом (большей активностью правого или левого полушария, типом обмена веществ и т.д.).
Экспериментальная оценка связи индивидуальных психических свойств с индивидуальными вокальными исполнительскими стилями сопряжена с целым рядом объективных трудностей, главная из которых состоит в том, что абстрагирование количественных характеристик при вы-
8 Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А.Климов. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1969. - 278 с.
9 Мерлин, В.С. Психология индивидуальности.....; Пы-
син, Б.Б. Изменение электроэнцефалографических
проявлений свойства нервной системы в зависимости от подкрепления / Б.Б.Пысин // Вопросы психологии. -1981. - № 4. - С. 112 - 118 .
сокой степени их релятивности (относительности) в дополнительном образовании - где производилась оценка - имеет свои специфические закономерности. Одной из таких детерминирующих особенностей является достоверное определение ведущего стиля мышления обучающихся, как главенствующего фактора в формировании индивидуальной активности, вместе с пониманием, как компонентом мышления и развития самосознания. Вопросы оценки этого фактора обсуждены10. Вторым по значимости психологическим уровнем, с точки зрения формирования стиля индивидуальной активности, на наш взгляд, является уровень динамической реактивность - направленность восприятия (интро- и - экстраверсия); темперамент и характерологическая стилистика личности; пирамидный и экстрапирамидный пути иннервации ".
Полученные нами в дополнительном образовании данные результатов экспериментального обучения позволяют сделать некоторые качественно достоверные выводы.
Экстравертам для освоения технических приёмов требуется значительно больше времени, чем интровертам, но при этом экстраверты имеют более высокий уровень понимания смысла своего обучения. В связи с данным обстоятельством у экстравертов следует первоначально формировать мотивацию, акцентируя внимание на смысле того или иного технического приёма, обосновывая роль этого приёма в выразительности исполнения. В соответствии с выявленными закономерностями необходимо отметить возрастании роли педагога в учебном процессе. Выявлено также, что интроверты, осваивая технические приёмы, значительно быстрее наполняют свою исполнительскую манеру множеством индивидуальных нюансов, тогда как экстраверты по техническим навыкам проявляют большую усреднён-ность. Статистический разброс - ширина вероятностного интервала - у интровертов на 1/3 больше, чем аналогичные показатели у экстравертов. Полученные результаты могут быть объяснены
10 Шатская, О.В. Экспериментальное исследование функциональной динамики мышления школьников / О.В.Шатская, Т.П.Бондарчук // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15. - № 2(4). -С.992 - 996.
11 Шатская, О.В. Анализ психологических механизмов восприятия и особенностей формирования индивидуальных представлений при когнитивно-направленном обучении академическому вокалу / О.В.Шатская // Вестник МГУКИ. - М.: 2011. - №5. - С. 200 - 205; Соро-коумова Е.А. Структура психолого-педагогического обеспечения личностно-ориентированного обучения вокалу .... - С.981 - 985.
тем, что в основе формирования условно-рефлекторной вокальной деятельности лежит инте-роцепция, т.е., каждый технический навык формируется на основе интероцептивных связей, которые у интровертов развиты лучше.
Методология личностно-ориентированного обучения вокалу - в отличие от классических академических методик - основана не только на подражании - этот метод наиболее эффективен при обучении учащихся с правополушарным динамическим стереотипом мышления, при котором подражание, как зеркальное отражение, формируется сразу. Детей с левополушарным динамическим стереотипом невозможно вести только на подражании - они хотят понимать, что от них требуется, поэтому в основе стратегии их обучения должен лежать алгоритм, с подробным пошаговым объяснением: что делаете и для чего делаете, и только после фрагментарной отработки выстраивается интегральная концепция целого произведения.
Кроме методологии обучения в соответствии с динамическим стереотипом мышления (с опорой на подражание или алгоритмизацию), процессы понимания и восприятия также дифференцируются по путям пирамидной и экстрапирамидной иннервации коры больших полушарий. Нами выявлено, что сочетание преобладания экстрапирамидной активности с левополушарным стереотипом, либо - пирамидной - с правополушарным стереотипом, неблагоприятны в смысле обучения вокалу, особенно - в сочетании с интровертной направленностью восприятия и темпераментом по типу сильного неустойчивого холерика или слабого меланхолика. В этих двух случаях неустойчивость динамических процессов резко уси-
ливается12. Так, если ранее не рекомендовали профессионально заниматься пением меланхоликам (Л.Б.Дмитриев), то - по нашим данным - в дополнительном образовании ещё большую нестабильность, чем у описанного типа темперамента, демонстрируют учащиеся с оговоренными нами сочетаниями стиля иннервации со стилем мышления. В течение двух лет нами была произведена экспериментальная оценка формирования навыка певческого дыхания у 23 интровертов и 18 экстравертов. Мы получили следующие результаты: почти 40% интровертов и 22% экстравертов показали высокий уровень формирования навыка певческого дыхания; средний уровень овладения данным навыком продемонстрировали 30% интровертов и 28% экстравертов; соответственно, низкие технические показатели были выявлены у 30% интровертов и 50% экстравертов.
Отметим, что за последние 100 лет асимметричность по правополушарному типу, доминировавшая ещё в 50-х годах 20 века, сменилась на превалирование левополушарной динамики (70% европейцев - левополушарные, около 30% - пра-вополушарные по стереотипу). Данные пропорции типичны и среди обучающихся вокалу13. Полученные закономерности формирования особенностей индивидуального стиля активности при обучении вокалу требуют продолжения исследований.
12 Сорокоумова Е.А. Структура психолого-педагогического обеспечения.....- С.981 - 985.
13 Шатская О.В. Экспериментальное исследование функциональной динамики .... - С.992 - 996; Сорокоумова Е.А. Структура психолого-педагогического обеспечения .... - С.981 - 985.
PERFORMING STYLES IN VOCAL AS INTEGRAL CHARACTERISTICS OF BODILY EGO AND
DISTINCTIVE FUNCTIONAL DYNAMICS
© 2015 O.V.Shatskaia °
Sholokhov Moscow State University for Humanities
This article is devoted to the methodological problems of effective academic vocal training from the standpoint of person-oriented learning strategies to control the integral characteristics of self-consciousness - the individual style and understanding the meaning of their own activity.
Keywords: vocal pedagogics, personal-orientated training, Bodily Ego, self-consciousness, problems of understanding, vocal competence, individual style of activity, functional asymmetry.
° Olga Valerievna Shatskaia, Vocal teacher, Postgraduate of Department of social and pedagogical psychology. E-mail: [email protected]