Научная статья на тему 'Исполнительская культура студентов хореографических специализаций как предмет теоретического анализа'

Исполнительская культура студентов хореографических специализаций как предмет теоретического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЙСТВИЯ-ДВИЖЕНИЯ / СТУДЕНТЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ / PERFORMANCE CULTURE / ACTION / MOVEMENT / STUDENTS OF DANCE MAJORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова В. М.

В статье раскрывается конструкт исполнительской культуры студентов хореографических специализаций. В аналитический спектр попадают действия-движения, действия-переживания, действия-смыслы и действия-стремления. Обнаруживается их детерминационная природа. На базе анализа, сравнений и обобщений постепенно формируется целостный конструкт идеальной модели действий-движений студентов, который включает в себя девять компонентов: рациональность, активность, целесообразность, скоординированность, независимость, осознанность, творческую свободу, выразительность и управляемость. Обращается внимание на то, что представленный конструкт действий-движений можно воспринимать как своеобразную модель формирования исполнительской культуры студентов хореографических специализаций на методико-техническом, операционно-технологическом и художественно-творческом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMING CULTURE OF STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC SPECIALIZATIONS AS A SUBJECT OF THEORETICAL ANALYSIS

In article the construct of performing culture of students of choreographic specializations reveals. Actions movements, actions experiences, actions meanings and actions aspirations get to an analytical range. Their determination nature is found. On the basis of the analysis, comparisons and generalizations the complete construct of ideal model of actions movements of students which includes nine components is gradually formed: rationality, activity, expediency, coordination, independence, sensibleness, creative freedom, expressiveness and controllability. The attention that the presented construct of actions movements can be perceived as a peculiar model of formation of performing culture of students of choreographic specializations at the metodiko-technical, operational and technological and art and creative levels is paid.

Текст научной работы на тему «Исполнительская культура студентов хореографических специализаций как предмет теоретического анализа»

13. Rozhdestvensky N. V. Diagnostika akterskih sposobnostey [Diagnostics acting abilities]. St. Petersburg, Publishing House «Russian Language», 2005. 180 p.

14. Ruffo Titta La Mia Parabola, Memorie (In Rus. ed.: Ruffo T. Parabola moei zhizni: Vospominaniya [Parabola of my life: Memoirs]. Moscow, Music Publ., 1966. 435 p.).

15. Skorik N. L. The System of Stanislavsky as a basic guide for theatre today. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 112-117. (In Russian)

16. Sladkopevets P. V. Motivational and emotional components of learning vocal master-class. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 245-252. (In Russian)

17. Sladkopevets P. V. Principles and methods of professional training of students vocalists in the process of learning Bell canto. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 187-193. (In Russian)

18. Khotentsova I. A. Formirovanie khudozhestvenno-obraznogo myshleniya kak osnova interpretatsii muzykal'nogo proizvedeniya u studentov v klasse fortepiano. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Formation of art and figurative thinking as a basis of interpretation of the piece of music at students in a piano class. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2009. 24 p.

^Исполнительская культура студентов

хореографических специализаций как предмет теоретического анализа

УДК 37:792.8 В. М. Майорова

Московский государственный институт культуры

В статье раскрывается конструкт исполнительской культуры студентов хореографических специализаций. В аналитический спектр попадают действия-движения, действия-переживания, действия-смыслы и действия-стремления. Обнаруживается их детерминационная природа. На базе анализа, сравнений и обобщений постепенно формируется целостный конструкт идеальной модели действий-движений студентов, который включает в себя девять компонентов: рациональность, активность, целесообразность, скоординированность, независимость, осознанность, творческую свободу, выразительность и управляемость. Обращается внимание на то, что представленный конструкт действий-движений можно воспринимать как своеобразную модель формирования исполнительской культуры студентов хореографических специализаций на методико-техническом, операционно-технологиче-ском и художественно-творческом уровнях.

Ключевые слова: исполнительская культура, действия-движения, студенты хореографических специализаций.

V. M. Mayorova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

performing culture of students of choreographic SPECIALIZATIONS AS A SUBJECT OF theoretical analysis

In article the construct of performing culture of students of choreographic specializations reveals. Actions movements, actions experiences, actions meanings and actions aspirations get to an analytical range. Their

МАЙОРОВА ВАЛЕРИЯ МИХАЙЛОВНА - доцент кафедры народного танца хореографического факультета Московского государственного института культуры

MAYOROVA VALERIYA MIKHAILOVNA - Associate Professor of the Department of Folk Dance, Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Майорова В. М., 2016

= Образование в сфере культуры

determination nature is found. On the basis of the analysis, comparisons and generalizations the complete construct of ideal model of actions movements of students which includes nine components is gradually formed: rationality, activity, expediency, coordination, independence, sensibleness, creative freedom, expressiveness and controllability. The attention that the presented construct of actions movements can be perceived as a peculiar model of formation of performing culture of students of choreographic specializations at the metodiko-technical, operational and technological and art and creative levels is paid. Keywords: performance culture, action, movement, students of dance majors.

Компетентностный подход как тезаурус профессионального хореографического образования, вбирающий в себя общекультурную, интеллектуальную, когнитивную, коммуникативную, гносеологическую, аксиологическую, мотивационную, этическую, поведенческую, социальную, специально-профессиональную составляющие, тем не менее, часто не в состоянии детально, конкретно учесть все методико-тактические, операционно-технологические и художественно-творческие моменты, связанные с формированием исполнительской культуры студентов.

Для современной подготовки студентов хореографических специализаций важно представлять не только целостный конструкт исполнительской культуры (её мето-дико-технический, операционально-технологический, художественно-творческий уровни), но и детализацию интонационно-пластического содержания, действий-движений, действий-переживаний, действий-смыслов, действий-стремлений. Ошибки начального, среднего специального хореографического образования часто сохраняются и при обучении в высшей школе. Иногда отсутствие необходимой экономичности и активности действий-движений студентов приводит к метроритмическим погрешностям, темповым ограничениям, нарушению драматургии танца в целом. Алгоритм действий-движений студентов хореографических специализаций обязан включать в себя рациональность (экономичность) и активность, которые «объединяет» целесообразность. Такие понятия, как «идея» и «замысел» художественно-творческого воплощения хореографической композиции, обуславливают собственно целесообразность разнообразных действий-движений. Именно идея

детерминирует всю эмоционально-смысловую и пластико-интонационную структуру танца.

Говоря о принципах целостности и направленности в хореографическом образовании высшей школы, представляющей систему, В. Н. Нилов не случайно подчёркивает: «В силу данной специфичности мы считаем необходимым переосмысление всех составляющих такой системы, начиная с дидактических критериев целеполагания. Если педагогическим условием формирования урока хореографии является понятие цели как планируемого результата учебной деятельности, то мы вводим понятие смысла обучения, как более ёмкого по отношению к цели обучения и вместе с тем имеющего в себе такую процессуальную характеристику, как идея урока, отражающая познание целостности. Мало знать, что планировать и как вести урок, какой пластический и музыкальный материал надо дать, надо знать для чего и с какой целью проводится данный урок» [6, с. 195].

О. А. Блох, систематизируя предмет интерпретации в контексте формирования исполнительской культуры студентов художественного профиля, на первое место ставит идею художественного произведения, далее выделяет замысел как путь воплощения идеи, эмоционально-чувственную природу, стиль, исполнительские традиции, форму и содержание [2].

Таким образом, становится понятным, что целеполагание с идеей, замыслом и целесообразность занимают центральное место между рациональностью (экономичностью) и активностью действий-движений студентов-хореографов, осваивающих пластико-интонационный материал.

Целостный предмет интерпретации, позволяющий построить исполнительскую модель, в сочетании с целеполаганием и целесообразностью способен вывести студентов на уровень осознания собственных действий-движений, на уровень целостной рефлексии. В данных педагогических условиях контроль (позиционный, темповой, метроритмический и т.д.) за действиями-движениями может стать не только перманентным, но и осознанно значимым, детально-процессуальным и художественно-целостным для студентов хореографических специализаций.

Особую роль в воплощении художественного образа играет выразительность действий-движений. Именно выразительность, высокий уровень пластичности, интонационной культуры во многом позволяют создать глубину воплощения художественного образа. Осознанность и выразительность действий-движений - значимые показатели исполнительской культуры студентов, её детерминанты.

Не случайно В. И. Петрушин обращает внимание на то, что процесс подготовки студентов художественного профиля требует своего осмысления, постоянного творческого обновления [7], результатом чего является осознанное, выразительное, художественно оправданное исполнение. Какие же ещё характеристики определяют идеальную модель действий-движений в исполнительской культуре студентов хореографических специализаций?

Многие исследователи выделяют координацию и независимость действий-движений как важные составляющие исполнительской культуры студентов. Координация движений, синхронность в коллективном исполнительстве, независимость движений головы, рук, ног, корпуса - значимые слагаемые, определяющие профессионализм и мастерство студентов. Хорошая координация и независимость действий-движений рождает свободу творческого воплощения художественно-образного содержания. Понятие «творческая свобода», уходя-

щее своими корнями в русскую философию Н. А. Бердяева [1], обретает важное место в конструкте исполнительской культуры студентов хореографических специализаций. Им надо учиться быть свободными, но не расхлябанными, собранными, но не зажатыми, быть способными к реализации, казалось бы, самых недостижимых, но художественно оправданных целей. Свобода творчества, свобода действий-движений является важным показателем исполнительской культуры студентов. Координацию и независимость действий-движений во многом определяет именно творческая свобода, так же как и творческая свобода обретает своё рождение в процессе формирования соответствующей координации и независимости. Налицо ярко выраженная детерминанта творческой свободы, координации и независимости действий-движений. С одной стороны, творческая свобода - показатель качества исполнительской культуры студентов, а с другой - возможность выбора самых разнообразных средств выразительности. Как отмечает В. Ю. Никитин: «Хореограф пользуется для выражения своей художественной концепции всеми средствами художественной выразительности - танца, театра, пения, декламации и живой речи, бытовых поступков, вторжения медиа» [5, с. 235].

Многие исследователи исполнительской культуры обращают внимание на то, что в процессе публичного выступления её своеобразный конструкт может «рассыпаться», разрушиться, если действия-движения становятся плохо управляемыми или вовсе не управляемыми. Приобретение осознанности и целесообразности в действиях-движениях, а также знание законов психологии движений во многом могут помочь созданию педагогических условий для их лучшей управляемости. Внутренняя организация, собранность, высокий уровень сценической реализации студентов - важные показатели управляемости технико-методическим, операционально-технологическим и художественно-творческим процессами.

^ Образование в сфере культуры ВНТг 1

Не претендуя на исчерпывающий конечный вариант, по итогам аналитического подхода в работе представим соответствующий конструкт идеальной модели исполнительских действий-движений студентов хореографических специализаций:

• рациональность;

• активность;

• целесообразность;

• скоординированность;

• независимость;

• осознанность;

• творческая свобода;

• выразительность;

• управляемость.

Данный конструкт исполнительской культуры может быть претворён в реалию высшего образования при условии соучастия, сопереживания и сотворчества всех основных субъектов художественно-педагогического процесса. В подобных педагогических условиях именно субъект-субъектные отношения приобретают особую значимость. Наставничество, сотрудничество, либерально-толерантное педагогическое взаимодействие способны вывести процесс формирования исполнительской культуры студентов на новый качественный уровень. Учебно-воспитательный процесс, в котором и студент, и педагог являются активными

Примечания

1. Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества / [вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л. В. Полякова ; Журн. «Вопросы философии» и др.]. Москва : Правда, 1989. 608 с. (Из истории отечественной философской мысли).

2. Блох О. А. Педагогика и психология музыкального творчества : учебное пособие для вузов. Москва : МГУКИ, 2013. 192 с.

3. Косогорова Л. В. Модель интеграционного образовательного пространства в подготовке специалистов вузов культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 181-184.

4. Лобанов И. В. Образование в сфере культуры в контексте межкультурного диалога// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 11-20.

5. Никитин В. Ю. Современный танец в России: тенденции и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 232-238.

6. Нилов В. Н. Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 194-201.

7. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества : учебник для вузов. Москва : Академический Проект, 2006. 640 с. («Gaudeamus»).

субъектами, становится фундаментом для углубления таких важных слагаемых высшего образования, как соучастие, сопереживание и сотворчество.

Представленный конструкт действий-движений можно воспринимать как своеобразную модель формирования исполнительской культуры студентов хореографических специализаций на методико-техническом, операционно-технологическом и художественно-творческом уровнях.

Тончайшие грани пластико-интонацион-ного содержания хореографического материала могут приобрести глубину художественно-образного воплощения только при условии учёта вышеприведённого конструкта исполнительской культуры, который требует своего дальнейшего изучения и дополнения.

Применение компетентностного подхода в современной образовательной практике студентов хореографических специализаций, в котором исполнительская культура приобретает детально-конкретное выражение (методико-техническое, операционально-технологическое и художественно-творческое), способно вывести высшее хореографическое образование на новый уровень подготовки конкурентоспособных специалистов.

8. Спинжар Н. Ф. Гуманитаризация образования как фактор успешного обучения и профессионального развития будущих специалистов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 161-167.

9. Христидис Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 176-182.

References

1. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody; Smysl tvorchestva [Freedom philosophy; Sense of creativity]. Moscow, Publishing house "Pravda", 1989. 608 p.

2. Blokh O. A. Pedagogika i psikhologiya muzykal'nogo tvorchestva [Pedagogics and psychology of musical creativity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 192 p.

3. Kosogorova L. V. Model' integratsionnogo obrazovatel'nogo prostranstva v podgotovke spetsialistov vuzov kul'tury i iskusstv [Model of integration educational space in training of specialists of higher education institutions of culture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 2 (52), pp. 181-184.

4. Lobanov I. V. Education in the field of culture in the context of intercultural dialogue. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 11-20. (In Russian)

5. Nikitin V. Yu. Sovremennyi tanets v Rossii: tendentsii i perspektivy [Modern dance in Russia: tendencies and prospects]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, No. 2 (52), pp. 232-238.

6. Nilov V. N. Pedagogical conditions of formation and development of creative abilities of pupils by means of choreography. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 194-201. (In Russian)

7. Petrushin V. I. Psikhologiya i pedagogika khudozhestvennogo tvorchestva [Psychology and pedagogics of art creativity]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ. [Academic Project Publ.], 2006. 640 p.

8. Spinzhar N. F. Humanization of education as a factor of successful professional development and training of future specialists in the University. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 161-167. (In Russian)

9. Khristidis T. V. Psycho-pedagogical support of students at the university. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 176-182. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.