Научная статья на тему 'Исполнение государственных функций как элемент системы государственного регулирования предпринимательской деятельности'

Исполнение государственных функций как элемент системы государственного регулирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
796
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Душакова Леся Анатольевна

В статье представлено понятие и система государственного регулирования предпринимательской деятельности, дается соотношение понятий государственного регулирования и государственного управления предпринимательской деятельностью, а также раскрывается место и назначение исполнения государственных функций в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Душакова Леся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state services in system of public and legal services

The concept and system of state regulation of business activity is presented in article, the ratio of concepts of state regulation and public administration by business activity is given, and also the place and purpose of execution of the state functions in system of state regulation of business activity reveals.

Текст научной работы на тему «Исполнение государственных функций как элемент системы государственного регулирования предпринимательской деятельности»

11.5. ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

Душакова Леся Анатольевна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры административного и служебного права. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Южно-Российский институт-филиал, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье представлено понятие и система государственного регулирования предпринимательской деятельности, дается соотношение понятий государственного регулирования и государственного управления предпринимательской деятельностью, а также раскрывается место и назначение исполнения государственных функций в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственное управление, предпринимательская деятельность, исполнение государственных функций, административный регламент.

THE STATE SERVICES IN SYSTEM OF PUBLIC AND LEGAL SERVICES

Dushakova Lesya Anatolievna, PhD at law. Position: associate professor at administrative and office law chair. Place of employment: Russian academy of national economy and public service by the President of the Russian Federation, South-Russia institute branch, Rostov-on-Don, Russia. Email: [email protected]

Annotation: The concept and system of state regulation of business activity is presented in article, the ratio of concepts of state regulation and public administration by business activity is given, and also the place and purpose of execution of the state functions in system of state regulation of business activity reveals.

Keywords: state regulation, public administration, business activity, execution of the state functions, administrative regulations.

В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации2 предпринимательская деятельность рассматривается как вид экономической деятельности. Соответственно, государственное регулирование предпринимательской деятельности есть частный случай государственного регулирования экономической деятельности.

Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы по направлению «Подходы к анализу эффективности системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации» на тему: «Правовое обеспечение эффективности системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации»

2 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным

голосованием 12 декабря .1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г.

№ 6-ФКЗ, от 30 декабря .2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

Экономическая деятельность в справочной экономической литературе в основном трактуется как совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д. Термин употребляется также в общем смысле: для характеристики, объема всей экономической жизни в течение некоторого периода времени и внутри определенной территориальной общности; Здесь деятельность измеряется с помощью таких обобщающих показателей, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт.

В российском законодательстве нет легального определения государственного регулирования предпринимательской деятельности и отсутствует соответствующий системообразующий кодифицированный акт. Хотя применительно к отдельным сферам предпринимательской деятельности такое определение имеет место3,

В то же время можно говорить о правовых основах государственного регулирования предпринимательской деятельности, прежде всего, о Конституции Российской Федерации, которая закрепляет гарантии единого экономического пространства, поддержку конкуренции, равную защиту различных форм собственности, свободу экономической деятельности и запрет монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и ряд других положений. Конституция Российской Федерации также содержит нормы о разграничении полномочий и предметов ведения в этой сфере общественных отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Соответственно, о Конституции Российской Федерации можно говорить как об «экономи-

~ 4

ческой конституций» .

Теоретический и практический интерес представляет соотношение категорий государственного регулирова-

3 Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 3033; Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 15 декабря 2003 г. № 50. Ст. 4850; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 226 и другие.

4 Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2002. С. 59 - 60; Конституционная экономика / Отв. ред. Г.А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2010; Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика и основы экономического положения личности // Очерки конституционной экономики. 2009. 23 октября / Отв. ред. Г.А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2009.

ния и государственного управления в области предпринимательской деятельности.

Прежде всего, необходимо отметить, что в науке нет единообразия в дефинициях термина «государственное управление»5. Тем не менее, можно на основе всего разнообразия дефиниций выделить ряд существенных характеристик этой категории. Во-первых, государственное управление есть регулирующее воздействие, то есть государственное управление есть закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития общественных отношений, возникающих в государстве как организованной системе, с целью их упорядочивания, результатом которых является качественно новое их состояние. Во-вторых, государственное управление есть субъектно-объектно структурированное отношение, возникающее в связи с процессом регулирующего воздействия. При этом субъектом регулирующего воздействия признаются либо государство, либо органы государства, его учреждения и служащие, что, в сущности, не одно и то же. Но в данном контексте, думается, вполне допустимо говорить о регулирующем воздействии государства через создаваемые в законно установленном порядке государственные органы, а также через аппарат должностных лиц, в том числе государственных служащих, то есть о воздействии государства посредством государственного аппарата. Объектом регулирующего воздействия признается либо общественная жизнедеятельность людей, либо различные сферы жизни общества, либо поведение индивидов и их коллективов. В-третьих, можно говорить о специальном механизме, посредством которого реализуется регулирующее воздействие, а именно -путем применения государственной власти или, иначе, опираясь на властную природу государства.

Государственное управление понимается в широком и узком смысле. При этом в широком смысле государственное управление связывается с деятельностью всех ветвей государственной власти. В узком смысле государственное управление трактуется как собственно исполнительно-распорядительная деятельность государства.

В соотношении с государственным регулированием природа государственного управления заключается в реализации государственного регулирования в сфере публичных отношений, поскольку государственное управление является основой государственного регулятивного механизма. Государственное регулирование и государственное управление представляют собой комплексные правовые механизмы, которые существуют во взаимосвязи и взаимозависимости.

Соответственно, государственное управление в области предпринимательской деятельности можно рассматривать как механизм государственного регулирования этой сферы общественных отношений. При этом государственное регулирование включает постановку цели, задач и направлений деятельности государственной администрации, которые и будут впоследствии реализованы через механизм государственного управления. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основе правовых норм и конструкций, определяю-

5 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.,

1997. С. 29-30; Исполнительная власть в Российской Федерации.

Проблемы развития / Отв. Ред. И.Л. Бачило. - М., 1998. С. 28-29;

Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. -М.: Юристъ, 2001. С. 12 и другие.

щих сущность государственного управления, направленного на обеспечение и охрану публичных и общественных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности опосредует государственное воздействие на эту сферу общественных отношений и представляет собой систему взаимосвязанных инструментов - правовых, экономических, политических, социальных, нравственных, культурологических, а также соответствующие правовые механизмы государственного управления. Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно также определить как систему мер законодательного, исполнительного и контрольно-надзорного характера, осуществляемых правомочными субъектами в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

К инструментам государственного регулирования экономики можно отнести экономическое регулирование, правовое регулирование, организационное регулирование (регистрация, лицензирование и проч.), контрольно-надзорное регулирование, государственная поддержка предпринимательской деятельности. Контрольно-надзорное регулирование во многом охватывается организационным регулированием. При этом и экономическое, и организационное, и контрольно-надзорное регулирование, и государственная поддержка предпринимательской деятельности должны иметь системную правовую основу. В качестве специальных инструментов, которые одновременно будут охватываться иными средствами регулирования, можно отнести административные процедуры, исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в сфере предпринимательской деятельности.

Правомочными субъектами в данном контексте можно считать, прежде всего, государственные органы всех ветвей власти, действующие в пределах установленной компетенции, в установленном порядке и формах и присущими им методами регулирующего воздействия. Кроме того, соответствующие полномочия могут быть делегированы общественным объединениям определенной организационно-правовой формы, а также саморегулируемым организациям. Помимо указанных субъектов в настоящее время значительно повышается роль международных экономических организаций (например, ЕэС). Соответственно, можно говорить не только о государственном, но и о межгосударственном регулировании экономики.

Эффективность государственного регулирования предпринимательской деятельности измеряется достаточностью условий для ее оптимального функционирования, в том числе с точки зрения эффективного функционирования общества и государственной администрации. Эффективность государственного управления предпринимательской деятельности измеряется соответствием его структуры заданным государственным регулированием функциям, а также адекватным объемом государственного управления в системе государственного регулирования, который определяется балансом прав, свобод и ограничений, а также состоянием субъектов, свободных в осуществлении своих прав и взаимно ограниченных соответствующими обязанностями в сфере предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности имеет своей задачей упорядочить соответствующие общественные отношения, а также сформировать устойчивое, эффективное и гибкое государственное воздействия на эти отношения, что обеспечит им необходимую стабильность.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны соответствовать целям регулирования. Исполнение государственных функций можно рассматривать в качестве одной из таких форм.

В законодательстве, а равно в специальной литературе отсутствует понятие государственных функций. Традиционное и достаточно исследованное понятие функций государства в данном контексте не совпадает с понятием государственных функций, которые скорее выражают функционирование государства через призму деятельности органов власти. И если исходить из того, что функции государства и функции государственных органов - явления не тождественные, то понятие государственных функций следует отнести к последним.

Под функциями государственных органов в самом общем виде можно подразумевать их назначение в регулировании государственно-управленческих отношений, либо обязанности, круг деятельности государственных органов, либо производимую ими работу. При этом следует отметить, что, при общем теоретическом «разбросе» в терминологии, представления о функциях государственных органов сохраняют одну принципиальную сущностную характеристику - социальную значимость6, причем «функция обусловливается, порождается не элементом, ее исполняющим, а напротив, объективная потребность системы в той или иной деятельности определяет появление функции, а затем и реализующего ее органа»7.

В юридической литературе обосновывается необходимость легальной дифференциации функций органа исполнительной власти на общие и специальные. Общие функции органа исполнительной власти представляют собой нормативно установленные основные направления его деятельности, образующие предмет ведения, объем и характер государственно-властных полномочий, постоянно осуществляемых им в масштабе Российской Федерации или субъекта Российской Федерации; специальные функции представляют собой нормативно установленный вид властной деятельности органа исполнительной власти, временно осуществляемый им на основании акта уполномоченного органа8.

Функции государственного органа выражаются в его деятельности по достижению целей и задач государственного управления, в пределах, установленных действующим законодательством, в рамках своей компетенции и в соответствии с предоставленными полномочиями. Соответственно, если мы говорим о социальной значимости функций государственного органа, то мы, прежде всего, говорим о социально значимой направленности его деятельности, которая про-

является в рамках внешних отношений и выражает его сущность и социальное назначение.

Несмотря на то, что в общей теории государства и права общепринятой является точка зрения, согласно которой функции государства и функции государственных органов не совпадают, определение последних, как правило, соответствует определению первых. При этом функции государственных органов трактуются, в частности, как «круг деятельности», «основные направления деятельности», «определенная работа», «способ поведения»9. И в этом случае происходит четкое разграничение функций как определенных типов деятельности и собственно деятельности государственного органа. В то же время высказываются иные мнения, согласно которым представления о функциях и деятельности являются тождественными, причем знак равенства ставится как между понятиями «функция» и «деятельность», так и между понятиями «функ-

10

ция» и «основные направления деятельности».

В специальной литературе разграничивают понятия «функции государственного органа» и «функции управления»: «функции государственных органов - это прежде всего направления деятельности по реализации «внешних» целей, стоящих перед государством и его органами», в то время как «функции управления» имеют собственно внутриорганизационную специфику11. Иными словами, «функции государственного органа» и «функции управления» имеют различную географию своей реализации: если первые проявляются во внешней среде, то вторые - в рамках внутренней системы отношений. Хотя, думается, что подобного рода разграничение возможно только в строго определенном контексте, поскольку, во-первых, само управление может иметь как внутрисистемный, так и межсистемный характер в зависимости от ситуации возникновения и развития управленческого отношения, во-вторых, в такой версии проявляемая во внешней системе отношений социально значимая деятельность государственного органа уже не является собственно управлением, тогда как функции государственного органа и есть по существу функции управления, как внешнего, так и внутриорганизационного (внутриаппа-ратного).

Безусловно, каждый орган государственной власти в общей системе и общем механизме государственного управления имеет свой функциональный потенциал, обусловленный спецификой целей и задач, для реализации которых он формируется, соответственно за каждым органом государственной власти нормативно

См.: Каск Л.И. Функции и структура государства. М., 1969; Каск Л.И. Системный подход в познании государства и права // Правоведение. 1977. № 4.

7 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 69.

8 Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты) диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Ростовский юридический институт МВД РФ. Ростов-на-Дону, 2011. С.19

См.: Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976. С. 54; Ковачев Д.А. Функции, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. № 4. С. 41; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 44.

10 См.: Берензон А.Д. Об основных направлениях деятельности прокуратуры // Проблемы организации и деятельности прокурорской системы в свете Закона о прокуратуре СССР. М., 1980. С. 27 - 39; Герасимов С. Функция уголовного преследования в деятельности прокуратуры // Прокуратура в правовом государстве. Материалы многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой РФ. М., 1997. С. 46 - 53.Давиденко Л.М. Криминологическая функция советской прокуратуры, основные направления деятельности советской прокуратуры. Свердловск, 1988. С. 23 - 26; Кондрашев Б. Милиция: правовой статус и функции // Законность. 1992. № 6 - 7. С. 13; Мелкумов В.Г. Функции советской прокуратуры // Советское государство и право. 1980. № 11. С. 89.

11 Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997.

С. 57

закрепляются те или иные основные направления деятельности, определяемые объемом его компетенции.

В настоящее время, с точки зрения действующего законодательства, следует разграничивать следующие социально значимые направления деятельности органов исполнительной власти:

- принятие нормативно-правовых актов, т.е. издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

- контроль и надзор, которые, в свою очередь, имею субнаправления: собственно действия по контролю и надзору за исполнением всеми субъектами права установленных действующим законодательством общеобязательных правил поведения; выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

- управление государственным имуществом, которое также, в свою очередь, имеет субнаправления: осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества и управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

- оказание государственных услуг, т.е. предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.12

В свою очередь каждое направление реализуется в определенных типах и видах деятельности, которые закрепляются, прежде всего, в статусных актах.

Большинство из указанных направлений деятельности формально определяются посредством административных регламентов, опосредующих транзакции органов власти и граждан и организаций. В то же время анализ регламентов позволяет утверждать, что опосредуется не направление деятельности в целом, а только отдельные полномочия по ее реализации. Крайне мало регламентов собственно исполнения государственной функции.

В рамках исполнения государственных функций органы власти осуществляют взаимодействие с гражданами и организациями в области предпринимательской деятельности. Эти взаимодействия позволяют говорить о видовых отличиях исполняемых функций.

В частности, по видам федеральных органов исполнительной власти, исполняющих ту или иную функцию можно выделить государственные функции, которые исполняются федеральными министерствами, государственные функции, которые исполняются феде-

ральными службами, и государственные функции, которые исполняются федеральными агентствами.

По основным направлениям, типам и видам деятельности федеральных органов исполнительной власти можно говорить, прежде всего, о государственных функциях по контролю и надзору (за деятельностью, действием или соблюдением законодательства). Причем не во всех случаях имеет место именно такой подход законодателя, поскольку ряд административных регламентов посвящены, в частности, вопросам проверки, контроля. Имеет место также расхождения в части формализации функции в наименовании административного регламента: «государственная функция по осуществлению контроля и надзора» или «государственная функция по осуществлению государственного контроля (надзора)».

В то же время ряд регламентированных государственных функций посвящены направлениям деятельности, которые сами по себе контрольно-надзорными не являются, но непосредственно с ними связаны (ведение реестров, формирование отчетности, осуществление расчетов, отчасти лицензирование, разрешение, регистрация и работа с обращениями 3, государственное регулирование цен, согласование видов деятельности, реализация юрисдикционных полномочий).

По поводу исполнения государственных функций создаются соответствующие административные регламенты, т.е. нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, устанавливающие сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора)14.

Регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти, их должностными лицами, взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции.

При разработке регламентов федеральный орган исполнительной власти предусматривают оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций, в том числе:

а) упорядочение административных процедур (действий);

б) устранение избыточных административных процедур (действий);

в) сокращение срока исполнения государственной функции, а также срока выполнения отдельных адми-

12 Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. № 11. 2004. Ст. 945.

В большинстве административных регламентов эти направления деятельности сформулированы как государственные услуги в соответствии с Постановлением № 373.

14 Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг») // Собрание законодательства. 2010. № 22. Ст. 3169.

нистративных процедур (действий) в рамках исполнения государственной функции;

г) ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, исполняющих государственные функции, за несоблюдение ими требований регламентов при выполнении административных процедур (действий);

д) осуществление отдельных административных процедур (действий) в электронной форме.

Наименование регламента определяется федеральным органом исполнительной власти, ответственными за его утверждение, с учетом формулировки, соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена государственная функция.

В регламент исполнения государственной функции включаются следующие разделы:

а) общие положения;

б) требования к порядку исполнения государственной функции;

в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;

д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц.

В целом, следует отметить, что государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности как одной из сфер воздействия должно иметь комплексный характер, обладать качеством цикличности в процессе формирования целей, концепций, прогнозов, моделей организации и развития предпринимательской деятельности и соответствующих им форм воздействия, быть многоуровневым, т.е. организованным на федеральном и субъфедеральном уровнях и учитывающим требования международных регуляторов, базироваться на нормативно закрепленных принципах, а также осуществляться в рамках определенных регулирующих режимов.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря .1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря .2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 3033.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 15 декабря 2003 г. № 50. Ст. 4850.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 226.

Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. № 11. 2004. Ст. 945.

Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг») // Собрание законодательства. 2010. № 22. Ст. 3169.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997.

Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976.

Берензон А.Д. Об основных направлениях деятельности прокуратуры // Проблемы организации и деятельности прокурорской системы в свете Закона о прокуратуре СССР. М., 1980.

Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2002

Герасимов С. Функция уголовного преследования в деятельности прокуратуры // Прокуратура в правовом государстве. Материалы многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой РФ. М., 1997.

Давиденко Л.М. Криминологическая функция советской прокуратуры, основные направления деятельности советской прокуратуры. Свердловск, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. Ред. И.Л. Бачило. - М., 1998.

Каск Л.И. Функции и структура государства. М., 1969; Каск Л.И. Системный подход в познании государства и права // Правоведение. 1977. № 4.

Ковачев Д.А. Функции, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. № 4.

Кондрашев Б. Милиция: правовой статус и функции // Законность. 1992. № 6 - 7.

Конституционная экономика / Отв. ред. Г.А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2010.

Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика и основы экономического положения личности // Очерки конституционной экономики. 2009. 23 октября / Отв. ред. Г.А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2009.

Мелкумов В.Г. Функции советской прокуратуры // Советское государство и право. 1980. № 11.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.

Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995.

Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. - М.: Юристъ, 2001.

Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические

аспекты) диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Ростовский юридический институт МВД РФ. Ростов-на-Дону, 2011. С.19

Literature list:

Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, .1993 (taking into account the amendments to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 № 6 -FKZ , dated December 30, .2008 , the number 7 - FCL ) / / Collected Legislation of the Russian Federation . 2009 . Number 4 . St . 445.

Federal Law of June 20, 1996 № 81 -FZ "On State Regulation of coal production and use , features of social protection of workers organizations coal industry" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1996 . Number 26. St . 3033 .

Federal Law of 28 December 2009 № 381 -FZ "On the basis of state regulation of trade in the Russian Federation" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 2010 . Number 1. St . 2 .

Federal Law of December 8, 2003 № 164-FZ "On the basis of state regulation of foreign trade" / / Collected Legislation of the Russian Federation. December 15, 2003 № 50 . St . 4850.

Federal Law of January 8, 1998 № 10- FZ " On state regulation of aviation" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1998 . Number 2 . St . 226.

Presidential Decree of March 9, 2004 № 314 "On the system and structure of federal executive bodies" / / Collected Legislation of the Russian Federation. Number 11. 2004 . St . 945.

Government Decree of May 16, 2011 № 373 "On approval of the design and execution of administrative regulations of state functions and administrative regulations for public services" ( with the "Rules of the development and approval of administrative regulations for performing public functions ", " Rules of the development and approval of administrative regulations provision of public services "," Rules of the examination of draft administrative regulations for public services " ) / / Collected Legislation . 2010 . Number 22. St . 3169 .

Atamanchuk GV Theory of Public Administration . - M. , 1997 .

Bachilo IL Control functions . M. , 1976 .

Berenzon AD The main activities of the Prosecutor's Office / / Problems of organization and operation of prosecutorial system in light of the Law on the Prosecutor's Office of the USSR. M. , 1980 .

Hajiyev GA Constitutional principles of the market economy (development foundations of civil rights in the Constitutional Court of the Russian Federation ) . M. Yurist 2002

Gerasimov S. function of prosecution among prosecutors / / The prosecutor's office in a legal state . Materials multilateral meeting organized by the Council of Europe and the Prosecutor General's Office . M. , 1997 .

Davydenko LM Criminological function Soviet prosecutors , the main activities of the Soviet prosecutors. Sverdlovsk , 1988.

The executive authority of the Russian Federation. Problems of Development / Ed . Ed. IL Bachilo . - M. , 1998 .

Kask LI Function and structure of the state . Moscow, 1969 Kask LI Systematic approach to the knowledge of the state and the rights / / Jurisprudence. 1977 . Number 4.

Kovachev DA Functions, tasks , powers and capacity of public authority / / Jurisprudence. 1985 . Number 4 .

Kondrashov B. Police : legal status and functions / / laws. 1992 . Number 6 - 7.

Constitutional economics / Ed . Ed. GA Hajiyev. M. Yustitsinform 2010 .

Lafitsky VI, Vladimir Mau Constitutional economics and fundamentals of the economic situation of the individual / / Sketches of constitutional economics . 2009 . October 23 / Ed . Ed. GA Hajiyev. M. Yustitsinform 2009 .

Melkumov vG Functions of the Soviet Prosecutor / / Soviet State and Law . 1980 . Number 11.

General Theory of Law and State : Textbook / Ed . VV Lazarev. M. , 1996 .

Smirnov AF The prosecutor's office and control problems . M. , 1997 .

Spiridonov LI Theory of State and Law. M. , 1995 .

Chirkin VE Government. Elementary course . - M. : Yurist 2001 .

Shmaliy OV Ensuring the effectiveness of the legal executive (theoretical and methodological aspects) thesis for the degree of Doctor of Law / Rostov Institute of Law of the Interior Ministry . Rostov- on-Don, 2011 . C.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.