ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 7.034.5
ИСПАНСКОЕ РЕНЕССАНСОВЕДЕНИЕ: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Н.В. Антонова
Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. В предложенной Вашему вниманию статье рассматривается процесс становления испанской ренессансоведческой традиции. Выделены основные вехи на пути развития истории культуры, ставшие интеллектуальным контекстом для зарождения новой формы изучения искусства с учетом историко-культурного фона эпохи. Приведены имена крупнейших исследователей в интересующей нас области, а также из непосредственных наставников, которые дали импульс для возникновения культурной истории Ренессанса в Испании. Поколения исследователей, занимающихся изучением испанского Возрождения, разделены на три группы, каждая их которых имеет собственные особенности и является шагом на пути к формированию истории культуры Ренессанса в том виде, в котором мы ее видим сегодня. Изложены основные принципы, которыми руководствовались исследователи при изучении культурного прошлого своей страны. Отдельное внимание уделено медиевистической традиции в испанской историографии, с акцентом на ее основных характеристиках и значении для развития испанского ренессансоведения. Показан процесс перехода от исследований в области истории искусств, через культурный поворот в историографии, к изучению истории культуры. Особое внимание уделяется росту престижа истории ментальностей в контексте перехода государства к демократии в 80 гг. 20 века.
Ключевые слова: испанский Ренессанс, история культуры, историография, испанская научная традиция, ренессансоведение, история ментальностей.
Для цитирования: Антонова Н.В. Испанское ренессансоведение: через тернии к звездам // Казанский лингвистический журнал. 2018. том 1, № 2 (1). С. 44-49.
SPANISH RENAISSANCE STUDIES: PER ASPERA AD ASTRA
N. V. Antonova
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract. The present article looks at the formation of the Spanish Renaissance study. It focuses on the milestones in the history of studying Renaissance culture by Spanish scholars which formed an ideal context for germinating a new method to approach the problem, taking into Казанский лингвистический журнал, 2018, том 1, № 2 (1)
consideration the historical and cultural background of the epoch. The origins of cultural history in Spain are followed from the most outstanding scholars who instructed our contemporaries and gave an impetus to developing this branch of historical knowledge. The generations of scholars who researched Spanish Renaissance are classified into three groups, each of which is unique and forms part of the way towards the cultural history of Spanish Renaissance as we know it today. Special attention is paid to the basic principles which guided the scholars while exploring their national historical background. Along with the general context, the development of Renaissance cultural studies is seen through the prism of the medievalist tradition in Spanish historiography. The evolution of this branch is seen as a process, which begins with the first works on Art History, through the cultural turn, towards cultural history. The history of mentalities is addressed as well as an important factor in forming cultural history in the years of Transition in Spain.
Key words: Spanish Renaissance, cultural history, historiography, Spanish historical science, Renaissance studies, history of mentalities.
For citation: Antonova N.V. Spanish renaissance studies: per aspera ad astra // Kazan linguistic journal. 2018. Vol. 1, No. 2 (1). Pp. 44-49.
Историю исследования испанского Ренессанса достаточно обширна как в европейской, так и в российской традиции. Стоит заметить, что проблема сущности испанского Ренессанса является крайне сложной и неоднозначной. Несмотря на то, что вот уже более века это вопрос является предметом интереса испанских, европейских и американских исследователей, однозначная концепция до сих пор так и не выработана. Учитывая многогранность феномена Ренессанса как такового, а также множественность воззрений историков как на природу этого явления, так и на форму выражения его в культуре и искусстве народа, подобное положение дел является вполне закономерным [см. Caferro W.]. При отсутствии согласия относительно общей концепции Ренессанса сложно говорить о региональном выражении специфики этого феномена. Рассуждения о сущности испанского Возрождения, степени причастности Испании к возрожденческому движению Италии и Европы можно встретить как на страницах общеисторических исследований (Америко Кастро и Кесадо [см. Castro A.]), так и в трудах, непосредственно посвященных этой проблеме (в трактатах об искусстве и в литературных исследованиях, в исторических трудах и в философских эссе). Такое разнообразие и неоднородность источников является одной из причин, по которым задача определить специфику эпохи Возрождения в Испании в интерпретации испанских и европейских ренессансоведов является крайне сложной.
Небезызвестным является тот факт, что в середине 19 в. у целого ряда испанских мыслителей и философов возник повышенный интерес к историческим судьбам Испании, в частности, средним векам и началу нового времени. Тем не менее, немаловажным является характерная особенность того периода, а именно спектр исследовательского интереса. Даже при поверхностном анализе становится очевидным, что взгляды ученых были в большей степени обращены к проблемам политического, экономического и социального устройства средневекового общества, при этом культурный аспект переходного периода практически игнорировался, оставляя в тени вопросы искусства и ментальности Ренессанса в Испании.
Нельзя сказать, что культура и искусство переходного периода не упоминались в дискуссиях, однако они имели скорее случайный, нежели закономерный характер. Культурное наследие ренессансной эпохи стало предметом исследования историков и искусствоведов в начале 20 века, когда на интеллектуальную арену Испании вышел новый крупный научный центр, наименованный Центр Исторических Исследований. Стоит отметить, что специфической особенностью испанской культурной истории является ее непосредственная связь с историей искусств. Этим обусловлено то обстоятельство, что несмотря на то что труды по медиевистике уделяли мало места проблематике Ренессанса, данная проблема не была предана забвению в искусствоведческих кругах, этот вопрос обсуждался чрезвычайно активно получил широкую огласку. С распространением же в Испании идей анналистов это направление исследования постепенно трансформировалось, приобретая все больше связей с другими дисциплинами. Следствием того стало возникновение нового направления, занимающегося выявлением связи искусства с процессом исторического развития испанского народа. По этой причине, разрабатывая классификацию историографической традиции испанского Ренессанса, представляется наиболее логичным опираться на периодизацию, традиционно применяемую в историографии истории искусств. Согласно данной классификации, первые этапы данной историографической традиции включают в себя труды искусствоведческого характера, которые, постепенно эволюционируя, положили начало новой традиции истории изучения испанского Ренессанса. По этой причине первые два периода представлены трудами искусствоведческого характера, и лишь исследования наиболее позднего, приходящегося на пост фашистское время, постепенно приобретают черты культурной истории. В рамках данной концепции мы можем выделить три основных стадии в истории изучения испанской ренессансной культуры.
Первый этап, характеризующийся искусствоведческой направленностью, включает в себя работы крупнейших представителей Центра Исторических Исследований, таких как Висенте Ламперес и Ромеа, Элиас Тормо и Монсо, и Мануэль Гомес-Морено Матринес [см. Gómez Moreno M.]. Кроме того, к тому же поколению относят такие резонансные личности, как Хуан де Контрерас и Лопес де Айала (более известный как Маркиз де Лосойа) и Франсиско Хабьер Санчес Кантон. Хронологически данный этап ограничивается рамками 1910 и 1950 гг. Следовательно, начало формированию исторической школы, предметом исследования которой стала история Ренессанса, относится к 10 гг. 20 в. Если сопоставить данные даты с хронологией изучения истории Испании в целом, мы можем обнаружить разрыв примерно в 50 лет.
Вторая стадия в исследовании Ренессансной культуры Испании датируется серединой 1950 - началом 1980 гг. и главным образом апеллирует к именам трех ученых. 1. Диего Ангуло Иннигеса, эксперта в области живописи эпохи Ренессанса. Диего Ангуло, наряду с активным участием в деятельности Центра Исторических Исследований, с 1968 по 1970 гг. исполнял обязанности директора музея Прадо. Он стал лауреатом ряда премий в сфере истории искусств, и редкое событие в сфере истории искусств обходилось без его участия.
2. Хосе Марии де Аскарате Ристори, неподражаемого специалиста в области скульптуры. Хосе Мария де Аскарате занимал пост профессора истории искусств в Мадридском университете Комплутенсе и являлся членом Королевского патроната Музея Прадо.
3. Фернандо Чуэки Гойтиа, посвятившего себя исследованию ренессансной архитектуры. Фернандо Чуэка был последователем известного архитектора и реставратора Леопольдо Торреса Бальбас, преподавал в Высшей архитектурной школе Мадрида и получил членство
в Королевской Академии Истории и Искусств Сан Фернандо. Все эти исследователи в той или иной степени связаны с Центром Исторический Исследований Мадридского университета Комплутенсе и музеем Прадо, являющимися наиболее значимыми центрами изучения культуры и искусства Испании. Кроме того, их объединяет приверженность научными традициям Мануэля Гомеса Морено и Элиаса Тормо. Нельзя обойти вниманием фигуру такого выдающегося историка искусств как Энрике Лафуэнте Феррари, в сферу интересов которого входила преимущественно живопись ренессансной Испании. Этот ученым мог похвастаться контактами с наиболее выдающимися представителями испанской интеллектуальной элиты, включая Клаудио Санчеса Альборнос, Антонио Бальестерос Беретта и Хосе Ортега и Гассет. На формирование его научной концепции оказали огромное влияние такие знаковые фигуры эпохи, как Вернер Вейсбах и Эрвин Панофски.
Последователями этой триады стали их ученики, значительно обогатившие испанскую ренессансоведческую традицию как с точки зрения глубины анализа, так и в плане масштабности. В частности, получает распространение икогографический метод, во многом трансформировавший испанскую искусствоведческую традицию и направивший ее в новое русло. Отдельного упоминания заслуживают такие имена, как Хесус Эрнандес Перера, Маргарита Эстелья Маркос, Элиса Бермехо Мартинес, Антонио Бонет, Исабель Матео Гомес, Мария Элена Гомес Морено (являющаяся дочерью и последовательницей Мануэля Гомеса Морено), Хуан Антонио Гайя Нуньо. Не меньший вклад в развитие испанского ренессансоведения внесли Рафаэль Мансано Мартос, Карлос Самбрисио Ривера Эчегарай, Хоакин Мария де Наваскуэс и де Хуан и Альфонсо Эмилио Перес Санчес, являющиеся наиболее известными последователями Мануэля Гомеса Морено и его учеников. Данные авторы стали первыми на пути развития иконологической традиции в испанской историографии.
За пределами Иберийского полуострова культура и искусство ренессансной Испании рассматриваются в работах Джорджа Александера Кублера (США), Эрл Эдгара Розенталя (США), Дамиана Карлоса Байона Арруфата (Аргентина), Гарольда Эдвина Уитей (США). Внимание исследователей в это период преимущественно концентрируется на двух проблемах, а именно: анализ творчества определенных мастеров Возрождения и изучение специфики и особенностей различных региональных художественных школ на территории Испании с акцентом на формальных аспектах.
Основная масса вышеназванных ученых придерживались единой традиции, за исключением Диего Ангуло и Мигеля Батльори. Их работы «Мифология испанского искусства эпохи Ренессанса» ("La mitología del arte español del Renacimiento"), и «Гуманизм и ренессанс» ("Humanismo y Renacimiento") [см. Batllori M., Ángulo Iñiguez D.] положили начало новому этапу в изучении испанского Ренессанса. Основным постулатом трудов этих исследователей является идея о причастности испанского Ренессанса европейской традиции. В частности, Мигель Батльори предлагает трактовать гуманизм как единое интеллектуальное движение во всей Европе, давшее начало классическому стилю в искусстве [см. Arias de Cossío, A. M., с. 9].
Следующая, третья стадия в испанской ренессансоведческой историографии приходит вместе с крахом диктатуры Франко, а именно, в 1980 гг. В этот период Испания открывает свои границы для новых научных идей, приходящих из Европы, благодаря чему закладываются базы для инновационных методов и направлений исследования. Наиболее Казанский лингвистический журнал, 2018, том 1, № 2 (1)
широкое распространение получила тенденция к междисциплинарности: «рассматривающие произведение искусства в диалоге с другими сферами интеллектуальной деятельности» (перевод - Н. А.) [Arias de Cossío, A. M., с. 10]. Именно этот этап, благодаря синтетическому изучению искусства, ментальности и социо-политического контекста, стал колыбелью культурной истории в Испании. Далеко не все исследователи рассматривают это направление как отдельную ветвь исторического знания (вероятно, по причине его новизны и недостаточно четкого оформления), относя труды, связанные с эпохой Ренессанса, к истории искусств, однако вопрос междисциплинарности этих исследований не подвергается сомнению. Данное поколение представлено именами таких исследователей как Фернандо Чека Кремадес, Фернандо Мориас Франко, Франсиско Хосе Портела Сандоваль, Виктор Мануэль Ньето Алькайде, Педро Хосе Наваскуэс Паласио, Мигель Анхель Кастильо Ореха, Альфредо Хосе Моралес Мартинес, Сантьяго Себастьян Лопес, Хосе Мигель Моран Турина Висенте Льео Каньял. Заслугой данной плеяды исследователей культуры Испании является создание нового метода исследования культуры, позволившего сочетать достижения предыдущего поколения историков искусства и культуры с обновленным исследовательским инструментарием. Предмет исследования этого поколения варьируется от анализа итальянской классической модели Ренессанса до его региональных выражений, от интерпретации творчества отдельных мастеров до анализа культурного феномена с тем, чтобы выразить стиль власти того или иного правителя. Все эти труды объединяет стремление к генерализации и отказу от единого метода в пользу расширенной методологической базы. Ярко выражена тенденция к «использованию различных элементов традиционных методологий, в особенности культурной истории, иконологии (символизма) и структурного метода» (перевод - Н. А.) [см. Nieto Alcaide V., Checa Cremades F., с. 366].
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что изначально в панораме ренессансоведческой историографии Испании четко просматриваются два направления. Во-первых, обширная медиевистическая традиция, хронологически частично охватывающая эпоху Возрождения (в зависимости от избранной классификации). Тем не менее, данное направление занимается преимущественно вопросами политической истории, а культурный аспекты, в частности, Ренессанс, оказываются вне поле зрения. Во-вторых, история искусства, имеющая «изобильную и почти необъятную библиографию» (перевод - Н. А.) [Arias de Cossío A. M., с. 8]. Недостаток этой парадигмы заключается в оторванности от культурно-исторического контекста эпохи и преимущественное игнорирование вопросов ментальности. Новизну в данную сферу научного знания вносит период перехода к демократии, когда культурно-исторический фон становится полноправным участником исследовательского процесса, открывая новые, доселе неизвестные, грани культурной истории Испании.
Литература
1. Angulo Iñiguez D. Historia del Arte. Tomo 2. Madrid: Oñate, 1962. 484 p.
2. Arias de Cossío A.M. El arte del Renacimiento español. Madrid: Ediciones Encuentro, 2009. 342 p.
3. Batllori M. Humanismo y Renacimiento: Estudios Hispano-Europeos. Barcelona: Ed. Ariel, S.A, 1987. 197 p.
4. Caferro W. Contesting the Renaissance. Contesting the past. West Sussex: Wiley Blackwell, 2010. 264 p.
6. Castro A. El pensamiento de Cervantes y otros estudios cervantinos. Madrid, Trotta, 2002. 736 p.
7. Gómez Moreno M. La escultura del Renacimiento en España. Barcelona: Pentheon, 1931. 116 p.
8. Nieto Alcaide V., Checa Cremades F. El Renacimiento. Formación y crisis del modelo clásico. Madrid: Ediciones Istmo, 1981. 398 p.
References
1. Ángulo Iñiguez, D. (1962). Historia del Arte [History of art]. Tomo 2. Madrid: Oñate. 484 p. (in Spanish).
2. Arias de Cossío, A.M. (2009). El arte del Renacimiento español [The art of the Spanish Renaissance]. Madrid: Ediciones Encuentro. 342 p. (in Spanish).
3. Batllori, M. (1987). Humanismo y Renacimiento: Estudios Hispano-Europeos [Humanism and Renaissance: Hispano-European Studies]. Barcelona. 197 p. (in Spanish).
4. Caferro, W. (2010). Contesting the Renaissance. Contesting the past. West Sussex: Wiley Blackwell. 264 p. (in English).
6. Castro, A. (2002). El pensamiento de Cervantes y otros estudios cervantinos [The thought of Servantes and other Servantes studies]. Madrid, Trotta. 736 p. (in Spanish).
7. Gómez Moreno, M. (1931). La escultura del Renacimiento en España [The sculpture of the Renaissance in Spain] Barcelona: Pentheon, 116 p. (in Spanish).
8. Nieto Alcaide, V., Checa Cremades, F. (1981). El Renacimiento. Formación y crisis del modelo clásico [The Renaissance. Formation and crisis of the classical model]. Madrid: Ediciones Istmo. 398 pp. (in Spanish).
Авторы публикации
Антонова Наталья Васильевна - кандидат исторических наук, Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18.
E-mail: [email protected]
Authors of the publication
Natalia V. Antonova - PhD in history, Kazan Federal University, 420008, 18, Kremlevskaya str. Kazan, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 12.10.2018. Принята к публикации 10.11.2018.