Научная статья на тему 'Дискуссии о ренессансе в испанской историографии XX начала XXI века'

Дискуссии о ренессансе в испанской историографии XX начала XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ РЕНЕССАНСА / ИСПАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / РЕНЕССАНСОВЕДЕНИЕ В ИСПАНИИ / RENAISSANCE HISTORIOGRAPHY / RENAISSANCE STUDIES IN SPAIN / SPANISH RENAISSANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонова Н. В.

Предпринимается попытка определить основные периоды развития испанского ренессансо-ведения. Ставится вопрос об эволюции данной «ветви» исторического знания в Испании начи­ная с первых упоминаний о феномене испанского Возрождения в трудах общеисторического плана и заканчивая работами, посвященными непосредственно исследованию места ренессанс-ной эпохи в общем контексте испанской культуры, а также наиболее поздними трудами меж­дисциплинарного характера. Одновременно рассматривается вопрос об истоках противоречи­вости, неоднозначности истолкований Ренессанса в испанской медиевистике и о необходимости более тщательного изучения испанского ренессансоведения как такового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEBATES ON RENAISSANCE IN SPANISH HISTORIOGRAPHY OF THE XX EARLY XXI CENTURIES

The article is devoted to the history of Renaissance studies in Spain. Its aim is to outline the main stages of the development of this branch of knowledge in Spanish historical science and to define their characteristic features. Various sources of information, including the works of Russian, European and American researchers, were used in the analysis of the problem. The evolution of the studies is traced from the first references to the phenomenon of Re­naissance in Spain in general works of the XIX century to the latest research papers dedicated to the detailed analysis of the epoch in Spanish culture (including some interdisciplinary works on the issue). The first problem raised in the article is the beginning of Renaissance studies in Europe and its further development as it was interpreted by Russian and European historians. The author presents a brief historiographic analysis of works on the Middle Ages, as the era which chronologically includes the Renaissance epoch, and the principal spheres of interest in those investigations. The author also examines the research concerning directly the phenomenon of Renaissance in Spanish culture and distinguishes three main generations of historians, in accordance with the recent Spanish studies. Special attention is paid to the fact that the first two generations of Spanish Renaissance historians generally focused on artistic aspects of Renaissance studies and mostly ignored the influence of the phenomenon on social, political and economical de­velopment of the country whereas in the latest studies there is a clear link between culture and historical evolution of the nation. Therefore though there is the abundance of works on the Renaissance art in general, just few research concern the historical aspect of the phenomenon. The author concludes that the phenomenon of Spanish Renaissance is an ambiguous and controversial issue in contemporary historical science and needs more detailed and thorough investigation.

Текст научной работы на тему «Дискуссии о ренессансе в испанской историографии XX начала XXI века»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 История Выпуск 1 (24)

УДК 94"15/18"(460)

ДИСКУССИИ О РЕНЕССАНСЕ В ИСПАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Н. В. Антонова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18 natallin 1710@hotmail. com

Предпринимается попытка определить основные периоды развития испанского ренессансо-ведения. Ставится вопрос об эволюции данной «ветви» исторического знания в Испании начиная с первых упоминаний о феномене испанского Возрождения в трудах общеисторического плана и заканчивая работами, посвященными непосредственно исследованию места ренессансной эпохи в общем контексте испанской культуры, а также наиболее поздними трудами междисциплинарного характера. Одновременно рассматривается вопрос об истоках противоречивости, неоднозначности истолкований Ренессанса в испанской медиевистике и о необходимости более тщательного изучения испанского ренессансоведения как такового.

Ключевые слова: историография Ренессанса, испанское Возрождение, ренессансоведение в Испании.

Проблема Ренессанса уже более полутора веков дискутируется в европейской историографии. Споры о сущности этого явления и его влиянии на историю и культуру Европы возобновились в последние три - четыре десятилетия. Возникают новые предположения, теории и концепции, представляющие Ренессанс в разных ракурсах и обогащающие наши познания о нем, но не дающие окончательного ответа на вопрос о сущности Возрождения и его влиянии на ход исторического развития как отдельных государств, так и Европы в целом.

Как известно, наиболее яркой фигурой, с которой традиционно связывают начало исследования Ренессанса, является Я. Буркхардт, автор труда, посвященного итальянскому Возрождению. Несмотря на аргументированность и солидную источниковую базу исследования Я. Буркхардта, его позиция оказалась небесспорной, и вскоре вокруг феномена Ренессанса возникли активные дискуссии.

Согласно российским историографическим источникам западноевропейские дискуссии о Ренессансе основывались на противопоставлении концепций Я. Буркхардта и Г. Тоде. В отечественной историографии сложилась традиция считать причиной того, что проблема Ренессанса не разрешена окончательно, существование двух лагерей: сторонников Я. Буркхардта (его противопоставления Ренессанса средневековым традициям и устоям) и последователей медиевалистической идеи Г. Тоде (о непосредственной связи Ренессанса со средневековьем и гармоничной последовательности этих двух эпох).

В западной историографии вопрос о соотношении средневековой и ренессансной культуры продолжает обсуждаться. Имя Я.Буркхардта как основоположника ренессансоведения традиционно фигурирует в историографических трудах европейских исследователей (при наличии у них, однако, ряда концептуальных расхождений). Во-первых, в отличие от российских источников в западных имя Г. Тоде не является доминирующим, а медиевалистическое направление представляено Й. Хейзинга, Ч.Г. Гаскинсом, Э. Жильсоном, Э. Гариным (а в некоторых источниках встречается оппозиция Я. Буркхардт - П. Берк). Во-вторых, согласно ряду исследований, в частности, американского историка У. Каферро, несмотря на первоначальное господство концепции Я. Буркхардта, происходила постепенная эволюция взгляда на проблему Ренессанса, в результате которой часть историков пришли к заключению об ошибочности первоначальной позиции, и возник так называемый «бунт медиевистов» (the revolt of the medievalists) [Caferro, 2010, p. 8]. В современной Европе идея Я. Буркхардта вновь получила распространение, однако в несколько иной форме: она рассматривается в большей степени как классический эталон изучения Ренессанса. Кроме того, в англоязычных источниках упоминается так называемый «золотой век» ренессансоведения [Caferro, 2010, p. 12], когда в результате прихода нацистов к власти в целом ряде европейских стран многие исследователи (в их числе Г анс Барон, Эрвин Панофски, Пауль Оскар Кристеллер) эмигрировали в Англию и Америку, что дало сильный импульс развитию этой сферы исторического знания.

© Н. В. Антонова, 2014

Итак, из сказанного мы можем сделать вывод о том, что сам процесс изучения Ренессанса во многих европейских источниках представлен иначе, чем в отечественных. В российской исторической литературе долго превалировала линия Я. Буркхардта, и лишь в последние десятилетия ме-диевалистические традиции начали находить отражение в работах наших ренессансоведов. В западной историографии картина несколько иная и понимание европейского Ренессанса (в частности испанского) имеет специфику.

Обращаясь непосредственно к историографии эпох Средневековья и Ренессанса в Испании, необходимо отметить тот факт, что поскольку период Ренессанса хронологически совпадает с закатом эпохи Средневековья, невозможно рассматривать это явление вне контекста испанской медие-валистической традиции. Согласно историографическому исследованию Х.А. Гальего (J.A. Gallego) пик исторического интереса испанцев к средним векам, в исторические рамки которых в качестве заключительной фазы входит эпоха Возрождения, пришелся на XIX в., когда собранные за многие века хроники начали анализироваться. Этому способствовало создание начиная с XVI в. архивных хранилищ, давших беспорядочным наборам кодексов четкую организацию, позволявшую свободно ориентироваться в информационном пространстве рукописей и предоставившую свободный доступ к последним. Вследствие этого появился ряд трудов, посвященных отношениям Испании с другими государствами Европы, авторами которых были Л. Серрано (L. Serrano), Р. д’Абдаль (R. d'Abdal), М. Феротон (M. Ferotón), А.Уиси (A. Huici) и др.

Одним из наиболее востребованных в первые десятилетия активного изучения средневековой истории Испании был вопрос об особенностях и традициях королевских дворов разных провинций, в особенности Кастилии и Леона. Полемичной для испанских медиевистов была также проблема феодализма, которой занимались такие известные испанские историки, как Ф.Х. Мартинес Марина (F.J. Martínez Marina), Т. Муньос и Ромеро (T. Muñoz y Romero), А. Эркулано (A. Herculano), Х. Пуйол (J. Puyol), Л. Вальс и Табернер (L. Valls i Taberner) и др.

В качестве отдельного направления в исследовании истории и культуры Испании эпохи Средневековья и Ренессанса Х. Андрес Гальего выделяет изучение арабской и иудейской культур. Первым испанским арабистом принято считать П. Г аянгоса и Арсе, исследователя середины XIX в., вслед за ним вопросами арабской культуры на территории Испании занимались Ф. Кодера (F. Codera), Х. Рибера (J. Ribera), М. Асин Паласиос (M. Asín Palacios), Э. Гарсиа Гомес (E. García Gómez). Иудейская культура, хотя и была представлена значительно меньше, стала предметом изучения в нескольких довольно крупных работах и ряде статей.

Среди более поздних исследований по истории средневековой Испании необходимо отметить труды Р. Менендеса Пидаля, А. Кастро и К. Санчеса Альборноса (последние фокусируют свое внимание на анализе испанского национального характера).

Однако по причине высокого интереса испанских исследователей к Средневековью уже в годы франкизма сформировались две автономные и довольно многочисленные группы медиевистов. Первая объединяла исследователей внутри Испании; вторая, возглавляемая К. Санчесом Альборно-сом, включала в себя испанских эмигрантов в Латинской Америке. Таким образом, вопреки сложному положению страны, испанская медиевистика в эпоху франкизма эволюционировала. Две традиции в большей или меньшей степени поддерживали исследовательскую традицию своих предшественников, однако несомненным является тот факт, что большинство новых тенденций в развитии испанской медиевистики зародились именно в Аргентине.

В последние десятилетия для испанской средневековой и ренессансной историографии характерно постепенное расширение проблемного поля, и к существовавшему уже кругу традиционных сфер исследования постепенно начали присоединяться новые.

Одним из наиболее поздних направлений в исторической науке Испании (а следовательно, наиболее дискуссионных) является культурная история. Один из основателей этого направления, датский историк Й. Хейзинга, дает ему следующую характеристику: «Предметом исследования культурной истории являются многообразные формы и функции культуры, в том виде, в каком они представлены в истории народов и социальных групп, их выражение в образах, мотивах, темах, символах, концептуальных формах, идеях, стилях, восприятии культуры» [Huizinga, 1980, p. 68]. Британский историк П. Берк в качестве основной черты исследователей культурной истории выделяет их «интерес к символике и интерпретации». Причем символический подход он противопоставляет другим направлениям в исторической науке, утверждая, что «культурная история брюк,

например, отличается от экономической истории этого же предмета, равно как и культурная история парламента отличается от политической истории данного института» [Burke, 2010, p. 15].

В Испании история культуры находилась за пределами интересов исследователей вплоть до проникновения в испанскую науку новых идей из Европы. Но и с распространением социальной истории, истории ментальности и прочих направлений проблемы культурно-мировоззренческого плана далеко не всегда рассматривались как предмет, достойный внимания. Тем не менее интерес к эпохе Ренессанса и его влиянию на историческое развитие испанского государства проявился задолго до распространения культурной истории и воплотился в форме истории искусства. Как можно понять из сказанного, хотя исследования по истории Испании, осуществленные в XIX в., и охватывают XV-XVI вв., Ренессанс как явление остается за пределами интересов испанских ученых, а труды европейских историков, посвященные типологии Ренессанса, воспринимаются ими без попыток обнаружить этот феномен в истории собственной культуры.

В целом внимание историков Испании было в большей степени обращено на проблемы политического, экономического и социального устройства средневекового общества, чем на культурные аспекты переходного периода, и, следовательно, оставался в тени вопрос специфики Ренессанса в Испании. Тем не менее нельзя сказать, что культура и искусство переходного периода не упоминались в дискуссиях, однако это имело скорее случайный характер. Интерес к культурному наследию, в том числе эпохи Возрождения, возник значительно позже, и работу в этом направлении традиционно связывают с деятельностью Центра исторических исследований (Centro de Estudios Historicos), возникшего в 1910г. Особенностью испанской культурной истории является ее непосредственная связь с историей искусств. Как было указано, в трудах по медиевистике отводилось мало места проблематике Ренессанса, однако в искусствоведческих кругах этот вопрос обсуждался чрезвычайно активно, а с распространением в Испании идей школы Анналов это направление исследования постепенно трансформировалось, приобретая все больше связей с другими дисциплинами. В результате возникло новое направление, занимающееся выявлением связи искусства с процессом исторического развития испанского народа. По этой причине, составляя классификацию испанской ренессансоведческой традиции, мы взяли за основу традиционную периодизацию истории искусств, включающую труды искусствоведческого характера, которые, постепенно эволюционируя, дали начало новой традиции. По этой причине два первых периода представлены трудами искусствоведческого характера, и лишь исследования наиболее позднего периода, приходящегося на постфашистское время, постепенно приобретают черты культурной истории.

Итак, для удобства классификации можно условно разделить историю исследования культуры ренессансной Испании на три этапа. Представителями первого этапа традиционно считаются члены Центра исторических исследований: Мануэль Г омес-Морено, Э. Тормо (E. Tormo) и В. Лам-перес, а также Маркиз де Лозойа (Marqués de Lozoya), Ф.Х. Санчес Кантон (F.J. Sánchez Cantón), труды которых носили, как уже говорилось, преимущественно искусствоведческий характер. Этот этап можно приблизительно обозначить 10-50-ми гг. XX в., т.е. временем, наступившим спустя примерно полвека после начала становления испанской исторической науки. Таким образом, в 10-х гг. XXв. в Испании было положено начало созданию исторической школы, предметом исследования которой стала история Ренессанса.

Второе поколение испанских ренессансоведов представлено в первую очередь тремя выдающимися исследователями, практически все они в некоторой степени связаны с Центром исторический исследований Мадридского университета Комплутенсе и музеем Прадо (наиболее крупными центрами исследования культуры и искусств в Испании), а также являются приверженцами научных традиций Мануэля Г омеса Морено и Э.Тормо. Речь идет, во-первых, о Д. Ангуло Инниге-се (D. Angulo Iñiguez), директоре музея Прадо (1968-1970), члене Центра исторических исследований, лауреате премий в области истории искусств, во-вторых, о Х.М. де Аскарате (J.Ma. de Azcárate), профессоре истории искусств Мадридского университета Комплутенсе, члене Королевского патроната Музея Прадо и пр., в-третьих, о Ф. Чуэка Гоитиа (F. Chueca Goitia), ученике Л. Торреса Бальбаса (L. Torres Balbás), профессоре истории искусств Высшей архитектурной школы в Мадриде, члене Королевской академии истории и искусств Сан Фернандо и пр. Причем первый признается как специалист преимущественно в области ренессансной живописи, второй - в области скульптуры, а третий - в сфере архитектуры. Еще одной знаковой фигурой того периода является Э. Лафуэнте Феррари, специалист в области ренессансной живописи, поддерживавший контакты с

К. Санчесом Альборносом, А. Бальестеросом Беретта и Х. Ортега-и-Г ассетом. Взгляды его во многом формировались под влиянием таких выдающихся исследователей, как В. Вейсбах и Э. Паноф-ски.

Традиции этих ученых продолжили их непосредственные ученики, которые дополнили и расширили знания об испанском искусстве эпохи Ренессанса. В своем исследовании ренессансной культуры Испании А.М. Ариас де Коссио (Ana María Arias de Cossío) особо выделяет Х.А. Г айя Нуньо, Х. Эрнандеса Перера ( J.Hernández Perera), А. Боне (A. Bonet), Э. Бермехо (E. Bermejo), Марию Элену Г омес Морено (M.E. Gómez Moreno) (дочь Мануэля Г омеса Морено), М. Эстелья (M. Estella), И. Матео (I. Mateo). Наиболее известными последователями Мануэля Гомеса Морено и его учеников являются А.Э. Перес Санчес (A.E. Pérez Sánchez), Х.М. де Наваскуэс и де Хуан (J.Ma. de Navascués y de Juan), К.Самбрисио Р.Эчегарай (C. Sambricio R. Echegaray), Р. Мансано Мартос (R. Manzano Martos)

Среди иностранных медиевистов второй половины XX в., занимающихся культурой и искусством Испании эпохи Ренессанса, выделяются Д. Байон (D. Bayón), Э.Розенталь (E. Rosenthal), Д. Кублер, Г.Э. Уитей (H.E. Wethey). Внимание исследователей в это период концентрируется преимущественно на анализе творчества конкретных мастеров Возрождения и изучении специфики региональных художественных школ на территории Испании, связанных с формальным направлением.

Вне общей тенденции, по словам А.М. Ариаса де Коссио, оказываются труды Д. Ангуло «Мифология испанского искусства эпохи Ренессанса» («La mitologia del arte español del Renacimiento», 1952) и М. Батльори (M.Batllori) «Гуманизм и ренессанс» («Humanismo y Renacimiento», 50-е гг.). «Они открывали новые пути анализа и особенно свидетельствовали о том, что испанское Возрождение не было изолировано от остальной части Европы, кроме того, оба, в особенности М.Батльори, анализировали гуманизм как общую деятельность мыслителей, которая ведет к художественному стилю классицизма» [Arias de Cossío, 2009, p. 9].

Третье поколение, которое условно можно выделить в испанской традиции ренессансоведе-ния, заявляет о себе начиная приблизительно с 80-х гг. ХХв., когда после падения франкизма появляются под влиянием европейских течения, давшие новые подходы к изучению испанского Ренессанса. Именно в этот период получают широкое распространение «исследования, следующие междисциплинарной линии и рассматривающие произведение искусства в диалоге с другими сферами интеллектуальной деятельности» [Arias de Cossío, 2009, p. 10]. В рамках этой тенденции и возникло то новое направление в исследовании Ренессанса, которое соединило изучение памятников культуры с анализом их влияния на мировоззрение и ментальность испанского народа. Далеко не все рассматривают это направление как отдельную ветвь исторического знания (вероятно, по причине его новизны и недостаточно четкого оформления), относя труды, посвященные Ренессансу, к истории искусств, однако вопрос междисциплинарности таких исследований не подвергается сомнению. Выдающимися представителями данного поколения можно назвать В. Ньето (V. Nieto), П. Наваскуэс (P. Navascués), Ф. Портела (F. Portela), С. Себастьян (S. Sebastián), Ф.Чека (F. Checa), А. Моралеса (A. Morales), М.А. Кастильо (M.Á.Castillo), В. Льео (V. Lleó), М. Морана (M. Morán), Ф. Мо-риаса (F. Morias), успешно воплотивших идеи своих предшественников и свои собственные, используя новые формы исторического анализа.

Предметы исследования ученых различны: от итальянской классической модели Ренессанса до его региональных выражений, от творчества отдельных мастеров до анализа культурного феномена, позволяющего выразить стиль власти того или иного правителя. Особенностью трудов последних лет, посвященных Ренессансу, является «тенденция к культурным обобщениям, которая выражается в отказе от строгого применения определенного метода и позволяет использовать различные элементы традиционных методологий, в особенности культурной истории, иконологии (символизма) и структурного метода» [Nieto Alcaide, Checa Cremades, 1980, p. 366].

Таким образом, перед нами предстает следующая картина развития испанской историографии Ренессанса. С одной стороны, существует богатая библиография по средневековой Испании, в хронологические границы которой как заключительный этап входит эпоха Возрождения, однако внимание историков поглощено проблемами Реконкисты, феодализма и пр. За исключением кратких упоминаний, явление Ренессанса практически остается за пределами исследования. С другой стороны, существует искусствоведческая традиция, в которой количество работ, посвященных

эпохе Ренессанса, чрезвычайно велико. По словам А.М. Ариаса де Коссио (Мадридский университет Комплутенсе), библиография по этой теме, «изобильна и почти необъятна» [Arias de Cossío, 2009, p. 8], но в центре внимания находится искусство вне контекста исторического развития народа. Что касается исторических исследований, освещающих ментальность и культуру испанского народа в эпоху Возрождения, то они не столь многочисленны и относятся, как правило, к концу XX - началу XXI в. Тем не менее традиции предшествующих поколений историков и искусствоведов, продолженные авторами этих трудов, позволяют новейшей историиографии Ренессанса занять собственную, вполне обоснованную позицию, обеспечивающую обширное поле для исследования. Кроме того, рассуждения о феномене испанского Ренессанса встречаются в трудах ряда зарубежных историков, что свидетельствует о живом интересе к испанской культуре европейских и американских ренессансоведов. В отечественной историографии этот аспект исторического развития Испании изучен очень мало. Исходя из этого можно заключить, что исследование истории испанского Ренессанса и его связей с историческим развитием нации является перспективным, поскольку позволяет заполнить лакуны в современном историческом знании.

Библиографический список

Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М., 2001.

Гурьянова Т.Н. Культурно-исторические предпосылки специфики немецкого Возрождения в оценке отечественной историографии конца XIX-XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2009. Зайцев А.А. Проторенессанс и раннее Возрождение в культурно-исторической концепции Пауля Оскара Кристеллера: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2012.

Abellán J. L. Filosofía y pensamiento: su función en el exilio de 1939 // El exilio español de 1939, Madrid; Taurus, 1976.

Abellán J. L., Martínez GómezL. El pensamiento español. De Séneca a Zubiri. Madrid, 1977.

Angulo Iñiguez D. La mitologia en el arte español: del Renacimiento a Velazquez. Real Academia de Historia, 2010.

Angulo Íñiguez D. Historias del arte. Madrid, 1953.

Arias de Cossío A.M. El arte del Renacimiento Español. Madrid, 2009.

BatlloriM. Humanismo y Renacimiento: Estudios hispano-europeos. Barcelona, 1987.

Burke P. ¿Qué es la historia cultural? Barcelona, 2010.

Caferro W. Contesting the Renaissance. Contesting the past. Wiley Blackwell, 2010.

Castro Quesada A. De la España que aún no conocía: en 3 vols. México, 1972.

Castro Quesada A. La realidad histórica de España. México, 1966.

Checa Cremades F. Carlos V: la imagen del poder en el Renacimiento. El Viso, 1999.

Checa Cremades F. Tiziano y la monarquia hispanica: usos y funciones de la pintura veneciana en España (siglos XVI Y XVII). Nerea, 1994.

Granada Martínez M.A. ¿Qué es el Renacimiento? Algunas consideraciones sobre el concepto y el periodo // Cuadernos sobre Vico. 1994. № 4.

Huizinga J. El concepto de la historia y otros ensayos, Fondo de Cultura Económica. México, 1980. Menéndez Pidal R. La España del Cid. Madrid, 1929.

Mitre Fernández E., Andrés Gallego J., Cuenca Toribio J.M., Blazquez Martinez J.Ma, Sánchez Marcos F. Historia de la historiografía española. Encuentro, 2004.

Nieto Alcaide V., Checa Cremades F. El Renacimiento. Formación y crisis del modelo clásico. Madrid, 1980.

Sánchez Albornoz C. España: un enigma histórico. Buenos Aires, 1957.

Дата поступления рукописи в редакцию 22.08.2013

H. B. Aumouoea

THE DEBATES ON RENAISSANCE IN SPANISH HISTORIOGRAPHY OF THE XX - EARLY XXI CENTURIES

N. V. Antonova

Kazan (Volga region) Federal University, Lenin ave., 76, 454080, Chelyabinsk, Russia natallin 1710@hotmail. com

The article is devoted to the history of Renaissance studies in Spain. Its aim is to outline the main stages of the development of this branch of knowledge in Spanish historical science and to define their characteristic features. Various sources of information, including the works of Russian, European and American researchers, were used in the analysis of the problem. The evolution of the studies is traced from the first references to the phenomenon of Renaissance in Spain in general works of the XIX century to the latest research papers dedicated to the detailed analysis of the epoch in Spanish culture (including some interdisciplinary works on the issue). The first problem raised in the article is the beginning of Renaissance studies in Europe and its further development as it was interpreted by Russian and European historians. The author presents a brief historiographic analysis of works on the Middle Ages, as the era which chronologically includes the Renaissance epoch, and the principal spheres of interest in those investigations. The author also examines the research concerning directly the phenomenon of Renaissance in Spanish culture and distinguishes three main generations of historians, in accordance with the recent Spanish studies. Special attention is paid to the fact that the first two generations of Spanish Renaissance historians generally focused on artistic aspects of Renaissance studies and mostly ignored the influence of the phenomenon on social, political and economical development of the country whereas in the latest studies there is a clear link between culture and historical evolution of the nation. Therefore though there is the abundance of works on the Renaissance art in general, just few research concern the historical aspect of the phenomenon. The author concludes that the phenomenon of Spanish Renaissance is an ambiguous and controversial issue in contemporary historical science and needs more detailed and thorough investigation.

Key words: Renaissance historiography, Renaissance studies in Spain, Spanish Renaissance.

References

Bragina L.M., Varyash O.I., Volodarskiy V.M. i dr. Istoriya kultury stran Zapadnoy Evropy v epokhu Voz-rozhdeniya: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po gumanitarnym spetsialnostyam. M.: Vysshaya shkola, 2001.

Guryanova T.N. Kulturno-istoricheskie predposylki spetsifiki nemetskogo Vozrozhdeniya v otsenke otechest-vennoy istoriografii kontsa XIX-XX vv.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Kazan', 2009.

Zaytsev A.A. Protorenessans i rannee Vozrozhdenie v kulturno-istoricheskoy kontseptsii Paulya Oskara Kris-tellera: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Kazan, 2012.

Arias de Cossío A. M. El arte del renacimiento Español. Ediciones Encuentro, S. A., Madrid, 2009.

Burke P. ¿Qué es la historia cultural? Barcelona, 2010.

Caferro W. Contesting the Renaissance. Contesting the past, 2010.

Granada Martínez M. A. ¿Qué es el Renacimiento? Algunas consideraciones sobre el concepto y el periodo. Cuadernos sobre Vico, 1994, 4, pp. 123-148.

Huizinga J. El concepto de la historia y otros ensayos, Fondo de Cultura Económica, México D.F., 1980.

Mitre Fernández E., Andrés Gallego J., Cuenca Toribio J.M., Blazquez Martinez J.Ma, Sánchez Marcos F. Historia de la historiografía española. Encuentro, 2004.

Nieto Alcaide V., Checa Cremades, F. El Renacimiento. Formación y crisis del modelo clásico. Madrid, Ediciones Istmo, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.