Научная статья на тему 'Открытие Академии Сан Фернандо (1752) и ее роль в развитии испанской художественной культуры XVIII-XIX веков'

Открытие Академии Сан Фернандо (1752) и ее роль в развитии испанской художественной культуры XVIII-XIX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
336
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ САН ФЕРНАНДО / ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО / АНТИЧНАЯ СКУЛЬПТУРА / РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ / SAINT FERNANDO'S ACADEMY / SPANISH ART / ANTIQUE SCULPTURE / INCREASING OF NATIONAL SELFAWARENESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морозова Анна Валентиновна

Особенно в отечественной историографии история испанского искусства остается освещенной выборочно. Подробнее изучены искусство XVII в., эпоха Ренессанса, творчество Гойи. Между тем и помимо наиболее ярких явлений и крупнейших имен в истории испанского искусства остается много интересных страниц. Понимание культуры как сложнейшего живого организма дает право обратиться к изучению даже внешне не примечательных периодов ее существования. Таким периодом является вторая половина XVIII в., изученная особенно в нашей литературе только в аспекте творчества Гойи. Однако в это время в Испании была создана Академия художеств Сан Фернандо, во многом ставшая образцом для русской Академии художеств. Автор статьи анализирует деятельность Академии Сан Фернандо и ее влияние на мировоззрение испанской художественной элиты. Академия была открыта как государственное учреждение и существовала на государственный счет. Во-вторых, Академия публичное учреждение, она доступна для всех желающих связать свою жизнь с искусством. Все мероприятия Академии также носят публичный характер. В-третьих, с созданием Академии дело художественного образования оказалось поставленным на научную основу. Открытие Академии свидетельствовало о процессе сращивании искусства с наукой. Поначалу этот союз служил целям классицизма и усилению внимания к античному искусству, но научный подход оказался шире породившего его стиля и привел к научному и художественному изучению стилей других эпох, что повлияло на осознание испанским искусством особенностей своей национальной художественной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opening of Saint Fernando’s Academy (1752) and its Role in the Development of Artistic Culture of Spain during the 18-19th Centuries

The History of Spanish Art in the West European and in Russian Literature on History of Art wasn’t investigated equivalently for all periods. The Art of the 17th Century, the period of Renaissance, painting of Goya were in the center of attention of scientists and were studied more attentively. But beside the most bright events and the biggest names in the History of Spanish Art there are many interesting pages. Understanding of Culture as the complex Structure gives us the right to study the periods without bright famous persons and famous events. One of these periods is the second half of the 18th century, that was investigated in our country only in the aspect of works by Goya. But these period was the time when the Academy of Arts of Saint Fernando was created, what became the example for Russian Academy of Arts. The author of Article analyzes the Work of Academy of Saint Fernando and its influence on the world view of Spanish Artistic elite. The Academy was opened as the State Organization and worked at the base of the State subsidies. The Academy was the public Organization, it was opened for all who wanted to be the painters. All events organized by Academy were public. With the creation of Academy the Artistic Education in Spain was put at Scientific base. The creation of Academy was the act of syncretism and unity of Art and Science. At the beginning this unity worked for the aims of Classicism and increasing of attention to the Art of Antiquity, but the Scientific method was more great than the style, that created this method, and stimulated the Scientific and Artistic Studying of styles of other periods, that helped to the Spanish Art to understand the national Specific of the National Artistic School.

Текст научной работы на тему «Открытие Академии Сан Фернандо (1752) и ее роль в развитии испанской художественной культуры XVIII-XIX веков»

ПЕРЕКРЕСТОКИСКУССТВ РОССИЯ—ЗЛПЛД. СПб., 22016.

А. В. Морозова

ОТКРЫТИЕ АКАДЕМИИ САН ФЕРНАНДО (1752) И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИСПАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХУШХГХ ВЕКОВ

Вторая половина XVIII в. в Испании ознаменована открытием в Мадриде Академии художеств. Создание и открытие Академии Сан Фернандо означало рубеж в эволюции испанской культуры.

Академия Сан Фернандо была открыта в 1752 г. по декрету короля Фердинанда VI. По статутам 1757 г. Академия получала в год дотацию 12500 песо1, каждые три года между преуспевающими учениками распределялось девять медалей из золота и столько же из серебра2. В статутах специально подчеркивалось, что «никакой профессор живописи или скульптуры, принадлежит он к Академии или нет, .. .под страхом штрафа не может .. .заниматься публично живописью или скульптурой, не имея на это разрешения Академии»3. Академия стала «ситом», пропускающим через себя художественный потенциал Испании.

По мнению современников, Академия Сан Фернандо была создана, чтобы пресечь декаданс искусства, начавшийся, с их точки зрения, по всей Европе в XVII в. Вершиной развития искусства в Испании тогда считался XVI в.: творчество А. Берругете, Г. Бесерра, Ф. Вигарни4. Даже XVII столетие в целом в Испании теоретики XVIII-XIX вв. уже рассматривали как время упадка, хотя они и соглашались, что Веласкес, Мурильо и Сурбаран этот упадок несколько затормозили5. Сеан Бермудес отмечал, что еще Филипп V в первой половине XVIII в. пытался возродить искусства, для чего пригласил из Италии и Франции лучших художников. Один из них - Д. Хуан Доминго Оливьери в своем доме и на свои деньги создал публичную школу рисунка6. В 1742 г. Филипп V пришел к идее открытия Академии художеств и учредил подготовительную хунту, ставшую частично прообразом будущей Академии, поскольку хунте полагалась королевская денежная дотация и у нее было право посылать пенсионеров в Рим7. Фердинанд VI выделил Академии отдельное здание, после же 1772 г. она переехала в то здание, которое занимает и по сей день8.

1 Estatutos de la Real Academia de S. Fernando. Madrid, en casa de D. Gabriel Ramirez, impresor de la Real Academia, 1757. P. 6.

2 Ibid., p. 71-72.

3 Ibid., p. 87, 89.

4 Bermúdez Ceán J.A. Diccionario histórico de los mas ilustres profesóres de las bellas artes en España. T.1-6. Madrid : por la real Acad. de S. Fernando en la Imprenta de la Viuda de Ibarra Publ.,1800. 2169 p. T. III. P. 252.

5 Caveda y Nava J. Memorias para la historia de la Real Academia de San Fernando y de las bellas artes en España, desde el advenimiento al trono de Felipe V, hasta nuestros dias. Madrid, Imprenta de M. Tello, 1867. T. 1. P. 10.

6 Bermudez Cean J.A. Op. cit. T. III. P. 252.

7 Ibid. P. 253, 255.

8 Ibic. P. 257, 259.

© А. В. Морозова, 2016 47

23 мая 1758 г., испросив королевского разрешения, Академия послала в Рим на несколько лет «изучать искусство в присутствии знаменитых моделей»9 шесть студентов по два от каждого из главных видов искусств с годовой дотацией в 4400 реалов. Хотя в последующем эта традиция временно была прервана, Карл III в 1778 г. ее возродил10. Кроме того было утверждено десять пенсий для нуждающихся учеников (по две в каждом виде искусства).

В Академии изучались перспектива (с 1766 г.), анатомия (с 1768), математика (с 1768)11. Ткани с натуры с 1794 г. штудировались на специальном манекене, живой моделью служили три натурщика. Много сил было отдано созданию учебных моделей: закупались коллекции рисунков; со скульптур, приобретенных Веласкесом в Италии для Филиппа IV, Академия сделала, для их использования в учебных целях, гипсы12. Карл III приказал сформовать гипсы для Академии со статуй, привезенных из Геркуланума (тем более, что будучи королем Неаполя этот будущий испанский суверен много споспешествовал археологическим изысканиям там)13. Через посредство короля Академия приобрела мадридскую коллекцию отливок с греческой и римской скульптуры, принадлежавшую Антонио Рафаэлю Менгсу. В 1778-1779 гг. из Рима в стены Академии пришел ценнейший груз, состоявший из присланных тем же Менгсом семидесяти шести больших ящиков, в которых находились слепки, по замечанию Сеана Бермудеса, «всего наиболее прекрасного из древностей всей Италии»14. По распоряжению Карла III в музей Академии было переправлено пятьдеся шесть отливок древних бюстов и статуй из коллекции Кристины Шведской15. Пополнилось академическое собрание слепков и моделями, принадлежавшими скульптору Фелипе де Кастро16. Из элемента убранства дворцовых интерьеров античные статуи все больше и больше превращались в учебные пособия. Это собрание гипсов с греческих и римских скульптур продолжало активно обогащаться и в конце XVIII-XIX вв.17

14 января 1794 г. в Академии открылась публичная библиотека, составленная из лучших книг по изящным искусствам и коллекции рисунков и эстампов. Карл III (1759-1788) передал Академии часть картин из своего дворца, в 1774 г. Академия получила часть художественных сокровищ иезуитов, подарки от суверенов Академия продолжала получать и в XIX в. Оставались в стенах Академии и картины многих ее учеников и профессоров. Таким образом, Академия дала художникам учителей и лучшие образцы, до создания Академии труднодоступные мастерам в королевских резиденциях и частных собраниях.

Академия много сделала и для возрождения искусства гравюры, в 1760 г. к вознаграждениям в области трех ведущих видов искусства была добавлена «генеральная премия» по гравюре, граверы-пенсионеры короля стали посылаться в Париж. Выпускались эстампы с произведений древней живописи, открытой в Геркулануме18. Под патронатом Академии стали выходить теоретические труды, в том числе и принадлежащие перу древних19.

Таким образом, хотя инициатива создания Академии Сан Фернандо принадлежала художникам, Академия была открыта как государственное учреждение и существовала на

9 Ibid. P. 259.

10 Ibid. P. 259.

11 Ibid. P. 260.

12 Ibid. P. 261.

13 Об античной традиции в испанском искусстве XVI в. см.: МорозоваА.В. Античные образы в испанском искусстве XVI в. СПб., изд-во СПбГУ, 2008. 100 с.

14 Bermudez Cean J.A. Op. cit. T. III. Ibid. P. 262.

15 Ibid. P. 262.

16 Ibid. P. 261.

17 Bermudez Cean J.A. T. III. P. 262, 251-270.

18 Caveday Nava J. Op. cit. T. 1. P. 255.

19 Ibid. P. 305-306.

Открытие Академии Сан Фернандо (1752) и ее роль ...

государственный счет. Казна оплачивала работавших в Академии профессоров, выдавала премии художникам, занявшим первые места на регулярно проводившихся Академией конкурсах, выдавала стипендии бедным студентам Академии, а первым ученикам давала дотации на пенсионерство в Риме и Париже. За всеми профессорами Академии признавалась привилегия идальго20.

Во-вторых, Академия была создана как публичное учреждение, она была доступна для всех желающих связать свою жизнь с искусством. И все мероприятия Академии, как-то: проведение публичных выставок, публичных конкурсов, открытие публичных музеев (музеи открывались королевскими указами, но контролировала этот процесс Академия), -также носили публичный характер.

В-третьих, с созданием Академии дело художественного образования оказалось поставленным на научную основу. В Академии стали изучаться философия и история искусства, математика, перспектива, архитекторы штудировали точные дисциплины и т.д. Искусство понималось как базирующееся на научных знаниях и подвластное научному исследованию. Это введение научных знаний в область искусства дало и историкам искусства, и самим художникам возможность взглянуть на художественные памятники предшествующих эпох не только с точки зрения современных им самим художественных пристрастий, но и с эстетическо-исторической, приобрести толерантность к различным художественным стилям. Без этой именно тогда появляющейся толерантности были бы не возможны ни современная история искусства, ни начавшая проводиться Академией работа по реставрации архитектурных, скульптурных и живописных памятников Испании римской, готской, арабской эпох, без нее не произошло бы и открытия музея Прадо или, тоже публичного, музея Академии и многочисленных провинциальных художественных музеев Испании.

Еще в XVI в. знаменитый античный Лаокоон штудировался Алонсо Берругете, Хуаном де Хуни и другими испанцами21, ныне знания по скульптуре античности обрели фундаментальность. Античность стала рассматриваться как признанная школа искусства. Особенно наглядно рожденный Академией пиетет к античной традиции и, в частности, к формальному языку античной пластики, иллюстрирует антикизирующая классицистическая скульптура конца XVIII - первой половины XIX в. (например, «Мертвая Лукреция» Дамиана Кампени (1771-1855), «Защита Сарагосы» Альвареса Куберо (1768-1827) и другие памятники).

Достаточно долгое время секретарем Академии художеств был Антонио Понс, автор 18-ти томного «Путешествия по Испании». Отразившееся в его основном труде мировоззрение характерно для Испании эпохи создания Академии художеств. Просвещенческая дидактичность века, эрудиция ученого и постулируемая автором любовь к родине ("amor a la patria") в фундаментальном труде А. Понса нашли выражение в прославлении Испании через перечисление ее античных «сокровищ», исконных и привезенных. А. Понс добросовестно описывает цирки, триумфальные арки, руины храмов Мериды, восклицая, что по количеству античных раритетов это «второй Геркуланум»22. Столь же тщательно А. Понс перечисляет статуи, бюсты, колонны из коллекции королевы Кристины в Ла Гранхе. Это даже не столько описание, сколько почти инвентарная опись. А. Понс подчеркивает высокую ценность коллекции. «Короче, - с гордосью подытоживает автор, - здесь более семи-

20 Bermudez Cean J. A. Op. cit. T. III. P. 267.

21 LafondP. La sculpture espagnole. Paris, Librairie d'Education nationale,1908. P. 82;

Santiago Sebastián, López y Buendia, Rogelio. El Renacimiento / Historia del arte hispanico. Vol.3. Madrid, Alhambra, 1980. P. 118.

22 PonzA. Viage de España. 18 vols. Madrid, por D. Joachin Ibarra Impresor de Camara de S. M., 17721794. T. 8. Madrid, 1778. P. 120, 153.

десяти статуй, не считая бюстов, медалей, урн - все вместе составляет двести кусков, не включая колонн»23.

С точки зрения испанских теоретиков искусства величайшим позором для Испании была попавшая даже в «Историю искусства древности» И. И. Винкельмана информация о том, что античный бюст императора Клавдия в Эскориале служил гирей в церковных часах. Во время оккупации Мадрида австрийскими войсками лорд Галлоуэт нашел его и увез в Англию24. А. Понс отмечал, что античная мраморная группа «Апофеоз императора Клавдия» из Королевского Дворца в Мадриде сильно разрушена, не хватает головы императора. Но ему, по его словам, никак не верится, чтобы эта недостающая голова была обнаружена, «.. .как это опубликовано в иностранных источниках...», в качестве гири эско-риальских часов25.

Таким же камнем преткновения в споре с «непорядочными» иностранными авторами становится и античная коллекция Дома Пилата в Севилье. «Если бы эти ценности остались в Италии, их бы ждала много худшая судьба, как римские раритеты античности и замечательные античные здания Рима»26, - утверждает А. Понс.

Любопытно, что хотя А. Понс - ценитель классицистических норм красоты и наотрез не приемлет чурригереск, он способен восторгаться и тонкостью резьбы платереско, и готическими испанскими постройками, и даже арабскими памятниками.

Такая же толерантность становится характерной чертой академического воспитания в Академии Сан Фернандо. Уже в 1770-е гг. ученикам Академии было приказано делать планы и профили арабских памятников гранадской Альгамбры и Кордовы. В 1799 г. профессора Академии представили план штудий, в котором предлагали изучать философию и историю искусств. На необходимости исторических и философских курсов настаивается и в плане за 1821 г.27 История изящных искусств начинает преподаваться по королевским декретам 1844 и 1846 гг.28 И если раньше ученики штудировали творчество какого-то конкретного мастера, или мастеров, например, Давида, Байеу, Маэльи, то в середине XIX в. студентам в Академии дается представление уже обо всех ведущих школах живописи29. Молодые художники внимательно изучают и старую испанскую школу.

Античная скульптура постепенно перестает быть уникальной в своей педагогической ценности. Х. Каведа в середине XIX в. замечал, что «пытаться восстановить античное величие скульптуры - претензия не менее химерическая, чем пытаться превратить испанца XIX в. в афинянина времен Перикла»30.

С конца XVIII в. в Академии начала изучаться и арабская, и средневековая христианская архитектура31. Королевский декрет 1844 г. декларировал, что в созданной при Академии школе архитектуры штудируются не только архитектура Афин и Рима, но и средневековья, и ренессанса, столь богато представленных в Испании. Студенты выезжали в провинции с целью зарисовки зданий и памятников различных эпох. С 1857 г. при Академии Сан Фернандо работала специальная комиссия по историческим и художественным памятни-

23 Ibid. T. 10. Madrid, 1781. P. 135.

24 Винкельман И. И. История искусства древности. М.-Л., Изогиз, 1933. С. 354.

25 PonzA. Op. cit. T. 5. Madrid, 1782. P. 73.

26 Ibid. T. 9. Madrid, 1780. P. 195.

27 Caveda J. Op. Cit. T. II. P. 96, 97.

28 Ibid. T. II. P. 101.

29 Ibid. T. II. P. 118, 119.

30 Ibid. P. 233.

31 Ibid. P. 289. 50

Открытие Академии Сан Фернандо (1752) и ее роль ...

кам, которая призвана была спасать от разрушения испанские памятники предшествующих эпох.

Таким образом, создание Академии свидетельствовало о процессе сращивании искусства с наукой. Поначалу этот союз служил целям классицизма, но научный подход оказался шире породившего его стиля и привел к научному и художественному изучению стилей других эпох, что повлияло на осознание испанским искусством особенностей своей национальной художественной школы. «Вся художественная помпа эпохи и ее плохо понятая элегантность с ее греческими и римскими героями, ее театральными сценами не достаточны, чтобы забыть хотя бы одно из капричос Гойи»32, - писал Х. Каведа в 1867 г.

XIX век продолжает придерживаться схемы истории развития испанского искусства, выстроенной Сеаном Бермудесом, но этот век уже более лоялен к XVII столетию. «Эти знаменитые художники [Сурбаран, Веласкес, Мурильо], - отмечал Х. Каведа, - дали искусству новую жизнь, уже не следуя идеализму и чистоте стиля и величию форм и характера..., но копируя верно природу, вдохновляясь ею и достаточно счастливые, чтобы облагородить ее магией колорита, красотой воздушной среды и серьезным мягким впечатлением от религиозного чувства»33. Х. Каведа же одним из первых начинает выделять испанское искусство как самостоятельную школу34. «Какими бы ни были памятники предшествующих времен, - считает этот автор, - нельзя их безоговорочно осуждать, нужно отдавать себе отчет в том, какое время тогда было, какие вкусы процветали»35. «Искусство, - справедливо утверждал Х. Каведа, - не является прерогативой одной школы, одной эпохи, одного региона. В его памятниках историк и археолог открывают физиономию прошедших веков.»36

Информация о статье

ББК 85.1(3) + 63.3(4Исп) УДК 7.07.4

Автор: Морозова, Анна Валентиновна — кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, amorozova64@mail.ru Название: Открытие Академии Сан Фернандо (1752) и ее роль в развитии испанской художественной культуры XVIII-XIX веков.

Резюме: Особенно в отечественной историографии история испанского искусства остается освещенной выборочно. Подробнее изучены искусство XVII в., эпоха Ренессанса, творчество Гойи. Между тем и помимо наиболее ярких явлений и крупнейших имен в истории испанского искусства остается много интересных страниц. Понимание культуры как сложнейшего живого организма дает право обратиться к изучению даже внешне не примечательных периодов ее существования. Таким периодом является вторая половина XVIII в., изученная особенно в нашей литературе только в аспекте творчества Гойи. Однако в это время в Испании была создана Академия художеств Сан Фернандо, во многом ставшая образцом для русской Академии художеств. Автор статьи анализирует деятельность Академии Сан Фернандо и ее влияние на мировоззрение испанской художественной элиты. Академия была открыта как государственное учреждение и существовала на государственный счет. Во-вторых, Академия - публичное учреждение, она доступна для всех желающих связать свою жизнь с искусством. Все мероприятия Академии также носят публичный характер. В-третьих, с созданием Академии дело художественного образования оказалось поставленным на научную основу. Открытие Академии свидетельствовало о процессе сращивании искусства с наукой. Поначалу этот

32 Ibid. P. 362.

33 Ibid. T. I. P. 10.

34 Ibid. P. 67.

35 Ibid. P. 99, 117.

36 Ibid.

союз служил целям классицизма и усилению внимания к античному искусству, но научный подход оказался шире породившего его стиля и привел к научному и художественному изучению стилей других эпох, что повлияло на осознание испанским искусством особенностей своей национальной художественной школы.

Ключевые слова: Академия художеств Сан Фернандо, испанское искусство, античная скульптура, рост национального самосознания.

Литература

Винкельман Иоганн Иоахим. История искусства древности / Пер. с изд. 1863 г С. Шаровой и Г. Янчевецкого, под ред. А. А. Сидорова и С. И. Радцига. М.; Л., Изогиз, 1933. 429 с. Морозова, Анна Валентиновна. Античные образы в испанском искусстве XVI в. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 100 с.

Bermúdez Ceán, Juan Agustín. Diccionario histórico de los mas ilustres profesores de las bellas artes en España. T.1-6. Madrid : por la real Acad. de S. Fernando en la Imprenta de la Viuda de Ibarra Publ.,1800. 2169 p. T. III. 353 p.

Caveday Nava, José. Memorias para la historia de la Real Academia de San Fernando y de las bellas artes en España, desde el advenimiento al trono de Felipe V, hasta nuestros dias. Madrid, Imprenta de M. Tello,1867. T. I. 832 p. T. II. 461 p.

Estatutos de la Real Academia de S. Fernando. Madrid, en casa de D. Gabriel Ramirez, impresor de la Real Academia, 1757. 102 p.

Lafond, Paul. La sculpture espagnole. Paris, Librairie d'Education nationale, 1908. 336 p.

Ponz, Antonio. Viaje de España. 18 vols. Madrid. 1772-1794. Vol. 5. 328 p.; Vol. 8. 240 p.; Vol. 9. 302 p.;

Vol. 10. 283 p.

Santiago Sebastián, López y Buendia, Rogelio. El Renacimiento / Historia del arte hispanico. Vol. 3. Madrid, Alhambra, 1980. 352 p.

Information about the article Author: Morozova, Anna Valentinovna — Ph. D. in History of Art, Associate Professor, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, amorozova64@mail.ru

Title: Opening of Saint Fernando's Academy (1752) and its Role in the Development of Artistic Culture of Spain during the 18-19th Centuries.

Abstract: The History of Spanish Art in the West European and in Russian Literature on History of Art wasn't investigated equivalently for all periods. The Art of the 17th Century, the period of Renaissance, painting of Goya were in the center of attention of scientists and were studied more attentively. But beside the most bright events and the biggest names in the History of Spanish Art there are many interesting pages. Understanding of Culture as the complex Structure gives us the right to study the periods without bright famous persons and famous events. One of these periods is the second half of the 18th century, that was investigated in our country only in the aspect of works by Goya. But these period was the time when the Academy of Arts of Saint Fernando was created, what became the example for Russian Academy of Arts. The author of Article analyzes the Work of Academy of Saint Fernando and its influence on the world view of Spanish Artistic elite. The Academy was opened as the State Organization and worked at the base of the State subsidies. The Academy was the public Organization, it was opened for all who wanted to be the painters. All events organized by Academy were public. With the creation of Academy the Artistic Education in Spain was put at Scientific base. The creation of Academy was the act of syncretism and unity of Art and Science. At the beginning this unity worked for the aims of Classicism and increasing of attention to the Art of Antiquity, but the Scientific method was more great than the style, that created this method, and stimulated the Scientific and Artistic Studying of styles of other periods, that helped to the Spanish Art to understand the national Specific of the National Artistic School.

Keywords: Saint Fernando's Academy, Spanish Art, Antique Sculpture, Increasing of National Self-awareness.

Открытие Академии Сан Фернандо (1752) и ее роль ... References

Bermúdez Ceán, Juan Agustín. Diccionario histórico de los mas ilustres profesores de las bellas artes en España. T. 1-6. Madrid : por la real Acad. de S. Fernando en la Imprenta de la Viuda de Ibarra Publ.,1800. 2169 p. T. III. 353 p.

Caveda y Nava, José. Memorias para la historia de la Real Academia de San Fernando y de las bellas artes en España, desde el advenimiento al trono de Felipe V, hasta nuestros dias. Madrid, Imprenta de M. Tello, 1867. T. I. 832 p. T. II. 461 p.

Estatutos de la Real Academia de S. Fernando. Madrid, en casa de D. Gabriel Ramirez, impresor de la Real Academia, 1757. 102 p.

Lafond, Paul. La sculpture espagnole. Paris, Librairie d'Education nationale,1908. 336 p.

Morozova, Anna Valentinovna. Antichnie obrazi v ispanskom iskusstve XVI v. [Classical Images in Spanish

Art of XVI century]. Saint-Petersburg, Izdatelstvo of S.-Petersburg University, 2008. 100 p. (in Russian)

Ponz, Antonio. Viaje de Espa na. [The travel about Spain]. 18 vols. Madrid. 1772-1794. T. 2.

Santiago Sebastián, López y Buendia, Rogelio. El Renacimiento / Historia del arte hispanico. Vol. 3.

Madrid, Alhambra, 1980. 352 p.

Vinkelman, Iohann Ioahim. Istoriya iskusstva drevnosti [The History of Art of Antiquity] / Translated from the ed. of 1863 by S. Sharova and G. Yanchevetzkiy under the redaction of A. A. Sidorov and S. I. Radtzig. Moscow-Leningrad: Izogiz Publ., 1933. 429 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.