Научная статья на тему 'Испания в мировой политике: новые вызовы и возможности'

Испания в мировой политике: новые вызовы и возможности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
584
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Испания в мировой политике: новые вызовы и возможности»

РЕЦЕНЗИИ

ИСПАНИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Книга известного специалиста по политической истории и экономике иберийских и латиноамериканских стран, доктора экономических наук, руководителя Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН П.П. Яковлева "Испания в мировой политике"1 представляет собой не просто страноведческое исследование по внешнеполитическим вопросам. Это новый, более глубокий уровень в страноведении. Анализируя ключевые факторы, определяющие место и роль Испании в мировой политике, главные направления и наиболее важные и острые проблемы её внешнеполитического курса, автор использует широкий междисциплинарный подход.

Как экономист, он даёт представление о социально-экономической модели постфранкистской Испании, структурных перекосах и системных слабостях испанской экономики, внутренних материальных ресурсах внешнеполитической деятельности. В центре его внимания - экономическая дипломатия, один из главных инструментов внешней политики Испании начала XXI века, и её

основные направления (ресурсное, спросовое, инвестиционное, статусное).

Значительное место в книге уделено деятельности ведущих испанских транснациональных корпораций (ТНК), которых автор считает атрибутом экономически развитой державы и одной из гарантий последовательного повышения её веса в международных делах. Отдельная глава отведена анализу влияния нынешнего глобального финансово-экономического кризиса на внешнюю политику Мадрида. Крайне негативные последствия кризиса для национального хозяйства поставили под угрозу позиции государства на мировой арене.

По мнению П.П. Яковлева, "экономическая дипломатия стала равноценной компонентой внешнеполитической деятельности, а геоэкономический размах испанских ТНК - фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире" . Автор делает энергичную попытку раскрыть феномен "экономизации" международной политики применительно к Испании, когда национальная стратегия государства буквально пронизана экономическими началами и в решающей степе-

1 Яковлев П.П. Испания в мировой политике. М.: ИЛА РАН, 2011. 384 с.

2 Там же. С. 352.

ни связана не с военно-политическими, а с торгово-экономическими и финансовыми задачами.

Однако главное, что интересует автора, - это нематериальные внешнеполитические ресурсы (политические, социальные, репутационные, культурно-идеологические, информационные и научно-образовательные) и институциональные основы внешнеполитической деятельности государства, роль в европейской и мировой политике новых негосударственных акторов - испанских регионов (автономных сообществ), ТНК, неправительственных организаций. Осмысливая эти проблемы в концептуальном плане, П.П.Яковлев рассматривает географию испанской дипломатии, национальную стратегию безопасности Испании, её участие в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях, характеризуя место страны в современной системе международных отношений как среднюю региональную державу с формирующимися глобальными интересами.

Свои логические построения и выводы автор подкрепляет положениями теории международных отношений, рассуждая о "высокой" и "низкой" политике, "жёсткой" и "мягкой" силе, глобальном управлении и региональной интеграции, современном мироустройстве применительно к Испании. В монографии присутствуют и смежные с тематикой сюжеты, а также экскурсы в историю, позволяющие лучше понять наблюдающиеся сегодня события и явления в стране - политические, экономические, социальные, культурные.

Подводя итоги хозяйственного подъёма и роста международного влияния в предкризисный период, П.П. Яковлев особо подчёркивает, что "Мадрид стал примериваться к роли глобального игрока: расширять географию внешних контактов, совершенствовать внешнеполи-

тический инструментарий, выдвигать масштабные дипломатические инициативы. Внешнеполитические интересы современной Испании приобрели отчетливый мультирегиональный характер, что побуждает её политически и экономически играть одновременно на нескольких полях"1.

Рассматривая внешнюю политику Испании в категориях национального интереса, П.П. Яковлев прослеживает соотношение в ней европеизма и атлан-тизма на всем протяжении постфранкистского периода, уделяет пристальное внимание политике в районе Средиземноморья и Северной Африки и иберо-американскому сотрудничеству, даёт взвешенную оценку двусторонним отношениям с государствами различных регионов мира.

Европейское направление оставалось доминантой внешнеполитического курса постфранкистской Испании. Как полагает П.П. Яковлев, европейская интеграция помогла Испании осуществить радикальную трансформацию внутренних общественных структур, обеспечившую динамичный поступательный рост национальной экономики и становление современных, передового уровня социально-политических институтов. "Страна ощутимо повысила свой статус внутри ЕС, став одним из значимых игроков на пространстве Объединенной Европы. Появились основания говорить об испанском факторе в европейской политике"2.

Напротив, "по мере утверждения полицентричного характера глобальных связей и складывания нового миропорядка... - уверен автор, - в Испании окончательно возьмёт верх тенденция к диверсификации и выравниванию внешнеполитических и внешнеэконо-

1 Яковлев П.П. Указ. соч. С. 352.

2 Там же. С. 165.

150

Рецензии

мических отношений, и роль атлантиз-ма в них объективно будет иметь тенденцию к снижению"1.

Давний научный интерес автора к проблематике Ибероамериканского сообщества наций - межгосударственного объединения, куда, наряду с Испанией, входят 19 латиноамериканских государств, Португалия и Андорра, стал основой самостоятельного раздела монографии. Здесь представлен систематизированный анализ идеологии иберо-американизма, деятельности нового института сотрудничества на уровне глав государств и правительств - ибе-роамериканских конференций, динамики испанских прямых иностранных инвестиций на латиноамериканский континент, внешнеполитических отношений участников.

П.П. Яковлев уверен, что латиноамериканское направление стало главным вектором растущего геополитического влияния Испании. Есть основания говорить и о складывающейся особой ибероамериканской подсистеме международных отношений, которая в будущем могла бы стать одной из опор глобальной архитектуры.

Предметом исследования автора стало также участие Испании в глобальном управлении, в частности в работе "Группы двадцати" ("020"). Формально не являясь её участником, с началом глобального финансово-экономического кризиса Испания подключилась к работе этого международного форума в двойном качестве - как суверенное государство и как член Евросоюза.

Отдельная глава книги посвящена двусторонним отношениям Испании с Российской Федерацией в новых геополитических условиях. Поскольку монография П.П. Яковлева вышла в 2011 го-

ду, который назван Годом Испании в России и России в Испании, анализ данного вопроса имеет определённое символическое значение. П.П. Яковлев подвёл итог и дал оценку развитию политического диалога между двумя государствами, охарактеризовал особенности и динамику сложившихся хозяйственных связей, высказал прогноз участия Испании в стратегической программе "Партнёрство для модернизации".

Взаимодействие России и Испании в двустороннем и многостороннем формате автор считает в основных чертах конструктивным. Укрепление институциональной базы сотрудничества, интенсификация межрегиональных связей, качественно новый уровень прямых отношений между ведущими бизнес-структурами обеих стран, создание прочной финансовой базы торгово-экономического сотрудничества, придание приоритетного характера взаимодействию в сфере науки и высоких технологий помогут дальнейшему позитивному развитию двусторонних отношений, раскрытию новых граней потенциала политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

Для решения первоочередной задачи на данном этапе - усиления уже имеющегося институционального механизма двустороннего взаимодействия -П.П. Яковлев предлагает учредить испанско-российскую компанию, которая специализировалась бы на поддержке и продвижении совместных бизнес-проектов; создать испанско-российский фонд инвестиций, учредителями которого могли бы стать испанский Институт официального кредитования и российский Внешэкономбанк; согласовать и принять межправительственную программу научного сотрудничества, подключив к её выработке и реализации

1 Там же. С. 178-179.

профильные исследовательские центры и ведущие университеты.

Рецензируемая монография весьма многопланова и сложна. Широкий круг рассматриваемых в ней вопросов потребовал от автора включения в предмет исследования сюжетов, далеко выходящих за пределы традиционного

представления о формате изучения внешней политики конкретной страны. Книга, безусловно, является крупным вкладом в отечественную испанистику и будет интересна всем, кто интересуется проблемами международных политических и экономических отношений.

Прохоренко И.Л., кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

ГОСУДАРСТВО И ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ЕВРОПЕ

Изучению актуальной темы роли государства в современной экономике посвящено немало трудов известных экономистов на протяжении многих десятилетий. Сегодня специфика взаимодействия государства и частного сектора ещё более значима, учитывая развернувшийся кризис мировой финансово-экономической системы. Поэтому очень своевременной является рецензируемая книга1 , представляющая собой логичное продолжение двух предыдущих монографий автора, исследующих проблематику взаимоотношений государства и частного сектора в Европейском Союзе (ЕС).2

Монография содержит десять глав, объединённых в два раздела. Первый

1 Клинова М.В. Государство и частный капитал: от теории к практике взаимодействия в европейских странах. М., Магистр, 2011. 400 с.

2 Клинова М.В. Государственное предпринимательство в странах европейского сообщества. М., Наука, 1988, 183 с.

Клинова М.В. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия. М., ИМЭМО РАН, 2009, 123 с.

носит в основном теоретический характер, показывая эволюцию взглядов ведущих исследователей на роль государства в экономике. Одним из достоинств книги является обстоятельный анализ взглядов незаслуженно забытых до последнего времени экономистов - таких, как Фридрих Лист и его последователи, в том числе и в России, рассмотрению концепций которых отведена вся третья глава. Многие идеи Ф. Листа, отмечает автор, весьма актуальны на сегодняшний день, особенно что касается проблем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и роли государства в инфраструктуре (с. 90, 92).

Особый интерес представляют главы 5 и 6, где на основе обширной документально-правовой базы анализируется взаимодействие государства и частного сектора в ЕС. В этих странах наблюдается тенденция сокращения доли государства в экономике (государственной квоты). Правда, последняя (в силу сложившейся в ЕС социально-экономической модели) весьма существенна, достигавшая и в докризисные

152

Рецензии

годы значения почти 50% ВВП.1 Иными словами, государство в экономике стран ЕС отличает довольно большая активность, в силу чего они служат своеобразным "полигоном" для обкатки моделей взаимодействия государства и частного сектора.

В странах Евросоюза государство почти ушло из отдельных отраслей, например, промышленности (с. 157). Но объективно существует сектор экономики, где государство всегда играло и будет играть важную роль. Речь идёт об инфраструктуре, самой обширной сфере кооперации государства и частных компаний, включая государственно-частное партнёрство (ГЧП).

В пятой главе "От смешанной экономики - к современным представлениям о ГЧП в Евросоюзе" особое внимание привлекает параграф, в котором проводится анализ ГЧП в концепциях Европейской Комиссии (ЕК) и Европейского центра госпредприятий (СЕЕР). Обе структуры признают необходимость взаимодействия государственного и частного секторов в форме ГЧП, но меры ЕК, как отмечают эксперты СЕЕР, одновременно "стимулируют, .. и рискуют затруднить" функционирование ГЧП (с. 167).

Видимо, проблема заключается в чрезмерной бюрократизации ЕК. Кстати, в качестве замечания к монографии можно отметить недостаточную ясность отношения автора к деятельности ЕК и СЕЕР. Следовало бы более чётко, учитывая глубокий анализ действий ЕК и СЕЕР по этому направлению, обрисовать, кто, на взгляд автора, более прав.

1 В 2010 г., согласно данным ОЭСР, в среднем по странам ЕС доля госрасходов в ВВП составила 50,4% // http://www.dailymail.co.uk/news/article-1259935/PuЫic-sector-53-economy-record-6-09million-Britons-work-state.html#ixzz1XROLVMSH

В главе шестой "Службы общего экономического значения в условиях интеграции" автором проведён тщательный анализ существующей правовой базы СОЗ в рамках ЕС, где эффективность сотрудничества государства и частного капитала наиболее явна. До сих пор, отмечает М. Клинова, в документах ЕС существует "неясность статуса" служб общественного значения (СОЗ) и служб общего экономического значения (СОЭЗ) (с. 177), что вызывает множество дискуссий и проблем на практике. Впрочем, отсутствие единого толкования этих понятий, как показано в книге, вызвано тем, что единая европейская социально-экономическая модель только начинает формироваться, существует "разнообразие социально-экономического пейзажа в ЕС" (с. 183). Интерес вызывает представленное на с. 189-192 правовое положение СОЭЗ в ведущих странах Союза.

Раздел второй "Практика взаимодействия государства и бизнеса (на примере ЕС и РФ)" не менее интересен, чем предыдущий. В особенности это касается анализа процессов, протекавших в первое десятилетие XXI века. Помимо примеров деятельности ГЧП в ЕС, автор приводит данные по России. Приходится констатировать, что российские реалии ясно показывают "особенности национального бизнеса", существенно затрудняющие эффективное функционирование национальной экономики, в особенности инфраструктуры. Автор делает вывод, что "ГЧП может и должно стать инструментом повышения эффективности и конкурентоспособности" (с. 275). Об этом пока приходится только мечтать.

Несомненным плюсом монографии представляется глава девятая "Политика "экономического патриотизма". Возникновением термина "экономический патриотизм" наука обязана Франции, считавшей его "формулой успеха" (с. 289). Главная проблема, связанная с

ним, заключается в границе, отделяющей "экономический патриотизм" от протекционизма. В ЕС наблюдается столкновение двух стратегических интересов: с одной стороны, глобализацию невозможно повернуть вспять, с другой - налицо стремление стран "оберегать свои предприятия" от вхождения в них иностранного капитала, причём даже из самих стран ЕС (с. 292), которое стало особенно явным в период современного кризиса.

Учитывая проведённый в книге анализ происходящего в Евросоюзе, можно согласиться с выводом автора, что "настоящий экономический патриотизм должен выражаться трояко. Во-первых, в выделении общих интересов государства и частного капитала. Во-вторых, в разработке совместной стратегии по отстаиванию этих интересов. В-третьих, в завоевании международных рынков" (с. 305). То есть истинный экономический патриотизм есть эффективная кооперация государства и частного сектора, не приводящая, в отличие от протекционизма, к "закрытию" экономик.

Монографию завершает анализ антикризисных мер сотрудничества государства и частного капитала. Современный экономический кризис наглядно продемонстрировал, что "недостаточное государственное участие в экономике так же плохо, как избыточное" (с. 370). Все программы по преодолению рецессии в странах ЕС опирались на помощь, прежде всего со стороны национальных государств.

В рамках ЕС кризис, как отмечает автор, заставил принять "англосаксонский подход" в ГЧП (с. 369), отличающийся большей прагматичностью,

нежели континентальный, с учётом состояния государственных финансов. Современный кризис сыграл скорее положительную роль во взаимодействии государства и частного капитала, заставив правительства осознать необходимость совершенствования ГЧП и его расширения в тех сферах, "от развития которых выигрывает всё общество, а для частного инвестора отдача недостаточна" (с. 371).

Монография М.В. Клиновой представляет значительный вклад в прослеживание эволюции роли государства в экономике. Правда, книга не лишена недостатков. Так, помимо уже отмеченной неясности авторского мнения в некоторых местах, следует отметить недостаточное, на мой взгляд, внимание к такой проблеме, как роль государства в развитии человеческого капитала. Об этом упоминается в главе, касающейся Ф. Листа. В настоящее время данный аспект приобретает особую актуальность. Можно пожелать автору рассмотреть его тщательнее в будущих работах. Как представляется, монография выиграла бы и от более подробного анализа ГЧП тех стран, которые служат основой для формирования модели для всего ЕС (по-видимому, "большой тройки"), которой можно было бы отвести отдельную главу. Но в целом, замечания и пожелания не влияют на общее высокое качество монографии, оставаясь лишь рекомендациями для будущих исследований автора, которые, как и нынешняя книга, несомненно, заинтересуют не только специалистов в данной области, но гораздо более широкую аудиторию.

А.В. Сотников, д.э.н., профессор, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.