Наталья АНИКЕЕВА
ИСПАНИЯ - ГОСУДАРСТВО АВТОНОМИЙ В ОБЪЕДИНЁННОЙ ЕВРОПЕ
Расширение Евросоюза объективно привело к изменению конфигурации объединения и его количественных характеристик. Население достигло почти полумиллиарда человек, резко увеличился совокупный ВВП, намного возросла суммарная военная мощь. Появилось основание рассматривать Союз как ещё один центр влияния в мире первостепенного значения, как сверхсильное сообщество государств с перспективой превращения в единое супергосударство. А между тем за повседневностью экономических, торговых, финансовых, таможенных, демографических, экологических и прочих дел просматривается феномен регионалистских, автономистских устремлений, который ставит под сомнение понятие "сообщество государств", предлагая взамен понятие "сообщество наций и регионов".
Подобные тенденции в европейских странах, как справедливо считают многие исследователи, являются реакцией национальных меньшинств на процессы европейской интеграции, глобализациии и на федерализацию Евросоюза.
Не последнюю роль в этих тенденциях играют этнорегиональные партии1 как политические представители, которые озвучивают опасения нацменьшинств относительно возможной утраты своего языка и культурных традиций, боязнь раствориться в безликой "мировой среде" или единой общности супергосударства, что порождает стремление к обретению возможно более широких
1 Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в европейской политике. Ответственный редактор В.Я. Швейцер. Институт Европы РАН. М.: "Огни ТД", 2006, 197 с.
© Аникеева Наталья Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент МГИМО (У)
МИД России.
полномочий для повышения этнокультурного статуса. Тем самым объективно усиливаются позиции тех, кто поддерживает лозунг "Европы регионов".
Несомненно, что они связывают достижение этой цели с деволюционными преобразованиями, то есть с переходом от централизма к региональной автономии. Проблема деволюции1, по мнению историка и политолога В.Я. Швейцера, останется в наступившем столетии наиважнейшей. Она приобретает в условиях складывающихся наднациональных структур качество реформ, призванных укрепить как континентальное, так и внутристрановое единство. Конечно, с учётом исторических особенностей трудно выработать некую годную для всех модель деволюции. Очевиден только главный принцип: повысить статус регионов без ущерба государственной целостности и европейскому единству. Следовательно, можно говорить, что деволюция, децентрализация - столбовая дорога в решении национальных противоречий между центром и регионами.
Показательны в этом смысле примеры Бельгии, Великобритании, Италии, Франции, Испании. В частности, в Бельгии, сочетающий в себе и смену парадигмы государственного устройства, и неравномерность экономического развития, которая питала национальные противоречия с конца XIX века (что связано с историей становления бельгийского государства), составляющие большинство населения Бельгии фламандцы в течение длительного времени рассматривали себя - и не без основания - в качестве национального меньшинства, ущемлённого в экономических и национальных правах2. Конец ХХ века принёс существенные перемены в жизнь бельгийского общества. В январе 1989 года произошло важное политическое событие: королевство Бельгия завершило переход от унитарного государства к федеративной форме правления, предоставившей административно-территориальным образованиям (в основу которых положен лингвистический принцип) широкие автономные полномочия. По мнению многих политиков, это стало такой же вехой в истории страны, как создание независимого государства в 1830 году. Главный вывод для всех участников однозначен: к унитарной форме правления не хочет возвращаться ни одна из национальных общин страны3, для которых открылись перспективы найти своё место в политической жизни Европы.
Давление автономистских устремлений провинций стало тем рычагом, который в конце ХХ века открыл двери реформированию государственной системы Великобритании. Большую роль в достижении такого результата сыграло решение конституционных проблем4 в отношениях с Ирландией. Ирландская
1 Там же. С. 196.
2 Намазова А. С. Современная Бельгия на пути от унитаризма к федерализму. // Опыт европейского федерализма. История и современность. М., 2002. С. 201.
3 Там же. С. 208-209.
4 Полякова Е.Ю. Федерализм в Великобритании: идеи и реальность.// Опыт европейского федерализма. История и современность. М., 2002. С. 63, 67, 68.
проблема начала доминировать на британской политической сцене на рубеже Х1Х-ХХ веков и подталкивала британскую политическую мысль к поиску решений. После раздела страны по договору 1921 года в течение 50 лет XX века в Северной Ирландии (так стали называть эту часть Ольстера) существовал парламент с ограниченными полномочиями, делегированными Вестминстером. Последний признавался в качестве верховной власти, и Северная Ирландия имела там представительство.
Эта линия имела продолжение в современных событиях, связанных с выборами в законодательные собрания Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. В Северной Ирландии и Шотландии уже действуют национальные парламенты, обладающие, хотя и ограниченными, законодательными инициативами, сформированы местные правительства. При этом Вестминстер, в котором сохраняется представительство от провинций, обладает верховной властью и контролирует вопросы обороны, внешней политики, макроэкономики, налогообложения и социального обеспечения. Большим достижением реформирования государственной системы Великобритании стало то, что оно осуществилось в форме де-волюции, позволившей избежать сепаратистских решений.
В русле упомянутых тенденций с серьёзным вызовом своему единству и территориальной целостности в 1990-2000-х годах столкнулась Италия. И хотя проблема вооружённого сепаратизма перед Италией не стоит, на политической арене этот вызов нашёл отражение в деятельности "Лиги Севера". В 1980-90-х годах идеологами северного сепаратизма и автономизма из "Лиги Севера" Дж. Мильо и У. Босо на щит были подняты идеи федерализма К. Каттанео1. От них исходит также призыв к критическому перепрочтению истории Рисорджи-менто (нац. освободительного движения) в духе антицентралистской риторики К. Каттанео и Д. Феррари.
Важнейшей причиной сепаратизма в Италии, дающей пищу политикам для своих выступлений, является углубляющаяся внутренняя неоднородность развития страны, способствующая всё большей её регионализации. Политическим итогом данного процесса стала масштабная конституционная реформа, создавшая условия для децентрализации власти и активного выхода итальянских регионов на мировую, прежде всего европейскую, арену2.
И, наконец, Франция, нередко выступающая с критикой того, как решаются проблемы прав национальных меньшинств в других странах, сама имеет многолетний опыт противостояния сепаратизму, терроризму и экстремизму на своей
1 Каттанео Карло (1801-1869) - итальянский революционный демократ, один из руководителей республиканского крыла Рисорджименто. Джузеппе Феррари (1811-1876) - итальянский революционный демократ, участник Рисорджименто.
2 Барабанов О.Н. Эволюция регионов Италии как акторов мировой политики.//Полис. Мировая политика. № 4. 2005. Иванов И.Д. Европа регионов. М., 1998. С. 20.
территории и прежде всего на Корсике1. Уже более тридцати лет ей удаётся удерживать ситуацию там в рамках относительного спокойствия, но она ещё далека от полной нормализации. Законодательное предоставление Корсике в 1982 году статуса "особой административной единицы" и расширение её автономных прав в 2004 году не вполне удовлетворило местных политиков. Корсиканские сепаратисты заявили, что намерены продолжать и дальше бороться против "французского колониального государства". Однако надо отдать должное и французскому правительству, которое твёрдо в своей позиции "единой и неделимой республики" (давая жёсткий отпор вооружённым действиям сепаратистов), но готово путём переговоров к дальнейшему расширению полномочий местного самоуправления.
В целом реформы (и неоднократные) в направлении децентрализации имели место во многих европейских странах, в ходе которых укреплялось именно региональное звено2. Наибольшего же (на сегодня) результата в решении сложных национальных вопросов вплоть до создания государства автономий достигла Испания, ситуацию в которой мы рассмотрим более подробно. Тем более нельзя исключить, что её опыт может быть востребован в Евросоюзе в целом.
Не сепаратизм, а автономия
Испания пришла к "государству автономий" далеко не простым, противоречивым путем. Потенциальный первый камень в стремление регионов страны к автономии был заложен, по сути, ещё тогда, когда осуществлялась централизация испанского государства, которая носила чаще всего насильственный, а отнюдь не мирный характер.
Начало формирования Испании как единого централизованного государства и нации относится к 1479 году. Тогда в ходе реконкисты (обратное отвоевание земель у арабов) произошло объединение двух феодальных королевств - Кастилии и Арагона. Позднее к ним были присоединены Астурия, Галисия и Наварра, которые ещё в XVI веке осуществляли свою собственную внешнюю политику.
Процесс присоединения баскских земель носил длительный характер (ХП-ХV вв.) и имел свои особенности. Во многом этому способствовал такой фактор, как капиталистическое развитие Испании и формирование общеиспанского рынка. Политика официального Мадрида отвечала интересам региональной буржуазии Страны Басков. Защищая эти интересы не только на внутреннем ис-
1 Напомним, что фактически Корсика стала принадлежать Франции с конца ХVIII века. http://www.ng.ru/world/2000-09-01. Пескова Л.В. Сепаратизм по-корсикански. С. 97-112.//Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в европейской политике. Институт Европы РАН. М.: "Огни ТД". 2006.
2 На местном уровне более чем в 300 регионах, на которые административно подразделяются европейские страны, на них уже приходится основная часть властных полномочий. // Иванов И.Д. Европа регионов. М. 1998. С. 3.
панском, но и на латиноамериканском рынках, она естественно вела к сближению провинций Страны Басков с остальной Испанией.
Позитивным фактором автономного развития Страны Басков (как и ряда других провинций страны) в течение длительного времени после образования испанского государства было то, что это развитие опиралось на достаточно гибкую национальную политику королевских властей, которые понимали и принимали различия провинций. Так, в течение трёх с лишним столетий существования в составе испанского государства баски обладали наиболее широкими правами. У них была своя валюта, свой парламент и даже вооружённые силы. Однако утрата этой гибкости при короле Альфонсе ХП привела в 1876 году к отмене автономии басков. Такое положение сохранялось до периода образования второй республики (1931-1939 гг.), когда их права были восстановлены.
В начале XVII века автономии добилась ещё одна историческая область -Каталония. Правда, в XVIII веке она лишилась автономного статуса, который вернула лишь после свержения монархии.
Отнятая автономия стала отправной точкой для усиления националистической идеологии прежде всего в исторических провинциях. Но если в Каталонии регионалистское движение приняло, в частности, форму борьбы за возрождение каталонского языка и каталонской литературы, то в Стране Басков пробудились дремавшие до поры до времени, в условиях баланса взаимопонимания с Центром, сепаратистские настроения. Националистическая идеология с самого начала приобрела здесь воинствующий, агрессивный, клерикальный характер, её чертами стали реакционность, тенденция к изоляционизму. Столь характерные свойства объясняются историей баскского общества - сама природа горных труднодоступных районов на северо-востоке Испании создала идеальные условия для формирования замкнутой по своей сути баскской общины, издавна защищала баскский народ от чужеземного влияния. Потеря самостоятельности плюс огромный по численности приток иммигрантов (чужаков, по представлениям басков) из других провинций страны, в основном из центральной Испании, для работы на железорудных шахтах Бискайи по существу довели до националистического взрыва в баскском обществе1. Отсюда попытки свободолюбивых басков вернуть себе полную самостоятельность, предпринятые ими ещё в конце XIX века.
Франкизм — катализатор автономистских устремлений
Многие испанские государственные и политические деятели XX века видели в движениях регионов не просто борьбу за автономию, но угрозу сепаратизма. И несомненно, что эти движения явились одной из причин установления в Испании XX века военно-монархической диктатуры Примо де Ривера, а затем
1 "Испания. Окно в мир". Бизнес-пресс, 1996 г. С. 309.
диктаторского режима генерала Франко (1939-1975 гг.). Идея диктатора - "одна большая и свободная Испания", ради которой он постарался нивелировать все региональные различия1. В период франкистской диктатуры государственное устройство было предельно централизованным. Можно согласиться с мнением известного отечественного испаниста С.П. Пожарской о том, что режим Франко унаследовал худшие черты испанского авторитаризма, в частности тенденцию к крайней централизации всей политической и экономической жизни. Однако ни одному монарху прошлого никогда не удавалось так жёстко осуществить принцип централизации, как это произошло во франкистской Испании. Это проявилось не только в том, что было упразднено разделение властей и вся верховная власть была узурпирована Франко, но и в том, что искоренялся так называемый "сепаратизм"2, что прежде всего имеет отношение к баскам.
Антифранкистская борьба баскских националистов стала постоянным явлением из-за чрезвычайно суровых репрессий в отношении баскских провинций. Более того, сопротивление франкистскому режиму привело националистов к созданию в 1959 году вооружённой сепаратистской организации (ЭТА), которую поддержала даже часть баскского духовенства, возглавлявшего порою всеобщие забастовки и другие массовые акции протеста.
Потенциально опасным для испанского общества в деятельности этой организации был метод борьбы - вооружённый террор. И если в противостоянии собственно франкистам этот метод мог находить у кого-то какое-то оправдание, как, например, при устранении адмирала Луиса Карерро Бланко, второго, после Франко, лица в государстве, то последующая волна покушений на "жизни врагов баскского народа" уже не очень различала, кто в действительности есть кто.
Уход с политической арены в 1975 году франкистского режима не прекратил, как ожидалось, проявления терроризма. Наоборот, падение диктатуры обусловило всплеск различных форм регионального и национального экстремизма. Не будет преувеличением сказать, что в постфранкистской Испании терроризм стал поистине общенациональной проблемой, поскольку затрагивал не просто безопасность граждан и государства, но и судьбы испанской демократии.
Тысячи испанцев пали жертвами от рук баскских террористов в их стремлении к неверно понятой самостоятельности Страны Басков. Десятки лет террора не принесли ЭТА ни малейшего успеха, но со всей очевидностью высветили единственно возможный путь урегулирования проблемы - путь политического диалога с центральной властью.
Движение за автономию поднялось не только в исторических регионах (Каталонии, Стране Басков, Галисии), но и во многих других областях страны,
1 Иванов И.И. Европа регионов. М., 1998. С. 6.
2 Пожарская С.П. Опыт европейского федерализма. История и современность. М., 2002. С. 214.
влившись в общий фронт оппозиции. Конфликт между центром и периферией стал одним из определяющих в истории франкистской диктатуры. Подъём автономистских настроений объяснялся не только этническими и культурно-историческими, но и сугубо политическими причинами. Мадрид представлялся символом авторитарной диктатуры с её сверхцентрализованной властью.
Конституционные основы государства автономий
Постфранкистское испанское государство в своей политике, с одной стороны, вело и ведёт настойчивую борьбу с терроризмом, справедливо полагая, что она должна строиться на необходимости усиления всех её составляющих (правовых, силовых, судебных, международных, информационно-пропагандистских), создания в обществе, включая Страну Басков, новой психологической атмосферы неприятия насилия1.
С другой стороны, главным для него в решении сложных вопросов жизни страны, прежде всего национальных противоречий и различного рода автономистских устремлений, стало понимание необходимости нахождения баланса в распределении полномочий между центром и провинциями и, как следствие, предоставление им большей самостоятельности. Позиция государства относительно основ автономного устройства Испании нашла отражение в Конституции 1978 года. Её авторы исходили из неизбежности децентрализации власти как необходимой части процесса демократизации страны при безусловном сохранении единства Испании. В соответствии с Конституцией была образована новая административно-территориальная структура государства (закон от 14 октября 1983 г.), которая стала включать в себя автономные сообщества, провинции и муниципалитеты. Новые региональные объединения - автономии -превратились в ключевой элемент территориально-регионального устройства страны. В настоящее время в Испании существует 17 автономных сообществ2. Статья 2 конституции закрепила формулу "национальности и регионы", появившуюся в ходе обсуждения проекта основного закона и означавшую разрыв с франкистской концепцией испанской нации: "Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, единой неделимой для всех испанцев родины; она признаёт и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, её составляющих, а также солидарность между ними"3. В свою очередь, статья 143 предоставила право провинциям, имеющим территориальную, историческую, культурную и экономическую общность, получить самоуправление и образовать региональные, автономные объединения (сообщества). Таких авто-
1 Данилевич И.В. Автономизация Испании. Полис. 1995., № 5. С. 121.
2 Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982 г. С. 72.
3 Constitución Española. Madrid. 2005. Р. 94.
номных сообществ, как уже сказано, было образовано семнадцать в соответствии с прежним делением страны на провинции и исторические области. Конституция провозгласила кастильский язык официальным языком испанского государства, учитывая при этом остальные языки, на которых говорят в Испании, в автономных сообществах в соответствии с их статутом (ст. 3)1.
Во всех статутах автономий зафиксировано, что власть в них исходит от народа, иными словами, не предоставляется государством, что может рассматриваться как признак федеративной модели. Но Конституция специально оговаривает в статье 145, что "ни в коем случае не допускается создание федерации региональных автономных объединений"2, а статья 2 не только признаёт, но и утверждает органическую связь унитарного государства и автономий3. Согласно Конституции, трём историческим регионам была предоставлена широкая автономия. В них начали действовать собственные парламент, правительство и верховный суд.
Важным средством контроля центра над автономными сообществами является закреплённая в основном законе компетенция конституционного суда, который полномочен рассматривать законодательство автономий с точки зрения его соответствия основному закону. Суд распространяет свою юрисдикцию на конфликты, касающиеся полномочий центра и автономных сообществ (ст. 153 Конституции). Данный механизм действует как ограничитель завышенных амбиций региональных правительств и проявлений сепаратизма4.
Сохраняющиеся противоречия
Масштабные конституционные решения, касающиеся автономизации страны, несомненно изменили политическую атмосферу в Испании в лучшую сторону, хотя это не означает, что они устранили все болевые точки в отношениях периферии с центром. В последнее время всё большее беспокойство центральным властям доставляют требования Валенсии, Балеарских и Канарских островов о повышении статуса их автономии. Валенсия и Балеарские острова подкрепляют эти требования, в частности, тем, что их население пользуется своим языком (по лингвистической классификации - диалектами каталонского)5.
1 "Испания и Португалия. Из истории европейского парламентаризма". М., 1996 г. С. 129.
2 Испания. Конституция и законодательные акты, С. 77-90.
3 Пожарская С.П. Опыт европейского федерализма. История и современность. М., 2002. С. 214.
4 Constitución Española. Estatuto de autonomia para Andalucia. Reglamento del parlamento de Andalucia. Sevilla, 1992. Р. 16.
5 Испания: траектория модернизации на исходе XX века. Под редакцией Давыдова В.М., М., 2006. С. 72.
Однако наиболее упорную (не в лучшем смысле) позицию занимает Страна Басков, власти которой не удовлетворены предоставленной ей автономией. В 2005 году глава правительства Страны Басков Х.Х. Ибарретче выступил с планом, предусматривающим превращение баскской автономии в "свободно присоединившееся к Испании государство"1. Этот план был поддержан парламентом автономии. Однако понимания в Мадриде он не нашёл. Голосованием в нижней палате испанского парламента - конгрессе депутатов - план об изменении статуса Страны Басков был отвергнут подавляющим числом голосов. В марте 2006 года появилось заявление ЭТА, в котором отмечалось намерение прекратить вооружённое сопротивление. Объявляя о "бессрочном отказе от насилия", ЭТА направила соответствующее сообщение во все крупнейшие испанские средства массовой информации. В нем обращалось внимание, что целью перемирия является продвижение демократического процесса в Стране Басков, но, к сожалению, создание новой системы отношений с испанским правительством увязывалось с прежним стремлением к признанию права баскского народа на самоопределение2.
Дальнейшее развитие событий пока трудно прогнозировать. Тем более что из-за теракта3, совершённого в аэропорту Мадрида группировкой ЭТА, премьер-министр Сапатеро заявил, что мирный процесс в Стране Басков прерывается. Трудно сказать, насколько категоричным является это заявление испанского премьер-министра. Однако можно с уверенностью констатировать, что как бы ни стали развиваться события дальше, Сапатеро в решении национальных вопросов будет исходить из того, что стремление к большей независимости испанских автономных областей, в частности Страны Басков, должно быть согласовано с общенациональными интересами Испании. Кроме того, большинство испанцев выступает за сохранение этой автономии в составе Испании4.
В то же время парламент Испании поддержал тенденцию к разумному расширению полномочий применительно к другому региону страны - Каталонии, одобрив законопроект о предоставлении ей так называемой "широкой автономии". Инициаторами голосования в парламенте выступили правящие социалисты во главе с премьер-министром Сапатеро. Документ прошёл благодаря их поддержке. Отныне 50% собираемых в Каталонии налогов остаётся в регионе. Каталонское правительство получило также больше полномочий в вопросах юстиции и иммиграционного законодательства5.
1 АБС. 23.02.05.
2 www.euronews.net . 23.03.2006.
3 www.rian.ru . 30.12.2006.
4 СашЬю-16. 9.11.2006.
5 www.ng.ru. 20.06.06
Противники изменения статуса Каталонии во главе с оппозиционной Народной партией считают, что предоставление ей более широкой автономии создаст прецедент, которым воспользуются и все остальные автономные области Испании. Они обвинили премьер-министра Сапатеро в "балканизации Испании", а новый закон назвали "бомбой замедленного действия", призванной разъединить испанский народ.
Документ о новом статусе Каталонии стал причиной раскола среди основных политических сил Испании. Однако премьер Сапатеро полагает, что децентрализация является ключевым шагом на пути модернизации страны и не угрожает территориальной целостности испанского государства. Кроме того, сторонники нового статуса Каталонии считают, что расширение прав автономии предоставляет сепаратистской группировке ЭТА реальную политическую альтернативу и может ускорить мирный процесс в Стране Басков.
Участие автономий в деятельности ЕС
Устанавливая автономный характер государственного устройства, Конституция имела целью не только предоставить определённую долю самостоятельности территориальным общностям, но и создать такую систему взаимоотношений, которая отвечала бы требованиям современного цивилизованного этапа, учитывала бы как потребности к самоопределению на местах, так и задачу модернизации испанской экономики, её "вхождения" в быстро интегрирующуюся Европу1.
Как известно, 1 января 1986 года Испания вступила в Европейский Союз, после чего получила законную возможность открывать свои представительства в Брюсселе. По мере интеграции Испании в ЕС и делегирования ему значительной части суверенитета, все более актуальной становилась тема расширения участия автономных сообществ в коммунитарной политике страны.
В целях восполнения юридических пробелов в этой области и закрепления внутренней процедуры участия автономного сообщества в процессе европейского строительства был принят ряд законодательных актов. В составе постоянного представительства Испании при ЕС действует Совет по вопросам автономий. Тем не менее автономии, не удовлетворяясь сравнительно низким профилем своего представительства при ЕС, с момента вступления Испании в Евросоюз приступили к открытию в Брюсселе явочным порядком своих офисов, действующих на постоянной основе. Инициаторами создания этих организаций в Брюсселе в своё время стали Страна Басков, Канарские острова, Каталония, за ними последовали остальные регионы.
Их действия стали предметом разбирательства в конституционном суде Испании, в частности, в результате возникшего в 1998 году конфликта в связи с
1 Данилевич И.В. Автономизация Испании.//Полис. - 1995., № 5. С. 121.
декретом правительства Страны Басков о создании департамента по делам правительства, юстиции и автономного развития, предусматривавшим открытие баскского офиса интересов при ЕС. Тогда Конституционный суд Испании поддержал решение баскского правительства, указав, что "для надлежащего исполнения своих полномочий автономное сообщество вправе осуществлять определённые виды деятельности не только на своей территории, но и за пределами национальных границ Испании". Тем не менее Суд определил, что такая внешнеполитическая деятельность автономий имеет ограничения, так как она не должна идти в ущерб статусу государства как полноправному субъекту международных отношений1. С тех пор все 17 испанских автономий имеют право на открытие своих "посольств" в бельгийской столице, 11 из них воспользовались таким правом.
Примечательно, что персонал миссий автономий вдвое превышает численность испанского представительства при ЕС. Постоянные представительства автономий в Брюсселе собирают информацию, осуществляют постоянный контакт с органами Евросоюза, а также способствуют защите и продвижению экономических и культурных интересов испанских регионов2.
Пока сфера их "международных отношений" ограничивается исключительно институтами Европейского сообщества. Появившиеся было претензии Каталонии на создание своих представительств за рубежом, кроме ЕС, были отклонены, как противоречащие Конституции.
Центральное правительство, соглашаясь на такой формат подключения регионов, в то же время решительно отвергает их претензии на участие в составе официальной испанской делегации на постоянной основе в заседаниях Совмина ЕС даже в тех случаях, когда на них обсуждаются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции автономий. При этом центральное правительство мотивирует свою позицию тем, что положение об "исключительных компетенциях" автономий не прописано в испанской Конституции3.
Реалии сегодняшнего дня, новое место Испании в современном мире, активное включение в европейский интеграционный процесс создают не существовавшие ранее предпосылки для консенсусных решений по национальному вопросу и соответствующего сочленения интересов центра и регионов. Если раньше пребывание страны на окраине западного мира стимулировало региона-листские и даже сепаратистские настроения местных элит, а в определённых
1 Вачнадзе Г.Н. Западная Европа и Россия. Экономические связи в 2000 году. М., 2001. С. 285.
2 Солнцев А. С. Компетенция автономных областей Испании в осуществлении внешнеполитической деятельности. Опыт европейского федерализма. История и современность. М., 2002. С. 219-232.
3 Там же. С. 230.
ситуациях и социальных масс, то теперь интеграция в ЕС позволяет всё больше удовлетворять их интересы не только на общенациональном, но и на европейском уровне1.
* * *
Свою жизнеспособность демократический процесс в Испании доказал убедительно. Нет сомнения, считает С.М. Хенкин, что испанский вариант регионального государства в форме государства автономий будет развиваться и дальше, вне сомнения также и то, что это будет происходить параллельно процессам развития европейского федерализма2. Более того, богатый опыт Испании представляет интерес для членов Европейского Союза, и именно потому, что она решает триединую задачу: демократизации политического устройства (через различную степень автономизации), противодействия сепаратизму и устранения условий для его существования и возникновения и, наконец, в результате всех этих шагов, сохранения целостности испанского государства. А это, безусловно, важно для стран ЕС, где национальные противоречия при столь большом количестве национальных меньшинств далеко ещё не разрешены. Поэтому ЕС готов внести свой вклад в дальнейшее позитивное развитие ситуации в Испании. Об этом свидетельствует решение, которое вынес Европарламент в октябре 2006 года, - обсудить мирный процесс в Стране Басков после объявления организацией ЭТА о бессрочном прекращении огня3.
Пример Испании в плане расширения полномочий автономий интересен ещё и тем, что на международном уровне потенциально может стать вестником изменений политической конфигурации объединённой Европы в соответствии с последними тенденциями4 развития Евросоюза, в ходе которого постепенный переход от нынешней формы объединения к сообществу наций, к "Европе регионов" представляется не таким уж невероятным.
1 Испания: траектория модернизации на исходе XX века. Под редакцией Давыдова В.М., М., 2006. С. 73.
2 См. подробнее Латинская Америка. № 12. 2006.
3 www.euronews.ru . 23.10.2006.
4 Попов А. Национализм и сепаратизм в единой Европе. Параметры европейской интеграции. Космополис № 1, осень 2002. С. 94-95.