вия. Среди позитивных черт конфессиональной политики, проводимой московскими властями, эксперты назвали в первую очередь уже упомянутое выше «невмешательство», возвращение верующим храмов и культурных ценностей религиозного характера, а также обеспечение охраны правопорядка в дни религиозных праздников. Основной отрицательной чертой был назван низкий уровень взаимодействия между государственными и религиозными структурами по социально значимым вопросам. За более тесное взаимодействие государственных и религиозных структур выступает подавляющее большинство верующих (63,7% мусульман и более половины православных - 52,7%).
Таким образом, проведенный комплексный анализ межконфессиональной ситуации в столице показывает, что в целом на фоне произошедшей в последние годы стабилизации социально-политической ситуации в стране общая межконфессиональная обстановка в Москве отличается достаточно высокой стабильностью. Однако это не означает отсутствия предпосылок для каких-либо деструктивных проявлений стихийного порядка, которые могут быть вызваны перекосами, к примеру, в миграционной политике или вмешательством извне. Поэтому было бы целесообразно организовать систему мониторинга этноконфессиональной ситуации в столице в разрезе районов или же потенциально кон-фликтогенных территорий (в частности, в местах массового пребывания мигрантов) в целях предупреждения возможных обострений на этноконфессиональной почве.
«Власть», М., 2006 г., № 9, с. 40-50.
Ф.Кипкеева,
публицист
ИСЛАМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В КАРАЧАЕ
Начало возрождения ислама в Карачае приходится на конец 1980-х и начало 90-х годов. Обновление в мусульманской религии охватывает все сферы жизни верующих. Выделим наиболее важные: политическая активность карачаевских мусульман, развитие мусульманского образования, проповедь ислама в карачаевской литературе, строительство мечетей, возрождение мусульманских традиций в быту.
23
Исламская партия Возрождения (ИПВ), образованная на съезде мусульман СССР в Астрахани в июле 1990 г., дала значительный толчок в религиозно-политической деятельности среди населения. Региональное отделение ИПВ на территории Карачая начало работу в августе того же года. Период деятельности ИПВ был недолгим, в связи с распадом СССР в конце 1991 г. и разобщением мусульманских общин уже в феврале 1992 г. Карачаевское региональное отделение, ИПВ распалось. Но несмотря на столь короткое существование, ИПВ сыграла положительную роль в развитии мусульманского самосознания народов, которые стали острее ощущать свою принадлежность к миру ислама. Духовным центром мусульман республики стал имамат Карачая, образованный в городе Карачаевске. Для того, чторбы легализовать свою деятельность и избежать противостояния с Духовным управлением мусульман Карачаево-Черкесии, имамат трансформировался в культурно-просветительскую организацию «Аль-Исламия». Новая организация была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.
На сегодняшний день у духовных лидеров карачаевской мусульманской уммы не существует разногласий, которые могли бы расколоть общину верующих. Есть некоторые расхождения в методах и формах так называемого «призыва», проявления большего или меньшего консерватизма, радикализма или умеренности. Консервативное крыло составляют руководители ДУМ во главе с муфтием мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Ис-маилом Бердиевым.
Практически во всех городах и селах Карачая образованы мусульманские общины, во главе которых стоят муллы-имамы. Во всех населенных пунктах, где преобладают карачаевцы, ведется преподавание основ ислама в частных школах, либо в мектабах и медресе, открытых при мечетях, где обучаются взрослые и дети, мужчины и женщины. Центром профессионального образования является Исламский институт, открытый в столице Карачаево-Черкесии - г. Черкесске. Срок обучения студентов в этом институте четыре года. Ежегодно здесь занимаются 140-150 человек. Институт готовит исламоведов, богословов-теологов, служителей религиозного культа. Более 200 человек из Карачая, в основном молодых юношей, обучается за границей - в религиозных школах и вузах Турции и арабских стран. Всего по данным ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края на территории, находящейся под контролем Духовного управления, зарегистрировано 157 мечетей.
24
Исламское возрождение ставит перед общественностью немало сложных проблем. Возрождение это, безусловно, не сводится только к строительству новых мечетей, открытию медресе. Для становления мусульманской общины необходимо и формирование исторического сознания, которое должно способствовать пониманию всей сущности исламской цивилизации. Главным источником религиозного образования населения остается литература как на карачаевском и русском, так и на турецком, казахском, арабском и других языках. В мусульманском воспитании населения играют значительную роль как научно-просветительская литература, разъясняющая основы исламского вероисповедания и мировоззрения, так и художественная литература, поэзия, национальный фольклор. Так, религиозное содержание имеют многие произведения классика карачаевской литературы Исмаила Семенова. Философское содержание его произведений, посвященное смыслу человеческой жизни и смерти, проникнуто глубокой религиозностью. Издание сочинений Омара Хайяма, переведенных на карачаевский язык И. Алиевым и A.M. Батчаевым, является важным актом приобщения карачаевских читателей к исламской классической культуре. Мусульманское начало проникает и в художественный репертуар современного карачаевского театра, и в национальную музыку. Возрождение ислама не только как историко-культурной традиции и не столько как религиозного мировоззрения, но прежде всего как образа жизни, проникнутого высокой моралью и ответственностью, охватывает все более широкие круги карачаевцев.
Особую проблему для Карачая составляет так называемый «ваххабизм», появившийся здесь в середине 90-х годов под влиянием соответствующих институтов Ближнего Востока. Традиционный, суннитский, ислам исповедуют, главным образом, горцы старшего поколения, к радикальному ваххабизму тяготеет незначительная часть молодежи, руководимая фанатично настроенными лидерами, которые нередко связаны с мусульманскими центрами зарубежных стран. Последнее десятилетие показало, что недальновидность и некомпетентность властей и их невнимание к отечественному исламоведению дорого обходятся государству - проблемы этноконфессиональных взаимоотношений в России и в бывших советских республиках доходят до трагических форм. На сегодняшний день необходима объективная информация о разнице ислама и ваххабизма как шаг на пути преодоления негативных стереотипов взаимного восприятия представителями разных
25
конфессий и установления взаимопонимания на постсоветском пространстве.
«Алиевские чтения», Карачаевск, 2006г., с. 52-54.
Шамиль Шихалиев,
востоковед (г. Махачкала) СУФИЙСКИЙ ШЕЙХ СЕГОДНЯ
Суфизм в Дагестане имеет давнюю историю. Первые суфии появились на Восточном Кавказе на заре его исламизации вместе с миссионерами из Арабского халифата. Уже в начале XI в. выходец из Дербента Мухаммед ибн Муса Абу Бакр ад-Дарбанди написал суфийскую энциклопедию. В ХУШ-Х1Х вв. с Ближнего Востока в Дагестан проникли суфийские братства (араб. тарикат) Накшбан-дийя-Халидийя и Кадирийя. В начале XX в. на Северном Кавказе появились последователи североафриканского братства Шазилийя. Суфии сыграли большую роль в перипетиях политической и культурной жизни двух последних столетий - Кавказской войне XIX в., революции и Гражданской войне, установлении советской власти и советских преобразованиях. Репрессии, обрушившиеся на суфиев сначала в Российской империи, а затем в массовом масштабе повторившиеся в СССР, не смогли искоренить суфийских групп в Дагестане. Как только с распадом Союза прекратились гонения на ислам, ряд суфийских общин братств Накшбандийя, Шазилийя и Кадирийя открыто возобновили деятельность в республике. Отношения суфизма к исламу и мусульманскому обществу вызывают споры. Дагестанские исламоведы А.Р. Шихсаидов и А.К. Аликбе-ров считают суфизм формой бытования ислама на средневековом Восточном Кавказе. По их мнению, суфийская религиозность со свойственным ей почитанием святых мест и коллективными обрядами привлекала к суфиям простонародье. Под влиянием суфиев ислам на Кавказе приобрел синкретический характер, вобрав в себя немало верований и обрядов неисламского языческого и христианского происхождения. Есть и другая точка зрения, называющая суфизм религией элиты. Крупнейший ее сторонник в Дагестане сегодня - К.М. Ханбабаев, по мнению которого, «суфизм - это сложное религиозно-философское учение, для усвоения которого требуется определенный уровень религиозно-духовной подготовки адепта. Поэтому суфизм никогда не был и не является сейчас пре-
26