Научная статья на тему 'ИСЛАМСКИЙ ПРОЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ИСЛАМСКИЙ ПРОЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
355
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР / ИСЛАМСКИЙ ПРОЕКТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мевлютов А. Ш.

На основании социально-философского анализа современных социокультурных тенденций в статье дается характеристика таких понятий, как «исламский проект», «исламский фактор». Представлены ключевые положения научных изысканий отечественных и зарубежных исследователей в рамках рассматриваемой темы. Описаны особенности исламского фактора социокультурных явлений, процессов, сущностей и преобразований. Освещено исламское видение перспектив развития современной мусульманской цивилизации. Проведен социально-философский анализ социокультурного потенциала ислама, который позволил установить наличие в нем прогрессивного духовно-нравственного потенциала, способного сыграть значимую роль в преобразовании современного мусульманского общества. Выделены основные элементы идеологического ядра исламского проекта. Сделан вывод, что его реализация способна обеспечить устойчивость межэтнических и межкультурных связей с сохранением национальной, культурной идентичности полиэтничного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC PROJECT OF SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATION OF TRADITIONAL SOCIETY

Based on the socio-philosophical analysis of the socio-cultural tendencies of Islam, the author characterizes such concepts as “Islamic project”, “Islamic factor”. The key provisions of scientific research of domestic and foreign researchers within the framework of the topic under consideration are presented. The features of the Islamic factor of socio-cultural phenomena, processes, essences and transformations are described. The Islamic vision of the prospects for the development of modern Muslim civilization is highlighted. A socio-philosophical analysis of the socio-cultural potential of Islam was conducted, which allowed us to establish the presence in it of progressive spiritual and moral potential that can play a significant role in the transformation of modern Muslim society. The main elements of the ideological core of the Islamic project are highlighted. It is concluded that its implementation can ensure the sustainability of inter-ethnic and intercultural relations with the preservation of national, cultural identity of multi-ethnic society.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКИЙ ПРОЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 154-162. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 12. P. 154-162.

Научная статья УДК 297

https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.24

Исламский проект социокультурной трансформации традиционного общества Амир Шахбанович Мевлютов

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6767-7364

Аннотация. На основании социально-философского анализа современных социокультурных тенденций в статье дается характеристика таких понятий, как «исламский проект», «исламский фактор». Представлены ключевые положения научных изысканий отечественных и зарубежных исследователей в рамках рассматриваемой темы. Описаны особенности исламского фактора социокультурных явлений, процессов, сущностей и преобразований. Освещено исламское видение перспектив развития современной мусульманской цивилизации. Проведен социально-философский анализ социокультурного потенциала ислама, который позволил установить наличие в нем прогрессивного духовно-нравственного потенциала, способного сыграть значимую роль в преобразовании современного мусульманского общества. Выделены основные элементы идеологического ядра исламского проекта. Сделан вывод, что его реализация способна обеспечить устойчивость межэтнических и межкультурных связей с сохранением национальной, культурной идентичности полиэтничного общества.

Ключевые слова: исламский фактор, исламский проект, модернизация, реформизм, социокультурное преобразование, социокультурный, ислам, мусульманская цивилизация

Для цитирования: Мевлютов А.Ш. Исламский проект социокультурной трансформации традиционного общества // Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 154-162. https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.24.

Original article

Islamic Project of Socio-Cultural Transformation of Traditional Society Amir Sh. Mevlyutov

Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6767-7364

Abstract. Based on the socio-philosophical analysis of the socio-cultural tendencies of Islam, the author characterizes such concepts as "Islamic project", "Islamic factor". The key provisions of scientific research of domestic and foreign researchers within the framework of the topic under consideration are presented. The features of the Islamic factor of socio-cultural phenomena, processes, essences and transformations are described. The Islamic vision of the prospects for the development of modern Muslim civilization is highlighted. A socio-philosophical analysis of the socio-cultural potential of Islam was conducted, which allowed us to establish the presence in it of progressive spiritual and moral potential that can play a significant role in the transformation of modern Muslim society. The main elements of the ideological core of the Islamic project are highlighted. It is concluded that its implementation can ensure the sustainability of inter-ethnic and intercultural relations with the preservation of national, cultural identity of multi-ethnic society.

Keywords: Islamic factor, Islamic project, modernization, reformism, sociocultural transformation, sociocul-tural, Islam, Muslim civilization

For citation: Mevlyutov, A.Sh. (2022) Islamic Project of Socio-Cultural Transformation of Traditional Society. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 154-162. Available from: doi:10.24158/fik.2022.12.24 (In Russian).

В условиях глобализации всё большее значение приобретает изучение разных направлений модернизации традиционного общества и поиск выхода из существующих кризисов. На этом фоне многие развивающиеся страны мусульманского мира стремятся сохранить свою социокультурную идентичность. Для достижения данной цели на глобальном уровне переосмысливаются изменившиеся условия сосуществования этносов и конфессий. Наблюдающиеся сегодня попытки реализации такого рода задач в мусульманском мире показывают, что возможности прогрессивного развития западных цивилизаций ограничены, не удовлетворяют потребностям общественных взаимоотношений и не являются образцовыми для всего человечества в целом.

© Мевлютов А.Ш., 2022

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью пересмотра устаревших взглядов на взаимоотношения между различными культурами и цивилизациями. Исследователи отмечают, что система международных отношений, созданная «в соответствии с итогами Второй мировой войны, уже не может действовать в современных условиях»1. Многие структуры глобального сообщества, сложившиеся в последнее столетие, в которых в той или иной форме представлены мусульманские страны, нуждаются в трансформации для обеспечения всеобщего мира на планете2.

На современном этапе мировая цивилизация претерпевает значительные изменения, перед ней открываются новые возможности прогрессивного развития, выстраиваются конструктивные модели взаимоотношений разных культур и конфессий. В происходящих социокультурных трансформациях активно участвуют традиционные общества Востока, в частности, мусульманские регионы, что актуализирует значимость осмысления опыта модернизации традиционных сообществ как потенциального фактора развития современной цивилизации. Но при этом важно учитывать влияние различных культур, конфессий, менталитета восточных народов на структурные и содержательные изменения, происходящие в мировой цивилизации. В рамках данной статьи для нас значимо исследование воздействия исламского фактора на обозначенные трансформации.

Позитивный потенциал исламской религии и ее духовно-культурное наследие способны стать одним из важнейших компонентов устойчивого цивилизационного развития мусульманских регионов. Немаловажен и тот факт, что правильное выстраивание траектории развития двух ее данностей способно утвердить приемлемые условия безопасного сосуществования стран, народов, этносов и придать мусульманской культуре актуальный облик. Одним из главных социокультурных элементов исламского учения является принцип толерантности, миротворчества, гуманизма, мультикультурализма, поливариативности, рациональности духовно-нравственных устоев и т.д. (Яхьяев, 2020).

Следует отметить, что многие исследователи современных социокультурных проявлений утверждают, что ислам может оказать благоприятное влияние на оздоровление общества, заполнить идеологическую пустоту, привить индивидам коллективное сознание, отмечая все полезное, практичное и рациональное в культурно-историческом, в том числе и религиозном, наследии каждого народа, которое может принести реальную пользу в преодолении духовного кризиса общества. В связи с этим особое значение приобретает философское осмысление потенциала ислама как социокультурного явления, выработавшего уникальные методы регуляции взаимоотношений между людьми, обществом, включая его культуротворческие возможности и природу.

Ислам имеет огромную значимость для народов Северного Кавказа в целом и для дагестанских этносов в частности. Религия - историческая данность для живущих здесь народов, основа их культуры и важный аспект их образа жизни. Богословы данного региона вносили и вносят огромный вклад в развитие и популяризацию исламской культуры. Об этом свидетельствуют материалы письменной дореволюционной культуры народов Дагестана, которые показывают прогрессивный уровень религиозного образования дагестанской мусульманской общины, устойчивые многовековые и плодотворные контакты народов Дагестана с другими этносами России и ближневосточного мира, исповедующими ислам.

Даже такой исследователь кавказских языков, не относящийся положительно к исламским школам, как П.К. Услар, свидетельствовал, что «в каждом ауле найдется один - два человека, которые учат детей читать и писать за кусок хлеба; при каждой мечети есть школы, где желающим учиться можно продолжать учение... Стремление к ознакомлению с арабской грамотностью до того сильно развито между туземцами, что они учатся от 8-летнего возраста до достижения 30 и более лет, переходя из одного училища в другое, более известное ученостью преподавателя»3. Констатируя факт широкого распространения мусульманского образования в Дагестане, ученый писал: «Если об образовании народа судить по соразмерности числа школ с массою народонаселения, то дагестанские горцы в этом отношении опередили даже многие просвещенные нации»4. Однако следует отметить, что в результате политического террора начала - середины прошлого столетия, механизм распространения мусульманского образования был нарушен во всех регионах бывшего СССР. В результате чего с 80-х годов XX века, после потери контроля

1 Мухаметшин Ф. На путях поиска возрождения исламской цивилизации [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/na-putyakh-poiska-vozrozhdeniya-islamskoy-tsivilizatsii/?sphrase_id=90084395 (дата обращения: 12.05.2022).

2 Якупов М.Т. Социокультурное содержание ислама в современных условиях : автореф. дис. .. .д-ра фи-лос. наук, Уфа, 2011. 31 с.

3 Услар П К. Этнография Кавказа. Абхазский язык. Тифлис, 1887. С. 3.

4 Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 2, отдел 3. Тифлис, 1869. С. 120.

над притоком пропагандистов исламской культуры извне и неготовности местных богословов ответить вызовам и нападкам на традиционное религиозное сознание, возрождение ислама происходило не в той форме, которая удовлетворяла бы политику российского государства, ставшего преемником СССР. Данные процессы привели к неразберихе и разделению среди последователей традиционной формы ислама. Довольно часто и религиозные, и политические лидеры республики становились приверженцами радикальных и реформаторских взглядов. В результате с 1995 по 2010 гг. были убиты многие богословы, а также представители правоохранительных органов власти, пытавшиеся противостоять распространению религиозного радикализма.

Вначале спонсируемая из-за границы миссионерская деятельность иностранных граждан из арабо-мусульманских стран на территории республик бывшего СССР, в основном, состояла в строительстве мечетей и привлечении молодежи к исламскому реформированному и радикализован-ному учению. Это способствовало установлению многосторонних связей между образовательными центрами, неправительственными, некоммерческими организациями и частными лицами мусульманских стран (Албогачиева, 2013: 267). Активизировалась пропаганда радикальных общественно-политических взглядов, распространявшихся среди молодежи наряду с фундаментальными исламскими учениями через образовательные программы. Эта деятельность стала приносить свои плоды: участились случаи формирования небольших групп, выступающих за захват политической власти путем оппозиционного противостояния или посредством вооруженного конфликта.

В свете сказанного представляется бесспорной актуальность изучения современных исламских проектов и факторов, поскольку иногда они сопряжены с негативными процессами и явлениями в обществе. Анализ проблемы необходим для выделения религиозно-политических движений, создающих неблагоприятный фон социально-общественного положения мусульман в стране и препятствующих реализации стратегических планов государственной политики, а также для определения направлений, стабилизирующих традиционализм, представители которого активно поддерживают российскую власть, способствуют стабилизации внутренней политической и этнокультурной ситуации.

Не менее важен исламский проект для глобальной перспективы в свете фундаментальных положений данной религии. Предполагается, что мусульманская умма (община) должна занять свое место в мировом сообществе цивилизаций и государств и получить равные права с остальными его членами. Исламский миропорядок представляется как образец, помогающий устанавливать равноправные отношения со странами Запада (Халиков, 2017). Одним из главных принципов его является исламская солидарность, определенное единение всех мусульманских народов на мировой арене. Фундаментальной основой взаимоотношений государств в таком понимании является взаимное уважение и соблюдение принципа невмешательства во внутреннюю политику каждого из них.

Существует иной подход к анализу данного понятия, согласно которому он интерпретируется как тенденция, отражающая негативную составляющую исламского возрождения, оказывающая влияние на национальную безопасность целых стран и политизирующая религию. Сторонники данной дефиниции отмечают, что идея исламского фактора включает в себя такие негативные явления, как исламский фундаментализм, исламский экстремизм, исламский терроризм -вахабизм и т.д. Рассмотрим их подробнее.

Фундаментализм требует возврата к истокам ислама: Корану и Сунне в первую очередь. В его основе лежат теоретические установки панисламизма, предполагающие возрождение «истинного» ислама, халифата, основанного на правопорядке и законах шариата, продвижение идеи священной войны за веру.

Исламский экстремизм целенаправленно старается обратить вспять вестернизацию, предлагая оригинальную модель мусульманского общества, не склонного к любым эволюциям и находящегося под жестким контролем радикальных идеологов. Основными целями данного движения считаются следующие: установление в обществе правопорядка «истинного» исламского государства, введение в практику законов шариата, восстановление халифата. Сторонники исламского экстремизма стремятся к достижению указанных целей посредством бесчеловечных действий -взрывов, захватов заложников, угроз проведения диверсионных акций и т. д., дестабилизируя внутреннюю обстановку страны, в которой дислоцировалась экстремистская ячейка, посредством развязывания компании террора. Создание на этом фоне общества «истинных мусульман», выступающего против «неверных», преследует цели захвата власти путем переворота для реализации тотальной исламизации общества, направленной «сверху вниз».

Исламский терроризм - вахабизм - представляет собой довольно опасное направление в современном мире, угрожающее безопасности многих стран. В большинстве случаев данное течение вовлекает именно мусульманские страны в глубокие политические, моральные и экономические кризисы. Основоположником его является Мухаммад бен Абд Аль-Вахаб, объявивший

войну всему мусульманскому миру, воспитавшему свое общество на принципах, противоречащих религиозному и духовно-нравственному наследию мусульманской общины. Вахабиты с искаженной идеей джихада проникли во все республики СССР, в которых население исповедует ислам в подавляющем своем большинстве (Али, 2017).

Проект аль-хакимия - ат-такфиризм базируется на обвинении мусульман в неверии. Это довольно молодое направление, проявляющее радикальное отношение к любым государственным строям и законодательствам, не основанным на шариатских принципах, извлеченных из Корана и Сунны. Основатель данного течения Саид Кутб в своем труде «Фи зыляль аль-Кур'ан» отмечает, что лишь маленькая горстка мусульман во всем мире является истинно верующими, а остальные относятся к невеждам, погрязшим в невежестве и отклоняющимся от истинных исламских ценностей1. Мусульманский богослов Аль-Кардави, подвергая критическому анализу подобное враждебное отношение ко всему арабо-мусульманскому миру, отмечает: «Идеи Саййида Кутба привели к такому явлению, как исламская революция, направленная против государственной и общественной целостности исламских или околоисламских стран»2. По Саййид Кутбу, большая часть мусульманской общины впала в неверие. Утверждая это, он ссылается на стих из Корана, в котором осуждаются те, кто судит не по указам Аллаха, и те, кто принимает факт наличия и состоятельности конституционной власти3.

На самом деле идеолог интерпретирует и применяет аят, предназначенный для частного случая, ко всем ситуациям в общем, без разбора. Проанализировав труды классических богословов, мы пришли к выводу, что в данном кораническом стихе, говорится именно о тех мусульманах, которые считают религиозные нормы несостоятельными, отвергают их, считая ложными. А что касается тех мусульман, которые судят, не имея возможности применить законы шариата, или же не судят по уважительной причине, то они являются верующими и не подлежат порицанию.

Туранский и арабо-исламистский проекты, используя именно религиозно-этнические и внутриисламские интеграционные факторы, предполагают ведение борьбы по освобождению Кавказа от влияния России. Арабо-исламистский (панисламский) фундаментализм за основу принимает идею межнационального объединения мусульман вне национального и географического пространства. В свою очередь туранский пантюркизм оспаривает идею «мусульманского национализма» на основе ядра собственного национализма, призывая к этно-религиозному обособлению мусульман по регионам (Добаев, 2002: 216).

Анализ двух мегапроектов (туранского и арабо-исламистского), основанных на идеологии ислама, дает возможность охарактеризовать каждый из них следующим образом.

Туранский проект, реализуемый турецким государством под протекторатом США и стран НАТО, делится на три ответвления: тюркизм (идеология основана на лозунге «Турция для тур-ков - одно государство, один народ» и служит основой для концепции пантюркизма (Налбандян, 2015), пантуранизм (более общее из всех трех политическое течение, нацеленное на создание государства «Великого Турана», которое в будущем объединит турок, монголов, угро-финнов и т.д.); пантуркизм (более узкое понятие, чем предыдущее, акцентирующее внимание идеологов на общей этнической основе тюркских народов с целью реализации геополитической доктрины турецкого государства заключающейся в праве притязать на территории государств, в которых в основном проживают тюркоязычные народности) (Абдурагимов, 1995).

Арабо-исламистский проект реализуется миссионерами арабских стран, находящихся под покровительством Саудовской Аравии, которая с свою очередь продвигает идеологию радикального политического движения фундаментализма - вахабизма, преследует идею консолидации мусульманских этносов, «очищения» реального традиционного ислама от многовекового наследия и концепцию возврата к идее создания «идеального» мусульманского общества согласно Корану и Сунне. Как мы отмечали, данный проект продвигается в Дагестане и других республиках Кавказа и щедро спонсируется сторонними заинтересованными в нем игроками.

Р.А. Левшуков, затрагивая тему «исламского проекта» пишет: «Попытка интеграции северокавказского "мусульманского пространства" осуществляется всеми субъектами на базе определенной идеологии, основу которой составляет своеобразный синтез важнейших политико-мировоззренческих постулатов основных доктринальных течений в исламе и конкретной локально-исторической практики»4. В самом северокавказском социокультурном пространстве все субъекты геополитических притязаний на этот регион представлены четырьмя значимыми группами.

1 Механизмы террора: обвинение в джахилии [Электронный ресурс] // Islam-today. URL: https://m.islam-today.ru/veroucenie/mehanizmy-terrora-obvinenie-v-dzahilii/ (дата обращения: 26.11.2022).

2 Юсуф Аль-Кардави Ибну. Аль-каря в аль-китаб. Каир, 2009. 448 с.

3 Механизмы террора: обвинение в джахилии ...

4 Левшуков Р.А. Ислам в социокультурном пространстве Северного Кавказа: интеграционные и дезин-теграционные функции : дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 200з. С. 124.

К первой из них Р.А. Левшуков относит представителей традиционного ислама, у которых в каждом регионе есть свои административно-управленческие аппараты - ДУМы. Ко второй группе отнесены квазиисламские, националистические движения, такие как НСБН (Национальный совет балкарского народа), ДД (Демократический Джамаат), «Бирлик» (Единство), Конфедерация народов Кавказа (КНК) и т.д. Данная группа, пользуясь нестабильностью региона и продвигая доктрину конфессионального и национального синкретизма, создает сепаратистское настроение в республиках, где основное население - мусульмане. Третью группу составляют институционализированные организации, преследующие цель занять позицию общественных объединений, способных оказать прямое политическое влияние на государство. И замыкает перечень субъектов геополитических притязаний на регион группировка, действующая на основе фундаменталистской (салафитской) идеологии1.

В.В. Власов, затрагивая тему исламского фактора в общественно-политической жизни современной России, отмечает, что на фоне трансформаций, обусловленных крахом идей коммунизма и неоднозначным подходом общества к либеральным ценностям, «российским мусульманам предлагаются альтернативные политические проекты, такие как панисламизм, пантюркизм и т.д., что представляет угрозу для территориальной целостности нашего государства» (Власов, 2019).

Р.В. Пашков рассматривает концепцию исламского фактора как глобальный потенциальный проект «по мысли мусульманских ученых, позволяющий умме (общине) занять равноправное место в мировом сообществе цивилизаций и государств, заключающийся в создании исламской государственности на землях ислама, следовании шариату и воссозданию халифата» (Пашков, 2017). Важнейшей отправной точкой на пути построения такого общества, удовлетворяющего потребностям современного мира, является модернистский подход к государственности: создание социально-правового поля, подходящего для всех граждан, уважающих верховенство права, на основе соблюдения прав человека, поддержки нацменьшинств и через делегирование власти общинам.

Предлагаемый нами исламский фактор регуляции социокультурных процессов не имеет ничего общего с радикальными и террористическими организациями, а рассматривается в качестве некого надродового и надэтнического духовного ядра новой социальной общности. Социокультурный потенциал ислама действительно во многих случаях способен сплотить разобщенные полиэтнические общества. Несомненно, истинный ислам - миролюбивая религия, которая характеризуется терпимостью к инакомыслию (Мевлютов, Буттаева, 2021). Также среди характерных черт ислама отмечается простота теологической основы, отсутствие чрезмерно громоздких метафизических конструкций, понятные и простые социальные, культурные и бытовые нормы. Знания в исламском учении выдвигаются на самое почётное место, а стремление к ним -обязанность каждого мусульманина. Благодаря всему сказанному у исламского учения появляется все больше сторонников в разных странах мира.

Дагестанский суфий Саид-афанди аль-Чиркави отметил: «От развития ислама (имеется ввиду традиционный) государствам нет ни малейшей угрозы, так как истинный мусульманин -это умный, образованный человек, который желает всем добра и наставляет на правильный путь молодежь»2.

Ислам как монотеистическая идеология, на наш взгляд, выступает в качестве социокультурного явления, способного помочь современному обществу преодолеть очередной социокультурный кризис. В его рамках возможна пропаганда, не только основанная на декларации уважения к разным этносам, но способствующая формированию толерантности по отношению к ним, развитию гуманистических идей (Мевлютов, 2022). Преодолеть глобальный кризис современности и цивилизации возможно, возрождая духовный потенциал человечества, взяв за основу мировые религии и ислам в том числе.

Представители радикальных движений в исламе часто оперируют такими понятиями, как «территория неверия» и «территория ислама» с целью ущемления прав неугодных им обществ и проведения деструктивной политики в различных странах с целью подрыва государственной целостности и мирного сосуществования мусульман с иноверцами. Необходимо правильно дефини-ровать данные понятия. Любой мусульманин, оказываясь перед лицом общества и закона чужой для него страны, где не исполняются религиозные предписания, должен учесть, что ему придется исполнять свои обрядовые нормы не так, как он делает это в своей родной мусульманской стране. Он должен учитывать законы и нормы принимающего государства, стараться достойно взаимодействовать с людьми иных конфессий, показывать наилучший пример своего поведения для окружающих с целью заинтересовать их исламом. Можно отметить, что с одной стороны, шариат приме-

1 Левшуков Р.А. Указ. соч.

2 «Ислам^и»: «Нас объединяет ислам» (интервью с шейхом Саид-афанди) [Электронный ресурс] // Religare. URL: http://www.religare.ru/2_10188.html (дата обращения: 26.11.2022).

няет по отношению к нему послабления в исполнении религиозных норм, а с другой, на него возлагается больше ответственности за поведение. Правильное понимание религиозных норм ислама предполагает моральную ответственность, искаженное - противостояние и войну.

Отметим, что прогрессивные и творческие аспекты исламского учения, развивающиеся как социокультурный феномен в регионах Северного Кавказа, в особенности в Дагестане, как правило, способны обеспечивать устойчивость разного рода связей между людьми в рамках социальной организации общества.

Ислам не призывает к отказу от активной жизненной позиции, а продвигает идею общественного прогресса путем поиска и реализации возможностей творческого отношения к окружающему миру. Основные тексты Сунны служат своего рода руководством, регулирующим повседневные дела и формирующим социальную ответственность в сознании последователей религии. Анализируя такого рода изречения, мы понимаем, что мусульманин, независимо от того, в каком обществе он окажется, должен следовать принятым в нем принципам, устоям, правилам. Этот факт играет особую роль в нестандартных и кризисных ситуациях, возникающих в обществе (Мадхали, 2011: 130). Так, в одном из изречений Сунны говорится, что Аллах больше всего любит того раба, который приносит пользу обществу1. Радость, вселяемая мусульманином «в сердце верующего, избавление его от какой-то заботы, удовлетворение нужды и возмещение его долга, удаление факторов, заставляющих его голодать и страдать, считаются наиболее ценным деянием перед Аллахом. Более ценным, чем находиться в мечети, выстаивая поклонение целый месяц. Самое любимое для него деяние, это удовлетворение просьбы человека и исполнение нужд общества. Кто скроет свое недовольство человеком и злость к нему, Аллах скроет его недостатки. Кто скроет свой гнев, имея возможность отомстить, тот будет доволен в Судный день Аллахом. Кто содействует исполнению нужды своего брата мусульманина, тому Аллах укрепит ноги на мосту Сират, в то время как ноги других людей будут дрожать и подкашиваться»2.

К труду во благо общества ислам призывает очень активно; это соответствует концепции антропогенеза в материалистической идеологии, доказывающей, что труд играет принципиальную роль в происхождении человека. В исламе идея труда во благо общества основана на проявлении любви к окружающим, на принципе социального бумеранга. «Желай людям то, что желаешь себе, станешь мусульманином...» (в другом изречении говорится «станешь уверовавшим»3. Даже столь интимная тема - вера, регулирующая внутренний мир человека, взаимоотношения раба с Богом, связана с установлением совершенных взаимоотношений человека с окружающими. Все это вкупе подразумевает наличие в исламе миссии отдачи человеком духовной и физической энергии окружающему его обществу.

Следовательно, духовное и материальное, должно представляться как некое диалектическое единство, динамическая совокупность сфер в социальной системе.

Исследуя влияние исламского фактора на традиционное общество, нельзя оставлять без внимания и исторический его аспект. Мусульманское реформаторство стало в своём роде воплощением традиции мутуализма и философской мысли, суфийской духовности и школы рационалистического фикха. Всё это наглядно проявилось во взглядах реформаторов XIX века и модернистов XX века. Одним из первых распространять идеи панисламизма стал Джамаль ад-Дин аль-Афган, он призывал к единению мусульманских сообществ, взяв за основу религиозное учение, чтобы достигнуть независимости (Нуриахметова, 2016). При этом отмечалось, что у ислама особая историческая миссия, и это учение также должно приспосабливаться к современным реалиям и необходимым условиям жизни общества, способствовать развитию светского образования, поощрять научные и технические достижения и особое внимание уделять созданию национальной промышленности.

Реформатор из Сирии Аль-Кавакиби, работая в русле своего времени и соответствующих реформаторских идей, говорил о социальном и политическом преобразовании стран Востока, призывал убрать чуждые наслоения, заимствования и возродить истинный ислам. Большое внимание уделялось им анализу реформирования системы образования, просвещению народа Ахмад-хан призывал реформировать образование на европейский лад (Нуриахметова, 2016). В целом рационализм в концепции реформаторов был достаточно гибким в отношении подходов к фундаментальным проблемам взаимоотношений религиозных учений и знаний. Знание стало признаваться, как и вера, божественным откровением. Коран даёт широкие возможности для познания, и в данном случае важно верно понимать дух и суть ислама.

1 Некоторые наставления и этические нормы торговли [Электронный ресурс] // IslamDag. 2013. 22 Март. URL: https7/islamdag.ш/veroucheme/23062#:~:text=Аплахo/o20большеo/o20любитo/o20такоеo/o20деяние,дела-%2C%20придерживаясь%20перечисленных%20выше%20благодеяний (дата обращения: 26.11.2022).

2 Апь-Асбахани Абу Аш-Шайх. Ат-Тавбих ва Ат-Танбих. Каир, 2010. С. 51. (на арабском языке).

3 Абу Бакр аль-Байхаки. Шуабу аль-иман : в 14 т. Эр-Рияз, 2003. Т. 1. 533 с. (на арабском языке).

Реформаторами отвергалось соответствующие традиционалистам негативное отношение к новшествам, они более лояльно относились к заимствованию технического и научного опыта западных стран, если это способствовало возрождению и развитию мусульманского мира: все это должно было происходить с учётом сохранения национальной идентичности.

На протяжении всего пути исторического процесса реформаторских течений в исламе осуществлялась адаптация религиозных философских и правовых исламских норм к новым историческим условиям. Важно правильно переосмыслить исламские ценности, которые были связаны со всеми сферами общественной жизни: политикой, экономикой, морально-нравственными и культурными составляющими общества. Всё это в итоге способствовало разрешению общественно-политических проблем мусульманского мира. Если говорить об историческом значении исламского проекта, то можно отметить, что реформаторство заложило его концептуальные основы, появились определенные перспективы для развития (Нуриахметова, 2016: 136).

В качестве идеологического ядра исламского проекта можно отметить следующие элементы: реформирование традиционной структуры образования и толкования сакральных текстов, учитывая условия современной реальности; реисламизацию населения в мусульманских странах; развитие интернациональной идеи с целью объединения исламской нации; создание единого экономического пространства, в котором будет осуществляться глобальное взаимодействие всех мусульманских стран (Сулумов, 2022).

Насколько динамично будет развиваться исламский проект, напрямую зависит от стадии формирования геополитического взаимодействия стран Востока (Островская, 2015). Актуальный на сегодняшний момент проект - это глобальная интеграция.

Говоря о системной трансформации общества, М.Г. Федотова приводит формулировки ряда принципов, характерных для «мира ислама», которые в своё время были сформулированы президентом Ирана Х. Рухани, а позднее превратились в идеологические постулаты мусульманства (Федотова, 2017). Среди них следующие:

- ислам является центром идентичности для мусульман; важно в таких условиях обращать особое внимание на воспитание молодого поколения;

- распространение социальной справедливости, безопасности политического и культурного характера, реализация права на достойную жизнь, в которой основополагающими будут принципы исламского учения. Демократии в сочетании с религией приведет к мобилизации мусульманской уммы;

- достижения в сфере образования, исследований и инноваций должны быть приоритетными для исламского мира, так как позволят удовлетворять технические и научные потребностей мусульман (Федотова, 2017: 125).

В рамках исламского проекта отмечается также возникновение мусульманской экономической модели как совокупности производственных отношений, не ограничивающихся её этической направленностью. Если говорить об отличиях этой модели от рыночной экономики, ориентированной на получение максимальной прибыли, то важным для ислама будет являться то, какие методы будут для этого использоваться, то есть морально-нравственная направленность деятельности, определяемая этическими ограничениями религии. Сторонники исламской экономики характеризируют его как особый, третий, путь развития, который не имеет ничего общего ни с капиталистической, ни с социальной системой (Ахтямов, 2013).

Завершая наши рассуждения, следует сказать следующее. Если рассматривать «исламский проект» в глобальном масштабе, то его создателям необходимо четко просчитать его соответствие ряду требований: наличие кадров, способных находить ответы на вызовы современности в таких областях, как дипломатия, управление, политика, экономика, общество, философия; создание мусульманской цивилизации посредством разработки научных комплексов, способных охватить все области человеческой деятельности, при этом сохраняя духовно-нравственные ценности, мораль религии, окружающий мир и мозаичность общества - его конфессиональное, этническое, этнолингвистическое разнообразие. Проект, в котором кто-то из меньшинств будет ущемлён, не состоится, как нам показывает история. Необходимо четко расставить приоритеты и реализовывать первостепенные задачи, связанные с организацией научных площадок, созданием институтов, разрабатывающих направления наук, основанных на исламской мысли, - социологии, экономики, теории управления и т.д. В ином случае ему на первых же порах грозит крах или уничтожение со стороны внешних сил. Именно это мы и наблюдали в Судане, Сомали, Иране, Афганистане, притом что ни одно из перечисленных требований на данный момент не реализовано мусульманской общиной. Однако почти весь исламский мир отстает от государств первого уровня в экономическом, научном, военном, политическом плане, мусульмане разобщены, что не создает благоприятных условий для реализации данного проекта.

Резюмируем сказанное. Современное исламское учение является сложным социальным и культурным явлением, в котором сочетаются и созидательные, и либеральные основы. Процесс глобализации привел к тому, что мусульманство стало одной из социокультурных составляющих современной цивилизации. Интенсификация миграции стала причиной того, что исламский мир в виде отдельных его представителей присутствует в любом государстве мира. Религия предлагает своим последователям не устаревшие догмы, а социокультурные явления, которые изменяются в соответствии с современными реалиями. Социокультурные процессы, имеющие место сегодня, подтверждают реализацию концепции созидательного потенциала исламского учения.

Исламский проект, транслирующий ценности гуманизма, толерантности, культуры межнационального общения, может выступить основой духовного ренессанса человеческого общества именно в то время, когда проявился побочный эффект технического и экономического прогресса, выраженный в нравственной деградации людей и утрате ими духовных ориентиров

Основным принципом ислама является диалектическое единство нравственности и законов шариата, что требует соблюдения в соответствии с общечеловеческими ценностями. Если мусульманская община будет следовать этому принципу, в скором будущем исламский мир займёт достойное место в развитии человечества. Таков будет магистральный путь общественного прогресса и объективный закон развития цивилизации. В данный момент, мусульманское сообщество продолжает развиваться, используя ислам как духовно-нравственную основу для прогресса.

Список источников:

Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания - Лезгистан. СПб., 1995. 607 с.

Албогачиева М. С.-Г. Похоронно-поминальная обрядность // Ингуши. М., 2013. С. 265-273.

Али Т.М. Исламский фактор в мировом политическом процессе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 1 (778). С. 62-71.

Ахтямов Н.С. Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. № 15 (116). С. 252-261.

Власов В.В. Исламский фактор в общественно-политической жизни современной России // ABYSS (вопросы философии, политологии и социальной антропологии). 2019. № 3 (9). С. 54-63.

Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов н/Д., 2002. 416 с.

Мадхали А.А. Ал-асалибу ан-набавия фи танмийа аль-масъулия аль-ижтимаийа // Мажалла жамиаьт Жазан. 2011. № 1. С. 127-150 (на арабском языке).

Мевлютов А.Ш. Культура толерантности в исламе // Вестник Бурятского государственного университета. 2022. № 3. С. 67-74. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2022-3-67-74.

Мевлютов А.Ш., Буттаева А.М. Основные принципы гуманизма в исламе // Человек, экономика, общество в условиях пандемии: региональные, глобальные и федеральные аспекты. Ставрополь, 2021. С. 566-569.

Налбандян З. Турция и пантуранизм. М., 2015. 174 с.

Нуриахметова Ф.М. Основные идеи мусульманского реформаторства: религиозные традиции и новации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-1 (74). С. 133-135.

Островская Е.А. Исламский проект глобализации и его ключевые составляющие // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 140-143.

Пашков Р.В. Глобальный альтернативный исламистский проект создания халифата // Актуальные проблемы современной науки. 2017. № 1 (92). С. 95-103.

Сулумов С.Х. Традиционное общество в контексте исламского радикализма // Вестник Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова. 2022. № 1 (45). С. 35-41. https://doi.org/10.36684/chesu-2022-45-1-35-41.

Федотова М.Г. Разновидности исламского проекта в системной трансформации общества // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 1 (29). С. 123-130. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-1-123-130.

Халиков Р.Х. На пути к исламскому глобальному проекту // Россия в глобальной политике. 2017. Т. 15, № 3. С. 179-188.

Яхьяев М.Я. Поливариативность исламской культуры: истоки и причины // Исламоведение. 2020. Т. 11, № 2 (44). С. 109-121. https://doi.org/10.21779/2077-8155-2020-11-2-109-121.

References:

Abduragimov, G. A. (1995) Kavkazskaya Albaniya - Lezgistan [Caucasian Albania - Lezgistan]. St. Petersburg. 607 р. (in Russian).

Akhtyamov, N. S. (2013) Islamic Economic Model: Conceptual and Theoretical Foundations. RGGU Bulletin. Series: Economics. Management. Law. (15 (116)), 252-261 (in Russian).

Albogachieva, M. S.-G. (2013) Pokhoronno-pominal'naya obryadnost' [Funeral and Memorial Rituals]. In: Ingushi. Moscow, рр. 265-273 (in Russian).

Ali, T. M. (2017) The Islam and Рolicy. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki. (1 (778)), 62-71 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dobaev, I. P. (2002) Islamskii radikalizm: genezis, evolyutsiya, praktika [Islamic Radicalism: Genesis, Evolution, and Practice]. Rostov-on-Don. 416 р. (in Russian).

Fedotova, M. G. (2017) Variety of Islamic Project on System Transformation of Society. Perm University Herald. Series Philosophy. Psychology. Sociology. (1 (29)), 123-130. Available from: doi:10.17072/2078-7898/2017-1-123-130 (in Russian).

Khalikov, R. Kh. (2017) Na puti k islamskomu global'nomu proektu [Toward an Islamic Global Project]. Rossiya v global'noi politike. 15 (3), 179-188 (in Russian).

Madhali, A. A. (2011) [Al-asali b u an-nabawiya fi tanmiya al-maskhulia al-ijtimaiyya]. [Mashalla jamiyat Zhezan]. (1), 127-150 (in Arabic).

Mevlyutov, A. Sh. & Buttaeva, A. M. (2021) Basic Principles of Humanism in Islam. In: Chelovek, ekonomika, obshchestvo v usloviyakh pandemii: regional'nye, global'nye i federal'nye aspekty. Stavropol, pp. 566-569 (in Russian).

Mevlyutov, A. Sh. (2022) The Culture of Tolerance in Islam. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta. (3), 67-74. Available from: doi:10.18101/1994-0866-2022-3-67-74 (in Russian).

Nalbandyan, Z. (2015) Turtsiya i panturanizm [Turkey and Panturanism]. Moscow. 174 р. (in Russian). Nuriakhmetova, F. M. (2016) The Main Ideas of Muslim Reformation: Religious Traditions and Innovations. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. (12-1 (74)), 133-135 (in Russian).

Ostrovskaya, E. A. (2015) The Islamic Project of Globalization and Its Key Components. Theory and Practice of Social Development. (17), 140-143 (in Russian).

Pashkov, R. V. (2017) Global'nyi al'ternativnyi islamistskii proekt sozdaniya khalifata [Global Alternative Islamist Project to Create a Caliphate]. Aktual'nye problemy sovremennoi nauki. (1 (92)), 95-103 (in Russian).

Sulumov, S. Kh. (2022) Traditional Society in the Context of Islamic Radicalism. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.A. Kadyrova. (1 (45)), 35-41. Available from: doi:10.36684/chesu-2022-45-1-35-41 (in Russian).

Vlasov, V. V. (2019) The Islamic Factor in the Social and Political Life of Modern Russia. ABYSS (Studies in Philosophy, Political Science and Social Anthropology). (3 (9)), 54-63 (in Russian).

Yakhyaev, M. Ya. (2020) Polyvariativity of Islamic Culture: Origins and Causes. Islamovedenie. 11 (2 (44)), 109-121. Available from: doi:10.21779/2077-8155-2020-11-2-109-121 (in Russian).

Информация об авторе А.Ш. Мевлютов - доктор исламских наук, аспирант кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета, Махачкала, Республика Дагестан, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1078190

Information about the author A.Sh. Mevlyutov - D.Phil. in Islamic Sciences, PhD student at the Department of Philosophy and Socio-Political Sciences, Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1078190

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.