ИСЛАМСКИЙ МИР В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
Ахмад Башир
Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются место и роль исламского мира в современной мировой политике с учетом его значительного энергетического, демографического и растущего экономического потенциала и существенных характеристик современного мирового порядка, а также тенденций формирования нового мирового порядка.
Ключевые слова: исламский мир, глобализация, современный миропорядок, мировая политическая система, международные отношения.
Характеристика современного мирового порядка. Современный мировой порядок сложился и, можно утверждать, складывается по настоящее время в рамках вестфальской мировой политической системы с учетом особых отношений, возникших после разрушения биполярного миропорядка эпохи холодной войны и существенного влияния на данные процессы фактора глобализации.
Тем не менее, любая характеристика, данная политической наукой современному мировому порядку и касающаяся его содержательной части (собственно международных отношений), не может не придерживаться какого-либо теоретического направления, будь то реализм, неореализм, либерализм, неолиберализм или иное.
Вместе с тем общим и неоспоримым для различных теоретических школ фактом, на наш взгляд, является то, что сложившиеся современные международные отношения характеризуются переходом от противостояния, основанного на ядерном сдерживании двух сверхдержав, к новому мировому порядку [3. С. 47], опирающемуся на декларируемое партнерство, преследующее цели общемирового развития в духе уважения и равноправия. Однако, как показывает реальное положение вещей, осуществление данного перехода оказалось затруднено. Новые институты и механизмы, которые смогли бы действенно гарантировать стабильность и всеобщую безопасность в современных условиях глобализации, находятся на стадии формирования, что наглядно демонстрируют не только угрозы терроризма, но и неразрешенные вопросы неправомерного применения силы в одностороннем порядке единственной сверхдержавой.
Несмотря на растущую финансово-экономическую взаимозависимость, внешне сохраняется взаимное недоверие в отношениях бывших и настоящих стран коммунистического блока и стран западного мира. Значительные средства продолжают вкладываться в развитие вооружений, предназначенных не только для действий в локальных конфликтах, но и для ведения полномасштабных войн.
Так, по данным Р.Т. Мухаева, военные расходы во всем мире в последнее время составляют 1000 миллиардов долларов в год; более половины ученых мира работают над созданием новых видов оружия массового уничтожения [4. С. 587]. В это же время 800 миллионов человек на планете живут в условиях абсолютной
нищеты, а из 500 миллионов голодающих около 50 миллионов ежегодно умирают от истощения.
При этом, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН, данная ситуация в условиях мирового финансово-экономического кризиса лишь усугубляется [7].
Помимо этого, современный этап развития международных отношений характеризуется возрастающей взаимосвязью и взаимозависимостью акторов мировой политической системы. Это вызвано тем, что жизнь человечества может быть обеспечена совместными усилиями всех государств, международных организаций и транснациональных компаний.
Так, проблемы, возникшие перед человечеством (недопущение ядерной войны, остановка гонки вооружений, реальное мирное разрешение вооруженных конфликтов; снижение, а по возможности полная ликвидация нищеты, финансового, экономического, сырьевого и продовольственного кризисов; сохранение здоровой среды обитания человека и т.д.), возможно решить только при условии объединения возможностей и ресурсов всего общемирового сообщества.
Необходимо особо подчеркнуть, что основным фактором мировой политики, определившим сложный и противоречивый характер миропорядка, формирующегося в начале XXI в., и который создал поле напряжения, спровоцировал смену основ цивилизационного жизнеустройства, способствовал переходу от привычного для большей части XX в. миропорядка к качественно новой инфраструктуре мироустройства, стала глобализация [4. С. 588].
С нее начинается этап формирования нового типа миропорядка, и, можно предположить, нового мирового сообщества всепланетарного масштаба. Под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой, действия локальных акторов могут иметь важные глобальные последствия. Глобализация предполагает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия как в пределах отдельных государств, так и между государствами.
Яркой иллюстрацией тому, как уже говорилось выше, служит финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008 г. в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия, охватившая практически весь мир [2. С. 112].
На основе наметившихся уже в настоящее время тенденций можно утверждать, что новый мировой порядок в идеальном варианте развития и для обеспечения интересов всех акторов, а равно устойчивого развития самого человечества должен формироваться на основе принципов демократизации, демилитаризации, гуманизации межгосударственных и международных отношений независимо от возможностей и размеров конкретного государства или актора, а также с учетом значительно возросшей роли глобализационных процессов. На наш взгляд,
именно оттого, как будет формироваться международный миропорядок в ближайший период, во многом зависит то, каким будет мир в XXI в.
Тенденции формирования нового мирового порядка. Среди основных тенденций формирования нового мирового порядка помимо вышеупомянутых мы бы хотели назвать следующие.
Во-первых, продолжает увеличиваться разрыв между «Севером» и «Югом» — бедными и богатыми странами. Данный процесс, вероятнее всего, обусловлен слиянием национальных экономик в единую, общемировую, а также глобализацией рынка, растущей взаимозависимостью на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революцией, межнациональными социальными движениями, новыми видами транспорта, телекоммуникационными технологиями, интернациональным образованием, что также является одной из тенденций формирования нового мирового порядка.
При этом высказывается ряд мнений, что именно данное обстоятельство привело к качественному росту террористической угрозы, проявившейся в терактах 11 сентября 2001 г.
Во-вторых, налицо не только противостояние между постиндустриальными и развивающимися обществами, но и своего рода «отторжение» политики «унилатерализма», проводимой США. Терроризм является лишь одним из аспектов данного противостояния. Налицо стремление к формированию новых центров силы, новых систем организации отдельных аспектов жизни мирового сообщества, отделенных от неограниченного влияния США. Данная тенденция является отражением стремления возврата к управляемости и предсказуемости отношений двуполярного мира, однако в более демократической форме плюрализма, что проявляется не только на уровне международных отношений, но и в ракурсе финансово-экономических решений и действий. Так, в частности, Россия и Китай все чаще предлагают изменить мировую финансовую систему, построенную на единоличной гегемонии доллара как валюты США, путем диверсификации общемировых и резервных валют [5].
Некоторые исследователи видят в этом третью тенденцию, выражающуюся в возрастающем глобальном противостоянии мировых цивилизаций: европейской и совместно мусульманской, китайской и индуистской.
В-третьих, современная фаза геополитических отношений характеризуется растущим противостоянием в перераспределении энергетических ресурсов. В связи с этим нефть и газ являются самым сильным аргументом и, как мы увидим далее, аргументом, находящимся в значительной мере в распоряжении исламского мира.
В-четвертых, неоспорима тенденция диффузии, размывания государственного суверенитета государств-наций, который подрывается растущим влиянием транснациональных корпораций, неправительственных организаций, сепаратизмом регионов, международной преступностью, что, в свою очередь, ведет к увеличению энтропии и снижению управляемости международных отношений.
При этом отношение самого исламского мира к глобализации неоднозначно. С одной стороны, данное явление ведет к усилению видимого неравенства стран, входящих в состав исламского мира, как между собой, так и по отношению к за-
падным индустриально развитым странам. С другой стороны, глобализация способствует проявлению у исламского мира важных преимуществ: он может одновременно действовать в межгосударственной сфере (через государства и международные межправительственные организации), в идеологической (через систему исламских международных НПО, движений, общин, диаспор и проч.), в духовнорелигиозной (через сети мечетей и исламских духовно-просветительских центров).
Глобализация ведет к большей открытости, модернизации, либерализации, научно-техническому развитию, культурному обогащению исламского мира, его интеграции в глобальное пространство. Под воздействием глобализационных процессов усиливаются культурные, идеологические, социально-экономические связи народов исламского мира, идет формирование у мусульман транснационального политического самосознания.
Потенциал исламского мира, его значение при оценке современного мирового порядка и перспектив его развития. На наш взгляд, для исламского мира более удобно было бы использовать следующее определение, основанное на демографическом критерии: исламский мир — это совокупность государств, в которых большинство населения составляют мусульмане. Следует отметить, что в целях упрощения исследования данное определение в настоящей статье не охватывает, в частности, крупные мусульманские диаспоры в западных странах, которые, тем не менее, упоминаются нами как часть исламского мира.
Основным энергетическим ресурсом исламского мира является нефть. Данный ресурс занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Его доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет: 3% в 1900 г., 5% перед 1-й мировой войной, 17,5% накануне 2-й мировой войны, 24% в 1950 г., 41,5% в 1972 г., 48% в 2004 г. [8].
Мировая добыча нефти в настоящее время составляет около 3,8 миллиардов тонн в год, или 30 миллиардов баррелей. Таким образом, при нынешних темпах потребления разведанной нефти хватит примерно на 40 лет, неразведанной — еще на 10—50 лет. Также растет и потребление нефти — за последние 35 лет оно выросло с 20 до 30 миллиардов баррелей в год.
На сегодняшний день странами с крупнейшими запасами нефти, входящими в исламский мир, являются [6]:
Страна Запасы нефти, Процент Добыча на 2007 г.
млрд баррелей от мировых тыс. баррелей
запасов в день
Саудовская Аравия 264,2 21,3 10,234
Иран 138,4 11,2 4,043
Ирак 115 9,3 2,094
Кувейт 101,5 8,2 2,613
ОАЭ 97,8 7,9 2,948
Ливия 41,5 3,3 1,845
Казахстан 39,8 3,2 1,445
Нигерия 36,2 2,9 2,352
Катар 27,4 2,2 1,136
По доказанным запасам природного газа, который является в настоящее время вторым по важности топливом из разряда углеводородов, страны исламского мира расположились в следующем порядке:
Страна Доказанные запасы природного газа,
трлн куб. м Иран 26,74
Катар 25,78
Саудовская Аравия 6,9
ОАЭ 6,04
Азербайджан 6,0
Нигерия 5,23
Алжир 4,58
Ирак 3,17
Так, исламский мир обладает более чем 2/3 всех мировых запасов нефти и более 1/2 всех доказанных запасов природного газа, что, в ближайшей перспективе развития человечества, а также с учетом крайней зависимости Запада от данных энергоресурсов, придает данному субъекту международных отношений особую роль и значение. Разработка альтернативных источников энергии не смогла привести к существенному изменению сложившегося положения, что подтверждается в том числе и современным мировым финансово-экономическим кризисом, во многом обусловленным предшествовавшим ему лавинообразным ростом цен на энергоносители.
Впечатляющие природные ресурсы могут быть сравнимы лишь с демографическим потенциалом стран мусульманского мира.
Ниже приводится сводный список, подготовленный на основании данных официальных органов соответствующих стран, о населении государств — членов исламского мира.
Страна Население, Место в мире
человек
Индонезия 231 627 000 4-е место в мире
Пакистан 163 707 000 6-е место в мире
Бангладеш 158 665 000 7-е место в мире
Нигерия 148 093 000 8-е место в мире
Египет 75 498 000 16-е место в мире
Турция 70 586 256 17-е место в мире
Иран 70 495 782 18-е место в мире
Мы не привели данные по всем странам, указав на наиболее густонаселенные государства, чтобы проиллюстрировать распределение человеческих ресурсов в Организации «Исламская конференция». Тем не менее, необходимо отметить, что всего население государств — участников только ОИК насчитывает 1 468 119 824 человека по состоянию на июль 2008 г. [10].
Особое место в данном контексте занимают выходящие на лидирующие позиции в самом исламском мире мусульманские диаспоры стран Запада, которые
появились и развились благодаря глобализационным процессам и которые демонстрируют способность сформулировать адекватный ответ ислама на современные вызовы. По оценкам различных источников, мусульманское население только Западной Европы достигает примерно 25 миллионов человек. В целом же мусульманские меньшинства — диаспоры составляют на сегодняшний момент примерно четверть всего населения исламского мира.
Данная часть исламского мира представлена достаточно большим количеством (по крайней мере, по сравнению со странами зоны распространения ислама) высокообразованных в соответствии с западными стандартами политически активных мусульман, знакомыми с реалиями жизни на Западе и способными критически осмыслить с позиций ислама наследие западной культуры и философии. Так, например, мусульмане США, согласно журналу «Wall Street Journal», являются самой высокообразованной группой населения страны. 59% американских мусульман имеют, как минимум, степень бакалавра.
Многие исследователи, в том числе и мусульманские, предполагают, что на основании именно этой части исламского мира появится новое поколение, условно называемое Homo Islamicus — поколение мусульман, действительно обладающих вненациональным и внегосударственным самосознанием себя как только мусульман.
Отдельного упоминания заслуживает стабильно растущий финансовый потенциал исламского мира, становящегося все более крупным инвестором в экономику западных стран.
Косвенным, но значительным свидетельством того, что страны — члены исламского мира получают признание данного потенциала, является то, что представители исламского мира оказались в составе Большой индустриальной двадцатки, а именно министры финансов Индонезии, Саудовской Аравии и Турции. Так, они участвовали в саммитах, проходивших как в ноябре 2008 г. в Нью-Йорке, так и в апреле 2009 г. в Лондоне и посвященных обсуждению и выработке мер по преодолению мирового финансово-экономического кризиса.
Исламский мир — активный участник мировой политики. Растущая, несмотря на возникающие в XXI в. проблемы и вызовы, экономическая мощь стран — членов исламского мира закономерно приводит к тому, что исламский мир все активнее участвует в формировании облика современной мировой политики.
Исламский мир, помимо прямого взаимодействия на межгосударственном уровне, выступает как самостоятельный актор в лице следующих основных организаций: Организация «Исламская конференция», Всемирная исламская лига, Лига арабских государств, Исламская восьмерка, Всемирный исламский конгресс.
Наибольшую роль среди данных формирований играет Организация «Исламская конференция». На сегодняшний день данная межправительственная организация включает 57 государств-участников, которые объединили свои усилия для отстаивания общих интересов и обеспечения прогресса и благосостояния как своих народов, так и других немусульманских наций по всему миру [9].
Ввиду этого именно Организация «Исламская конференция» как уникальная в своем роде международная политическая организация, являющаяся второй по величине межправительственной организацией после Организации Объединенных Наций и включающая в свой состав государства, находящиеся на четырех континентах, стала без преувеличения коллективным голосом исламского мира и одновременно тем системообразующим моментом, который привел к признанию неоспоримого факта существования исламского мира как наделенного самостоятельной политической волей субъекта международных отношений. ОИК была создана ввиду насущной необходимости защиты и обеспечения интересов исламского мира в духе развития мирного сотрудничества и гармонии между всеми народами земли [9].
В качестве иллюстрации степени активности организаций исламского мира можно снова обратиться к примеру ОИК. По истечении 38 лет деятельности организация включает в себя 57 государств. На сегодняшний день ОИК охватывает 21% от населения планеты и объединяет треть государств — членов ООН, обладающих 70% мировых запасов нефти и 50% мировых запасов газа.
Следует отметить, что основным направлением деятельности вышеназванных организаций как формирований исламского мира в мировой политике является обеспечение интересов и решение внутренних проблем стран — членов исламского мира.
В частности, основными направлениями деятельности ОИК в последний период являются урегулирование арабо-израильского конфликта, борьба с международным терроризмом и оказание в этой связи поддержки Ираку и Афганистану.
Вышерассмотренные организации позволяют мусульманскому миру при наличии желания существенно влиять на мировую политику. Достаточно привести в качестве примера основанное на политических мотивах нефтяное эмбарго 1974 г. (в поддержку Сирии и Египта в 1973 г. в ходе войны Судного дня против вооруженного с непосредственным участием США Израиля), которое привело к драматическим экономическим и политическим последствиям в США и Европе.
Схожий характер носят недавние события, связанные с бойкотом датских продуктов, вызванным скандалом вокруг карикатур на пророка Мухаммада. При этом необходимо подчеркнуть, что данные акции в большинстве своем не были поддержаны мусульманскими правительствами, что особо показывает силу и влияние исламского мира как огромного сообщества, обладающего общей волей и самосознанием.
Под воздействием и в результате глобализационных процессов не исключена и активизация региональной интеграции арабо-мусульманского мира, усиление голоса тюрко-мусульманского мира, российских мусульман, а также общая интеграция исламского мира на новых принципах.
В данном контексте особую важность, на наш взгляд, приобретает процесс интеграции Турции в ЕС.
Турция совершила решительный поворот в сторону Европы с тех пор, как Ат-татюрк констатировал конец Султаната в 1922 г. Эта линия последовательно продолжается многими турецкими правительствами. Принятие Турции в Евросоюз
будет являться завершением эпохи, когда Европа и христианство были синонимами. Впервые европейский, христианский мир намеревается включить в свой состав страну со значительным экономическим потенциалом, население которой является преимущественно мусульманским. Вместе с тем является очевидным тот факт, что отказ в принятии Турции в ЕС будет означать серьезную радикализацию широкого мусульманского мира и, безусловно, самой Турции, что осложнит и без того непростой цивилизационный диалог с исламским миром.
Членство Турции в ЕС представляет скорее формальную часть интеграции исламского мира в Европу. Фактическое взаимопроникновение, в том числе ввиду миграции значительных массивов мусульманского населения, уже началось и продолжается, о чем можно сделать заключение из размеров упоминавшихся выше мусульманских диаспор. Данное обстоятельство со всей очевидностью ставит страны, в которых возникают таковые диаспоры (Франция, Германия, Бельгия, Англия и др.) перед необходимостью построения цивилизационного диалога с исламским миром уже на своей территории.
Помимо этого, в XXI веке перед исламским миром и его участниками возникают новые проблемы и вызовы, олицетворением ответа на которые стал Десятилетний план действий государств — участников Организации «Исламская конференция», принятый на третьей внеочередной сессии Исламского саммита, проведенного в Мекке в декабре 2005 г.
Основными направлениями совместных действий в соответствии с данным планом являются укрепление толерантности и сдержанности, модернизация и реформы во всех сферах деятельности, включая науку, технологии, образование, улучшение торговли, внедрение современных методов управления и укрепление прав человека в исламском мире, а также семейные ценности, поощряемые исламом [9].
На саммите, состоявшемся 13—14-го марта 2008 г. в столице Сенегала Дакаре, Организацией «Исламская конференция» была принята резолюция о предоставлении экономической помощи экономически отсталым странам — членам ОИК, в частности, африканским государствам, расположенным к западу от Сахары; определен формат предоставления им долгосрочных кредитов; принято решение о пополнении Фонда исламской солидарности на 10 млрд долл. В исламских кругах осознают, что в настоящее время исламский мир столкнулся с рядом проблем. Это, в частности, экономическая и социальная отсталость, внешние воздействия, изоляция, которые можно преодолеть, восстановив основополагающие принципы ислама.
В контексте уместно также отметить принятую на том же саммите Специальную программу по развитию Африки, а также проведенную первую конференцию о гуманитарных и благотворительных организациях.
Особое место в деятельности и нормотворчестве стран и организаций исламского мира занимает борьба с терроризмом.
На 26-м Совете министров иностранных дел в июле 1999 г. была принята Конвенция ОИК по борьбе с международным терроризмом. Отсюда можно сделать вывод о том, что ОИК дальновидно понимала опасность данного явления и зара-
нее предпринимала необходимые шаги. В апреле 2002 г. была принята Декларация по международному терроризму. В то же время был создан постоянный Комитет по международному терроризму в составе 13 членов на уровне министров, которому предоставили рекомендательные полномочия в сфере борьбы с одной из главных угроз XXI в.
Поддержке исламского мира обязано своим возникновением такое понятие, как диалог цивилизаций, впервые введенное Мухаммадом Хатами в 1998 г. Вскоре ООН объявила 2001 г. годом диалога цивилизаций. Помимо этого данное понятие дало жизнь таким организациям, как Организация диалога цивилизаций, Центр диалога, Институт межрелигиозного диалога и особо выделяемый нами Альянс цивилизаций.
Инициатива создания Альянса цивилизаций принадлежала испанскому премьер-министру Жозе Луису Родригесу Сапатеро и заключалась в предложении объединить силы арабо-мусульманского мира и западных государств в борьбе против терроризма посредством политических, экономических и социальных мер, в противовес «Войне против терроризма», начатой США при Д. Буше и делающей упор на военные средства.
Кроме ОИК, данную инициативу при ее рассмотрении в ООН поддержала и Лига арабских государств.
Особое значение в условиях финансового кризиса приобретает явление исламского банковского дела.
Так, в экономике Ирана и Малайзии реализован целый ряд исламских принципов, которые придают ей существенное своеобразие, а в определенном смысле и уникальность. Здесь наряду с таким достаточно распространенным сегодня явлением, как беспроцентные банки, существенную роль играют исламские фонды, сочетающие в себе как экономические, так и социальные функции, поскольку они одновременно являются и крупнейшими холдинговыми компаниями, и источником благотворительности для многочисленных категорий «обездоленных», забота о которых объявлена приоритетным направлением в политике исламского государства [1. С. 372].
На международном уровне данная инициатива нашла свое воплощение в создании Исламского банка развития и ряда египетских банков, придерживающихся принципов банковской деятельности, соответствующих духу и букве Корана.
Среди международных направлений деятельности исламского мира также необходимо упомянуть миротворческую деятельность как в рамках ООН, так и в рамках ОИК, деятельность в рамках организации Европейско-средиземноморского сотрудничества и в решении вопросов, связанных с экологией.
Учитывая возрастающую роль исламского мира в современном политическом процессе, необходимо отметить то место, которое рассчитывает занять Россия. В частности, Москва сделала целый ряд шагов в сторону исламского мира, направленных на восстановление своего влияния. Среди наиболее важных шагов можно назвать: получение статуса наблюдателя в ОИК, создание ряда инвестиционных проектов с мусульманскими странами, возобновление экономических связей на Ближнем Востоке, приглашение лидеров ХАМАС в Москву. Политическое руководство России сегодня отмечает необходимость участия мусульманских
стран в построении многополярного мира и важность повышения роли исламского мира на международной арене.
Резюмируя вышеизложенное, мы считаем необходимым сделать следующие выводы.
Во-первых, в настоящее время, характеризующееся поисками путей совершенствования существующего миропорядка, появление нового самостоятельного актора в международных отношениях, каким является мусульманский мир, чрезвычайно влиятельного ввиду возросшего самосознания, а также способности проводить единую политику, объединяющую до одной трети всех государств мира, располагающих половиной мировых запасов углеводородов и значительным человеческим и экономическим потенциалом, без преувеличения существенно изменяет сложившуюся мировую политическую систему.
В данном контексте нам кажется весьма актуальным озвученное В.В. Путиным предложение о включении одной из стран исламского мира в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН. Данное нововведение более адекватно отражало бы сформировавшийся баланс политических сил и интересов на мировой арене.
Во-вторых, вместе с тем исламский мир еще только находится на стадии формирования в единую политическую силу. Это обусловлено известной слабостью его экономической составляющей и необходимостью преодоления ряда политических разногласий.
В-третьих, несмотря на наличие положительного исторического опыта «волевой» модернизации, большинство государств исламского мира остаются на стадии аграрных обществ либо обществ, кардинально зависящих от экспорта углеводородов.
Следует также отметить, что данные выводы можно рассматривать с известной долей осторожности, т.к. на опыте европейских стран можно утверждать, что собственно религиозная самоидентификация и групповая идентификация снижаются с развитием постиндустриального общества, к чему в свое время начнет приходить и исламский мир.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Алаев Л.Б. Политические системы и политические культуры Востока. — М., 2007.
[2] Архипов С. Финансовый кризис в России и в мире. — М., 2009.
[3] Бельков О.А. Мироустройство XXI: мировоззрение, миропорядок: опыт гуманитарносоциологического исследования. — М.: Книга и бизнес, 2007.
[4] Мухаев Р.Т. Политология — М., 2009.
[5] Предложения Российской Федерации к саммиту «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 года). По материалам официального сайта Управления делами Президента РФ: http://kremlin.ru/text/docs/2009/03/213992.shtml
[6] http://www.bp.com — BP Statistical Review 2008.
[7] http://www.fao.org/faostat/foodsecurity/index_en.htm — официальный сайт ПСО ООН.
[8] http://www.iea.org/textbase/nppdf/free/2007/key_stats_2007.pdf — Key World Energy Statistics 2007 (by International Energy Agency).
[9] www.oic-oci.org
[10] http://www.un.org/esa/population/publications — United Nations World Population Prospects 2008.
THE ISLAMIC WORLD IN MODERN WORLD POLITICS
Achmad Bashir
The Department of Political Science Russian People’s Friendship University Mikluho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
The article concerns the Islamic World’s place and role in contemporary world politics with a view to its energetic, demographic and growing economic potential, as well as to the contemporary world order’s substantial characteristics and to the tendencies of forming up a new world order.
Key words: Islamic World, globalization, modern world order, world political system, international relations.