Научная статья на тему 'Ислам и современные мирополитические процессы'

Ислам и современные мирополитические процессы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
432
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамаладзе М. С.

В статье анализируются причины активизации исламского фактора, особое внимание уделяется проблеме политизации ислама, появлению исламского фундаментализма, соотношению понятий «фундаментализм» и «экстремизм». Также автор рассматривает деятельность исламских международных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islam and the current political processes in the world

The author analyzes the reasons for activization of the Islamic factor. Special attention is paid to the problem of politicization of Islam, emergence of Islamic fundamentalism and the relation between the concepts of "fundamentalism" and "extremism". The activity of the Islamic international organizations is also described in the article.

Текст научной работы на тему «Ислам и современные мирополитические процессы»

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

М.С. Мамаладзе

ИСЛАМ И СОВРЕМЕННЫЕ МИРОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

К концу XX в. и особенно в начале XXI в, в мирополитических процессах заметно возросла роль ислама, исламских государств и исламских международных организаций. В научной литературе и политике этот факт получил название «исламского возрождения»1. В это время во многих странах Азии, Ближнего Востока и Африки происходили процессы усиления религиозных мотивов в официальной идеологии, утверждение мусульманских принципов ведения экономики, морали. В настоящее время мусульманские страны имеют большее влияние в мировой политике, чем в прошлые десятилетия и даже века.

В данной статье предпринимается попытка проанализировать значение ислама в мировой политике.

Сегодня роль ислама как мировой религии и особенно как фактора мировой политики стремительно увеличивается. Сейчас в мире свыше 1,3 млрд человек исповедуют эту религию, при этом количество приверженцев ислама постоянно растет. По прогнозам ООН, при условии сохранения этой тенденции через 20 лет каждый третий житель Земли будет мусульманином.

Рост численности мусульман наблюдается не только в традиционных районах проживания, но и за их пределами. Так, в США уже насчитывается около 10 млн мусульман, во Франции - около 6 млн, в Бразилии - свыше 5 млн, в Германии - 3,6 млн, Великобритании - свыше 1,5 млн, Италии - свыше 1 млн, Японии - около 1 млн, Голландии - почти 1 млн и т. д.2

Надо сказать, что сам Исламский мир не является однородным/ Он представлен и богатыми государствами, имеющими миллиарды нефтедолларов, и беднейшими странами мира. По политическому устройству государства мусульманского мира достаточно дифференцированы: это феодально-теократические и конституционные монархии, светские и исламские республики.

Во всех этих странах ислам оказывает значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государств.

Возрастающее значение исламского фактора в мировой политике связано не только с наличием обширной территории, людских ресурсов, но и стратегическим положением региона, природными богатствами, духовно-историческим потенциалом ислама.

Колоссальные запасы нефти и газа и других не возобновляемых полезных ископаемых увеличивают геополитическую и геоэкономическую значимость региона в современном мире3.

К тому же регион обладает торгово-экономическими возможностями. Мусульманский мир - это огромный рынок, где происходит интенсивное движение мировых капиталов.

Важным является и тот факт, что в мусульманском мире сходятся основные воздушные и сухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией.

Мусульманский мир не однороден. Он многолик и сложен. По этой причине в геополитических проектах он выступает не только как самостоятельный игрок, но и используется

О М.С. Мамаладзе, 2006

нередко как инструмент иных сил, действующих на международной арене. В Исламском мире есть большое количество субъектов политического действия, которые и формируют исламский фактор, вследствие чего исламский фактор рассматривается в первую очередь как политический4.

Впервые значительный интерес к нему появился уже после победы в 1979 г. исламской революции в Иране. Впоследствии в научный и политический лексикон вошло понятие политического ислама. Сегодня процессы, происходящие в Исламском мире, позволяют говорить о политизации религии в мусульманском мире, об усилении политической составляющей в структуре этой религии.

В. Попов, представитель МИД РФ по связям с ОИК и другими исламскими международными организациями, говоря о влиянии ислама в мусульманском мире, выделяет две особенности этой религии. Во-первых, ислам - это не только свод духовных канонов, но и образ жизни. Эта религия проникает практически во все сферы жизнедеятельности верующих и строго регламентирует поведение людей.

С другой стороны, в исламе нет разделения на светскую и духовную власть. В большей части мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока религия не отделена от государства.

Однако на практике политизация ислама произошла приблизительно в последние десятилетия. В научный и политический лексикон вошли такие понятия, как «политический ислам», «исламский радикализм», «исламский фундаментализм», "Islamic Resurgence", "Islamic Revival"; зачастую между этими понятиями ставится знак равенства5.

Стоит отметить, что фундаментализм не всегда равен политическому радикализму и экстремизму. Фундаментализм выступает за возвращение к истокам веры или богословской основе вероучения, за возврат вере ее изначальной чистоты. Этот термин впервые употребили протестанты, которые отрицали модернистские идеи в протестантизме. Сегодня же понятие «фундаментализм» применяется и к другим конфессиям, а именно к исламу.

По мере возрастания политической компоненты в исламе ученые и журналисты, пытаясь разъяснить суть различных проявлений этого феномена, внесли серьезную путаницу.

Г.И. Мирский в статье «"Политический ислам" и западное общество» выделяет фундаметнализм оборонительный (направлен на сохранение и очищение веры) и наступательный, содержащий в основе принцип «джихада». Вторая разновидность исламского фундаментализма известна как исламский радикализм (исламизм). Во главу угла ставится принцип джихада как необходимой борьбы (даже вооруженной) с христианским, по их мнению, безбожным и материалистическим Западным миром. В исламизме Запад представлен как враг ислама. При этом фундаментализм (салафия) выступает для сторонников исламизма идейным основанием, но не главным и не единственным6.

Абсолютно бесспорно, что исламский фундаментализм имеет в современном мире огромное влияние. Говоря о причинах этого явления, стоит отметить, что ряд авторов сходятся во мнении, что фундаментализм «является реакцией на модернизацию и глобализм»7.

Желание правящих кругов ряда западных государств насадить свой образ жизни, восприятие мира, стремление получить доступ к нефтяным богатствам мусульманских стран являются в значительной степени причиной политической и религиозной радикализации в Исламском мире.

Существует точка зрения, согласно которой активизация исламского радикализма связана с биполярной системой международных отношений. США и СССР в борьбе за передел геополитического пространства «использовали тактику поддержки экстремистских движений в различных регионах мира как эффективное средство достижения собственных целей»8. Например, в 1979 г. войска СССР оккупировали территорию Афганистана с целью поддержки режима просоветского правительства Народно-демократической партии Афганистана. В свою очередь, США содействовали созданию международной организации, которая впоследствии легла в основу движения Талибан; американцы помогали афганским моджахедам в борьбе против коммунистического правительства и поддержавших их советских оккупантов.

Кроме того, в период «холодной войны» правительства таких стран, как Алжир, Турция, Иордания, Египет, Израиль и др., в какой-то мере «смотрели сквозь пальцы» на деятельность исламских групп, рассматривая их как противовес распространению левых, просоветских идей. Это тоже способствовало успеху исламистов9.

Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме взаимосвязи ислама и терроризма. Сегодня в СМИ часто можно встретить понятие «исламский терроризм», что в корне неверно и оскорбляет чувства миллионов мусульман. Нельзя ставить знак равенства между терроризмом и какой-либо религией.

На сегодняшний день в массовом сознании происходит отождествление понятий «мусульманин» и «экстремист».

Следует отметить, что те экстремистские тенденции, представляющие опасность человечеству, которые выступают под знаменем ислама, также являются угрозой для самого ислама. Речь, в первую очередь, идет о радикальных доктринах ваххабизма, пакистанской секте Таблиг, положившей начало движению Талибан и др.

Крайне важно понимать, что ислам - традиционная религия, которая не может угрожать, т. к. основана на принципе «нет принуждения в вере».

Подводя итог, стоит сказать, что будущее развитие мусульманского мира полностью зависит от соотношения в исламе фундаментализма и экстремизма. Вполне возможно, что исламский фундаментализм отторгнет от себя экстремистские устремления и преобразуется в «некую "исламскую демократию", соседствующую с традиционными ценностями»10.

Как уже говорилось, Исламский мир достаточно многолик и состоит из многочисленных неоднородных акторов. Мусульманский мир представлен разнообразными международными организациями. Есть организации, занимающиеся культурной, просветительской, благотворительной деятельностью; они действуют в рамках законов своей страны. С другой стороны, существуют и оппозиционные, экстремистские неправительственные религиозно-политические организации (НРПО). Часто подобные организации ставят своей целью свержение правящих режимов своих стран и прибегают к насилию ради достижения их целей.

Отечественный исследователь И. Добаев предлагает следующую классификацию НРПО11. Он выделяет четыре поколения неправительственных религиозно-политических организаций:

НРПО 1-го поколения - это организации, требующие возврата к изначальным мусульманским ценностям, возрождения «золотого века ислама». Организации подобного рода используют насилие, представляя его как джихад (пример организации - «Братья-мусульмане»);

НРПО 2-го поколения - они появились в результате арабо-израильского противостояния на Ближнем Востоке (пример - палестинский Исламский джихад (ИД));

НРПО 3-го поколения - представлены афганскими группировками, появившимися в этом государстве в результате прихода к власти коммунистического режима и ввода в Афганистан советских войск (пример - движение Талибан);

НРПО 4-го поколения - это «знаменитая» «Аль-Каида», «Мировой фонд джихада».

Надо сказать, что НРПО имеют трансграничный характер, поэтому боевики действуют не только в родном государстве, но и в других странах.

Исламский мир представлен также благотворительными, культурными организациями; организациями, координирующими межгосударственные отношения и др. Можно отметить такие международные объединения, как Лига исламского мира, Всемирная исламская организация, Международная организация мусульманских женщин, Всемирная ассамблея исламской молодежи и многие другие. Специалисты отмечают, что организации в мусульманском мире формируются в соответствии со своими западными аналогами.

Особо стоит остановится на Организации Исламская Конференция (ОИК). Ее называют мини-ООН для мусульманского мира.

Созданная в 1969 г. ОИК включает в себя 57 членов. Поводом для создания организации стал поджог мечети Аль-Акса гражданином Австралии в 1968 г. В 1969 г. в Марокко проходила конференция Глав государств и Правительств мусульманских стран, на которой Саудовская Аравия предложила создать организацию.

Согласно Уставу, целями ОИК являются:

• укрепление солидарности между мусульманскими государствами-членами;

• поддержка сотрудничества между государствами-членами в научной, культурной, социальной, экономической и других жизненно важных областях, а также проведение консультаций между государствами-членами в международных организациях;

• содействие ликвидации расизма и колониализма во всех его формах;

• проведение необходимых мероприятий для поддержания международного мира и безопасности, основанных на справедливости;

• координация действий во имя освобождения и сохранения целостности святых мест и поддержки борьбы палестинского народа и оказания ему помощи во имя возвращения его прав и освобождения его территории;

• поддержка борьбы всех исламских народов во имя сохранения их достоинства, независимости и национальных прав;

• создание условий для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между государствами-членами и другими государствами12.

Таким образом, можно сделать вывод, что ОИК - межправительственная религиозная организация, имеющая широкую компетенцию и призванная обеспечить сотрудничество внутри Исламского мира.

Стоит отметить, что влияние ислама осуществляется и через многочисленные мусульманские общины, которые появились в Европе и Америке. С ростом численности мусульманских общин (Франция - 6 млн человек, Германия - почти 3 млн) исламский фактор стал также воздействовать как на внутреннюю политику западных государств, так и на их внешнеполитический курс. Особенно ярко это отразилось на позициях Парижа и Берлина относительно американо-британской операции в Ираке13.

Таким образом, влияние ислама на мирополитические процессы многообразно. Особое значение при этом имеют различные международные исламские организации.

1 Моренко КБ., Салахатдшова Л.Н. Миры ислама: к вопросу о масс-медийном моделировании. См.: ЬАр^Ллплпл'. politstudies.ru/forum/viewtopic.php? р=29&ыа=90е0^07697205а6с6674.

2 Россия и Исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия. Доклад Межфракционного депутатского объединения Государственной Думы федерального собрания «Россия - Исламский мир: стратегический диалог». М., 2004. С. 11.

3 Там же. С. 11.

4 Передел мира, ислам и российская политика. См.: http://balkaria.narod.ru/public/islam.htm.

5 Мирский Г.И. «Политический ислам» и западное общество // Полис. 2002. № 1. С. 78.

6 Там же. С. 78.

7 Фундаментализм. М., 2003. С. 6.

8 Овсянникова Е. Ваххабизм и исламский радикализм: теоретические и политические контексты // Власть. 2005. № 3. С. 42-43.

9 Мирский Г.И. «Политический ислам» и западной общество // Полис. 2002. № 1. С. 80.

10 Попов В. Исламский фактор в мировой политике // Азия и Африка сегодня. 2004. № 1. С. 12.

11 См. подробнее: Добаев И. Неправительственные религиозно-политические организации исламского мира // МЭиМО. 2002. № 4. С. 91-97.

12 Устав Организации Исламская Конференция // Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 450.

13 Попов В. Исламский фактор в мировой политике // Азия и Африка сегодня. 2004. № 1. С. 12.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.